Меню

Индейцы какого цвета кожи



Томагавки и красная кожа: 10 «школьных» заблуждений о североамериканских индейцах (6 фото)

1. Индейцы получили название «краснокожие» по цвету их кожи

Североамериканских аборигенов прозвали так не за их естественный цвет кожи, а за то, что они красили лица в красный цвет, используя охру, которую смешивали с жиром. Иногда для этого выщипывали и брови. В разных племенах для раскраски использовались различные цвета, в том числе чёрный — он считался цветом победы. Но красный был наиболее распространённым и популярным.

Боевых коней индейцы тоже раскрашивали — в красный, белый и чёрный цвета.

Раскраска людей и коней служила для магической защиты и показывала их статус.

2. Ункас — последний из могикан

Фенимор Купер в своём романе «Последний из могикан» изобразил драматическую картину жизни и гибели последнего из племени могикан — Ункаса. События, описанные в книге, происходят в Америке в середине XVIII века.

Вообще Ункас — реальный исторический персонаж, только жил он в конце XVI — начале XVII веков. А могикане не вымерли до сих пор.

В романах Фенимора Купера делавары показаны «хорошими парнями», а ирокезы — «плохими». Причина банальная. Первые были союзниками правительства США, а ирокезы — Великобритании.

3. Битва при Литтл Бигхорн — крупнейшее поражение армии США в войнах с индейцами

Разгром американской кавалерии при Литтл Бигхорн в 1876 году стал шоком для Америки. Виновник торжества Джордж Кастер попал в несколько кинофильмов и сериалов.

Но крупнейшим поражением США в войне с индейцами стал разгром армии генерала Сент-Клера 4 ноября 1791 года. В бою были убиты 632 из 920 участвовавших в битве американских солдат и офицеров. Многие были ранены и захвачены в плен, невредимыми остались лишь 24 человека. Погибло также около двухсот гражданских лиц, сопровождавших американскую армию. Потери индейцев были небольшими — менее ста человек убитыми и ранеными.

4. Томагавки — это метательные топорики

В вестернах индейцы лихо метают свои томагавки, разя ими врагов с приличного расстояния. Но было ли это на самом деле?

Метали ли их? Как пишет в одной из своих книг Юрий Стукалин: _«Относительно метания томагавков в бою информация отсутствует, что, по-видимому, говорит об отсутствии такой практики на Равнинах. Одно из редких упоминаний мы находим в сообщениях Берландье, который писал в 1828 году, что многие команчи применяют „в бою булавы или метательные топоры“. С другой стороны, Дениг писал в 1854 году относительно индейцев Северных равнин: „Несмотря на широко распространённое мнение, томагавки и боевые топоры не метают во врага, а напротив, к ним приделывают петлю, которую надевают на кисть (чтобы не потерять оружие в бою. — прим. автора), и используют только в рукопашной схватке“».

Скорее всего, это киноштамп. Разумно ли бросать во врагов дорогой импортный инструмент? Разве что в исключительных ситуациях.

И этот штамп не единственный. Например, в вестернах индейцев часто показывают в штанах. В действительности они, как правило, носили не штаны, а набедренную повязку и ноговицы — длинные гетры, которые закрепляли на поясе при помощи подвязок. Первоначально кожаные, затем их стали делать из ткани. Даже когда в 60-е годы XIX века скаутам-пауни выдали военную форму, они из армейских штанов сделали неуставные ноговицы.

5. Все скальпированные умирали

Со скальпами связан целый ряд заблуждений. Так, скальпирование врагов не было всеобщей традицией североамериканских индейцев. Юрий Стукалин отмечает, что апачи «вообще практически не снимали скальпы, а редкие случаи скальпирования объясняли равнозначным ответом на подобные оскорбления со стороны врагов. Это было связано с апачским страхом перед порчей, которую несли мертвецы живым существам».

В тех племенах, где скальпирование было распространённым явлением, в целом не имело значения, как скальп добыли. Он необязательно был военным трофеем.

Однако и там имелись свои табу. Индейцы не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они также не снимали скальпов с чернокожих солдат, поскольку считали, что скальп негра — это «слишком дурное колдовство». Нет ли тут расизма?

Есть много свидетельств о людях, выживших после скальпирования врагом. И у разных племён к таким людям отношение сильно отличалось. У полуоседлых арикара и пауни это считалось позором. Там скальпированный воин жил отшельником, избегая контактов с людьми. А вот скальпированный шайен, сиу или юта, если оставался в живых, жил как обычный человек.

6. Индеец — это благородный краснокожий дикарь

Индейцев сильно романтизировала и облагородила художественная литература и кинематограф. Их показывают обычно как «хороших парней», благородных первобытных рыцарей. В реальности индейцы были жестоки.

Они вырезали целые деревни других племён (в плен они, как правило, забирали лишь детей в возрасте от пяти до 12 лет и молодых женщин). Забивали скот, который не могли угнать.

