Меню

Что значит грязные цвета



Что такое грязный цвет и как с ним бороться

Грязный цвет — одна из самых распространенных ошибок, которая встречается как у начинающих, так и у более опытных цифровых художников. В этой статье мы поговорим о том, что такое грязный цвет, почему он появляется в работах и как этого избежать.

Проблема

С проблемой грязного цвета сталкивались и традиционные живописцы прошлых веков, но до сих пор существуют разногласия по данному вопросу. Некоторые художники считают, что есть особые грязные цвета, которые в традиционной живописи получаются в результате неаккуратного смешения нескольких цветов или из-за добавления черного, коричневого или серого тона. Грязный цвет потому так и называется, что похож на обыкновенную грязь — тусклый, темный и невыразительный, на него неприятно смотреть. Если у вас есть краски, попробуйте смешать вместе все цветаи посмотрите на результат. Разве не похоже на растоптанную мокрую землю?

Есть и другая точка зрения, согласно которой как такового грязного цвета не существует, а есть только неправильное применение отдельных цветовых отношений. То есть любой цвет может быть как уместным, так и неуместным, и даже перемес из самых темных и серых оттенков можно удачно применить в своей работе, если подобрать для этого подходящий контекст.

Хотя цифровым художникам не приходится вручную смешивать краски, проблема грязного цвета остается.

Причина № 1

Первая причина — неправильное смешение цветов на холсте. Механизм образования цвета в современных графических редакторах отличается от традиционного. Достаточно выбрать любой цвет на палитре, и не надо долго и мучительно перемешивать разные цвета, чтобы получить желанный оттенок. Однако, когда мы накладываем выбранный цвет на холст, он может наслаиваться на те цвета, которые там уже есть. Если вы пользуетесь непрозрачной или мягкой кистью или применяете инструмент «палец», то такие наложения неизбежны.

Из-за таких смешений цвет с каждым разом становится все менее насыщенным, тускнеет, из-за чего мы получаем грязь. Особенно это касается тех цветов, которые находятся на противоположных концах цветового круга, например, синего и оранжевого. В традиционной живописи при их смешении мы бы получили серый цвет, то же самое происходит в фотошопе или в любом другом редакторе. После того, как мы уже положили цвет на холст, мы нередко пользуемся пипеткой, копируем получившийся результат, и уже накладываем этот грязноватый оттенок поверх других цветов. И получается замкнутый круг с вечно грязными цветами.

Решение:

Сами по себе отдельные инструменты фотошопа или живописный метод рисования путем наложения цветов друг на друга не сделают вашу работу грязной, однако нужно использовать их осознанно. Внимательно следите за тем, какие цвета вы смешиваете и какой у вас получается результат. С осторожностью пользуйтесь мягкими и непрозрачными кистями и инструментом «палец». Если вы пока новичок в вопросах смешения цвета, возможно, вам стоит потренироваться делать красивые переходы между цветами. Смотрите, как это делают другие художники, и вам будет проще освоить выбранный вами метод. Предлагаем посмотреть несколько видео от разных художников, которые научат вас пользоваться различными инструментами:

Если вы пользуетесь пипеткой, проверьте, чтобы скопированный вами оттенок не был слишком тусклым. Возможно, нужно будет вручную добавить ему насыщенности или тона, чтобы убрать образовавшуюся серость.

Причина № 2

Как и традиционным живописцам, так и цифровым художникам нужно с осторожностью использовать черные и темно-серые оттенки. Начинающие художники особенно любят изображать тень с помощью наложения черного. Они берут цвет, который находится на свету, и делают его темнее. Получается тусклый, грязный цвет, который смотрится совершенно неубедительно.

Решение:

Возможно, вы слышали утверждение, что нельзя использовать чистый черный в своих работах. Дело в том, что в реальной жизни даже очень темные предметы, находясь в заданном окружении, на самом деле совсем не черные. За счет освещения они могут становится значительно светлее и приобретать оттенки источника света и окружающей среды.

Читайте также:  Липовый цвет праздник когда

Чтобы убедиться в этой концепции самостоятельно, сфотографируйте любой черный предмет, который находится сейчас рядом с вами, и откройте изображение в фотошопе. Найдите самую темную часть и воспользуйтесь пипеткой, чтобы узнать, какое у нее тоновое значение. Вряд ли вы сможете найти идеальный черный цвет на этом изображении, только если, вы не сделали эту фотографию в полной темноте.

У Marco Bucci есть несколько видео про влияние окружения и освещения на цвет объекта. Они помогут вам разобраться с физическими свойствами света и тени.

Обратите внимание на работу Джона Сингера Сарджента. Создается впечатление, что она была написана с использованием черного цвета, но чистого черный вы здесь

Крэйг Маллинс убежден, что ничто так не убивает вашу работу, как ненасыщенные темные оттенки. Когда работаете в низком тоновом ключе или накладываете тени, убедитесь, что в выбранном вами темном цвете достаточно насыщенности.

