Меню

История черно синего цвета



История черно синего цвета

Электронная историческая библиотека запись закреплена

Пастуро М. Зеленый. История цвета. М., 2018.
Пастуро М. Черный. История цвета. М., 2017.
Пастуро М. Синий. История цвета. М., 2017.

Аннотация. Данные монографии являются результатом масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро, посвященного написанию истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века. Начав с престижного синего и продолжив противоречивым черным, автор обратился к дешифровке зеленого.
_____________________
Книги представлены в форматах PDF и DJVU.

Мишель Пастуро (род. 1947) — французский историк-медиевист. Специалист по геральдике, сфрагистике и нумизматике. С 1983 года руководит кафедрой истории западной символики в Практической школе высших исследований в Париже.

Пастуро М. Синий. История цвета. М., 2017.

Аннотация. Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зеленые и красные? Исследование французского историка посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей. Из этой книги читатель узнает, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с ним в разное время, а также каковы его перспективы в будущем.

Пастуро М. Черный. История цвета. М., 2017.

Аннотация. Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро — истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой — черный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.

Источник

А ведь у цвета и оттенков тоже есть история

Леонардо да Винчи(1452-1519) Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения — Леонардо да Винчи. Он установил, что мноогобразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов — 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспектов цветов: художественный и физический.

Исаак Ньютон(1643-1727) Полтора века спустя 23-х летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц «Труд о природе цвета». Его автором был Иоганн Вольфганг Гете . Именно так, всем известный немецкий поэт васказывался по этому поводу так: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения. «. Свое учение о цвете он ценил выше, чем «Гец» или «Ифигению». Особенный интерес вызывает «часть о воздействии цветов на зрение и разум».

Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, исли смотреть из темноты на освященный предмет, виден и цвет предмета. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливаю друг друга, а другие приглушают.

В наше время книга Гете во многом устарела, но ее часть посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости.

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Читайте также:  Какого цвета настойка гриб веселка настойка

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза»

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет — «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название — «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» — с тёмным морем, «красный» — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.

Источник

О моде

Синий: история цвета

В Античности синий цвет не значил почти ничего, римляне относились к нему равнодушно, а иногда враждебно, а вот в XII синий стал одним из самых популярных цветов, догнав красный и зеленый…

Читайте также:  Как сделать зонт с цветами своими руками

В конце 2015 в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга французского историка медиевиста Мишеля Пастуро «Синий: история цвета». Мы прочитали это очень любопытное исследование и выбрали самые увлекательные моменты из богатой истории синего цвета.

«В Древнем Риме синюю одежду не любили, онa свидетельствовaлa об эксцентричности, либо символизировaлa трaур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого кaзaлся резким и неприятным, a темный — пугaющим, чaсто aссоциировaлся со смертью и с зaгробным цaрством. Голубые глaзa считaлись чуть ли не физическим недостaтком. У женщины они свидетельствовaли о склонности к пороку; голубоглaзый мужчинa слыл женоподобным, похожим нa вaрвaрa и попросту смешным.»

В начале второго тысячелетия писались тексты о религиозной символике цвета. Были выбраны несколько главных цветов. Однако о синем в этом перечне не было ни слова, при том, что были указаны аж три оттенка красного и два черного.

С XII синий цвет становится не просто заметным (особенно по сравнению с предыдущим временем), он становится модным в Европе. Живописцы и иконописцы (плащ Девы Марии становится синим) выдвигают его на первый план, синий чаще используется на гербах и в парадных одеждах.

Король Франции был первым европейским правителем, на гербе которого присутствовал синий (лазурный) цвет: золотые лилии на синем фоне.

Щиты, знамена, парадная одежда с «участием» синего – все это способствовало возникновению синего «тренда». К тому же уже существовали краски, которые позволяли добиваться ярких, насыщенных цветов тканей.

В романах писали: «Синий цвет утешaет сердце, ибо он имперaтор среди всех цветов.»

Синий вторгся в главные цвета, которые несколько столетий царствовали в культуре: красный, белый, черный. У каждого цвета есть «культурный» антагонист. Антагонистом, лучшим другом, вечной парой синему стал красный цвет.

Красный стал цветом праздника, цветом материальным, синий – цветом духовности. Тогда же (XII-XIII века) сложился еще один смысл: синий – мужской, красный – женский.

В XVIII веке был изобретен новый краситель, знаменитая «берлинская лазурь», и популярность синего, в моде, живописи, достигла своего пика.

Влюбленный герой Гете, Вертер, был одет именно в синий фрак, ставший, без преувеличения, символом немецкого романтизма

Синий цвет подарил название одному из музыкальных жанров, блюзу. «Слово «blues» предстaвляет собой сокрaщенное словосочетaние «blue devils» (синие демоны), ознaчaющее мелaнхолию, смутную тоску, хaндру».

