Меню

Гармоничные цвета это какие цвета



Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

Гармония — это равновесие, симметрия сил.

Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом — голубовато-серым, на красном — зеленовато-серым, на зеленом — красновато-серым, на синем — оранжево-серым и на фиолетовом — желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны.

Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи — желтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зеленый — собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. По законам физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный цвет.

Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция — расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция — их восстановление — уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат. Если мы будем смотреть на черный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета — желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

  • красный — зеленый = красный — (желтый и синий);
  • синий — оранжевый = синий — (желтый и красный);
  • желтый — фиолетовый = желтый — (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причем их цветовая композиция, сточки зрения вышеизложенного, не является гармоничной.

Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сёра говорит, что искусство — это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.

Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, равной степени насыщенности, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — цветотональную гармонию».

Читайте также:  Почему печень поменяла цвет

Когда Оствальд утверждает, что «. цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто свое субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов.

Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет.

В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании светлоты основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:

  • желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8

Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причем каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть желтый действует на зрителя как желтый, красный — как красный и синий — как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.

Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зеленого объединены квадратом. Прямоугольник же дает сгармонизованное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, треугольником, объединяющим желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолето вый и желто-зеленый.

Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвященном гармонии цветовых созвучий.

Источник

Гармоничные цвета это какие цвета

Нидерландский художник Винсент Ван Гог, чьи работы оказали огромное влияние на живопись XX века, в своем письме к брату от 30 сентября 1884 г. писал: «…я совершенно уверен, что цвет, светотень, перспектива, тон и рисунок — короче, все имеет свои определенные законы, которые должно и можно изучать, как химию или алгебру. Это далеко не самый удобный взгляд на вещи, и тот, кто говорит: «Ах, всем этим надо обладать от природы!» — сильно облегчает себе задачу. Если бы дарования было достаточно! Но его недостаточно: именно тот, кто многое постигает интуитивно, должен, по-моему, прилагать вдвое, втрое больше усилий для того, чтобы от интуиции перейти к разуму. »

Да, грамотному и осмысленному сочетанию цветов можно научиться.

Классификация цветов

Но прежде чем говорить о цветовых гармониях, я хочу немного остановиться на классификации цветов.

Глобально все цвета делятся на 2 большие группы – хроматические (от греч. Chroma — цвет, краска) и ахроматические, то есть не имеющие цвета.

К хроматическим цветам относятся все спектральные цвета и их оттенки (красный, оранжевый, желтый и т. д.). К ахроматическим цветам относятся белый, черный и все оттенки серого.

Хроматические цвета разделяют на: первичные (цвета первого порядка), вторичные (цвета второго порядка), третичные (цвета третьего порядка) и т. д.

В теории первичные цвета – это три цвета, которые нельзя получить при смешивании –желтый, красный и синий. Я сейчас говорю только о субтрактивном смешении цветов, которое соответствует смешиванию красок. Если вы не знакомы с понятиями субтрактивное и аддитивное смешением цветов, рекомендую прочитать статью о теории цвета.

Смешивание первичных цветов дает нам вторичные цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Смешав вторичные цвета, мы получаем третичные — желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

Кстати я нарисовала цветовой круг Иттена. В начале ХХ века швейцарский художник, автор и преподаватель шестимесячного предварительного курса для художников Иоганнес Иттен издал книгу «Искусство цвета», в которой и предложил такой вариант цветового круга.

Эта книга периодически переиздается, ее и сейчас можно купить или скачать. Только при изучении цветового круга Иттена учтите, что это всего лишь схематическое отображение цветовой системы, а сами цвета в иллюстрациях на страницах книги не являются по-настоящему первичными.

Иоганнес Иттен был не единственным, кто пытался систематизировать цвета. В свое время разными ученными, занимающимися проблематикой цвета, предлагались различные цветовые модели и классификации цветов (Подборка сделана Ф. Геритсеном).

