Меню

Что значит античный цвет



Цветопсихология

все о цвете

Цвет в античной культуре. Древняя Греция и Древний Рим.

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Античные философы приблизились к представлениям о цвете, которые приняты сегодня. Их теории о цвете сочетают в себе абстрактные символы, научные соображения и эстетические нормы того времени.

Эмпедокл выделял 4 основных стихии (земля, огонь, воздух, вода) и наделял каждую из них своим цветом. Земля – жёлтый цвет, огонь – красный, воздух – белый, вода – чёрный. Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления.

Проблемой цвета с большим интересом занимался Демокрит, основоположник атомистического учения. Он написал трактат «О цветах», в котором выделил 4 основных цвета: белый, чёрный, красный и жёлто-зелёный. Другие цвета образуются путём смешивания этих четырёх: золотой и бронзовый получаются смешением белого и красного, пурпурный цвет получается из белого, чёрного и красного, синий – из чёрного и красного и др.

Демокрит утверждал, что белое – это то, что гладко. «Действительно всё, что не является шероховатым, не создает тени и не является непроникаемым, всё таковое является блестящим. А блестящее должно иметь прямые проходы [быть «хорошо просверлённым»] и быть прозрачным…». Чёрное противоположно белому. Оно состоит из шероховатых, неровных и неодинаковых фигур. «Потому-то ведь они и должны вызывать тени и их поры не быть прямыми и не быть легко проходимыми». Красное – из больших фигур, накапливающих тепло. «…Более красными являются [тела], состоящие из значительных [по размеру, по плотности] фигур, как, например, пламя и уголь от зеленого или сухого дерева. [Таковыми же] является и железо и прочее, что подвергается действию огня, ибо то, что обладает наибольшим и тончайшим огнём, то имеет и наибольший блеск, а то, что содержит более густой огонь и в меньших размерах, – то является более красным». Жёлто-зелёное состоит из плотного и густого.

Из таких «странных» утверждений Демокрита можно найти логику. Античность понимает всё бытие как вещественное, как тело. Цвет выделяли из цельной жизненной картины и понимали его как вещество, как осязаемое тело.

Аристотель использовал экспериментальный метод. Он выделил 3 основных цвета: белый, чёрный и жёлтый. Белый цвет — это вода, воздух, земля; чёрный — распад, разрушение, неравновесие, переходность состояний.

Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее жёлтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира. Аристотель написал 2 трактата: «О цветах» и «О чувственном восприятии». Он был первым в истории мысли, кто попытался онтологически обосновать феномен света и цвета, и первым стал исследовать теорию смешения цвета.

Платон в своей философской системе отошёл от зрительного восприятия цветов. У него преобладало отношение к цвету как к мистическому символу. Платон признавал только естественные цвета и естественную краску. Он считал, что любой цвет – не бесформенный, а обладает определенной фигурой. По его мнению, самый красивый цвет — белый, богам следует приносить белые ткани и им вообще подобает белый цвет.

Белый и золотой (жёлтый) считались божественными цветами, выражали благо, счастье, истину, добро, гармонию. Тёмные и особенно чёрный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д. Белое разрешает, разжижает цветность, чёрное – стягивает, собирает.

Отношение к цветам в Древней Греции, во многом, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться «безобразным».

Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов. Основными цветами для них по-прежнему считались:

— белый — цвет величия и благородства;

Читайте также:  Светодиодные балки синего цвета

— жёлтый (атрибут Аполлона, бога солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект;

— красный (цвет Марса, бога войны) выражал страсть, чувственность и животворные силы;

— синий считался атрибутом Юпитера и Юноны, богов неба) и означал религиозное чувство, преданность и невинность;

— зелёный — цвет Венеры, богини любви и красоты, а также цвет Природы. О символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость;

Сочетание белого с красным считалось очень значимым и являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпурный цвет считался цветом императоров и членов царского дома, означал власть, духовность, величие. Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряжённой четвёркой белых лошадей, производил сильное впечатление.

Белый цвет стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет. Также он считался цветом благородства, величия. Также белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.

В белом ходили жрецы Древней Греции. Также в Древней Греции и Риме одежду белого цвета надевали при трауре. В Древней Греции женщины, одетые в белое, символизировали жертвенность любви, жизни, переходящей в смерть. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали.

По древнегреческой легенде, первой на свет появилась белая роза из морской пены, сопровождавшей выход богини любви и красоты Афродиты из морских глубин. Возлюбленный Афродиты, красивый юноша Адонис, однажды отправился на охоту и был смертельно ранен вепрем. Афродита находилась далеко в тот момент, но услышала стоны своего возлюбленного. Когда она увидела с вышины, что он лежит в луже крови, мгновенно спустилась с неба на своей колеснице. Не остановил богиню даже колючий терновник, преграждавший ей путь. Терновые колючки до крови оцара­пали ей руки и ноги, причинив сильную боль. Из капелек крови Афродиты выросли красные розы.

