Меню

Белорусскому костюму вышивка какого цвета придавала магическую силу



Разбираемся в нашей традиционной вышивке !

Ручная вышивка – одно из самых распространённых и доступных видов женского творчества. Пожалуй, сложно найти такой народ, чей национальный костюм не был бы отделан орнаментом. Возникшее очень давно, данное искусство создало у разных национальностей присущие только им традиции вышитых узоров.

На Руси домашняя вышивка была известна и распространена повсюду, поскольку для этого занятия не требовалось никаких специальных приспособлений, только холст, нитки и иглы. И было это занятие исключительно женским, постигалось с 8-9 лет, когда крестьянские девочки начинали готовить себе приданое. Шутка ли, к свадьбе нужно было припасти не менее 40 полотенец. Эта кропотливая работа порой занимала несколько месяцев.

В русских деревнях именно женщины хранили обряды, обеспечивающие благо семье. К вышиванию обычно приступали после прядения и ткачества, когда дни становились длинными и светлыми. И украшая ткань яркими узорами, девушки и женщины искренне верили в их чудесную силу.

Белорусская вышивка и первое упоминание о вышивке в Беларуси

Ранние узоры белорусской вышивки обнаружены на остатках кожаной обуви Х-ХIII веков. Самыми распространёнными были простейшие узоры-символы: ромбы, разделенные на 4 части, квадраты, кресты, треугольники, кольца и т.п. Они сохранились и в вышивке ХIХ–ХХ вв. В древней символике отражалась языческая мифология – изображения символов солнца, древа жизни, полей, птиц, воды. Использовали льняные и шерстяные нитки. Орнаментальную вышивку размещали на рукавах, воротниках, подолах сорочек, фартука, головных уборах. Так же орнаментами украшали мужские шейные платки, скатерти и обрядовые рушники. Техника вышивания совершенствовалась наравне с эволюцией одежды (различные способы изготовления и декорирования) и развитием прядения и ткачества.

Белорусская народная вышивка характеризуется соединением различных способов и приёмов в одно фактурное и композиционное целое. Обладает орнаментальными и технологическими региональными особенностями, и отличиями. Так, наиболее богатым декорированием выделяется вышивка Поднепровья, центральной Беларуси, Восточного и Западного Полесья. К 50-м годам традиционную счётную технику с геометрическим орнаментом заменила свободная полихромная гладь и свойственные ей цветочно-растительные узоры. Такой тип орнаментации наиболее часто встречается на рушниках из Дрогичина.

К началу 20 в. вышивка приобрела форму промысла, появились вышивальные мастерские, продукция которых экспортировалась в другие страны. В 50-е годы в таких городах, как Слуцк, Бобруйск, Витебск работали вышивальные артели, которые потом трансформировались в фабрики художественных изделий.

Нитки и способ вышивания

Белорусские вышивальщицы использовали как хлопчатобумажную пряжу натурального белого цвета, так и окрашенную в синий и чёрный цвета. Льняная и шерстяная нити были менее популярны, в основном их применяли в строчевом шитье и для орнаментации суконных и шерстяных тканей.

Способ вышивки «вперёд иглу» представляет собой пропускание нити через ткань от правой руки к левой. Шов выглядит как пунктирная линия, в которой длину стежков и интервалов можно варьировать по необходимости.

При выполнении шва «за иглу» нить также ведут от правой руки к левой, но иглу вкалывают за ниткой на расстоянии одного стежка, а выводят на поверхность на расстоянии 2 стежков от того места, где нить выходит из ткани. Таким образом с лицевой стороны получается пунктирная линия, а с изнанки- сплошная.

«Стебельчатый» шов представляет собой плотно прилегающие друг к другу стежки, каждый из которых выступает из-за предыдущего наполовину.

Вышивка «набором». Выглядела как орнаментальная полоса – бордюр, образованная определённым количеством рядков шва «вперёд иглу». Нить протягивалась сразу во всю длину или ширину узора, и каждый последующий ряд оказывался на одну горизонтальную нить ниже предыдущего. Такой способ вышивки использовали для украшения полотенчатых головных уборов, праздничных сорочек, фартуков.