Каждая из этих моделей заслуживает внимание и может применяться как «гармонизатор», то есть инструмент для поиска и определения гармоничных цветосочетаний в цветовых композициях. Но если их всех подробно описывать, получится сочинение в несколько томов. А я все-таки веду речь об основах колористики. Вернемся к классификации цветов.

Далее идут цвета четвертого порядка: оранжевато-желтый, желтовато-оранжевый, красновато-оранжевый, оранжевато-красный и т. д. Думаю, смысл понятен.

Хроматические цвета по температуре делятся на теплые и холодные. Причем такое разделение может быть как абсолютным, так и относительным. В некоторых источниках встречается такое разделение, когда цветовой круг буквально делится пополам. Причем разделение может быть либо по центру желтого и фиолетового секторов, либо желтый цвет целиком относят к теплому, а фиолетовый – к холодному. По одну сторону такого разделения оказываются теплые цвета, а по другую – холодные.

Но если сравнивать 2 теплых цвета, например красный и оранжевый, красный будет казаться нам теплее. Из двух красных, также один будет теплее. Аналогично можно сравнивать и холодные цвета, например холодный фиолетовый и относительно него теплый голубой. Такое разделение цветов по температуре называют относительным.

Читайте также:  Синий цвет для рыжеволосых

Однако цветовой круг – это всего на всего графическое отображение видимого спектра электромагнитного излучения. А распознавание температуры цвета строится на длине волны спектра: чем короче волна, тем более холодным мы ощущаем цвет. Самые короткие волны фиолетового цвета, а самые длинные – красные. Соответственно температура цвета понижается от красного к фиолетовому.

Сразу за красным концом видимого спектра идут невидимые нам невооруженным глазом инфракрасные волны. Их еще называют тепловыми и рассмотреть их можно при помощи тепловизера. Именно инфракрасное излучение мы ощущаем тактильно, когда дотрагиваемся до разогретых предметов или объектов. Поэтому соседний красный спектральный цвет кажутся нам самым теплым.

Некоторые считают зеленый цвет нейтральным. Из ахроматических цветов серый – тоже нейтральный, а белый и черный – холодные.

Характеристики цвета

Кроме классификации, цвета имеют свои характеристики,

Самая простая для восприятия характеристика – это светлота. Она определяет близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному. Из спектральных цветов самый светлый – желтый, а самый темный – фиолетовый. Еще светлота определяется ощущением большей или меньшей относительной яркости цвета по сравнению с другими цветами при одинаковых условиях освещения.

Яркость иногда путают с другой характеристикой хроматических цветов – насыщенностью. Насыщенность – это количественная характеристика, которая определяет содержание доли чистого хроматического цвета (точнее пигмента) в смешанном. При этом чистыми цветами считаются спектральные цвета, а самыми чистыми из них — цвета первого порядка – красный, желтый, синий. Например, светло-синий (синий+белый) по насыщенности можно сравнить с красно-фиолетовым (красный+фиолетовый). А вот темно-зеленый (синий+желтый+черный) будет менее насыщенным, чем темно-желтый (желтый+черный). Еще в качестве примера можно привести стакан чистого сока и сока, разбавленного водой: цвет разбавленного – менее насыщенный.

Ну и основной характеристикой хроматических цветов является цветовой тон. Он определяет сходство анализируемого цвета с одним из спектральных цветов. Собственно это и есть сами цвета – красный, оранжевый, желтый…

В изобразительном искусстве еще применяются термины: полутон, подтон и оттенок. Полутон – это более темный или светлый тон. Например, желтый и светло-желтый. Поддтон – это примесь другого цвета в основном цветовом тоне, который и создает оттенок. Например, пурпурный цвет – это оттенок красного, а именно – красный цвет с синим подтоном.

