Меню

Что значит желтый цвет для ван гога



Ван Гог. Жёлтый цвет смерти

У меня есть любимый альбом с иллюстрациями живописных работ Винсента Ван Гога. Даже держание альбома в руках, не говоря о рассматривании картин, ощущается мной, как праздник. Я купила его давно в каком-то маленьком ярославском магазинчике, торгующем сувенирами для туристов, и с тех пор этот альбом стал значить для меня больше, чем воспоминание о той поездке в Ярославль: он познакомил меня с уникальным творчеством гениального художника!

Интересно то, что когда я беру альбом в руки, то сначала пугаюсь (что могла бы не иметь его), а уже потом чувствую радость от обладания этой замечательной вещью! С помощью альбома я знакома со всеми произведениями Ван Гога. Иллюстрации настолько качественно выполнены, что, переворачивая плотные, мелованные страницы, я даже ощущаю исходящий от картин запах ван-гоговских красок — непередаваемое ощущение присутствия рядом с живой картиной!

Я видела работы Ван Гога в петербургском Эрмитаже — восемь полотен маслом и одну акварель. Большая часть работ художника, разумеется, находится в Музее Ван Гога в Амстердаме, остальные разбросаны по другим музеям мира и частным коллекциям. Разумеется, я их никогда не увижу лично, поэтому я ценю свой альбом за возможность общаться с картинами Ван Гога со всеми сразу и в любое время.

Есть в альбоме репродукция картины «Пшеничное поле со жнецом на закате солнца». Я не любила на неё смотреть и всегда старалась побыстрее перевернуть страницу. Обилие жёлтого цвета разного оттенка, копошащаяся вдали фигура жнеца, резкая граница между небом и землёй, пышущее адским пеклом солнце — всё это не располагало заострять на картине внимание, изображение тревожило и напрягало, и мне становилось не по себе.

Помню погоду летом 2010 года — стояло невыносимое пекло, в воздухе колыхалось горячее марево, а на раскалённое докрасна солнце можно было смотреть невооружённым глазом. Я тогда вспомнила картину Ван Гога и подумала, а не конец ли света изобразил художник? Но тут же отогнала от себя эту мысль -ну как же, жёлтый цвет — цвет солнца, а значит, цвет радости и жизни, тут и речи не может быть о глобальной катастрофе.

Но с того времени жёлтый цвет картины стал для меня знаком вопроса — почему всё жёлтое? Неужели причина всего лишь в жаре? В чём истинный смысл изображения? Ведь видно, что это не просто пейзаж, что-то другое, более значительное, и оно скрыто от меня.

Время от времени я раскрывала альбом на странице с иллюстрацией «Жнеца» и придумывала объяснения обилию на ней жёлтого цвета. Объяснения, конечно, находились, но по-детски наивные и нелепые, например, художник вдруг внезапно полюбил жёлтый цвет; в лавке, где он покупал краски, осталась только жёлтая; картина писана на заказ, а заказчик помешан на жёлтом цвете; у Ван Гога случилось расстройство зрения; он хотел ободрить себя солнечным светом; жёлтый цвет был олицетворением душевного тепла, которого Винсенту не хватало .
Или, может быть, картина — плод одной из галлюцинаций душевнобольного художника?

Галлюцинация? Неужели так просто?
«Жнец» написан в сентябре 1889 года, Ван Гог уже третий месяц находился в госпитале в Сан-Реми, где лечился от душевного непокоя. Неужели картина — это ассоциация с сумасшедшим домом? В России, я знаю, подобные лечебные заведения окрашивали в жёлтый цвет, в народе эти лечебницы так и называли: «жёлтый дом». Кто об этом знает, тот понимает о чём речь, но вряд ли знал об этом Ван Гог.

Читайте также:  Каким цветом моча если больные почки

Мои объяснения меня не удовлетворяли, потому что не были похожи на правду. Мне хотелось докопаться до смысла, не обращаясь за помощью исследователей творчества Ван Гога. Я хотела, чтобы художник сам объяснил мне причину моей тревоги, которую я испытываю от этой картины.

Я стала читать письма Ван-Гога, которые он, в-основном, писал своему младшему брату Тео. Кстати, Ван Гог замечательный рассказчик, его письма можно читать, как самостоятельную увлекательную книгу с интересными рассуждениями и выводами. Но в этот раз я не наслаждалась искусством эпистолярного жанра, моей целью было найти объяснение художника по поводу написания «Жнеца».
Нашла, и объяснение меня поразило.

