Ученые узнали, как выглядел конь Александра Македонского — Буцефал
Ахалтекинская лошадь на протяжении всей истории своего развития разводилась в чистоте с применением индивидуального отбора и подбора. Туркмены тщательно вели устные родословные на своих коней. Своеобразными были способы тренировки лошадей, которой занимались сейисы. Например, английский путешественник Дж.Фрезер в 19 веке писал: «Их методы тренировок больше похожи на методы, которыми у нас тренируют борцов или же любителей альпинизма, чем скаковых лошадей». Также воспитывали и бойцовые качества. Хорошо известный конь ахалтекинской породы Александра Македонского, Буцефал, совершал на поле брани невероятно сложные маневры – укрывал хозяина от стрел и копий, сам нападал на врага – теснил грудью и кусал. У генерала Корнилова был вороной ахалтекинец, когда в одном из боев в 1917 году во главе Текинского конного полка он попал в засаду, туркменский аргамак спас его. Лошадь была ранена, но вынесла хозяина из-под огня, и только после этого пала замертво. И таких примеров об этих уникальных скакунах можно найти множество.
В Туркмении есть оазис Ахал, где в давние времена жило племя теке. Они-то и считаются первыми заводчиками этих лошадей. Но, может быть, они вовсе не создали эту породу, а заимствовали у кого-то и сохранили. Ахалтекинцев считали одним из сокровищ Великого шелкового пути.
Историки Древнего Рима говорили об этих животных следующее: «Это кони достойные могущественных царей, прекрасные с виду, прекрасно выступающие под всадником, легко повинующиеся удилам; высоко несут они свою горбоносую голову, и со славой реют в воздухе золотые их гривы».
Вклад ахалтекинской породы лошадей в коневодство Востока и Запада огромен. Считают, что именно ахалтекинцы были среди предков чистокровной верховой породы, начиная с XIX века занимающей первое место по влиянию на другие породы. В истории формирования арабской породы также прослеживается ахалтекинское влияние. Ахалтекинская кровь течёт в лошадях донской и русской верховой пород. По словам крупнейшего советского ипполога В.О.Витта, ахалтекинская порода – это «золотой фонд культурной верховой лошади всего мира, последние капли того источника чистой крови, который создал всё верховое коннозаводство».
Ахалтекинцы участвуют в скачках на короткие дистанции, но также известны их дистанционные способности. В 1935 году был проведен конный пробег Ашхабад – Москва, где ахалтекинцы показали свою выносливость и силу, пройдя 4300 км за 84 дня, при этом безводные Каракумы они пересекли за три дня (360 км). Победителем Олимпиады 1960 года в Риме стал С.Филатов на Абсенте (золотая медаль). У ахалтекинцев хорошие прыжковые качества, их часто используют в разнообразных национальных конных играх, пробегах.
С древних времен ахалтекинец считался лошадью царей и великих полководцев. В своих походах ахалтекинцев использовали Чингисхан, персидский царь Дарий Великий, Иван Грозный, генералы Скобелев и Корнилов, маршал Жуков – все они на них ездили. И сейчас они считаются престижным подарком – их дарят президентам, монархам, крупным промышленникам. Ахалтекинец, текинец, аргамак – это лишь несколько из обиходных названий представителя чистокровной ахалтекинской породы лошадей. А какими эпитетами награждают этих коней их поклонники – «золотой конь», «небесный аргамак». Ни об одной другой породе лошадей не сложено столько легенд. И это неудивительно. Ведь ахалтекинская порода лошадей – древнейшая в мире. Портреты лошадей, в деталях повторяющие характерный облик ахалтекинцев можно увидеть и на стенах древнеегипетских храмов, и на скифских золотых вазах.
Точная дата выведения ахалтекинской породы неизвестна, однако самые ранние сведения об этой породе относятся едва ли не к IV-III векам до нашей эры.
Ярким свидетельством является находка артефакта, найденная в начале ХХ века в Северной части Китая – навершие в форме коня. Датирование навершия показало, что артефакт, относится к периоду между IV-I вв. до н.э.
Это единственное в мире, найденное на всей территории евразийских степей, бронзовое навершие с изображением коня, которое показывает, как возможно выглядел Буцефал Александра Македонского.
