Меню

Что такое цвет иттен



Искусство цвета

Иоханнес Иттен

Трудно найти более востребованную художниками, дизайнерами и архитекторами книгу, чем эта. Ведь дисциплина «цвет» была лишь в программах ВХУТЕМАСа в 20-е годы прошлого века. А затем долгое время отношение к цвету определялось поговоркой: научить рисовать можно, но живописцем нужно родиться. Книга Иттена — опыт преподавания этой дисциплины во всемирно известном Баухаузе и других европейских школах. Книга, написанная художником и для художников.

Иоханнес Иттен — швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей знаменитого Баухауза — постарался помочь читателям прояснить целый ряд проблем цвета. И не только изложить основные законы и правила его объективной природы, но и точнее определить область субъективных пределов в смысле вкусовой оценки цвета. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.

Оглавление:

Предисловие к русскому изданию

Иоханнес Иттен (1888-1967) вошел в историю культуры XX века как крупнейший исследователь цвета в искусстве и как представитель того новаторского поколения художников и архитекторов, которым удалось создать знаменитый Баухауз с его принципиально новой системой художественного образования и интернациональным составом преподавателей и студентов, будущих творцов современного стиля в культуре XX века. Имена идеологов Баухауза, которым он обязан своей мировой славой,- В.Гропиуса, Л.Мис ван дер Роэ, Г.Майера, В.Кандинского, П.Клее, И.Иттена, как и имена его выпускников Л.Мохой-Надя, М.Брейера, М.Билла, так или иначе знакомы каждому, кто хотел бы считать себя человеком современным или образованным.

В этом созвездии творческих личностей Иттену принадлежит особое место как принимавшему непосредственное участие в создании самого существенного нововведения Баухауза — его «форкурса», который принципиально изменил методику художественного образования. Как и в российском Вхутемасе, создатели Баухауза стремились преодолеть старый ремесленнический подход в обучении художников, когда каждый из них формировался в пределах замкнутой цеховой системы «собратьев» по видам искусства и мастерским, в каждой из которых учили работать с тем или иным конкретным материалом. Новая образовательная программа Баухауза строилась так, что все студенты, независимо от того готовились ли они стать архитекторами, художниками или дизайнерами в области мебели, текстиля, полиграфии или других специальностей, должны были начинать свое обучение с дисциплин форкурса.

Иттен был одним из первых его преподавателей. Он взял на себя труд подготовить и вести один из сложнейших и абсолютно новый по своей методике лекционный и практический курс, который должен был развить у студентов мастерство свободного владения формой и цветом как основными, универсальными категориями любого вида творчества.

Книга «Искусство цвета» написана Иттеном на основе прежде всего этих занятий, которые он вел фактически на протяжении пятидесяти лет своей жизни, и в Баухаузе, и в своих частных школах в Вене и Берлине, а затем в художественных институтах в Крефельде и Цюрихе.

Впервые книга Иттена «Искусство цвета» вышла в 1961 году в альбомном формате, с большим количеством цветных иллюстраций произведений мирового искусства. Однако уже в процессе ее подготовки Иттен почувствовал необходимость издать эту книгу более доступной для всех, включая и студентов. Так появился второй вариант ее изложения, с развернутым названием «Искусство цвета. Субъективное восприятие и объективное познание как путь к искусству. Учебный курс». Сразу же после выхода в свет книга Иттена была переведена на английский, французский, итальянский, японский и другие языки. Она получила настолько широкое признание, что приобрела значение «азбуки цвета», без которой уже не мыслится развитие цветовой культуры современного человека. Этот же вариант книги был взят и для ее издания на русском языке, которое осуществляется впервые.

Читайте также:  Чем покрасить потолок цвета

В России книга Иттена в свое время также привлекла внимание художников, и прежде всего практиков и педагогов, работавших в области архитектуры и дизайна. Ее главным популяризатором стала так называемая «Сенежская студия» повышения квалификации при Союзе художников, где изучению цветовой теории Иттена было специально посвящено несколько семинаров, а Баухауз из отвлеченного исторического понятия превратился во вполне осязаемое конкретное явление.