Оказывается, художник изобразил жёлтым цветом смерть. Непостижимо — смерть изображена самым животворящим цветом солнца, цветом жизни! Вот как сам Винсент Ван Гог пишет о своей картине «Жнец»:

—«У меня надежда на одну картину, начатую мной за несколько дней до моего припадка, — «Жнец». Желтый этюд, нанесенный страшно толстым слоем, но его сюжет хорош и прост. В этом жнеце мне представлялась некая неясная фигура, наподобие дьявола, бьющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы довести до конца свое дело. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что человечество — колос, который должен быть сжат.

—Но в этой смерти нет ничего печального, она совершается при полном свете, под солнцем, заливающим все своим сиянием и чистым золотом. Эго — картина смерти, о которой говорится в великой книге природы. Чего я в ней добивался, так это «подобия улыбки». Странно, что через железные прутья моей камеры я увидел это именно так».

То, что я узнала «тайну» картины «Жнец», не принесло мне радости, наоборот, мне стало невыразимо печально. Если раньше я «проскакивала» эту картину, повинуясь чувству самосохранения, то теперь она притягивает меня и, раскрывая альбом, я первым делом открываю страницу со «Жнецом». Я смотрю на картину, и сердце моё плачет .

Это не какой-то там гипотетический жнец убирает колосья, а сам Художник Винсент Ван Гог сопротивляется Смерти. И солнце не испепеляет всё вокруг жаром, а собирает свои яркие, горячие, живительные лучи для помощи этому одинокому, исстрадавшемуся человеку в соломенной шляпе в его ежедневной битве за жизнь.
Снопы с колосьями — уже прожитые дни. Кончится поле, кончится жизнь?

Ну почему это жёлтое поле не бесконечно!

Иллюстрация — Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом на закате солнца». Сен-Реми, сентябрь 1889.

Источник

Желтый цвет в картинах Ван Гога

В своем творчестве художник может придерживаться одной стилистики, развиваться в пределах одного жанра или исполнять картины в единой цветовой гамме. Художник может даже выделить для себя какую-либо определенную краску как доминирующую, знаковую. Известный пример подобной избирательности в палитре – «голубой» и «розовый» периоды в живописи Пабло Пикассо. Но, если Пикассо с большой скоростью менял цветовые ключи, то в картинах Винсента Ван Гога желтый цвет представляется тем знаковым элементом, последовательно переходящим из одного произведения в другое.

Читайте также:  Черное платье с бежевыми цветами

Поиск четких красок

Винсент Ван Гог за свою недолгую жизнь написал сотни картин, по которым можно проследить историю поиска собственного голоса, обретение и следование ему. Не в одночасье желтый цвет в живописи голландского мастера обрел независимость. Ранние картины отличаются сдержанностью в выборе палитры, сюжеты и герои, выбранные из обыденной, однообразной жизни мещан и крестьян предстают в привычном окружении замыленных, нечетких оттенков («Едоки картофеля», 1885; «Женщина за шитьём», 1881). Но живые цвета находят свой путь в творчество Ван Гога. Среди них желтый – один из основных в спектре, он противополагается синему, являясь основой теплой гаммы красок.

Желтый – сильный, импульсивный цвет, длина его волн больше, чем у синего, а визуально желтые предметы будто движутся навстречу наблюдающему. На картинах Ван Гога желтый часто появляется в соединении с контрастными синим или красным («Полуденный отдых», 1890; «Ночная терраса кафе», 1888; «Ночное кафе», 1888). Работы художника конца 1880-х вообще строятся на сильных, живых, естественных красках. Изображение «изнанки жизни» обретает новый фокус: на природу, органику, наблюдение за жизнью простого народа вокруг годовых циклов, на фоне созревающих на плантациях ростков. Со всей очевидностью оттенки желтого наполняют естественный мир в глазах художника. В пространстве картин голландского живописца они становятся той основой, к которой добавляются другие краски.