Впрочем, белые американцы в своих карательных акциях поступали ненамного лучше. Разве что над военнопленными и трупами павших врагов так не издевались.

К востоку от Суэца десять заповедей не действуют. Эти же заповеди не работали и на Диком Западе. Там царил закон силы — только её уважали и ей подчинялись.

7. «Песнь о Гайавате» — это эпос индейских племён

«Песнь о Гайавате» написал американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло и издал в 1855 году. Сам автор назвал её индейской «Эддой». К настоящим легендам индейцев «Песнь» имеет очень отдалённое отношение.

Читайте также:  Как распланировать грядку для цветов

8. Конные индейцы были только в Северной Америке

Похожая культура совершенно независимо возникла на самом юге Южной Америки. И проблем тамошние индейцы тоже создавали немало. Испанцы в течение трёх веков не могли ничего поделать с племенами арауканов (мапуче). Их смогли завоевать лишь Чили и Аргентина в конце XIX века.

9. Самые серьёзные соперники белых — апачи и команчи

Да, самые известные — это апачи и команчи, которые длительное время, более ста лет, доставляли массу проблем сначала испанским колониям, затем Мексике, Техасу и США. А если мерять в других попугаях?

Самое известное поражение на Великих равнинах — при Литтл Бигхорн — американцам нанесли сиу и шайены.

А племена «черноногих» претендуют на то, что убили больше всех белых. Просто у них не оказалось хороших пиарщиков — и они не столь известны широкой публике.

Нельзя обойти ещё два малоизвестных конфликта в северной Америке.

Во-первых, война с племенем не-персе (название происходит от французского «проколотый нос»). Это небольшое племя, испытывая проблемы с властями США, в 1877 году попыталось уйти в Канаду. Племя (не отряд, а всё племя, с семьями и имуществом) с боями прошло около двух тысяч километров, и было блокировано лишь недалеко от границы. Часть не-персе всё же добрались до Канады, однако несколько сотен человек сдались американским солдатам — их отправили в резервацию, где многие погибли.

Генерал Уильям Шерман так писал об этой войне: «Одна из наиболее выдающихся индейских войн в анналах. На всём её протяжении индейцы демонстрировали храбрость и искусство, заслужившие всеобщее восхищение. Они не скальпировали, освобождали захваченных женщин, не убивали по своему обыкновению мирные семьи и сражались с почти научным искусством, используя авангард, арьергард, боевое охранение и фортификацию».

Во-вторых, война с небольшим племенем модоков. Она шла в 1872–1873 годах на территории современных штатов Орегон и Калифорния. Как часто случалась, причиной войны стала неуклюжая попытка властей США загнать индейцев в резервацию. У модоков было только 53 воина, но они в нескольких сражениях «с превосходящими силами противника» смогли убить 67 американских солдат, потеряв лишь 13 человек. В итоге модоки всё же сдались. Троих предводителей повесили, а все прочие стали военнопленными.

10. В ходе индейских войн в США все племена подчинились властям

В книге Майн Рида «Оцеола — вождь семинолов» рассказывается о второй семинольской войне, которая шла во Флориде в 1835–1842 годы. Оцеола — это реальный исторический персонаж, который возглавлял сопротивление армии США. Правда, он не был вождём племени.

Оцеолу американцы схватили во время переговоров, и он умер в заточении. После нескольких лет войны большинство членов племени согласились на переселение из Флориды на запад. Но несколько сотен индейцев остались партизанить во флоридских болотах. Они оказались не по зубам американским солдатам даже позже — в 50-е и 80-е годы XIX века. Эта фратрия (часть племени) семинолов так и не сдалась властям.

Флоридские семинолы — единственное индейское племя, не подписавшее мирного договора с США к 1890 году, когда индейские войны официально закончились. Формально замирились они лишь в XX веке.

Все заблуждения обязательно будут развеяны! А если вы сомневаетесь в каких-то фактах, читайте наш сайт. Мы точно расскажем, что же было на самом деле.

МИХАИЛ ПОЛИКАРПОВ
__________________________
Комментарии эксперта читайте в первоисточнике

Источник

Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи и другие «детские» заблуждения о североамериканских индейцах

1. Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи

С подачи первых американских колонистов индейцев стали называть «краснокожими». Но это вовсе не означает, что цвет кожи аборигенов был красным, хотя бы потому, что подобного пигмента в природе просто не существует. Дело в том, что индейцы любили окрашивать лицо и грудь в красный цвет. Для этого они применяли специальную краску из охры и жира. Особенно любили подобный боди-арт воинственные племена апачи. Раскраска тел служила некой магической защитой для воина и показывала его статус. На самом деле цвет кожи индейцев в зависимости от регионов варьировался от желто-коричневого до бронзового.