Созданный Иттеном еще в начале 1920-х годов своеобразный цветовой конструктор (цветовой шар, круг и цветовая звезда), а также зафиксированная в его исследованиях неоспоримая связь цвета с той или иной формой, например, красного цвета — с квадратом, желтого — с треугольником, синего — с кругом, стали своеобразным ключом к творческому овладению тайнами цвета. Методика цветового анализа и конструирования цвета, разработанная Иттеном, открыла возможность создания мириад гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора. Особо активно она стала использоваться в дизайне, в его экспериментах с новыми материалами, технологиями и несомненно повлияла на цветовую культуру современного телевидения, компьютерную графику и полиграфию.

Однако смысл и ценность книги Иттена не только в прямом практицизме и использовании цветового конструктора как отличного «инструмента», помогающего найти правильные цветовые решения. Теория цвета Иттена не исчерпывается только этими целями. Его отношение к цвету как к гениально сконструированному внутри себя природному явлению, со своей внутренней энергетикой, еще не во всем изученной нами, имеет свою мировоззренческую основу. Совсем неслучайно книга Иттена начинается и заканчивается ссылкой на древние индийские Веды. Интерес Иттена к маздаизму, философии, культуре и искусству древней Индии, Китая и Японии, которые появились у него еще в юности, несомненно повлияли на его отношение к самому себе, к своей деятельности, к жизни вообще и к поиску непреходящих объективных ценностей в искусстве, которые заставили столь пристально заняться исследованием цвета. А медитации, с которых начинались его занятия со студентами, научили подчинять свое тело духовному созерцанию мира. И это пробуждало совсем особое ощущение целостности и разумности мироздания, без которого трудно обрести высшую духовность.

Ценность цветовой теории Иттена заключается именно в том, что он сумел пойти дальше изучения собственно физических свойств цвета. То, что Иттен был художником и в своем исследовании цвета опирался на материал искусства, необычайно расширило диапазон его наблюдений и выводов. Благодаря постоянному обращению к работам старых мастеров и произведениям современных ему художников Иттену удалось обнаружить и объяснить закономерности жизни цвета, трудно различимые вне сферы искусства. Сюда относятся проанализированные им семь типов цветовых контрастов, без которых немыслимо построение живописного полотна, а также вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия.

Читайте также:  Какого цвета должны быть брови если волосы черные

Посвятив практически всю жизнь созданию универсальной цветовой теории, возникшей из потребности познать природу цвета и понять механизм его действия в искусстве, Иттен исходил из того, что каждому, кто в своей профессиональной деятельности связан с цветом, нужна дисциплинирующая сила знания закономерностей его проявлений. И независимо от наличия таланта и прирожденного чувства цвета, которыми обладают некоторые люди, это всегда помогает преодолеть свою неуверенность при выборе того или иного цветового решения. Однако при этом Иттен подчеркивал, что знания и следование им не должны сдерживать интуитивные импульсы художника, поскольку только взаимодействие того и другого способно привести к созданию произведения, одушевленного человеческой энергией. И это тоже, как и сам цвет, проявление сил природы, без которых невозможно дальнейшее движение в искусстве.

Источник

Иоханнес Иттен и его искусство цвета

Швейцарский художник Johannes Itten вошел в историю культуры не своими шедеврами, а благодаря созданной им новаторской теории цвета. На ее основе он разработал свою методику преподавания, позже описанную в книге Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» (1970 г.). Сформулированная в XX веке методика актуальна и сейчас. Теория цвета Иоганнеса Иттена нашла применение в разных областях, от рисования до веб-дизайна. Нужно отметить, что в русскоязычных источниках встречаются разные варианты написания имени известного теоретика: Иоханнес Иттен и Иоганнес Иттен. Оба варианта можно считать допустимыми.

Основы теории цвета Иоханнеса Иттена

По мнению ученого, всем работающим с цветами необходимо понимание закономерностей взаимодействия колоров между собой. Это позволяет преодолеть неуверенность и развить интуитивное чувство гармонии. Согласно теории Иттена, все цвета делятся на 2 большие группы: хроматические и ахроматические («хромос» — греч. цвет). К ахроматическим относятся белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого. Группу хроматических составляют локальные цвета солнечного спектра. Они создаются световыми волнами (табл. 1).