Причина № 3:

Чаще всего грязные цвета появляются из-за недостаточных базовых знаний. Чтобы создать полноценную работу, нужно учесть множество разных факторов: построение, свет, цвет, композицию. Неуверенность в каком-то из этих аспектов может повлиять на качество работы в целом, ведь каждый из них связан с другим: чтобы правильно наложить светотень, нужно понимать форму, чтобы подобрать тоновое соотношение, необходимо продумать композицию, чтобы наложить цвет, надо точно определиться с характером источника света. Обучение рисованию циклично. Художникам постоянно приходится прорабатывать каждый этап снова и снова, практиковаться и улучшать свои навыки в каждом отдельном аспекте. Вы не найдете ни одного профессионала, который с уверенностью бы сказал: «Все, теперь я научился цвету». Наоборот, самые успешные художники не перестают говорить о том, как важно учиться новому, совершенствовать свои навыки и возвращаться к основам.

Решение:

Если вы чувствуете, что вам не хватает каких-то базовых знаний, понимаете, что во время работы над новым рисунком не знаете, куда вам дальше двигаться, сделайте несколько шагов назад и уделите внимание художественной базе. Если вы заметили в своих работах грязный цвет, потратьте время на изучение этой темы. Делайте упражнения, смотрите уроки от других художников, ищите статьи и книги, запишитесь на курсы или найдите себе наставника, который бы указал на ваши ошибки и предложил пути их решения. Совершенствование своих профессиональных навыков — бесконечный процесс, необходимый каждому художнику.

Мы уже писали целую статью о работе с цветом. Если вы ее еще не видели, возможно, это будет хорошей отправной точкой для вашего самостоятельного обучения. Там вы найдете не только теоретический материал, но и полезные упражнения, которые помогут лучше разобраться с непростой темой цвета и освещения.

Понравился материал? Поддержите его лайком и репостом,
чтобы мы могли выпускать еще больше! Подписывайтесь на наши сообщества:

Digital Painting Classes — комьюнити для художников, аниматоров и 3D-специалистов; ежедневные подборки для вдохновения, полезные материалы, артбуки, баттлы и конкурсы.

Smirnov School — школа цирового рисунка и концепт-арта: мы готовим художников для работы в игровой индустрии.

Источник

Как взять цвет под контроль

Грязные цвета пугают новичков. Рассказываем, с чем связана эта проблема и как ее решить.

Если вы спросите у профессиональных художников о том, как они работают с цветом, то, скорее всего, получите такой ответ: «я не задумываюсь, беру цвет и крашу». У хороших художников годами нарабатываются схемы и приемы, которые они задействуют в работе интуитивно, не размениваясь на подбор референсов для палитры. Вся эта информация уже прочно засела в голове, и мастеру не составляет труда пользоваться ею по собственному желанию и в любой момент.

Читайте также:  Как изменить цвет названия клана minecraft

Всё же в основе любого «цветового» опыта существуют предпочтения в выборе схемы. Мы не раз слышали или читали о цветовых схемах — комплементарных, дополнительных, триадных, и прочих. Начинающие художники часто считают, что это волшебные сочетания, применение которых даст немедленный эффект гармонии. Однако, как только новичок берётся за кисть и кладет первые робкие мазки, становится абсолютно ясно, что не всё так просто и красный цвет почему-то не хочет дружиться с зелёным, а синий с оранжевым. Почему так?

Цветовые схемы в кино и почему не получается их повторить

Давайте разбираться. Наверняка вы слышали о «голливудской» цветовой схеме, частенько используемой в культовых фильмах. Любимое сочетание Голливуда – синий и оранжевый (бежевый, желтый), по крайней мере, во многих американских картинах встречается такое сочетание:

Точно ли эта схема ограничена синим и оранжевым? Если поискать, в кадре можно увидеть холодные тени, которые в контексте обретают зеленоватый оттенок. Про него, увы, в контексте комплементарной схемы не сказано. Кадр из к/ф «Хранитель времени».

Как это работает? Разумеется, мы не можем говорить о том, что в кадре присутствует только оранжевый или только синий, они находятся в балансе (синего меньше, тёплого оранжевого больше). Плюс тут есть дополнительные цвета. Именно они связывают всю картинку воедино, но при этом, как хорошие актёры массовки, мирно заполняют задний план и ни в коем случае не претендуют на первый. Не столь яркие, не столь насыщенные, но поддерживающие общую гармонию.

Получается, что для работы с ограниченным количеством цветов нам нужны промежуточные оттенки: тогда и только тогда наша картина заиграет и соберется воедино. И, разумеется, нужен баланс – количество одного основного цвета не должно быть равным количеству другого основного цвета. Лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.

Посмотрим на еще один пример.

Тревожное сочетание бледно-красного и зелёного перемежается дополнительными оттенками синего, голубого, коричневого. Ключевой акцент сосредотачивается именно вокруг красного (лицо, губы) и зелёного (окружение). Кадр из к/ф «Гарри Поттер и Кубок Огня».

