Меню

Что значит цвет тюбетейки



Почему надевают разные тюбетейки?

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе.

Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» — вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью религиозного костюма.

Источник

Тюбетейка: сунна или элемент культуры?

Некоторые виды одежды сегодня ассоциируются с приверженцами той или иной религии. Одним из таких атрибутов служит тюбетейка, которую носят многие мусульмане во время посещения мечети, а также в обыденной жизни.

Несмотря на то, что дизайн головного убора у каждого народа свой, предназначение тюбетейки едино для всех правоверных.

Каноническое положение головного убора в исламе

В современном мире большое влияние на религию оказывают местные национальные обычаи и традиции, что, в свою очередь, привело к некоторым различиям в духовной практике, поклонении, исполнении религиозных обрядов, в воззрениях на исламские каноны у разных народов. В результате стало сложно выявить грань между религией и национальным сегментом.

Вопрос о ношении головного убора мусульманами служит тому наглядным примером. Одни верующие связывают его с предписаниями Шариата, другие – исключительно с культурой исповедующих ислам народов.

Большинство учёных относят ношение мужского головного убора к элементу религии, а некоторые и вовсе утверждают, что – это сунна. Сторонники такой позиции, как правило, сходятся во мнении, что совершение намаза без головного убора – это макрух (порицаемо). За это верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания.

В качестве доказательства приводится аят Священного Корана:

«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети…» (7:31)

В данном случае речь идёт не только о прикрытии аурата, но и необходимости облачиться в чистую одежду, умаститься благовониями и использовать мисвак. И некоторые богословы утверждают, что тюбетейка, чалма или иной головной убор мусульманина тоже относится к его украшениям, а значит, его ношение желательно.

Для обоснования этой позиции приводятся также и некоторые хадисы, в которых описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) постоянно носил головной убор.

Со слов сподвижника по имени Джабир ибн Абдуллах передаётся, что в день завоевания Мекки Пророк (с.г.в.) был в чёрной чалме (Муслим, Тирмизи). В другом хадисе приводятся слова самого Мухаммада (с.г.в.): «Отличительной особенностью между нами и многобожниками служит повязанная чалма» (Абу Дауд). На основании этого многие видные богословы заявляли о желательности покрытия головы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Но исключением считается совершение паломничества, так как во время хаджа ношение головных уборов запрещено.

Есть и другая версия, утверждающая, что головные уборы у мусульманских народов – это лишь атрибут культуры, а чалму арабы носили и до Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Т.е. Посланник Аллаха (с.г.в.), повязывая чалму, руководствовался не религиозными постулатами, а национальным обычаем.

Ношение головных уборов у арабов прижилось из-за климатических условий местности. Многие племена, проживавшие в пустынях Аравии, носили чалму для защиты от солнечных лучей. Именно этим объясняется, по мнению сторонников данной позиции, тот факт, что Пророк (с.г.в.) постоянно был в головном уборе. От арабов этот элемент культуры со временем «перекочевал» и к другим народам, принявшим ислам, трансформировался и видоизменялся. Так и появились тюбетейки у мусульман тюркского мира.

Читайте также:  Кружка которая меняет цвет от температуры название

Виды тюбетеек

У различных тюркских народов присутствует собственное название национального головного убора. У мусульман России, большинство из которых – татары, головной убор именуется тюбетейкой. Это слово произошло от татарского «тубе» («вершина»). На территории Узбекистана её так же называют тюбетейкой, но присутствуют и собственные названия – «дуппи» и «калпок». В Таджикистане их именуют туппи (на севере страны) и токки (на юге). В Казахстане распространено название «такья», а в Туркменистане – «тахья».

У любого народа мы можем встретить разнообразие форм и цветов данного элемента гадероба. Это связано с тем, что тюбетейки издревле различались в зависимости от города проживания, социального статуса человека, пола и даже возраста. Например, классическая ферганская тюбетейка имеет строгий вид. Для нее характерно сочетание белого узора с черным фоном.