Вышивка «крестом» – счётный вид рукоделия, с множеством разновидностей.

Простой «крест» – два диагонально перекрещивающихся стежка.

«Полукрест» – это первый стежок при выполнении простого «креста».

Двойной «крест» – когда чередовали простые «кресты» с небольшими прямыми между ними.

Ещё одна традиционная разновидность белорусской вышивки называлась «пляцёнка». Внешний вид её напоминает косичку из коротких стежков, заходящих друг на друга.

Читайте также:  Как изменить цвет жидких обоев колером

Значительное место в белорусской вышивке занимают и швы «гладью», прямой и косой, а также свободный.

прямая гладь косая гладь свободная гладь

Традиционные цвета белорусского национального орнамента

В Беларуси чистота узоров сохранялась вплоть до ХХ в. Наши цвета – это красные узоры и белый фон. Белый цвет – символ чистоты, а красный – цвета солнца и крови, как жизненной силы. В конце XIX в. белорусские вышивальщицы стали использовать чёрный цвет, но не в качестве преобладающего, а для оттенения красного. В народных костюмах также иногда можно встретить синий и жёлтый цвета.

Основные символы белорусской вышивки

Белорусский национальный орнамент является не просто украшением наряда, в нём каждый узор имеет свой смысл и сакральное значение. Это особый шифр нашего народа, элементы которого символизируют красоту и добро, дают надежду и силы, воплощают любовь и уважение человека к родной земле и своим предкам.

В основном в белорусском орнаменте прослеживается чёткая геометрия: узоры выстраивались в виде геометрически правильного куба, или состояли из квадратиков и ромбиков.

Узоры жизни

Расцвет природы и жизни отображали, вышивая символ Солнца, который часто объединяли с символом Земли. Такой узор встречался в каждом крестьянском доме, поскольку его считали чудодейственным.

Начало всего живого – мать. Поэтому её образ – один из самых популярных узоров жизни, отношение к которому у наших предков было очень трепетным.

Бездетным семьям вышивали образ Матери-Рожаницы. А чтобы оградить детей от дурного глаза и несчастья также использовали специальный знак-оберег.

Узоры, отображающие праздники

Жизнь любой деревни не обходилась без праздников, которые тоже отражались в вышивке. Например, купалье, масленица или свадьба.

Узоры плодородия и урожая

В языческие времена в большом почёте были Солнце и Земля, поскольку благодаря их союзу каждый год вырастает урожай. Символ пробуждения природы и солнца – Ярило, которого часто изображали верхом на лошади. Ещё одним важным символом была Житная Баба.

Лирические и поэтические настроения в народном искусстве выражались посредством изображения птиц. Кукушка, например, символизировала овдовевшую женщину, соловей – поэта, воспевавшего любовь, сокол выступал образом любимого, а орёл олицетворял героя. Символом же любви и мира стал голубь. Пара голубей с обращёнными в одну сторону головами – молодая пара. Если птицы смотрят друг на друга, а между ними ещё и цветочный букет изображён, – это говорит о любви в самом её расцвете. Ну а когда оба голубя отвернулись в разные стороны, всё, любовь, к сожалению, закончилась.

Образы языческой мифологии

У белорусов, как и у большинства народов, ранее существовал культ священного древа жизни. Священные дубы находились в центре капищ, и эти деревья нельзя было рубить, иначе навлечёшь на себя и свой род несчастье. Древо жизни олицетворяло вечную жизнь, поэтому этот узор был одним из главных образов, которые использовали мастерицы в своей вышивке.

Берегиня – покровительствовала семейному очагу, рукоделию и хозяйству.

Также в узорах использовались и другие символы, которые дополняли общую картину вышивки. Например, символы богов, наших предков, человека, хлеба или женской доли.

Примечательно, что белорусы не использовали узоры, которые бы символизировали смерть или горе.

Орнамент как разновидность народной магии

Наши предки считали, что с помощью орнамента можно защититься от зла, обратиться к богам за благословением, не местные же, благодаря вышитым узорам могли получить представление о мировоззрении людей, главенствующем в той или иной местности.