Цветовые гармонии

Как же правильно сочетать все эти тона, полутона и оттенки? Сразу хочу отметить, что абсолютно все цвета сочетаются друг с другом. Просто в одной ситуации сочетание будет казаться большинству людей уместным, а в другой – те же цвета будут выглядеть для них странно. Ну и «правила» гармоничного сочетания цветов, про которые я буду дальше рассказывать, являются обобщенными знаниями, результатом работы разных исследователей в разных областях, которые были получены на протяжении многих веков. Например, художники наблюдали за природными колоритами, искусствоведы анализировали применение художниками цветовых комбинаций, естествоиспытатели уделяли внимание физическим свойствам цветов, а врачей интересовало воздействие тех или иных цветов на поведение и настроение человека. Грубо говоря, гармоничное сочетание цветов – это субъективное, иногда противоречивое, мнение небольшой группы людей, которое нам постоянно навязывается. И только вам решать: применять ли эти правила или игнорировать их.

Гармония – это равновесие сил. В древнегреческой мифологии Гармония – богиня согласия, дочь противоположностей – бога войны Ареса и богини любви Афродиты. Принцип гармонии, то есть единства противоположностей, положен в основу теории гармоничного сочетания цветов.

Типы цветовых гармоний лучше всего воспринимаются на цветовом круге. Он состоит из 12-ти первичных, вторичных и третичных цветовых тонов наибольшей насыщенности, расположенных в III ряду. В I и II ряду те же тона, но с постепенным осветлением, а в IV и V рядах – с постепенным затемнением.

Различают следующие типы цветовых гармоний.
I тип – однотонная или монохромная гармония – строится на сочетании цветов одного цветового тона при различной светлоте и насыщенности. Ахроматический цветовой ряд от белого к черному также является гармоничным.

Этот тип гармонии широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, фотографии и дизайне одежды. А вот в интерьере такое сочетание цветов не рекомендуется, считается, что оно доставляет дискомфорт, вплоть до появления психических расстройств.

II тип – аналоговая гармония, гармония родственных цветов или нюансная гармония – базируется на наличии в сочетаемых цветах примеси одного и того же цвета. Этот тип гармонии имеет 2 подтипа:
сочетание двух родственных цветов – цветов, расположенных в соседних секторах круга, например синий и сине-зеленый;
аналогичная триада, то есть 1 основной цвет и 2 смежных с ним, например красный, красно-оранжевый и оранжевый. Но аналоговая триада, взятая из одного ряда на цветовом круге не дает тонкого цветового сочетания. Чтобы достичь гармонии, необходимо уравнять цвета, изменив их светлоту или насыщенность, то есть подмешать к одному или двум цветам из трех черный или белый пигмент, таким образом, акцентируя внимание на самом насыщенном цвете. На изображении: красный взят из III ряда, красно-оранжевый — из II, а оранжевый — из I.

В аналоговой гармонии рекомендуется использовать не более 5-ти оттенков 3-х цветов. Так можно добиться динамичности комбинации — основанной на использовании насыщенных цветов или мягкости – основанной на использовании приглушенных, близких по насыщенности цветов.

Мягкая аналоговая гармония широко применяется в дизайне интерьера, поскольку такая комбинация цветов создает ощущение спокойствия. Еще нюансная гармония очень выигрышно смотрится в сочетании цветов одежды и в макияже.

III тип – полярная гармония – сочетание предельно контрастных или дополнительных цветовых тонов. При этом за самые контрастные цвета принимаются желтый, красный и синий. Дополнительные, противоположные или комплементарные цвета – те, которые при смешивании соответствующих красок дают серый цвет, а на цветовом круге они расположены напротив друг друга. Этот тип гармонии имеет 2 подтипа:
1) сочетание пар полярных цветов, например, красного с синим, желтым или зеленым; сине-фиолетового с красно-оранжевым, желто-оранжевым или желто-зеленым.

Сочетания пар цветов в их максимальной насыщенности придает композиции динамичности и обеспечивает максимальную контрастность. А снижение насыщенности придает композиции мягкости, но поддерживает баланс.

При применении только насыщенных цветов, чтобы композиция была комфортной для глаз, теплые, имеющие большую светлоту цвета, должны применяться в меньшей пропорции, чем холодные, так как сила их воздействия намного активнее.