Красный — это цвет воинов. Это цвет Марса, цвет смелости и мужества в борьбе. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет. Согласно мифологии, от связи Марса и богини любви красоты Венеры, также связанной с красным цветом, рождается «гармония».

В красном изображался и греческий бог Дионис (сын Зевса и Деметры) – бог плодородия, растительности и виноделия.

В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима.

В Древней Греции очень любили жёлтый цвет. Одежда этого цвета считалась нарядной и праздничной. Древнегреческий бог солнца Гелиос изображался на солнечной колеснице в жёлтых одеждах. Днём он мчится по небу на четверке огнедышащих крылатых коней, запряженных в золотую колесницу, а ночью склоняется к западу и переплывает море в золотой чаше к месту своего восхода.

В Древнем Риме невесты одевали жёлтую фату. Этот обычай связан с символикой любви и счастья, воплощённых в жёлтом цвете.

В Древнем Риме зелёный цвет одежды был исключительно женским. Поэтому их выражение «зелёный», «зеленоватые нравы» относилось к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Синий цвет в Древней Греции считался мужским цветом. А в Древнем Риме, наоборот, к синему относились враждебно. Для них это был цвет варваров и траура. По свидетельствам Цезаря и Тацита, варвары (кельты и германцы) раскрашивали свои тела синей краской для устрашения врагов.

Таким образом, в эпоху античности учёные уже пытаются обосновать теорию цвета, а Аристотель стал исследовать теорию смешения цветов.

Ирина Базан

Поделиться «Цвет в античной культуре. Древняя Греция и Древний Рим.»

Источник

Античность. Как видели цвет древние

“Свет, – пишет Э. Бэббитт, – раскры­вает славу внешнего мира и является наиблистательным из всех его бли­стательных свойств. Он придает кра­соту, раскрывает красоту и сам по себе прекрасен сверх всякой меры. Он анализатор, правдолюб и раскрыватель обмана, потому что он показы­вает вещи такими, какие они есть. Его бесконечные потоки меряют всю Вселенную и попадают в наши теле­скопы от звезд, откуда они прошли квинтиллионы миль. С другой сторо­ны, он исходит от объектов столь малых, что через микроскоп мы мо­жем видеть объекты в пятьдесят мил­лионов раз меньшие, нежели мы ви­дим невооруженным глазом. Подобно другим тонким силам, его движе­ние поразительно мягко, и все же он проникает с удивительной силой по­всюду. Без его оживляющей силы растения, животные и человеческая жизнь должны были бы немедленно исчезнуть с лица земли. Поэтому вполне естественна попытка рассмот­реть его потенциальные и прекрас­ные принципы и составляющие его цвета, потому что чем больше мы проникаем во внутренние его законы, тем больше обнаруживаем в нем вол­шебные свойства хранить в себе си­лу, оживлять, лечить, очищать и вос­хищать человечество” (см. “Принци­пы света и цвета”).

Систематическое изучение цвета на Западе началось со времен Эмпедокла и Демокрита (примерно 2500 лет назад), наибольшее приближение к системе получили у Аристотеля. Уже тогда древние сразу отметили, что цвета это дела Света (по меткому выражению Гете), рассматривая возникновение различных цветов как воздействие света на наше зрение весьма непривычным для современных представлений способом.

Читайте также:  Масло для снегохода цвет масла синий

Мы видим бесконечное количество цветовых оттенков. Филон Александрийский был первым, кто заметил это, удивляясь цветовым переливам вокруг шеи голубя, когда тот порхал в солнечном свете. Возможно именно в этот момент человека античности осенило то, что мы теперь принимаем безо всяких сомнений: а именно, что количество цветов и оттенков настолько огромно и разнообразно, что мы не можем назвать все его оттенки и тона – по крайней мере, без помощи системного подхода. Поэтому вполне естественно, что на протяжении всей истории мы пытались изобрести цветовую систему. Мы будем рассматривать некоторые из этих попыток, и при этом увидим, что до сих пор нет четкого и окончательного, и даже объективного решения проблемы упорядочения цветов нашего мира в единую систему. История цветовых систем остается такой же открытой, как и история человечества.

По мере прогресса от античных времен до наших дней мы все также нуждаемся в понимании происхождения цвета как в мире вокруг нас, так и в мире внутри нашего сознания. В то же время мы должны научиться более точно обращаться со цветовой терминологией — естественно, не жертвуя его диапазоном. Для физика “цвет” может означать определенную длину волны, но для художника это блестящая субстанция на его палитре. Если мы обратим наше внимание на “сочетания”, мы столкнемся с таким количеством возможных вариаций, что вскоре возникнет путаница, если мы не сможем точно определить, что в каждом случае было объединено. Красный и зеленый свет, например, вместе образуют другой цвет, нежели красный и зеленый акварельные краски.

Древние греки, исследуя реальность, по-разному определяли основные цвета и их сочетания.