2. Снимание скальпов было индейским обычаем

Со скальпированием среди североамериканских индейцев связано немало заблуждений. Самым распространенным является то, что индейцы коллекционировали скальпы своих врагов. Конечно, эти случаи имели место, но в целом это не было всеобщей традицией. Часто индейцы снимали скальпы только в ответ на подобное оскорбление со стороны врага. Более того, колонисты платили индейцам за снятые скальпы «огненной водой». Еще существует ошибочное мнение, что все скальпированные люди обязательно погибали. Известно немало случаев, когда после этого жестокого обряда люди не только выживали, но и продолжали вести нормальную жизнь.

3. Последний из могикан

В историческом романе Джеймса Купера рассказывается драматическая история жизни и смерти индейца Ункаса — последнего из племени могикан. Действия романа происходят в середине 18 века. Ункас — реально существовавший человек, только жил он на 150 лет раньше, чем описываются события в книге. На самом же деле племя могикане не вымерло до сих пор и в 2003 году насчитывало 1611 жителей. В книге Купера делавары выступают в роли положительных персонажей, а ирокезы — антагонистов. Причина этого до смешного банальная. Первые были союзниками США, а вторые — Великобритании.

4. Томагавки — это метательные топорики

Томагавк — верное оружие индейца. В фильмах и книгах показываются удивительные способности аборигенов метать эти топоры во врагов с приличного расстояния. В действительности, об этом «факт» не упоминается ни в одном достоверном источнике, что свидетельствует об отсутствии такой практики у индейцев. Более того, к рукояткам топоров обычно привязывалась петля, которая одевалась на руку. Да и если подумать рационально — какой смысл кидать свое основное оружие во врага и остаться после этого беззащитным. Скорее всего, это не более чем выдуманный киноштамп, от которого любая сцена сражения будет выглядеть намного эффектнее.

Читайте также:  Восстановление цвета черных джинс

5. Индейцы — хорошие, а белые — плохие

Образ коренного североамериканского народа сильно романтизировала художественная литература и кинематограф. Практически всегда индеец представляется благородным дикарем, защищавшим свои земли. На самом деле «краснокожие» были жестокие. Существовали как мирные племена, так и воинствующие. Последние не щадили никого. Они убивали мужчин и брали в плен детей и женщин, вырезали весь скот и сжигали дома. Войны среди индейцев были обычным явлением. На Диком Западе действовал только один закон — кот сильнее, тот и прав.

Источник

Индейцы какого цвета кожи

Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Северо-Восточной Азии через так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. [1] [2] Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н.э и имела несколько независимых друг от друга волн. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

«Краснокожие»

Термин «краснокожие», распространённый как обозначение индейцев в европейской массовой культуре, не имеет ничего общего с естественным цветом кожи индейцев (от белой до смуглой). Он происходит от обычая беотуков — племени о. Ньюфаундленд, первым вступившим в контакт с европейцами (в 11 в с викингами, затем в 16 в. с англичанами) — раскрашивать охрой как лицо, так и одежду. Беотуки полностью исчезли в 19 в.

Культура

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и не имели письменности. Однако в 1826 вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасавов — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые служили им при необходимости как деньги.

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а осёдлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространенным продуктом питания являлся пеммикан, приготовлением которого занимались исключительно женщины.

Индейцы выращивали селькохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдаленных и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.

Языки

На индейских языках в википедии существуют:
3 статьи на языке Крик
14 статей на Шайенском языке
15 статей на Чоктавском языке
125 статей на языке Кри
206 статей на языке Чероки
227 статей на языке Навахо
302 статьи на языке Инуктитут
9559 статей на языке Кечуа

Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросемей индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза). Языки на-дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике, и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками.

Искусство

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Читайте также:  Когда хочется розового цвета

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.

Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) практически угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.

Вклад индейцев в мировую цивилизацию

Народы мира восприняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков, и других культур.

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или земледелие затруднено, в том числе Камчатка и Гималаи), в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами — мускусная утка. Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпак (ныне разводятся в первую очередь ради шерсти), а также разводили нескольких пород собак, некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого света, например, ангурия — огурцом.

Культурно-исторические области

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

  1. Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты).
  2. Северо-западное побережье Северной Америки — область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, вакаши, салиши и др.).
  3. В Калифорнии — область собирателей желудей, охотников и рыболовов.
  4. Север Канады и внутренняя часть Аляски — область расселения алгонкинских и атапаскских племен, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство.
  5. В восточной части нынешней территории США жили племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, мускоги).
  6. После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу-лакота, оседжи, манданы, арапахо, шайенны, пауни, каддо, вичита).
  7. Юго-запад Северной Америки (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён.
  8. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Древнее Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческиегорода-государства.
  9. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).
  10. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в XVII-XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).
  11. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Колонизация

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады. Так, в 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2 — 4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX в. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна р. Амазонка). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре, гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).

Источник