Гете для измерения светлоты установил простое числовое соотношение:
— желтый цвет, самый светлый, получил 9,
— оранжевый – 8,
— красный и зеленый равнозначны по светлоте – 6,
— синий – 4,
— фиолетовый 3.

Соотношение трех основных цветов с их дополнительными по светлоте будет следующим:
— желтый – фиолетовый = 9:3=3:1
— оранжевый – синий = 8:4=2:1
— красный – зеленый = 6:6=1:1

Иттен предложил для гармоничного сочетания цветов использовать эквиваленты, обратные светлоте:
— доля желтого цвета в композиции – 3
— оранжевого — 4
— красного и зеленого – 6
— синего – 8
— фиолетового – 9

Читайте также:  Цвет выделяющий зеленые глаза

Таким образом, гармоничным сочетание основного с дополнительным цветом в композиции будет при соблюдении пропорций:
— желтый – фиолетовый = 3:9=1:3
— оранжевый – синий = 4:8=1:2
— красный – зеленый = 6:6=1:1

Точно так же можно вычислить пропорцию комфортного для глаз сочетания остальных пар цветов:

Если есть необходимость визуально снизить контраст, добавлением в композицию нейтральные цвета – белый, серый или черный.

Естественно все эти вычисления являются чисто условными, никто специально с линейкой не рассчитывает каждый квадратный миллиметр площади полотна.

2) полярные триады – это сочетания трех основных цветов (классическая триада); одного цвета из пары противоположных цветов и двух соседних со вторым противоположным цветом (родственно-контрастная триада); одного из основных цветов со вторым смежным ему и третьим, контрастным второму (контрастно-родственная триада). Говоря проще, это – сочетания трех цветов, расположенных на цветовом круге у вершин треугольников, вписанных в центр круга. Сюда же можно отнести комбинацию: белый + черный + любой хроматический цвет.

При сочетании цветов полярной триады рекомендуется применять тот же принцип пропорциональности, что и в парных сочетаниях:
— желтый — красный — синий = 3:6:8
— оранжевый — зеленый — фиолетовый = 4:6:9

Тут следует отметить, что и Гете, и Иттен были приверженцами контрастов и не очень-то жаловали монохромию. Гете считал все цветосочетания, кроме комплементарных, скучными, а Иттен, хоть и не рассматривает сочетания оттенков одного цветового тона и сочетания родственных цветов как гармоничные, но не отрицал возможности использования таких сочетаний для создания определенной эмоциональной выразительности цветовой композиции.

Многие исследователи, искусствоведы и колористы считают полярную гармонию наиболее удачным сочетание цветов. Такая гармония применима не только в творчестве и изобразительном искусстве, но и в дизайне интерьера, в рекламе, в оформлении сайтов, в одежде, ногтевом дизайне и т. д.

Однако с точки зрения современной эстетики, комбинирование чистых спектральных цветов, которых не существует в природе, выглядит не естественно, поэтому применяя полярную гармонию, лучше соблюдать некоторые рекомендации:
1. Хоть одного из цветов должно быть меньше по площади.
2. К хроматическому сочетанию добавить ахроматический цвет.
3. Хоть один из цветов разбелить или затемнить.
4. В одну из красок добавить немного контрастной. Например, если в красный подмешать немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым.

IV тип – многоцветные гармонии – сочетание более трех цветов – 4 подтипа:
— аналогово-комплементарная гармония – комбинация трех аналоговых цветов с комплементарным среднему аналоговому;
— тетраидная гармония – сочетание двух пар комплементарных цветов. На цветовом круге они образуют квадрат или прямоугольник;
— контрастно-родственное многоцветие — основная пара дополнительных цветов в сочетании с расположенными между ними цветами одной из половин цветового круга;
— контрастное многоцветие – сочетание трех основных пар дополнительных цветов.

