Ионы железа ( III ) в растворе можно определить с помощью качественных реакций. Проведем некоторые из них. Возьмем для опыта раствор хлорида железа ( III ).
1. Качественная реакция на ион железа ( III )– реакция со щелочью.
Если в растворе есть ионы железа ( III ), образуется гидроксид железа ( III ) Fe(OH)3. Основание нерастворимо в воде и бурого цвета. (Гидроксид железа ( II ) Fe(OH)2. – также нерастворим, но серо-зеленого цвета). Бурый осадок указывает на присутствие в исходном растворе ионов железа ( III ).
FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH)3 ↓+ 3 NaCl
2. Качественная реакция на ион железа ( III ) – реакция с желтой кровяной солью.
Желтая кровяная соль – это гексацианоферрат калия K 4 [ Fe ( CN )6]. (Для определения железа ( II ) используют красную кровяную соль K 3 [ Fe ( CN )6]). К порции раствора хлорида железа прильем раствор желтой кровяной соли. Синий осадок берлинской лазури* показывает на присутствие в исходном растворе ионов трехвалентного железа.
3. Качественная реакция на ион железа ( III ) – реакция с роданидом калия.
Вначале разбавляем испытуемый раствор – иначе не увидим ожидаемой окраски. В присутствии иона железа ( III ) при добавлении роданида калия образуется вещество красного цвета. Это ‑ роданид железа ( III ). Роданид от греческого «родеос» — красный.
Берлинская лазурь была получена случайно в начале 18 века в Берлине красильных дел мастером Дисбахом. Дисбах купил у торговца необычный поташ (карбонат калия): раствор этого поташа при добавлении солей железа получался синим. При проверке поташа оказалось, что он был прокален с бычьей кровью. Краска оказалась подходящей для тканей: яркой, устойчивой и недорогой. Вскоре стал известен и рецепт получения краски: поташ сплавляли с высушенной кровью животных и железными опилками. Выщелачиванием такого сплава получали желтую кровяную соль. Сейчас берлинскую лазурь используют для получения печатной краски и подкрашивания полимеров .
Оборудование: колбы, пипетка.
Техника безопасности . Соблюдать правила обращения с растворами щелочей и растворами гексацианоферратов. Не допускать контакта растворов гексацианоферратов с концентрированными кислотами.
Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Источник
Fe cns 3 осадок какого цвета
15 лет успешной работы в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ!
1474 поступивших (100%) в лучшие вузы Москвы
Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и предметным Олимпиадам в Москве
Записаться на курсы!
home
map
mail
У Вас возникли вопросы? Мы обязательно Вам перезвоним:
Качественные реакции на железо (III)
Есть несколько основных качественных реакций на ион железа (III): реакция со щелочью, реакция с желтой кровяной солью и реакция с роданидом калия.
Для проведения опыта в три колбы наливается раствор хлорида железа (III) — FeCl3.
В этой реакции ионы трехвалентного железа обнаруживают себя, образуя гидроксид трехвалентного железа Fe(OH)3 бурого цвета:
Качественная реакция на ион железа (III) с желтой кровяной солью
После того, как к раствору FeCl3 добавилигексацианоферрат калия K4[Fe(CN)6], или желтую кровяную соль, образуется осадок синего цвета. Это комплексное соединение – берлинская лазурь.
Качественная реакция на железо (III) с роданидом калия.
К сильно разбавленному раствору FeCl3 добавляется несколько мл роданида калия (КCNS). Образуется роданид трехвалентного железа красного цвета:
FeCl3 + 3 КCNS = Fe(CNS)3 + 3 KCl
С помощью этих качественных реакций можно определить наличие в растворе ионов трехвалентного железа.
Источник
Соединения железа
Урок строится на элементах личностно ориентированного обучения и проводится по традиционной системе: дифференцированная проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление, подведение итогов.
Работа на уроке рассчитана на учащихся различной успеваемости: уровень А – слабые ученики, уровень В – средние ученики, уровень С – сильные ученики. Использование дифференцированных заданий для учащихся с разным уровнем знаний позволяет создать для самых слабых учеников ситуацию успеха.
Цель урока. Изучить химические свойства соединений железа(ІІ) и (ІІІ), познакомить с качественными реакциями на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .
Оборудование и реактивы. Cпиртовка, пробирки, пробиркодержатель, Fe, HCl, NaOH, FeSO4, FeCl3, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], KCNS.
