Меню

Более одного цвета это как



Словарь теории цвета

Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.

Цвет — это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.

Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов — явно различные тона.

Контраст тона — различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны

700nm) и ультрафиолетовым (длина волны

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность — очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность — ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова — средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Читайте также:  Как подобрать цвет деревянного дома с зеленой крышей

Насыщенность одинаковая — та же интенсивность, различные тона.

Контраст насыщенности — различные уровни наполнения, тон одинаковый.

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Насыщенность/Saturation: 128

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.

Контраст яркостей — серый = ахроматичный.

Контраст яркостей — полное различие яркости.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Яркость/Value: 128

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Светлота/Luminance: 128

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Читайте также:  Aida 14 gamma белого цвета

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Источник

Комбинации цвета: принцип построения

lookcolor.ru » Теория цвета » Комбинации цвета: принцип построения

Основным инструментом для построения различных комбинаций цвета является цветовой круг. Он не только дает информацию о цвете: первичных, вторичных цветов; холодных, теплых оттенках, но и позволяет геометрически найти удачную пару (или триаду, тепраду и более) каждому цвету. Однако эффективное создание цветовых комбинаций не ограничивается только этим инструментом, хоть от него огромная польза. Чистые сочетания подобранные по принципу круга могут даже пугать своей несуразностью, чтобы довести их до «ума», стоит прибегнуть к понятию контрастов, а так же взять в обиход нейтральные, сложные цвета.

Создание и адаптация комбинаций цвета

Все комбинации цвета, построенные с помощью цветового круга, являются контрастом по тону. В большинстве случаев они уже сбалансированы по теплым и холодным цветам, хотя резонанс по светлому-темному, яркому-бледному – отсутствует.
Основным параметром адаптации будет углубление основного цвета, добавление контраста по свету и яркости.
А так же любое сочетание можно сгладить, добавив в него нейтральный оттенок: серый или бежевый.
Сделать комбинацию более глубокой можно за счет добавления к любому из цветов его более светлый или темный оттенок или стоящий рядом в цветовом круге (подобные цвет(а)).

Монохромная комбинация цвета

Если вы используете в композиции один цвет, то его оттенки должны быть как темными, так и светлыми, это придает объем, глубину, сочность цветовой гамме.

Комбинация дополнительных цветов

Дополнительные цвета – тона, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге. Сочетания дополнительных цветов первого и второго порядка (основные (первый порядок): красный, желтый, синий; второго порядка: оранжевый, пурпурный, зеленый) слишком кричащие, пронзительные, за счет чего кажутся вульгарными, а так же закрадываются сомнения по поводу возможность их использования. Однако такие комбинации цвета оттенков третьего порядка: красно-оранжевого, фиолетового, сине-зеленого, шартреза и. т. д., смотрятся более привлекательными за счет снижения «резкости».

Попробуем снизить интенсивность цветов первого и второго порядка: затемнить, добавить примесь других оттенков, сохраняя основной подтон. Тем самым мы получим более мягкие сочетания, которые за счет понижения навязчивости, откроют свою лучшую сторону. Если же в это сочетание еще добавить контраста по светлоте, насыщенности, то количество вариаций привлекательного сочетания увеличится в несколько раз.

Комбинация предельно удаленных пар

Такие пары так же находят с помощью цветового круга. Они менее пронзительные, чем дополнительные цвета, но, тем не менее, входят в категорию драматичных. Контраст по свету, яркости тонов для них будет более актуальным, чем для дополнительных, а так же добавление похожих и однотонных оттенков.

Читайте также:  Какие цвета подходят цветотипу мягкому лету

Добавляя в комбинацию нейтральных или однотонных (более светлых или темных) оттенков позволяет добиться контраста по светлоте, оставляя основные цвета в равной «силе» яркости и светлоте (темноте). Точнее акцент будет на основное сочетание, но баланс по яркости и контраст будет на высоте.

Комбинация подобных цветов

Подобными называют цвета стоящие рядом в цветовом круге.
Такие комбинации похожи на монохромные с одной лишь разницей, что в ней используются оттенки не одного тона, а производных этого цвета. Наличие светотени в таких комбинациях будет очень важным моментом для достижения выразительности, сбалансированности.

Близкие к похожим сочетаниям относятся теплые и холодные комбинации цветов.
О том, какие цвета теплые, а какие холодные так же можно узнать по цветовому кругу разделив его на две части: между зеленым и пурпурным. Желто-красная гамма будет относиться к теплым цветам, а зелено-сине-фиолетовая – к холодным. Подобные сочетания, не выходящие за пределы холодных и теплых цветов, будут считаться соответственно холодными и теплыми.
Контраст светлого-темного в таких комбинациях будет очень важным во избежание пресности.

Триады и более сложные комбинации

Как и сочетания дополнительных цветов, такие комбинации могут показаться с первого взгляда не привлекательными, однако, на практике в «голом» виде они тоже редко используются.
Триады и более – сложные комбинации, они имеют простор для творчества. В одном таком сочетании можно использовать практически все доступные контрасты (учитывая, что баланс теплых-холодных оттенков уже выведен).
В отличие от парных комбинаций в триадах доминантам является 1 цвет, все остальные оттенки – грамотное оформление, усиление центрального тона. Чаще всего это «пятно», значительно обрамленное другими оттенками: яркое и контрастное.

Как мы видим: основой для создания цветовых комбинаций является цветовой круг (который можно приобрести и всегда иметь с собой), но существуют и приемы сделать их лучше.

Цветовые комбинации за гранью цветового круга

Комбинации, подобранные по цветовому кругу эмоциональные и впечатляющие, однако изначальным «учителем» колористки была природа и некоторые сочетания до боли знакомые и «благополучные» для психики выбраны именно ей. Вы можете подробнее ознакомиться с природными палитрами и даже создать свою.

Так, комбинация оранжевого + зеленого — цветы, цитрусовые, закатные тона, зелень. Синий (голубой) + зеленый – небо, луга, леса. Желтый + синий (голубой) – солнце, небо. Фуксия + зеленый — цветы, зелень. Фуксия (пурпур) + красный – закатные тона. Розовый + зеленый – цветы, зелень. Холодный + теплый розовый – закатная гамма. Пурпур + синий (голубой) – закат, море. Желтый + зеленый – цветы, цитрусовые, зелень.

Это сочетания ярких оттенков, которые оставили яркое впечатление в сознании человека.

Природные комбинации с коричневым цветом

Основой для мягких комбинаций природного характера – это коричневый цвет. Он является нейтральным (как более темный оттенок бежевого цвета). Коричневый цвет – разнообразный и имеет широкий спектр оттенков. Сочетания с этими оттенками очень разнообразны, но имеют общее сходство: все подобранные оттенки должны быть лишены пронзительности: сложные и тягучие. Задача таких сочетаний нести мир, спокойствие и уравновешенность в нашу жизнь.

Комбинация с черным и белым цветом

Черный и белый цвет также, как и коричневый относятся к нейтральным оттенкам и базовым цветам, но в отличие от предыдущего цвета сочетания с ним имеют повышенный контраст, порой весьма далекий от природного.
И черный, и белый цвет являются холодными оттенками. Они оба подчеркивают основные цвета (их можно добавлять к любой гамме из цветового круга), но эффект от их присутствия разный. Черный концентрирует цвет, сужая пространство, белый же наоборот – расширяет, засветляя рядом стоящие оттенки.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

Источник