Многоцветные гармонии для многих считаются сложными в применении. Но соблюдая несколько простых рекомендаций, чтобы не получилось цветового хаоса, можно создавать довольно интересные и сочные колориты:
1. Во все цвета добавить какой-то один цвет, снизив контрастность, например в аналогово-комплементарной гармонии – красно-оранжевый+оранжевый+желто-оранжевый+синий – в синюю краску добавить немного оранжевой, получив сине-серый цвет.
2. Один цвет сделать доминирующим или фоновым, то есть преобладающим по суммарной площади, и окружить им остальные цвета композиции.
3. Создавать композицию из одинаково мелких цветовых пятен.

Запоминать все гармоничные цветовые комбинации нет необходимости. На первое время можно завести себе вот такую удобную шпаргалку. Это двухсторонний цветовой круг. Одна сторона предназначена для подбора цветовых сочетаний, а вторая – для смешивания красок.

С одной стороны цветового круга на неподвижном элементе расположены: первый (крайний) рая – цвета в их максимальной насыщенности, второй – разбеленные цвета (с добавлением белого), третий – приглушенные (с добавлением серого), четвертый – затемненные (с добавлением черного). В центре круга расположен гид по основным цветовым сочетания: стрелка, указывающая на комплементарное сочетание; равнобедренный и равносторонний треугольники, показывающие триадные сочетания; квадрат с прямоугольником подсказывает тетраидные комбинации. Нужно только определить для себя главный цвет и, совместив с ним стрелку на подвижном элементе, подбирать подходящие цвета.

С другой стороны цветового круга на неподвижном элементе расположены 12 цветов, а на подвижном – 3 первичных цвета (красный, желтый, синий) и белый с черным. Совмещая цвета подвижного элемента с неподвижным в вырезанных окошках показывается какой цвет получится при смешивании. В нижней части подвижного элемента расположена шкала насыщенности из 10-ти тонов от черного к белому для определения насыщенности хроматических цветов и понимания насколько нужно высветлить или затемнить краску, чтобы получить нужный оттенок.

На самом деле этот или подобный цветовой круг – всего на всего схема и цвета здесь вполне можно было бы обозначить словами. Здесь нет ни одного чистого первичного цвета. Но об этом подробнее поговорим в третьей части, когда будем смешивать краски.

Более точно определить цвета и их сочетания получится в мобильном приложении. Например, я пользуюсь «Цветовым колесом». В бесплатной версии доступны все типы гармоний, кроме двойного контраста. В каждом сочетании цветов можно менять светлоту и контрастность. Еще здесь есть подбор сочетаний по названию цвета, по коду, что очень удобно для компьютерного дизайна, а также по фото, классная вещь в подборе, например, тканей для тех, кто увлекается пэчворком. Но фотографировать нужно при ярком освещении, иначе приложение неправильно определяет цвета.

Если вместо 12-ти цветов круга использовать 24, систематизация типов цветовых гармоний усложняется.

Подробно о цветовых гармониях на основе 24-х цветов и других цветовых систем можно прочитать в книге В. Ю. Медведева «Цветоведение и колористика».

Говоря о гармоничном сочетании цветов, нельзя не упомянуть о цветовой теории «Времена года», которая в последнее время стала мега популярной среди дизайнеров, парикмахеров и визажистов, хотя изначально она, в основном, применялась в живописи. Подробнее о цветовой теории «Времена года».

Как показывает практика, даже овладев в совершенстве теоретическими знаниями цветовых гармоний, не всегда получается удачно подбирать цвета. Что делать в таком случае? Делать то, что делали до вас и продолжают делать многие специалисты – наблюдать за природными колоритами, рассматривать работы известных художников, коллекционировать понравившиеся изображения из журналов, рекламных проспектов или из интернета. Заведите себе папку, реальную или виртуальную, куда будете складировать понравившиеся цвета. Попытайтесь структурировать их в удобный для себя способ. Периодически просматривайте свою коллекцию, сопоставляйте цвета между собой и оценивайте полученные комбинации.

Еще для того, чтобы лучше прочувствовать цвета, стоит хотя бы раз заняться смешиванием красок. А как это делать осознанно, получая нужные оттенки и почему смесь красного с синим не дает фиолетовый, я расскажу в следующий раз.

Источник