I этап. Дифференцированная проверка знаний
В начале урока проводится дифференцированная проверка знаний учащихся по теме «Железо и его свойства». Каждому ученику на стол выдается карточка (приложение 1), в которой в соответствующей графе таблицы надо либо выбрать правильный ответ, либо записать уравнение реакции.
После заполнения таблицы предлагается взаимо- и самопроверка. Задания выполняют на карточках в 2-х экземплярах с использованием копировальной бумаги. После выполнения задания первый экземпляр отдают учителю, а второй остается для самопроверки у ученика.
II этап. Изучение нового материала
По ходу фронтальной беседы при участии учеников заполняется таблица по соединениям железа и их химическим свойствам (таблица).
1. Растворимые соли ионов железа Fe 2+ и Fe 3+ реагируют с растворами щелочей при комнатной температуре:
2. Гидроксид и оксид железа(II) вступают в реакцию с кислотами: Fe(OH)2 + 2HC1 = FeCl2 + 2H2O, FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O
2. Гидроксид железа(III) амфотерен, т.е. вступает в реакции с кислотами и концентрированными растворами щелочей:Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 +3H2O,
Оксид железа(III) реагирует с кислотами и с основными оксидами:
3. Гидроксиды железа(ІІ) и (ІІІ) разлагаются при нагревании:
Fe(OH)2 = FeO+H2O
2Fe(OH)3 = Fe2O3+3H2O
4. Катионы железа(II) легко окисляются кислородом воздуха или другими окислителями до катионов железа(III). Поэтому белый осадок гидроксида железа(II) на воздухе сначала приобретает зеленую окраску, а затем становится бурым, превращаясь в гидроксид железа(III):
В ы в о д. Для распознавания солей железа можно использовать реакцию с растворами щелочей.
Для распознавания солей железа(ІІ) и (ІІІ) проводят и другие качественные реакции, с которыми учащиеся знакомятся при выполнении лабораторной работы.
Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ ».
Учащиеся работают в группах по 2–4 человека, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы (приложение 2). Затем учащиеся отчитываются о своих результатах. Учитель делает вывод.
1) При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.
Это качественная реакция нa ионы Fe 3+ .
2) При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок (турнбулева синь):
3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.
Это качественная реакция на ионы Fe 2+ .
3) Для обнаружения ионов Fe 3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:
III этап. Закрепление материала
Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».
Для закрепления материала проводится лабораторный опыт.
В пробирку налейте 2 мл соляной кислоты и опустите туда кусочек железа (скрепку). Нагрейте содержимое пробирки на спиртовке не менее двух минут (с соблюдением правил техники безопасности). Что наблюдаете? Какая соль при этом получилась?
Чтобы проверить правильность вашего предположения о формуле возможной соли, проведите анализ на обнаружение ионов Fe 2+ и Fe 3+ . Сделайте вывод о составе соли, полученной взаимодействием железа с соляной кислотой. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
IV этап. Подведение итогов
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.
Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна § 14, с. 65–67, упр. 5.
Уходя с урока, ученик, ориентируясь на свои знания, может взять карточку с домашним заданием из красного конверта на «5», из синего – на «4», из зеленого – на «3».
1) В пробирку № 1 налейте раствор сульфата железа(ІІ), в пробирку № 2 – хлорид железа(ІІІ). В обе пробирки прилейте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Отметьте окраску полученных веществ.
2) В пробирку № 3 налейте раствор сульфата железа(ІІ), в пробирку № 4 – хлорид железа(ІІІ). В обе пробирки прилейте раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Отметьте окраску полученных веществ.
3) В пробирку № 5 налейте раствор хлорида железа(ІІІ). В эту же пробирку прилейте раствор роданида калия KCNS. Отметьте цвет полученного раствора.
Результаты опытов оформите в виде таблицы.
№ пробирки
Содержимое пробирки
Цвет содержимого пробирки до реакции
Цвет содержимого пробирки после реакции
1
FeSO4
2
FeCl3
3
FeSO4
4
FeCl3
5
FeCl3
Л и т е р а т у р а
Книга для чтения по неорганической химии. Сост. В.А.Крицман. М.: Просвещение, 1984; Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 2001; Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Блик плюс, 2005; Зяблова Е.В. Из опыта проведения практической работы «Железо и его соединения». Химия в школе, 2003, № 5.