По единодушному заключению специалистов, эта находка является ритуальным навершием, которое также являлось символом власти правителя. Открытие навершия трудно переоценить, так как ничего подобного найдено не было.
Он представляет собой редчайший культовый предмет и по своему значению соответствует «царским штандартам» Египта и Вавилона. Применение навершия в различных церемониях при перемещении правителей, размещении его ставки, проведении определенных празднеств и ритуалов было несомненным. Подобные регалии, скорее всего, как и власть, передавались по наследству и могли принадлежать только царю.
Порода лошади на бронзовом навершии весьма напоминает скакунов одного из центров коневодства Древнего Востока – Ферганы. Ферганские «небесные» кони относятся к одной из наиболее ранних известных в мире пород культурной скаковой лошади быстрого и лёгкого восточного типов. Именно они являлись предками всех лучших азиатских пород лошадей: арабских, туркменских (ахалтекинских) и современных кыргызских.
Эти скакуны весьма ценились, т.к. имели элегантный и грациозный внешний вид, а также были намного быстрее и выносливее тех пород, которые в то время были распространены в Китае и Монголии.
Источник
Единорг и полководцы
Буцефал — любимый конь Александра Македонского — известен не меньше своего великого хозяина.
По свидетельству древних авторов, Буцефал происходил от варварского жеребца и фессалийской кобылы. Это было животное высокого роста, золотисто-рыжей масти. Отец Александра Филипп II приобрел его в 343 году до н. э., во время Олимпийских игр в Дионе, за 13 талантов (это примерно 340 килограммов? серебра).
Монета времен Филиппа, отца Александра Македонского. Кто изображен на ней? Александр и Буцефал?
Конь оказался с диким нравом, и никого не подпускал к себе.
А отгадка чуда была простой — Буцефал (так назвал Македонский коня) вырос в конюшне, и когда его выводили на яркий солнечный свет, которым так богата Македония, у ног его появлялась тень, жеребец пугался ее и шарахался, сбрасывая всадника.
Александр, которому было тогда всего 12 лет, догадался, что Буцефал просто боится теней, повернул коня мордой к солнцу и вскочил ему на спину. С этого дня они сделались неразлучны.
Есть и другая, легендарная версия этой истории. Согласно ей, Буцефал был не конем, а единорогом.
Единорога привели к его отцу, царю Македонии Филиппу, для продажи некий фессалиец или по другой версии — Александр получил его в дар от царицы Египта.
Диковинный зверь чувствовал страх приближающихся к нему людей и благодаря этому был непобедим. Только Александр был свободен от свойственного смертным страха.
Александр заспорил, что за нехваткой мужества или умения обуздать животное они упускают прекрасную возможность. Филипп сначала не обращал на него внимания, но мальчик настаивал, и наконец царь ответил ему раздраженно:
— Не считаешь ли ты себя искуснее этих взрослых воинов?
— Я смогу управиться с этим существом лучше, чем они, — упрямо сказал Александр.
Буцефала вывели на арену, фанфары призвали к молчанию, и на поле уверенно вышел Александр. Он был мал ростом даже для своего возраста, а рядом с большим единорогом выглядел и вовсе ребенком, но его уверенность в себе не была просто бравадой. Он наблюдал за предыдущими попытками и заметил в них несколько приемов, показавшихся ему неправильными. Наихудшей ошибкой было подходить к Буцефалу как к коню, чью волю необходимо сломить.
Александр понимал, что единорог примет всадника, только если сам на это согласиться.
Также заметил он, что перед тем, как оседлать животное, ему на голову набрасывали плащ. И тогда, чтобы показать, что он не намерен действовать так же, Александр развязал тесемки своего плаща и сбросил его наземь. Кроме того, он ясно дал понять Буцефалу, что при нем нет никакого оружия, плети или веревки. И еще заметил Александр, что Буцефала явно раздражили длинные тени, отбрасываемые стоящими вокруг него. И вот, ухватившись за уздцы, он отпустил державших животное конюхов и повернулся так, что низкое солнце стало бить прямо в глаза Буцефалу
И так он остался стоять в полной незащищенности. Единорог подступил ближе и склонил голову так, что его сияющий рог почти коснулся груди мальчика напротив сердца. По толпе пробежал ропот, и слышно было, как лучники Филиппа, поставленные там для защита его сына, натянули тетиву, но всем было ясно, что если единорог ударит, Александра ничто не спасет.