Если расположить хроматические цвета по окружности, то получится цветовой круг (рис. 1).


Рисунок 1. Двенадцатичастный цветовой круг Иоханнеса Иттена.

В центре цветового круга треугольником находятся цвета первого порядка. Они также называются первичными или основными. Эти колоры не могут быть получены смешением других: красный, желтый, синий. На следующем уровне круга располагаются цвета второго порядка (или вторичные). Они образуются при смешивании двух основных между собой: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Внешнюю часть круга составляют вторичные и третичные цвета. Последние получаются при смешивании первичных и вторичных колоров:

  • красно-оранжевый;
  • красно-фиолетовый;
  • желто-оранжевый;
  • желто-зеленый;
  • сине-зеленый;
  • сине-фиолетовый.
Читайте также:  Как нарисовать пса с цветами

Согласно теории цвета Иоганнеса Иттена, гармония цветового сочетания и впечатление от него создаются при помощи правильно выстроенных отношений между оттенками в композиции . Особенности этих отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые сформулировал ученый.

Виды контрастов в учении Иоханнеса Иттена о цвете

Глаза и мозг человека воспринимают оттенки цветов в сравнении друг с другом. Эта закономерность стала одной из основополагающих в учении Иоганнеса Иттена о цвете. Для определения разных типов контрастов теоретиком введено понятие дополнительных цветов. Это 2 колора, которые при смешении дают серый. В круге цветов Иттена они располагаются напротив.

7 типов контрастов:

1. По цвету. Максимальным уровнем контраста обладают основные цвета. По мере увеличения примесей он ослабевает. Так, контраст цветов второго уровня уже ниже.


Контраст по цвету в картинах «Сон» Пабло Пикассо (слева) и «Бирюзовая Мэрилин Монро» Энди Уорхола.

2. По светлоте. Самый высокий уровень контраста предсказуемо наблюдается между ахроматическими белым и черным. Максимально контрастную по светлоте пару среди хроматических тонов представляют желтый и фиолетовый.

3. По цветовой температуре. Представляет отношения теплых и холодных оттенков в композиции. Этот вид контраста также позволяет создать ощущение объема или перспективы на картине, так как теплые тона кажутся визуально ближе, а холодные – дальше.

4. По насыщенности. Насыщенность уменьшается при добавлении к чистому колору ахроматического или дополнительного цвета. Использование контраста по насыщенности позволяет создать гармоничную композицию, подчеркнуть главное.


Контраст по светлоте в картине «Мужчина в золотом шлеме» Рембрандта (слева). Контраст цветовой температуры в «Крике» Э. Мунка.
Контраст насыщенности в картине «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина (справа).

5. Контраст дополнительных цветов. Располагаясь рядом, дополнительные оттенки смотрятся очень броско и ярко. Согласно книге Иоганнеса Иттена «Искусство цвета», правильное сочетание и дозировании дополнительных колоров является основой баланса.


Контраст дополнительных цветов («Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего», Сандро Боттичелли).
Контраст дополнительных цветов («Сан-Джорджо Маджоре в сумерках», Клод Моне) (слева).

6. Симультанный контраст. Этот вид основан на явлении, вызванном субъективностью восприятия цветов человеческим зрением. При рассматривании какого-либо оттенка возникает ощущение присутствия его дополнительного колора.

7. По площади. Характеризуется соотношением размеров цветовых пятен. Числовые значения гармоничных пропорций были выведены другим знаменитым исследователем Гете.


Симультанный контраст (слева) (Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»). Контраст по площади (Сальвадор Дали «Постоянство памяти»).

Помимо описаний контрастов, Иттен разработал схемы гармоничных сочетаний. Для этого ученый снова обратился к цветовому кругу.


Схемы сочетания 2, 3, 4 цветов (слева) и 6 цветов.

Влияние работы Иоханнеса Иттена на искусство и в настоящее время по-прежнему огромно. Его теорию цвета изучают новые поколения художников, дизайнеров, фотографов. Она помогает стилистам, маркетологам и прочим специалистам творческой среды. Теория Иттена позволяет сформировать вкус и научиться использовать цвет для воплощения в жизнь различных идей.

*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник