Меню

Дали какие цвета использовал



«Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Секрет успеха картины

Плавящиеся часы – очень узнаваемый образ Дали. Даже более узнаваемый, чем яйцо или нос с губами.

Вспоминая Дали, мы волей-неволей думаем именно о картине «Постоянство памяти».

В чем же секрет такого успеха картины? Почему она стала визитной карточкой художника?

Попробуем разобраться. А заодно пристально рассмотрим все детали.

«Постоянство памяти» – есть над чем подумать

У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?

«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.

Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.

Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.

Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.

Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.

Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.

Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.

Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.

Интерпретация Дали

Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.

Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.

Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.

Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.

Интересные детали «Постоянства памяти»

В тот день в июле 1931 года у Дали возник в голове интересный образ плавящихся часов. Но все остальные образы им уже были ранее использованы в других работах. Они и перекочевали в «Постоянство памяти».

Может быть и поэтому картина так успешна. Потому что это копилка самых удачных образов художника.

Дали даже любимое яйцо нарисовал. Хотя и где-то на заднем плане.

Конечно, на «Геополитеческом ребёнке» оно – крупным планом. Но и там, и там яйцо несёт одинаковую символику – перемены, рождение чего-то нового. Опять же по Гераклиту.

Сальвадор Дали. Геополитический ребенок. 1943 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США. Artinvestment.ru.

На этом же фрагменте «Постоянства памяти» крупным планом – горы. Это мыс Креус рядом с его родным городом Фигерас.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Ru.wikipedia.org.

Дали любил переносить на свои картины воспоминания из детства. Вот и этот знакомый ему с рождения пейзаж кочует из картины в картину.

Автопортрет Дали

Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.

Читайте также:  Чем забить коричневый цвет волос

Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь с автопортретом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Ru.wikipedia.org.

Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.

Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?

Лично у меня эта голова ассоциируется с автопортретом Микеланджело с фрески «Страшный суд». Мастер Эпохи Возрождения изобразил себя своеобразно. В виде спущенной кожи.

Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.

А вообще такой автопортрет – частое явление на картинах Дали. Крупным планом мы видим его на полотне «Великий мастурбатор».

Сальвадор Дали. Великий мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид. Muzei-mira.com.

И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.

Пикантные подробности

В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.

А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.

Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи.

Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.

Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.

Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.

Подведем итог

Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:

– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.

– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.

– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.

– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.

– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931 г. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА). Ru.wikipedia.org.

Похожее

2 комментария к “«Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Секрет успеха картины”

Ключевые слова: часы, желудок, минуты, время
часы – watch (англ.) > stomach – желудок (англ) > stoj chasovj – стоящий на часах (слав.).
часы – watch (англ.) > water – вода (англ.), то есть “текучие часы” – игра слов.
минуты – minutes > mnutij – мнутые (слав.) – игра слов, где часы состоящие из минут – “мнутые”.
Замысел состоит в том, что идущие стрелки, отсчитывающие минуты и часы сминают циферблат часов. На всех мягких часах в картинах Дали время показывает без пяти минут семь – five minutes to seven (англ.), где five – число 5, рука, кулак, костяшка (домино).
На картине показана спящая голова Дали в виде летучей мыши. Мышь – bat (англ.) > bed – постель (англ.)- игра слов/to go bad- сумасшествие (англ.).
На картине текущее время постоянно (6.55) на всех часах – мягкие часы (настольные, висячие и будильник). Это биологическая память желудка. Время завтрака.
Во сне время сплющено, сжато, но грёзы, которые охватывают спящего Дали бесконечны. Под носом находится кролик – rabbit > rabbota – работа (слав.) – игра слов. Работа – это работа мысли, а может быть изображена белка – мысь (др.-слав.), что означает мысль (слав.). Скачет мысь по мысленному древу как в «Слове о полку Игореве».
Постоянство памяти в течении времени, где
time – время (англ.) > techenj – течение (слав.)(пропуск ch, замена ni/m)
zite – время (англ.) > tech – течь (слав.)(инв. zite, редукция ch/z)
memory – память (англ.) > more – море (слав.)
Память бесконечна как море.
Остановите время, например, смерть человека и память его и о нём разрушается. Память постоянна (быть), когда течёт время.
C. Дали полагал, что время не дискретно по измеряемым интервалам, а непрерывно, то есть, течёт. Время течёт по замкнутому кругу, как бегут стрелки по циферблату, как змея кусает свой хвост. В этом и есть постоянство времени и памяти. Память «помята» как циферблат часов. Цифра – cipher > crivj – кривая (слав.)(перест. r/f, редукция v/ph). Пространство и время искривляются по теории относительности, а Дали изучал ТО Эйнштейна.
Слово тоже изменчиво как пространство во времени. Изменение основы, корня слова (в разумных пределах) создаёт новые слова, образы, образы слова неразрывно связаны с художественными образами. Триплетный корень слова подобно цепочке ДНК. Память это цепочка ДНК из слов. Всё течёт, всё изменяется и никуда не исчезает. В этом смысл мироздания.
Спасибо за подсказку с зеркалом. Я не заметил соразмерности зеркала и моря, поэтому
mirror – зеркало (англ. > morre – море (слав.)
Вся прелесть картин Дали состоит в игре слов, которыми питаются образы картин Дали. Причём эти слова из русского лексикона, навеянные его любимой Галой.
Если я вас заинтриговал, см. мои комментарии к картинам Дали по ссылке http://www.tezan.ru/dali.htm
Та же образность существует в Кодексе Серафини (см. http://www.tezan.ru/cod_serafini.htm )

