Меню

Где танцуют вальс цветов



Где танцуют вальс цветов

Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов»

Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор, чьи гениальные сочинения восхищают меломанов всего мира. Его музыкальное наследие насчитывает множество произведений в различных жанрах, которые, завоевав непомерную любовь публики, приобрели статус международных хитов. К таким совершеннейшим творениям Чайковского относится сказочный балет « Щелкунчик », ставший чудесным символом самого любимого праздника — Нового Года. Завораживающе прекрасная музыка волшебного спектакля насыщена яркими номерами. Особое восхищение вызывают удивительные танцы из Дивертисмента II акта: «Кофе», «Чай», «Шоколад», «танец Феи Драже», «Трепак» и, несомненно, обворожительный «Вальс цветов» — произведение, которое ценители классической музыки называют не иначе как инструментальным «пиршеством».

Историю создания «Вальса цветов» П.И. Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

История возникновения «Вальса цветов» неразрывно связана с созданием Петром Ильичом Чайковским музыки к балету « Щелкунчик », время сочинения которого пришлось на 1890-92 год.

То, что мы имеем возможность восхищаться одним из самых любимых балетов, необходимо выразить благодарность не только Петру Ильичу, но и Ивану Александровичу Всеволжскому — директору императорских театров. Этот талантливый руководитель постоянно просматривал немало литературы, выискивая материал, который мог бы быть использован в качестве основы для музыкальных спектаклей. Так, в 1890 году ему пришла идея на сцене Мариинского театра поставить не обычный спектакль, а пышную феерию, включающую в себя как оперу, так и балет.

Для одноактной оперы было выбрано произведение датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене», а для двухактного балета повесть-сказка немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Долго не раздумывая, Всеволжский, поскольку в Мариинском театре в то время готовились к премьерной постановке « Пиковой дамы », предложил Петру Ильичу осуществить замысел и написать музыку к выбранным произведениям. Отказаться композитор не мог, но за музыку к « Иоланте », как впоследствии была названа опера, композитор не беспокоился, а вот балет у него вызывал не просто много сомнений, а ужас.

Изначально Чайковский записал сюжет с устного изложения Ивана Александровича, и лишь затем начал тесно сотрудничать с балетмейстером Мариусом Петипа , который к тому времени уже создал к «Щелкунчику» подробную хореографическую экспозицию. Однако работа над балетом всё же шла с большим трудом. Чайковский в отчаянии жаловался и брату Модесту, и Всеволжскому, что у него кроме скверной мерзости ничего не выходит, и от этого он чувствует себя очень несчастным. Тем не менее работа над «Щелкунчиком» продолжалась непрерывно. Весной 1891 года, выезжая за границу, все мысли Петра Ильича были заняты музыкой балета, первое действие которого ему удалось закончить в марте в Париже. Второй акт композитор начал в Руане, а затем из-за концертов во французской столице, намеченных на начало апреля, сочинение музыки к «Щелкунчику» приостановил. Далее предстоящая поездка в США на открытие концертного зала Карнеги-холл внесла свои коррективы в работу над балетом. Сильно переживая, что не сможет выполнить взятые обязательства, Чайковский отправил Всеволжскому послание с просьбой перенести премьерный показ спектаклей на следующий театральный сезон.

Вернувшись в конце мая из путешествий, композитор, долго размышлявший над музыкальным видением сказочной повести Гофмана, в июне в эскизах произведения, среди которых был вышеупомянутый «Вальс цветов», наконец-то смог поставить последнюю точку. А когда в декабре 1891 года Пётр Ильич приступил к оркестровке нового сочинения, то у него сразу возникла идея — из наиболее ярких номеров произведения создать сюиту. Инструментовка «Щелкунчика» была закончена в феврале 1892 года, а в следующем месяце шесть номеров из балета, в том числе и «Вальс цветов», под управлением автора с большим успехом прозвучали на одном из симфонических концертов РМО.

Читайте также:  Что означает цвет военного билета

К репетициям балета «Щелкунчик» приступили осенью, а премьерное исполнение спектакля состоялось в декабре 1892 года.

Содержание

По содержанию балета «Щелкунчик» , когда злые колдовские чары были разрушены и неуклюжая кукла превратился в прекрасного юношу, принц и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами. Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов».

Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа . Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.

Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов . Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы. Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои . При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков. Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей . Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно — мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.

«Вальс цветов» — эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого Петра Ильича Чайковского. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка Вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с теплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.

Читайте также:  Определение желтых полевых цветов

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Энциклопедия танца: Вальс

Вальс – танец, который знают все. Его танцуют на выпускных вечерах и свадьбах, на знаменитых Венских балах и в сельских клубах.

Вальс — один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой эйфории.

История возникновения танца

Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.