Насыщенная простая жизнь

Именно лимонные и банановые иссечения пробиваются из-под наслоений холодных зелено-голубых теней («Вспаханное поле и пахарь», 1889). Изнанка земли скрывает мягкие желтые лучи, родственные солнечному свету, спускающемуся с неба. Еще необработанные плодоносящие поля же насыщенны ничем не сдерживаемым витальным золотом, им полнится земля, оно кормит человека («Урожай», 1888; «Пейзаж с домом и пахарем», 1889). Дневное освещение наполняет мир полновесными, спокойными и теплыми тонами от слоновой кости до густой охры. Этот свет как тяжелое и жаркое марево покрывает землю. Природа излучает свет, который проникает в людей и их жилища.

Мягкий охристый подтон кожи на портретах и автопортретах (вместе со своеобразными мазками) отличает творчество Ван Гога («Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице», 1890; «Автопортрет без бороды», 1889). Человек – часть природного мира, от него исходит приглушенный свет. Скромное убранство комнаты в Арле или зала ночного кафе не сияют золотом, их краски более сдержанные и отстраненные, но сохраняющие связь с естеством («Ночное кафе», 1888; «Спальня в Арле (первый вариант)», 1888). Золото уже не покидает среду обитания обычного человека, какой бы простой ни была его жизнь, оттенкам желтого находится место («Натюрморт с французскими романами и розой», 1887). Эти краски могут переплетаться со множеством контрастных оттенков, а могут растворять в себе все другие цвета, обезоруживая их («Ваза с двенадцатью подсолнухами», 1889).

Читайте также:  От каких продуктов изменяется цвет мочи

Пусть этот яркий период рано оборвался вместе со смертью художника, картины, написанные во время расцвета творчества, отражают своеобразие таланта своего автора.

Читайте также:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

Пять оттенков Ван Гога: абсент, ангелы и пагубные страсти

Желтый

Желтый цвет занимает отдельное место в творчестве Ван Гога. Он становится главенствующим в палитре художника , начиная с переезда в Арль. В одном из писем брату Тео Винсент пишет:

«Желтый цвет — высшая просветленность любви. Солнце и свет , по счастью , можно выразить при помощи желтого , бледного желто-зеленого , лимонного и золотого. Как прекрасен желтый цвет!»

Но , наверное , все же не зря желтый считается цветом безумия. Ведь у Ван Гога период обострения психического недуга совпал по времени со страстной одержимостью этим цветом. Не улучшало ситуацию и то , что Винсент практически ничего не ел ( денег хватало лишь на холсты и краски), буквально доводил себя до изнеможения , литрами заливая в себя крепкий кофе , и не спал по несколько дней.

К слову , нищета Ван Гога вошла в историю искусства не только желтым цветом. Некоторые его рисунки начала арлезианского периода написаны в очень интересной « точечной» технике ( 1, 2, 3), но они отличаются от его знаменитых работ с элементами пуантилизма. Эти вещи необычны тем , что были созданы заточенными тростниковыми стеблями. Винсенту приходилось работать подручными средствами , потому что из-за колоссальных объемов работы кисти изнашивались слишком быстро.

Красный

Для многих людей красный цвет ассоциируется со страстью. И если рассматривать это понятие в самом общем смысле , тогда Винсент был одним из самых « красных» людей , когда-либо живших на планете. Он был натурой настолько увлекающейся , что в горячке одержимости забывал о границах , умеренности , самоконтроле и даже самосохранении.

Красный цвет , однако , не слишком часто появляется на картинах Ван Гога. По крайней мере , никогда не правит бал , как желтый или синий. За свою недолгую художественную карьеру Винсент написал множество натюрмортов с букетами цветов , в частности — с маками и гладиолусами , но ни одно из этих полотен не добилось и тысячной доли популярности « Подсолнухов». Начиная с арлезианского периода художник использует красный довольно редко , больше в качестве вспомогательного цвета ( как , например , в печально известном « Автопортрете с перевязанным ухом и трубкой», где Ван Гог покрывает фон сплошным красным двух болезненных грязноватых оттенков).

Но существует все же одно исключение. Это картина « Ночное кафе», изображающая интерьер небольшого привокзального заведения в Арле ( Ван Гог не раз изображал владелицу этого кафе — мадам Жино , она стала героиней его портрета « Арлезианка»). Здесь красный цвет , которого Ван Гог использует непривычно много , выбран не случайно. В письме Тео Винсент пишет об этой картине:

«В „Ночном кафе“ я попытался изобразить место , где человек губит самого себя , сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть , движущую людьми , с помощью красного и зеленого цвета».

Источник