Плотин

Плотин (III в.) в своих «Эннеадах» рассуждал, что такое Красота, и удивлялся, почему считают, что красота – это симметрия: «В самом деле, почти все утверждают, что красоту производит симметрия частей друг относительно друга и целого…». (Симметрия была неотъемлемой частью прекрасного в греческом сознании, признанная и Платоном, и Аристотелем.) Но в процессе рассуждения античный философ приходил к выводу, что «и прекрасные цвета, скажем, и солнечный свет – то, что существует просто и не из симметрии имеет свою красоту… И ночные молнии, и видимая красота звёзд… Простая же красота цвета осуществляется формой и властвует во тьме материи присутствием бестелесного света…» Плотин соглашался с греческой традицией, которая утверждала, что красота – это прежде всего пропорциональность и симметрия, но он считал, что и цвет является неотъемлемой частью прекрасного. Но, может быть, отношение к цвету у античных философов было совершенно иным, они воспринимали цвет как тело, как вещество.

Читайте также:  Какого цвета иметь кошку дома

Эмпедокл

(ок. 490 – ок. 430 гг. до н. э.) считал, что мир состоит из четырёх элементов: огня, земли, воды и воздуха. Четыре цвета – белый, чёрный, красный и жёлтый – соответствуют этим четырём элементам. У Эмпедокла цвет огня – белый, цвет воды – чёрный, вернее, тёмный. Философ подробно описывал, что вода в верхней части белая, но, чем глубже, тем она становится темнее. Он отмечал, что верхняя часть воды взаимодействует со светом, на дне же вода чёрная, солнечный свет туда не проникает. Цвет Эмпедокл рассматривал не сам по себе, а вместе с телами, для которых характерен тот или иной цвет: «Цвета несутся к зрению истечениями». Если огонь у Эмпедокла белый, а вода тёмная, чёрная, то земля – жёлто коричневая, а воздух тогда – красный, но именно об этом и нет записей у философа.

Демокрит

(ок. 470 или 460 г. до н. э.) обращался к вопросу цвета с атомистических позиций, для него цвет осязаемого предмета состоял из атомов, которые бесцветны. Важно то, что Демокрит характеризовал цвета с эмоционально-эстетических позиций: белый цвет – это гладкий цвет, белое не является шероховатым, не создаёт тени, прозрачно. «Ещё со времён античности белый цвет имел символическое значение «чистоты», отрешённости от мирского, устремлённости к духовной простоте». Демокрит придавал большое значе ние твёрдости и мягкости белых предметов. Белые твёрдые предметы имеют одни атомы, белые мягкие – другие. Чёрное же противоположно белому и состоит из шероховатых, неровных и неодинаковых фигур. Красное – тёплое, более красные тела содержат меньше тепла. Жёлто-зелёное (chloron) состоит из смеси плотного и пустого. Под этим цветом греки подразумевали цвет созревающей нивы, когда она из зелёной становится жёлтой. «У Гомера это цвет мёда. Прочие цвета получаются из смешения простых. Теория смешения цветов Демокрита вызывает сомнение. Античность задаёт задачи, которые вызывают неоднозначные решения. Например, золотистый, медный состоит из белого и красного. Блеск – от белого цвета, а красноватость – от красного. Пурпурный цвет – из белого, чёрного и красного. Наибольшая доля красного, небольшая часть – чёрного. Тёмно-синий у Демокрита состоит из «лазоревого и огневидного». Демокрит мыслил тёмно-синий цвет состоящим из атомов круглых и «похожих на иголку, «чтобы чёрному тут было присуще сияние». Философ утверждал, что благодаря смешению существует большое количество цветов и разных вкусовых качеств. Демокрит не просто всматривался в цвета, он прежде всего осязал их руками. А. Ф. Лосев отмечал, что античная теория цветов являлась важной частью античной эстетики. Белое и светлое есть гладкое и спокойное. Чёрное и тёмное – холодное и неровное. Красное содержит различные оттенки теплоты. Античная эстетика занималась больше всего не столько самим эстетическим принципом, сколько художественной действительностью, то есть той областью, где эстетический принцип уже осуществлён.

Пифагор

И еще несколько слов о Пифагоре – основателе мощного философского направления, в основе которого лежит математика как проявление чистого мышления или божественного присутствия. Безусловно, он связывал свои гармонические соотношения со звуками. планетами и цветами. Однако лично я пока не нашел подтверждения или указания на конкретные цвета. Во многих источниках пишут про семь цветов радуги, как само собой разумеющееся, но мы видим, что античные философские школы использовали другой цветоряд, а известная нам со школы поговорка про фазана и охотника возникла спустя много столетий благодаря опытам Ньютона. Конечно, возникает соблазн связать семь нот и семь цветов радуги (да еще и планеты), но это уже задача эзотерических статей, с одной стороны, и, в отсутствие подтвержденных источников, введение в заблуждения – с другой стороны (а по древним грекам наиболее полные сочинения начали сохраняться только со времен Платона, который родился уже после Пифагора).

Источник