По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса.

Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия, нарушающего нормы морали и нравственности, ибо такое поведение в танце могли демонстрировать только куртизанки. На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного» и «непристойного», и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие.

Но полностью вальс не удалось задушить. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Он распространялся среди горожан в светских танцевальных салонах, хотя это и вызывало негодование среди моралистов, которые сравнивали любовь к вальсу как к пагубной привычке.

Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.

Виды вальса

Вальс – танец романтичный, нежный и очень разнообразный. Испытания и видоизменения, которые вальс пережил за время своего существования, помогли появиться на свет самым разным видам это чудного танца. На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей вальса, но к самым распространенным можно отнести:

Венский вальс

Танец быстрый, стремительный, изящный, легкий.

Медленный вальс (вальс-бостон или английский вальс)

Элегантный, сдержанный, требующий высокой дисциплины и хорошей техники. Характерна смена темпа, наличие выдержанных пауз и фермат.

Танго-вальс

Комбинированный жанр, сочетающий в себе элементы танго и вальса. Его еще называют Аргентинским вальсом.

Фигурный вальс

Вальс, вошедший в спортивную программу бальных танцев еще в СССР в 60-х годов 20 века. Характерен выполнением строгих фигур (элементов).

Особенности вальса

Вальс как инструментальный жанр весьма популярен у композиторов классиков. Кроме вышеупомянутых Штрауса и Ланнера, к жанру вальс часто обращались Шопен, Чайковский, Прокофьев, Глинка. И во многом благодаря им, вальс так популярен и любим.

Читайте также:  Принтер canon как настроить цвета

Современный вальс многогранен и полон разновидностей – медленные и степенные, быстрые и стремительные. Но всех их объединяет одно – трехдольный размер с акцентом на сильную долю. «Раз, два, три» – вот пульсация вальса, его ритмическая структура. Вальс всегда кружится. Ведь даже само слово «вальс» произошло от немецкого «walzen», означающее «вращаться» или «кружится». Поэтом музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного.

А вот исполняется вальс преимущественно в закрытой позиции, а самой популярной фигурой в вальсе считается полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Источник

Вальс цветов

Исходная позиция:

Пары равномерно располагаются по кругу, при этом дамы образуют внешний круг, кавалеры — внутренний. Начальная позиция — кавалер стоит спиной в центр, дама — лицом. Движение по линии танца.

Схема танца:

Такты 1-2

Лодочка: балансе в сторону по линии танца и против нее.

Такты 3-4

Соло по линии танца.

Такты 5-8

Повторение тактов 1-4.

Такты 9-16

Балансе-менуэт: балансе вперед/назад и смена мест (2 раза). Пары держатся правыми руками.

Такты 17-24

Променад: шоссе кавалеров и вальсовое вращение дам.

Такты 25-32

Четыре полных вальсовых поворота.

PS: Такты 17-32 можно разбивать иначе:

Такты 17-20

Променад: шассе кавалеров и вальсовое вращение дам.

Такты 20-24

Два полных вальсовых поворота.

Такты 25-32

Повторение тактов 17-24.

Описание фигур танца

вальсовый поворот друг от друга на 2 такта: Д через правое плечо (делает полный правый поворот), К — через левое (полный левый поворот).

Балансэ в сторону — 2 такта: Танцующие делают движение «Балансэ» по линии танца и против линии танца: Кавалеры — затактовое движение («и») — вырастание на правой ноге, шаг на левую ногу («1»), подставка правой ноги взакрест сзади к левой ноге с вырастанием на правой ноге («2»), шаг на левую ногу с опусканием вниз («3»), на счет «и» — вырастание на левой ноге. Дама исполняет движения зеркально. Фигура повторяется против линии танца (2-й такт) с других ног.

Балансэ вперед и назад (балансе-менуэт) — 2 такта: Кавалер расположен лицом из центра. У танцоров соединены правые руки. К и Д исполняют одинаковые шаги. 1-й такт: танцоры делают движение «Балансэ вперед» друг к другу: шаг на правую ногу вперед («1»), подставка без веса левой ноги сзади взакрест с вырастанием на правой ноге («23»). Правые руки поднимаются вверх. Руки при этом образуют окошечко: правая рука обоих партнеров округло поднята вверх, держимся за кончики пальцев..
В образовавшееся окошечко партнеры могут видеть лица друг друга. На 2 такт — «Балансэ назад»: шаг на левую ногу назад («1»), подтягивание правой ноги с вырастанием на левой ноге («23»). Руки становятся вытянуты.

Смена мест:

Есть два варианта смены мест:
1. Дама поворачивается под рукой кавалера, двигаясь против часовой стрелки.
2. И дама, и кавалер проворачиваются под рукой.

Источник