Нательную рубаху всегда шили с магической предосторожностью, поскольку она не только согревала, но и отгоняла злые силы, а душу удерживала в теле. При кройке ворота вырезанный лоскут необходимо было протащить внутрь будущей одежды, такое движение – внутрь – делалось для сохранения и накопления жизненных сил.

Читайте также:  Длинная кружевная юбка зеленого цвета

Орнамент же обязательно вышивали в таких местах, как ворот, рукава, подол, на головных уборах – в обрамлении лица. Считалось, что зло может получить доступ к телу через открытые места. А обережная вышивка поможет их обезопасить. Древние белорусы также верили, что узоры-обереги на одежде помогают не хуже врачевателей того времени. Поэтому, когда кто-то болел, то на его рубахе мастерица вышивала определённые знаки, способствующие скорейшему выздоровлению.

Существовала в народе и традиция обрядовых рушников. Когда случалось какое-либо несчастье – неурожайность или засуха, например, – то женщины собирались вместе у кого-либо дома и ткали рушник, а затем вышивали на нём определённый узор. После изделие относили на могилу предка, чтобы тот отвёл от деревни беду.

Смысловое значение таких узоров, как и обряд их чтения, передавалось мастерицами от старшего поколения младшему вплоть до начала XIX века. А затем сакральный смысл народной вышивки стал постепенно забываться, и вышивальщицы помнили только, что в них заключены силы добра.

текст: Екатерина Голубничая

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Тесты для учащихся 5 класса Вышивка счётные швы
тест по технологии (5 класс) по теме

Тесты предназначены для тематического контроля знаний, самостоятельной подготовки учащихся к олимпиаде

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_5_klass_-_ruchnaya_vyshivka_-_schyotnye_shvy.doc 383 КБ

Предварительный просмотр:

Технология ручной вышивки

ТЕСТ 25 Ручная вышивка

1. По узорам на одежде можно было узнать:

а) уровень мастерства её владельца;

б) родословную человека, место его проживания;
в) вид декоративно-прикладного искусства.

2. Какой вид вышивки относят к счетным швам?

а) «крест», «набор», «роспись»;

б) «ришелье», «крест», «мережка»;

в) «гладь», «набор», «шов ёлочка».

3. Белорусскому костюму вышивка, какого цвета придавала магическую силу?

а) черного; б) красного; в) синего?

4. Национальная вышивка была связана с:

а) обычаями и обрядами; б) прядением и ткачеством;
в) отделкой изделия.

5. Считалось, что вышивка края одежды белорусского костюма:
а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;
б) охраняет от несчастий, отводит беду;
в) защищала от проникновения злых духов.

6. Пяльцы — приспособление в виде двух круглых или прямоугольных рам предназначены:

а) предохраняют вышитый узор от стягивания;

б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки;

в) для удобства прокалывания ткани иглой во время вышивания .

7. Для вышивки по счету нитей ткань используют:
а) полотняного переплетения, канву;
б) сатинового переплетения, канву;

в) репсового переплетения, с разреженной структурой.

8. Нитки для вышивки выбирают в соответствии :

а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы;

б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;

в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения.

9. Вышивание салфетки начинают с:

а) выравнивания ткани по основе и утку;

б) обрезания краев ткани; в) разметки места расположения вышивки.

10. Вышитые изделия утюжат:

а) с изнаночной стороны, через влажный проутюжильник, в любом направлении;

б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей ткани;

в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани.

10. Вышивка в технике «набор» представлена на рисунке:

ТЕСТ 28 Вышивка в технике «набор»

1. Вышивку в технике «набор» в Беларуси называли:
а) «нацяг», «прьщяг», «нашыванне уздоуж»;
б) «завалаканне», «нацяганне», «нацяг»;
в) «нацяганне», «працягванне», «нашыванне уздоуж».

а) двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество;

б) двустороннее скорое шитье с использованием стебель чатого шва;

в) шитье, напоминающее узорное ткачество, на основе не тельного шва.

3. Узор подбирают для «набора» так, чтобы:

а) стежки были очень короткими (0,1-0,3 см);

б) стежки были не очень длинными (не более 1,0 см);

в) стежки были разной длины (0,1-3,0 см).