«Саркофаг Александра»
Прошла, казалось, вечность, и вдруг животное склонило голову и ткнулось рогом в землю в знак подчинения. Буцефал позволил юноше вскочить на него. Александр некоторое время не двигался, давая им обоим возможность привыкнуть друг к другу. И затем единорог устремился вперед в галопе; быстрее ветра унесся вдаль.
Но вот наконец он прискакал обратно под радостные приветственные клики толпы. Говорят, что царь плакал от радости и гордости за сына, и когда тот спешился, расцеловал его и воскликнул:
— О сын мой, ищи себе царства, равного тебе и достойного тебя, ибо Македония слишком мала, чтобы вместить тебя.
Из уважения к мощи единорога Александр дал ему имя Буцефал, то есть «Бычьеголовый».
Буцефал сопровождал Александра почти до конца их дней и носил его во всех главных сражениях при завоевании Египта и Персидской империи.
Нечто от характера единорога вошло в плоть и кровь Александра. Юный герой стал знаменит своей справедливостью, сдержанностью и милостью к сдавшимся врагам.
Битва войска Александра Македонского с персами при Иссе. Античная мозаика. IV в. до н. э
Рассказывали еще, что однажды Александр рассматривал в Эфесе свой портрет, нарисованный знаменитым художником Апеллесом, и остался недоволен работой. Тут случайно к портрету подвели Буцефала, который своим ржанием приветствовал изображенного на картине хозяина, словно живого. Апеллес ехидно воскликнул: «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты».
Изображение Александра Великого со шлемом в форме скальпа льва Геракла. Деталь так называемого СаркофагаАлександра, выкопанного в Сидоне.
Больше 20 лет верный Буцефал носил героя по бескрайним просторам Азии.
Легенда и история соглашаются в том, что Буцефал погиб в последнем крупном сражении Александра против индийского царя Пора на берегу Джела, или Гидаспа, одного из пяти могучих рукавов реки Инд. Споры идут только вокруг причины его смерти — были ли это раны, старость или просто истощение. Как бы то ни было, его уход ознаменовал собою перемену в Александровой судьбе. Его легендарная удача, казалось, покинула его, а характер, уже и до того являвший признаки неуравновешенности, стал быстро меняться к худшему.
Эдинбург. Александр Македонский укрощает Буцефала
Александр с большим трудом выиграл сражение против Пора. Это была его последняя большая победа, и после того его войско отказалось идти дальше. Ему пришлось повернуть назад, но его решение по пути исследовать берега привело к гибели тысяч человек при переходе через пустыню Макран, на юге нынешнего Пакистана.
Плутарх приводит цифру — 80 000 погибших, и несмотря на то, что сам Александр переносил все тяготы наравне со своими воинами, эта жертва смерти явилась причиной потери его популярности.
После смерти коня Александр основал город и назвал его именем боевого друга. Это единственный в мире город, названный в честь лошади (современный Джалалпур в Пакистане).
То, что удача оставила Александра со смертью его единорога, не должно было казаться современникам простым совпадением. Гибель Буцефала, возможно, рассматривалась даже как причина избавления Индии от завоевания.
фолиант от Аяьиба аль-Махлуката («Удивительные Создания»)
Спустя полтора тысячелетия Индия снова была спасена единорогом, когда в начале XIII века на завоевание Индии двинулся со своим несметным войском Чингисхан.
На высокогорном перевале горы Джаданаринга на севере Индии, откуда вся страна открылась перед взором завоевателя, как распахнутый драгоценный ларец, перед ним вдруг возник единорог.
Чингисхан остановился, и вслед за ним все его рокучещее войско. Животное приблизилось к полководцу, трижды смиренно преклонило пред ним колени и исчезло в вышине. Чингисхан впал в транс, после чего начал размышлять вслух: «Что значит, что это бессловесное животное кланяется мне, как человек? Не предостережение ли посылает мне с небес дух моего отца?». В результате он решил, что так оно и есть, и повернул свое войско обратно.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
Лошади в изобразительном искусстве
Лошади в поэзии