Хотя в кадре зелёный является максимально доминирующим, наше внимание всё равно стремится к лицу волшебника. Это происходит потому, что в присутствии зеленого красный кажется намного ярче. Именно кажется — на самом деле он не очень насыщенный, что легко проверить с помощью пипетки. Такое сочетание цветов позволяет балансировать на лёгких красно-розовых оттенках и даже бежевых.
Похожая гамма, только в тёплом ключе присутствует в фильме «Амели»:

Снова зелёный и снова красный, однако, как поменялось восприятие. От холодной призрачной гаммы предыдущего кадра к тёплой и домашней атмосфере Парижа. Кадр из к/ф «Амели»

Чтобы добиться такого эффекта, авторам пришлось «подкрасить» лицо главной героини и придать ему чуть более красноватые оттенки, но в итоге схема вышла очень гармоничной. Тёплый мягкий свет, чуть зеленоватые тени и рефлексы от окружения, но в основе всё то же сочетание противоположных цветов – красный и зелёный. Чтобы они заиграли правильно, в одном ключе, к ним добавили всё те же промежуточные оттенки. Только в этот раз они ушли в коричневую гамму, так как общее настроение кадра «тёплое».

Подводим итоги: важно понимать, что цвета из цветового круга в чистом виде практически не используются, плюс к ним нужны вспомогательные оттенки. Они не просто объединяют картину в единое целое, но и помогают создать общее настроение. Но это ещё не всё.

Читайте также:  Как сделает черенки цветов

Как тон и цвет работают вместе

Очень важный аспект работы с цветом — это тон. Прежде чем приступать к покраске, стоит задуматься о тоне вашей работы. Иначе картинка станет скучной и монотонной, вне зависимости от того, насколько яркими и насыщенными будут на ней цвета. Без логики в распределении тона любые цвета превратятся в набор разрозненных, мешающих друг другу элементов, а разве мы к этому стремимся?

«Валькирия» Бориса Валеджио (Бориса Вальехо).

Такие художники, как Борис Валеджио и Франк Фразетта, могут позволить себе использовать множество оттенков. При этом их картины не рассыпаются, а смотрятся вполне цельно и собранно. К ним же можно отнести и Марко Буччи. Как им это удаётся? Всё дело в том, что в основе таких работ лежит продуманная основа – чётко выверенный тон. Если перевести эти картины в чёрно-белый вариант, акцент останется именно там, где он и должен быть: светлые и темные пятна будут контрастировать между собой, создавая мощный зрительный эффект.

Как только художник определился с акцентами и контрастами, он может приступать к работе с цветом. Только разобравшись с тоном, автор может позволить себе использовать практически любой цвет, лишь бы тот не нарушал общий тон. Как же это происходит на самом деле? Конечно, не всё так однозначно, но посмотрите на эту картину Фразетты:

«Египетская королева» — пример грамотного использования тона. Автор Франк Фразетта

Мы видим, что внимание зрителя сосредотачивается вокруг фигуры девушки, прислонившейся к колонне, остальные детали уходят в тень. Фигуры мавра и пантеры отбиваются от фона благодаря светлым акцентам на головном уборе и ошейнике. По цвету они остаются нейтральными, особенно по сравнению с сиреневой накидкой королевы — она выглядит самой яркой на общем фоне. Этот же сиренево-фиолетовый цвет в нейтрально-серой обстановке, лишённой света, смотрится тусклым, практически незримым. Именно поэтому мы не замечаем его на теле слуги и шкуре животного, хотя он там и присутствует. Вся его насыщенность и яркость работают только в освещённой области картины, где тон значительно светлее.

Сиреневые цветы орнамента на ступенях как нельзя лучше демонстрируют нам разницу между одним и тем же цветом, но в различной тоновой вариации. Больше о тоне можно прочитать тут.

Почему тон важнее цвета

Многоцветная палитра в работе Марко Буччи.

Мерцающие чистыми красками картины Марко Буччи — пример хорошей работы с цветом в цифровой среде. Наверняка многие помнят ещё со времён художественной школы, как преподаватели боролись с нашим монохромным решением натюрморта, и как они пытались объяснить, что в зелёной драпировке могут с одинаковым правом сосуществовать изумрудные оттенки и хакки, даже коричневые и синие цвета (в зависимости от окружения). И как нам было страшно добавить другой цвет, ведь с детства мы отовсюду слышали: солнце жёлтое, яблоко красное, ёлка зелёная…
Основной посыл Марко очень похож на слова преподавателей живописи: до тех пор, пока у вас все в порядке с тоном, вы можете использовать практически любые цвета, и работа получится достаточно хорошей. Он даже провел серию экспериментов, покрасив несколько портретов вслепую — в ч/б режиме. Вот что у него получилось:

Подводим итоги

Хочу заметить, цвета не надо бояться, его нужно полюбить и приручить, как и любой другой инструмент. Надеюсь, полученная информация была вам полезна. Удачи вам в ваших самых невероятных начинаниях!

Источник