4. «Наборы» различают:

а) вертикальные и косые;

б) косые и горизонтальные;

в) горизонтальные и вертикальные.

5. В технике «набор» выполняют:

а) геометрические бордюры и орнаменты;

б) растительные узоры и единичные мотивы;

в) односторонние узоры и геометрические орнаменты.

6. Место выполнения узора определяют с учётом:

а) толщины нитей и плотности ткани;

б) плотности ткани и цвета ниток;

в) ширины и сложности орнамента.

7. Стежки в «наборе» следует укладывать:

а) плотными рядами без просвета ткани;

б) редкими рядами с просветом ткани;

в) плотными рядами с просветом ткани.

8. Край бахромы можно обработать:

а) прямой строчкой, подшивочными стежками;

б) швом «за иголку», швом «козлик»;

в) зигзагообразной машинной строчкой, швом через край.

9. При вышивке «набор» используют шов:
а) «вперёд иголку»;
б) «назад иголку»;
в) «продёржка».

10. Окончательная обработка вышитых изделий включает в себя:

а) стирку, крахмаление, сушку, отутюживание;

б) стирку, крахмаление, сушку, отпаривание;

в) крашение, крахмаление, отутюживание, сушку.

ТЕСТ 30. Правила вышивания крестом

1. В качестве материала для вышивки в технике «крест» используют ткань … переплетения:

а) полотняного; б) саржевого; в) сатинового.

2. При вышивании счетными швами:

а) рисунок размечают на лицевой стороне ткани отдельными точками;

б) размечают все элементы рисунка в полном соответствии с эскизом или схемой;

в) рисунок не переводят, а вышивают по счету нитей в соответствии со схемой.

3. В технике вышивки «крест» необходимо вышить контур рисунка нитью в два сложения, применив шов за иголку. Во сколько раз увеличивается толщина нити при вышивке основного рисунка?

а) не увеличивается; б) в 3 раза; в) в 2 раза.

4. При вышивании крестом:

а) все верхние полукресты должны быть одинаково наклонены;

б) все верхние полукресты должны быть наклонены в противоположные стороны;

в) наклон полукрестов не регламентируется, а зависит от характера и содержания схемы.

5. В правильно выполненной вышивке «крест» на изнанке получают ряд:

а) косых стежков; б) прямых и диагональных стежков;

в) вертикальных и горизонтальных стежков.

6. Двойной (болгарский) крест вышивают:

а) рядами полукрест, укладываемых друг на друга;

б) вначале вышивают ряд простых крестов, а затем накладывают сверху ряд вертикальных и горизонтальных стежков;

в) вышивают каждый крестик в отдельности: вначале косые стежки, а затем вертикальные и горизонтальные.

7. Вышивка крестом относится к:

а) украшающим; б) геометрическим; в) счётным.

8. Игла для вышивки крестом имеет особенности:

а) тупое остриё, толстый стержень; б) большое ушко, толстая игла;

в) тонкая игла, маленькое ушко; г) тупое остриё, большое ушко.

9. Чтобы выделить отдельные участки вышивки крестом, применяют шов, изображённый на рисунке. Как он называется?

  1. При вышивании болгарского креста верхний стежок выполняют:

а) вертикально; б) горизонтально;

в) снизу-вверх справа-налево; г) снизу-вверх слева-направо.

ТЕСТ 28. Вышивка в технике «набор».

1б, 2а, 3б, 4в, 5а, 6в, 7а, 8в, 9а, 10а

ТЕСТ 30. Вышивка крестом

1а, 2в, 3в, 4а, 5в, 6б, 7в, 8г, 9- строчевой шов, 10 а,б

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии, в котором дети знакомятся с приемами вышивки шелковыми лентами.

Учебный кейс по технологии.Раздел: «Рукоделие»Тема: «Вышивка лентами»Цели: Расширить знания об истории вышивки и овладеть искусством вышивки лентами;закрепить навыки работы с т.

Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 9 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» — 20.

Здесь показаны работы учителя и лучшие работы детей, которые были показаны на мастер классе учителя .

При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету «Искусство» бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап).

При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету «Искусство» бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап).

Урок в 8 классе «ВЫшивка гладью», презентация, инструкционная карта.

Источник