Читайте также:  Какие обои подойдут для кухни сиреневого цвета

Вячеслав, спасибо за такие подробные дополнения!

Источник

Путь загадки — Сальвадор Дали

Картина «Путь загадки» была написана Сальвадором Дали в 1981-ом, а годом позже художник подарил эту картину своему Театру-музею, чтобы отметить таким образом вручение ему золотой медали правительства Каталонии (Женералитата).

Впрочем, о времени написания картины «Путь загадки» безошибочно свидетельствуют хорошо знакомы нам по другим работам этого периода холодные, свинцовые или зеленовато-золотистые тона, а также отсутствие детальной проработки элементов холста. Мы не раз уже рассказывали, что всякая детализация для Дали с начала 80-хх была уже невозможна, по причине сильной дрожи в правой руке, а также отвратительного состояния здоровья в целом.

Именно эти проблемы со здоровьем, а также явно приближающаяся смерть Гала, которая с каджой неделей сдавала всё больше и больше, заставляли Сальвадора Дали постоянно думать о смерти.

А мысли о смерти неизменно вели к необходимости заняться неким «подведением итогов». Картина «Путь загадки» с несомненным философским смыслом — одна из попыток Сальвадора Дали взглянуть на свою жизнь и творчество с высоты прожитых лет и в очередной раз задуматься — а что там, за горизонтом, над которым горит холодное белое солнце?

В этом смысле картину «Путь загадки» (140 Х 94 см; масло, холст) Дали с таким же успехом мог бы назвать «Размышения о бессмертии» — ибо как раз этой теме и посвящено полотно. Дали, как мы знаем, откровенно побаивался смерти и с начала 70-хх активно занимался поисками бессмертия — делая, это, как всегда, необычно и экстравагантно. Как известно, он даже распорядился забальзамировать свое тело, ибо втайне уповал и на бессмертие физическое. Что касается бессмертия своего духа — в нем Дали был уверен в большей степени, доказательством чему и служит картина «Путь загадки»

Читайте также:  Кружевное боди красного цвета 1

Путь — это настил на водой, уходящий к линии горизонта и традиционно символизирующий жизнь. Белая звезда над горизонтом символизирует холодный бесстрастный свет вечности. В этом, собственно, и заключается главная загадка всего нашего бытия — суждено ли нам оказаться в вечности? Возможно ли она — вечная жизнь после смерти земной? Для себя этот вопрос Дали решил положительно: чтобы понять это, обратим внимание на мешки, в изобилие представленные на картине.

Мешки, по словам самого Дали, символизируют информацию, или, если угодно, знания. Мешки нижних рядов, расположенных поближе к «земле или водной поверхности» — то есть, к осязаемой, физической стороне жизни — вполне материальны. Иными словами, это те знания, которые человек приобретает в результате собственных усилий. В случае с художником, каковым был Дали — это неустанный труд и работа над совершенствованием своего мастерства.

Однако, как бы ни был художник старателен и трудолюбив — ему никогда не достичь бессмертия, если нет в нем иного, божественного знания — которое мы с тем же успехом можем назвать вдохновением, или «искрой божьей», или «гениальностью» — тем, что плохо поддается познанию, определению и пониманию, но безусловно существует, являясь уделом лишь избранных. Символы «божественного знания» — это мешки в верхних рядах, которые, как видим, лишены явной «материальности», свойственной мешкам нижним.

А сходятся обе проекции — знаний «материальных» и знаний «божественных» — именно там, за горизонтом, где горит звезда Вечности. Только при обязательном наличии двух этих составляющих, совершенно справедливо считал Дали: божественной и земной, мастерства, достигнутого трудом, и вдохновения — возможно рождение гения, место для которого в Вечности обязательно найдется.

Впрочем, парадокс нашей жизни как раз и заключается в том, что мы можем только предполагать, догадываться или быть уверенными — но истину узнаем только после смерти. Вот почему даже для «Божественного Дали» весь его жизненный путь оставался «Путем загадки». Что же, 23 января 1989 года для себя эту загадку Дали разгадал. А тот факт, что творчество его по-прежнему интересно миллионам людей во всем мире, указывает на то, что бессмертия, в определенном смысле Дали все-таки достиг.

Источник