Пятница, 5 Августа 2016 20:26
+28 облачно

Министерство экономического развития Республики Башкортостан

Основные итоги социально-экономического развития
Республики Башкортостан в 2015 году

Экономическая ситуация в 2015 году складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего, снижения цен на нефть, ослабления курса национальной валюты, продолжения действия экономических санкций со стороны Европейского союза и США, а также сужения инвестиционной активности (график 1).

График 1

Динамика мировых цен на нефть марки Urals
и курса рубля по отношению к доллару США в 2015 году 
1.png

Тем не менее, принимаемые меры государственного регулирования в рамках реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности дали определенные результаты.Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2015 год был принят в трех вариантах: «умеренно-оптимистичный», «базовый» и «дополнительный». На фоне макроэкономической нестабильности экономика развивалась в рамках «дополнительного» сценария, предполагающего замедление динамики или ухудшение темповых значений. Цена на нефть по году сложилась на уровне 51,2 долларов США за баррель в отличие от сценарных условий по «базовому» варианту прогноза в 100 долларов США за баррель. Курс рубля по отношению к доллару США при прогнозе в 37,7 рублей составил 60,7 рублей.

Оборот организаций в действующих ценах за 2015 год по отношению к 2014 году увеличился на 0,6%. В номинальном выражении он составил 2820,0 млрд. рублей против 2696,9 млрд. рублей годом ранее, что соответствует поставленной цели по достижению значений основных макроэкономических показателей в номинальном выражении на уровне не ниже 2014 года.

В положительной зоне сохранились темповые значения целого ряда базовых видов экономической деятельности. Индекс промышленного производства составил 101,0% при уточненной прогнозной оценке в 100,5%, темпы роста производства продукции сельского хозяйства соответственно – 103,2% при 102,1%, объема строительных работ – 100,2% при 91,4%.

Вместе с тем на фоне замедления темпов роста заработной платы, высокого уровня инфляции, а также снижения потребительского кредитования темп оборота розничной торговли по итогам 2015 года составил 88,0% при уточненной прогнозной оценке в 90,0% (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Индексы экономического развития, %

2.png

Нейтрализовать влияние внешнего воздействия на экономику в значительной мере позволили принятые «антикризисные» меры, которые были направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, отдельных видов экономической деятельности, предприятий и организаций республики, а также на обеспечение благоприятного инвестиционного климата и содействие реализации инвестиционных проектов. Часть мероприятий была нацелена на стимулирование жилищного строительства, реализацию дополнительных мероприятий в сфере снижения напряженности на рынке труда, предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта.

Своевременно принятые меры по повышению устойчивости экономики и социальной сферы позволили не только удержать ситуацию под контролем, но и увеличить доходную часть бюджета.

В консолидированный бюджет Республики Башкортостан поступило почти 144 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов с ростом к 2014 году на 11 млрд. рублей или на 8,2%.

Проводилась скоординированная и системная работа в рамках Комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2018 года, реализовывались планы мероприятий («дорожные карты») по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов республиканских органов исполнительной власти и муниципальных образований. Позитивный эффект имела работа с крупнейшими налогоплательщиками.

Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2015 год составили 179,7 млрд. рублей, с ростом по сравнению с 2014 годом на 0,1%.

В условиях бюджетных ограничений осуществлялась работа по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, их ориентированности на цели государственной политики, повышению качества управления бюджетными средствами.

Одним из основных приоритетов экономического развития является повышение инвестиционной активности.

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал в республике составил
316,7 млрд. рублей, или 100,2% к уровню 2014 года. По году ожидания согласно уточненной прогнозной оценке были более высокие – 104,3%. Замедление инвестиционной активности было обусловлено высокой стоимостью заемных ресурсов, удорожанием импортируемых инвестиционных товаров, ростом долговой нагрузки и ростом общей экономической неуверенности инвесторов. Вместе с тем, на общероссийском фоне, где наблюдалось снижение инвестиционной активности на 8,4% – это достаточно неплохой результат (график 2).

График 2

Динамика инвестиций в основной капитал

3.png

Государственная поддержка инвесторам оказывалась посредством предоставления налоговых преференций, применения механизмов Залогового фонда Республики Башкортостан. Реализовывались мероприятия в рамках участия республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации при информационно-методической поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

В части наращивания инвестиционного потенциала монопрофильных территорий – в Рабочую группу по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции были представлены инвестиционные проекты моногородов Белебей и Кумертау. По результатам проводимой работы достигнута договоренность между Республикой Башкортостан и некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» в части софинансирования строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногороде Кумертау.