Женская же тюбетейка указывала на семейное положение ее обладательницы. Именно по тюбетейке молодой человек мог понять, замужем приглянувшаяся ему особа или нет. Причём, головному убору уделялось большое внимание и в случае, если девушка так и не смогла выйти замуж – она вынуждена была всё равно носить девичью тюбетейку.

До нас дошли тюбетейки разных видов, включая круглые и квадратные, сферические и остроконечные, заниженные и завышенные. Кроме того, вышивались они различными узорами и цветами нитей. Это зависело от многих факторов, на которые в дореволюционное время обращали большое внимание – запрещалось носить головной убор, который не соответствует твоему семейному и материальному положению, происхождению, роду деятельности и т.д.

Также мусульманский головной убор выполнял своего рода функцию защиты от тёмных сил. Согласно поверьям, тюбетейка оберегает человека от сглаза, порчи и колдовства. По этой причине запрещалось надевать чужую тюбетейку, так как люди верили, что с головным убором человеку может перейти его судьба. Особенно это касалось тюбетеек умерших.

В наши дни тюбетейка также пользуется особой популярностью у различных слоев населения, причём не только у тюрков. Некоторые предпочитают именно её иным головным уборам. Некоторые же надевают тюбетейку исключительно для походов в мечеть по пятницам и в дни праздников.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Что значит цвет тюбетейки

Что это значит? Секреты узбекской тюбетейки

Узбекская тюбетейка — это не просто красивый головной убор, — это полноценный элемент гардероба, способный многое рассказать о своем владельце. Каждый из элементов декора, орнамент на тюбетейке, имеют особое значение.

Форма и цветовое оформление, помогут определить регион, статус и даже возраст владельца. Отдельного внимания заслуживают орнаменты. Многие из этих символов служат оберегом от злых духов или от сглаза, другие — приносят богатство, удачу и благополучие.

Сегодня, мы внимательно рассмотрим самые популярные узбекские тюбетейки и раскроем скрытый смысл их орнаментов. Начнем, пожалуй.

Чустская тюбетейка

Этот четырехгранный (и, это не случайно) головной убор стал одним из символов Узбекистана. Именно чустская тюбетейка имеет большую популярность, она узнаваема далеко за пределами страны.

Четыре грани, разделяющие головной убор на равные части, призваны защитить владельца от злых сил со всех сторон света. Черный цвет тюбетейки, символизирует космос и тьму. Орнамент, обычно вышит белыми нитками. Четыре элемента на верхней части тюбетейки, ничто иное, как стручковый перец «калампир» — он считается символом жизни, семейного благополучия и уберегает от сглаза.

Шестнадцать элементов в виде арок, нанесенных на нижнюю часть головного убора, символизируют цикличность жизни и смерти. По поверью, эти элементы притягивают богатство и даруют запас жизненной энергии. Бараньи рога, вписанные в арки, означают силу и мужество.

Бухарская тюбетейка

Золотошвейную бухарскую тюбетейку можно смело назвать произведением искусства.

Орнаменты, вышитые золотыми и серебряными нитями, способны рассказать очень многое. Они указывают на высокий статус владельца, несут определенную ритуальную направленность, символизируя цель мероприятия, для посещения которого ее надевают.

Основные элементы — «глаз соловья», «язычок воробья», купол, звезды и круги, символизирующие цель.

Шахрисабзская тюбетейка

Она чем-то напоминает ковер, согласитесь? Считается, что данную технологию, на территории сегодняшнего Узбекистана, привнесли мастера из Ирака, завоеванного в те времена Амиром Темуром. Именно поэтому, эту тюбетейку часто называют «Ироки» или «ковровой».

Орнамент, преимущественно растительный, выражает благодарность Создателю за красоту и щедрость природы, символизирует жизнь. Смысловая составляющая заключается в цвете. Зеленый — бессмертие, красный — мужество, синий — удачу. Желтый цвет, олицетворяет застывший свет Солнца и дарует удачу.

Байсунская тюбетейка

Такая тюбетейка, отличается завышенным бортиком и остроконечной верхушкой. Нижняя часть головного убора, украшена оригинальным узором, называемым «джияк». Он призван защитить владельца тюбетейки от злых сил.

Орнаменты верхней части — геометрические формы, различающиеся по цвету. Именно он и придает особый смысл каждому из фрагментов.

Женская ташкентская тюбетейка

Этот головной убор, надевается по праздникам. Орнаменты расшиты разноцветным бисером и могут представлять не только узоры, но и растения, животных.

Элементы орнаментов призваны защитить от сглаза. Женская ташкентская тюбетейка отличается красочностью и разнообразием рисунка вышивки на ней.

Женская андижанская тюбетейка

Яркие орнаменты на этом головном уборе, вышиваются крестиком на белоснежном фоне. Основа — белая плотная ткань.

Читайте также:  С чем носить кофточку зеленого цвета

Женская андижанская тюбетейка украшается множеством самых разных элементов, а самыми распространенными являются гранаты, розы и, так называемый, «след змеи», служащий сильным оберегом.

Такая тюбетейка, предназначена для молодых, незамужних девушек.

Традиционный узбекский головной убор – узбекская тюбетейка – является одним из символов Узбекистана, потому что трудно себе представить узбека без тюбетейки. Недаром говорят: «С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек!».

Новости

Андижонда ёшларга эътибор қай даражада? Республика ишчи гуруҳи вазиятни ўрганмоқда Шу кунларда ҳудудларда ёшларга оид давлат сиёсатини амалга оши.

Монолог Навои и Гули, танец «Муножот»: в НОК прошёл вечер с участием народных артистов Узбекистана В своих последних выступлениях Президе.

Источник

тюбетейки-дуппи

Дуппи – тюбетейка – головной убор узбеков и таджиков Средней Азии (родственные формы головных уборов издавна носят мусульманские народы стран Среднего Востока, арабского региона) составляет важную часть национального костюма этих народов, отражая определенные эстетические вкусы, сформированные сложным комплексом духовной жизни, особенностей природной среды и т.д. Головные уборы узбеков и таджиков, существующие с глубокой древности, современные формы и декор обрели, по-видимому, в результате эволюции и шлифовки сравнительно в позднее время. Дуппи, вероятно, произошли от шапочек, на которые наматывали чалмы, ввиду чего они вначале почти не украшались. По выводу исследователей, в XVIII-XIX вв. в среднеазиатском костюме произошли большие перемены. На головах мужчин вместо чалм в фергано-кокандских миниатюрах появляются небольшие шапочки. По мере выхода из употребления чалмы растет внимание к декору дуппи, со временем ставшей национальным головным убором мужской части населения края, а с 30-40-х годов и женской, нередко в сочетании с платками. На женских дуппи Ургута, например, вышивка украшала лишь макушку и околыш, затем площадь ее стала увеличиваться. По исламско-суфийским воззрениям, человек, как и сама Вселенная, – божественное творение. Заложенное в нем потенциально творческое стремление к божественному началу он выражает с помощью предписанных ритуалов и системы религиозных представлений. Последние предполагали наличие в создаваемом человеком вещном мире, его внешней форме (захир) скрытого, внутреннего смысла (батин). Мастера ремесел, посвященные в тайны эзотерических знаний и обычно связанные с суфийскими орденами, добивались в создаваемых вещах такого соответствия внешнего и внутреннего планов содержания, чтобы в формах вещей просвечивали силуэты мира духовного. Дуппи, многообразные по форме и декору в различных регионах, отражают половозрастные и социальные градации. Помимо региональных особенностей (известны ферганские, бухарские, хорезмские, ургутские, чустские дуппи и пр.), отличаются по оформлению детские, женские, мужские дуппи, в том числе выделяются дуппи для пожилых мужчин, для лиц, совершивших хадж, дуппи лиц духовного сословия. Из большого разнообразия оформительского комплекса феномена дуппи остановимся на семантике только трех форм и приемов декора, доступных истолкованию в настоящее время. Среди них доминируют две – округлая и четырехгранно-округлая, третья – колпак, вытянутый вверх, – представлена лишь в музейных собраниях. Семантика округлой, пластически более простой формы уже нашла адекватное истолкование. Это “купол неба”, “небосвод”, как он виделся человеку с глубокой древности. Исходной опорой в формировании такой формы дуппи было понимание того, что человек живет под небом и покровительством Вселенной. В результате достигалась тесная связь человека с космосом как частицы с Целым, ощущение физической и духовной защиты. В вариациях этот вид дуппи с тем же значением повторяется в форме юрты – жилья кочевников Азии, в форме куполов минаретов, мечетей, дворцов, мавзолеев исламского мира. Околыш округлого дуппи воссоздает традиционную идею почитаемого и приподнятого места, в архитектурном смысле выражая идею “горы”, на которой в древности размещали священные реликвии или трон правителя.