Значительная работа была проделана в рамках решения приоритетной задачи по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. В частности, приняты законы о «налоговых каникулах» для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную и упрощенную системы налогообложения в производственной, социальной и научной сферах, о распространении «налоговых каникул» на бытовые услуги, а также о внесении изменений в патентную систему налогообложения. Увеличены более чем в 1,5 раза в 2015 году по сравнению с предыдущим годом объемы финансирования проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере социального предпринимательства. Создан Фонд поддержки инвестиционных инициатив для предоставления займов субъектам малого предпринимательства.

Это позволило не допустить массового сокращения численности субъектов малого и среднего предпринимательства в сложных экономических условиях. На 1 октября 2015 года численность субъектов малого и среднего предпринимательства составила 127,8 тыс. единиц при планируемом уровне в 130,0 тыс. единиц.

Особое внимание в прошедшем году уделялось внешнеэкономической деятельности. На фоне ослабления рубля по отношению к основным валютам, снижения цен на нефть, удорожания кредитных ресурсов, негативного влияния санкционного противостояния выйти на прогнозные параметры по внешнеторговому обороту не удалось. Внешнеторговый оборот по итогам 2015 года снизился на 48,6% и составил 7,1 млрд. долларов США против уточненной прогнозной оценки в 10,8 млрд. долларов США (график 3).

График 3

Динамика внешнеэкономических связей

4.png

Расширялось сотрудничество с государствами-партнерами, в первую очередь на уровне регионов – активно продвигалось взаимодействие с провинциями Китайской Народной Республики. Несмотря на сложные условия развития, в Республике Башкортостан были проведены мероприятия саммитов ШОС и БРИКС, в ходе которых повысилась узнаваемость региона на международном уровне.

В сложной экономической ситуации большое внимание уделялось регулированию ситуации на рынке труда. Количество зарегистрированных безработных увеличилось с 23,0 тыс. человек на 1 января 2015 года до 26,1 тыс. человек на 1 января 2016 года. Уровень зарегистрированной безработицы к концу 2015 года составил 1,3% против 1,2% в 2014 году. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) по итогам 2015 года составил 6,1% при 5,3% годом ранее (график 4).

График 4

Уровень безработицы и численность официально зарегистрированных безработных

5.png

На реализацию государственной политики занятости населения Республики Башкортостан в 2015 году направлено 1,7 млрд. рублей, в том числе на социальные выплаты безработным гражданам 1,2 млрд. рублей.

Объем финансирования мероприятий по снижению напряженности на рынке труда составил 230,3 млн. рублей. Принятые меры позволили трудоустроить на временные работы около 1,0 тыс. человек, направить на профессиональное обучение 4,5 тыс. человек, реализовать 69 социальных проектов в сфере малого предпринимательства.

Еще одно важное направление деятельности Правительства Республики Башкортостан с учетом нестабильной ситуации на рынке труда и высокого уровня
инфляции – повышение доходов населения.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2015 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 7,7% и составили около 28,0 тыс. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с 2014 годом сложились на уровне 94,9% (график 5).

График 5

Динамика денежных доходов населения

6.png

Среднемесячная заработная плата по итогам 2015 года в номинальном выражении увеличилась на 3,2% до 25,8 тыс. рублей, в реальном снизилась на 9,6% (график 6).

График 6

Динамика среднемесячной заработной платы

7.png

В рамках Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Республики Башкортостан осуществлялась индексация размеров тарифных ставок первого разряда основных профессий рабочих темпами, опережающими рост потребительских цен на товары и услуги. Размеры тарифных ставок первого разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности с 1 января 2016 года увеличены на 10,9%.

В 2015 году достигнуты целевые соотношения заработной платы по всем установленным категориям работников в рамках повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации.

Большое внимание Правительством Республики Башкортостан в 2015 году также уделялось вопросам повышения эффективности управления государственными активами и ресурсами, привлечения средств из федерального бюджета на решение приоритетных задач в социально-экономическом развитии, создания комфортной среды для жизнедеятельности людей, обеспечения устойчивого, сбалансированного социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, развития стратегического планирования.

В условиях сохраняющейся нестабильности деятельность Правительства Республики Башкортостан в 2016 году будет направлена, в первую очередь, на продолжение деятельности по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также на создание условий по формированию инновационной экономики, укрепление человеческого капитала, обеспечение достойного уровня жизни.