Пластически более сложная – двухъярусная – четырехгранно-округлая форма дуппи, позаимствованная знаменитой “чустской” дуппи (черный фон, вышитый белый узор), ставшей поистине народной классикой, состоит из четверика “основания” и возвышающейся над ним тульи. Она сформирована из четырех кусочков ткани треугольного кроя, остриями сходящихся на вершине. Эта форма дуппи – усложненный вариант купола на четырехгранном основании – также имеет свою семантику. Квадрат – символ четырех основных элементов материи (земля, огонь, воздух, вода), четырех времен года, четырех периодов суток, четырех периодов жизни человека (детство, юность, зрелость, старость); символ стабильных элементов земного мира, и потому символ и человека. Квадрат также символ священного храма Каабы (кубической формы) – аналога небесного храма в раю, потому и символа постоянства и завершенности. Форма треугольников в крое верха тульи дуппи отражает суфийскую концепцию духа творения. Дух как активное мужское начало воздействует на Душу (пассивное женское начало), в результате чего достигается гармония мира. Треугольник вершиной вверх символизирует активность духа в направлении неба и пассивность в отношении к земле, в чем отражен исламский тезис о тленности и несовершенстве обманчивого и преходящего земного мира и абсолютной ценности верхнего не бесного духовного мира. Форма треугольников становится при этом символом соединения земли и неба и переходом одного в другое. Композиция из круга и квадрата – древняя космограмма или мандала – передает идею космоса, вселенной и космических законов, которым подвластно все, символ реинтеграции (возвращения) квадрата земли в круг небесного храма. Четверик основания околыша “купола” дуппи украшен цепочкой из 16 орнаментированных “арочек” (по 4 на каждой стороне). По-видимому, это символы “проходов”

Читайте также:  88276737 что это за цвет

разъединения и интеграции земного и небесного миров, “проходов” между мирами духа, души и тела. По исламско-суфийским воззрениям, жизнь Духа проходит круг, по Дуге Нисхождения спускаясь на землю и затем, после существования на земле и земной смерти, по Дуге Восхождения вновь устремляется к божественному Началу на небесах. Вышитый на треугольниках тульи лаконичный перцевидный узор (по одному на каждом) – символ крыльев птицы (6), устремленной в небеса, своим полетом воссоединяющей небо и землю. Здесь уместно вспомнить, что верхушки тульи детских и девичьих дуппи ряда народов Средней Азии украшались пучком перьев: филина у узбеков-дурмен, кыргызов и казахов, перьев кобчика или уток у таджиков Каратегина и Дарваза. Линии граней сшитых треугольничков образовывали на тулье фигуру прямого или косого креста – известного в народном искусстве оберега. Знаменательна строгая черно-белая цветовая гамма “чустской” дуппи, считавшаяся на Среднем и Ближнем Востоке самым сильным средством от сглаза, как и черно-белые бусины в Средней Азии. В суфийской эстетике черный цвет – цвет непостижимой для человека тайны бытия, цвет конца, завершения, предпосылки к реинтеграции и пр. Черное поле дуппи подчеркивал белый цвет “крыла” – перца – ведущего символа чистоты и отрешенности от всего земного. Белый цвет также считался символом синтеза всех цветов, символом Единства. Вариант этой же символики черно-белого цветового сочетания использован в черно-белых хан-атласах, предназначенных для платьев умудренных жизненным опытом женщин (их носят пожилые узбечки, таджички, кыргызки, уйгурки). Символическая ценность этого сочетания акцентирована и в черно-белых молитвенных четках, продаваемых в Мекке и ценящихся как реликвии хаджа. Третий вид дуппи – вытянутый зауживающимся вверх конусом “кулох” на широком околыше (идея сильно подчеркнутого устремления вверх, либо идея горы – самого близкого на земле места к небу), носившийся в средневековье представителями духовного сословия (кулох обматывался чалмой, но верхушка его просматривалась), одновременно выделяя социальное положение владельца. Дервиши также носили кулох, но чалмы. Относительно этого сохранилась поговорка: “Стань в душе дервишем, а уж потом примеряй колпак”. Кстати, известны колпаки из овчины в Каратегине и Дарвазе, где черные и белые дольки сшивались накрест, образуя оберег от сглаза. Узоры округлой формы дуппи, как неоднократно и правильно указывалось исследователями, концентрируются вокруг тем оберегов от злых сил и сглаза, несут пожелания плодородия, изобилия и обеспеченности земными благами, животворных сил весны, жизни в земном раю и пр. Сейчас уже забываются более ранние интерпретации части этих мотивов, связанных с религиозно-суфийскими сюжетами. К ним, например, относится мотив соловья, поющего над кустом розы. В классической поэзии Среднего Востока этот мотив, помимо светского обозначения земной любви, символизировал страдания влюбленного в Бога суфия. В дуппи он представлен в виде птички или птичек, сидящих на цветущем кусте. Ветка “розы”, популярная в вышитых крестом ташкентских дуппи начала 50-х годов, в истоках – суфийский символ мира и его красоты как части божественного величия, который обозначал способность увидеть мир во всем его диалектическом многообразии (т.е. в сосуществовании вместе с красивым цветком его колючек). Птицы вообще – символ высшей мудрости, духа божьего, страстей бытия; подсолнечник-кунгабокар – древний символ плодородия, цветок которого поворачивается вслед за солнцем (солнце здесь – божественное начало); ирис-гульсафсар, лепестки которого одновременно направлены вверх и вниз, символизируют объединение противоположностей в едином – базовый принцип ислама – Единство (тоухид). Относительно расположения узоров на округлой дуппи можно отметить, что многие из них располагаются полосами вокруг верхушки – символа Высшего Единства. Движение Духа (вниз и нисходящее, расширяющееся – вверх восходящее и сокращающееся) идет от этой точки. Эту же идею восхождения-нисхождения олицетворяют, например, зубчатые каймы декоративных полос, отрезки цепочки которых попеременно отклоняются вниз или вверх. Некоторые типы узоров строятся в четыре сектора, варьируя идею символов четырех стабильных элементов земной жизни, порядка и гармонии Целого. Весьма значимый в исламской культуре прием оформления надписью священным арабским шрифтом – шрифтом Корана – использован в дуппи квадратно-купольной формы. В фонде ГМУз хранятся два экземпляра таких дуппи начала XX в. Вообще арабские надписи издавна использовались на многих видах изделий де коративно-прикладных ремесел, тканях, одежде. Наделение слова могущественной силой в Средней Азии, на Среднем Востоке тради-ционно и уходит в глубокую древность. В зороастрийских “Гатах” воздействующая сила Слова, отражая Благую Мысль, отождествляется с Делом. Священным Словом Ормузд установил на 3 тыс. лет “Золотой век на земле (7). Сознание могущественной силы Слова передалось и в ислам. Словом “Будь! Бог создал земной мир. В период XII-XIV вв. получила распространение философская концепция о деятельной сущности имен Бога и участии их в построении мира. Мастера традиционных ремесел так виртуозно владели секретами приведения в оптимальное художественное соответствие внешней, функционально-логичной и эстетичной формы изделия с внутренними мировоззренческими посылами традиции и принципами художественной философии, что создавали своеобразные шедевры, которые выдержали испытание на прочность в негативных условиях нестабильности жизни, смены социального миропорядка и продолжали функционировать как надежные островки житейской мудрости народа.

Источник

Adblock
detector