Синий стал цветом военных униформ, спортивных костюмов, мужских костюмов.

Самая популярная одежда нашего времени, джинсы, могла бы быть какого угодно цвета: коричневого, серого, черного. Но именно ткань, окрашенная в индиго, стала основой классических джинсов.

У синего цвета богатейшая история. В наше время в качестве «любимого» его выбирают многие, оттенки синего в моде каждый сезон. На фото: Cucci, Versace.

А вы любите синий и его оттенки? Какие у вас ощущения от этого цвета?

Все цитаты из книги Мишеля Пастуро «Синий: история цвета»

Релевантные товары в Online-магазине:

2 736 руб. 4 560 руб.

Количество объемов: 3

Количество объемов: 3

Похожие материалы:

Статьи

  • Миланская неделя моды: Мужские коллекции весна-лето 2012
    26 июня 2011, 00:00
  • Купальники сезона весна-лето 2013: Cамые модные модели
    29 апреля 2013, 00:00
  • Модный тон, или Институт цвета
    18 марта 2016, 18:00

Видео

  • Летний макияж AQUA SUMMER от MAKE UP FOR EVER
    19 июня 2013, 00:00
  • Макияж в стиле Electric Blue от Giorgio Armani
    28 апреля 2014, 20:00
  • Новые оттенки Lip Injection Extreme от Too Faced
    11 марта 2020, 14:00

Обсуждения

  • Новые оттенки Clinique Chubby Stick Moisturizing Lip Colour Balm
    13 июля 2012, 08:09
  • Новые оттенки румян Шанель — для фанатов))) Появились четыре новых оттенка.
    09 октября 2012, 17:22
  • № EYE030402 Raw Garden Antigo Палетка теней для век Какие цвета представ.
    16 апреля 2016, 10:50

Комментарии (46)

Мне нравится яркий синий, для меня этот цвет ассоциируется с зимой почему-то. У меня есть темно-синий свитер, для зимы очень комфортен и уютен и даже красиво смотрится. Рита, спасибо за статью, с удовольствием почитала историю цвета, для меня это даже познавательно.

Читайте также:  Что такое градиентный цвет волос

Люблю синий в одежде;) А уж меня он просто обожает!))

Как же я люблю синий цвет! У меня одних только синих лаков около 50 штук))

50 оттенков синего)))
а вообще — я поражена)))

Как же я люблю синий цвет! У меня одних только синих лаков около 50 штук)) Сильно! У меня только 4

у меня разных марок лаки

У меня 3 Шанель и 1 Диор

У меня одних только синих лаков около 50 штук)) Вот это да:). Внушает:)

Синий люблю, но не в джинсах. Оказывается мода такая древняя дама )

Люблю синий в разных оттенках. Давно хочу блузку ярко синего цвета, пока не нашла подходящей(((!

Я очень люблю синий цвет. Лично меня он успокаивает и придаёт уверенности

В определённые времена в моём гарберобе много вещей какого цвета. В данный момент преобладает синий. Платья, блузки, юбки и т.д. То, что понравится, как правило в синем цвете. Статья об истории синего цвета понравилась. Спасибо.

Люблю синий цвет. В одежде присутствует в разных оттенках. А вот лаки люблю только во флаконах :), на ноготочках своих он мне не нравится..

Обожаю синий во всех проявлениях! Летом особенно ярко-бирюзовый люблю☺

Один из моих любимых цветов, в ходу все оттенки от чернильного до голубого.

Мне идет синий. С удовольствием ношу.
Статья очень интересная: многих моментов не знала. Спасибо за открытия.

Люблю синий, это мой цвет с самого детства. Раньше в моём гардоробе были только чёрный, белый и синий цвета.
Сейчас разнообразила уже.

люблю и ношу разные оттенки синего

Очень люблю синий цвет

мой любимый цвет. но в одежде его мало — не всегда можно подобрать, ярко-синюю ткань на пальто например не смогла найти, а готовое пальто и подавно. пуховик нужного фасона — тоже нет. и даже платьев негусто. джинсы — да, выбираю синие. и цвет волос (когда финансы позволяют)

«В истории русской бытовой культуры синий цвет занимает особое
место. При этом нельзя не заметить, что слов, выражающих оттенки сине­
го существовало значительно меньше, чем терминов, относящихся к крас­
ным, желтым или зеленым оттенкам цвета.
И вот здесь уместно обратиться к памятникам фольклорной куль­
туры России. Их анализ показывает, что синий цвет обычно наделялся ма­
гическими свойствами. Прежде всего, он был связан с водой, которая, в
свою очередь, считалась в древности местом, где таятся злые, враждебные
человеку силы (Никулина 1988). Вероятно, каждому знакомо ощущение,
которое возникает от долгого созерцания морской глади — это чувство рас­
сеянности, растворенности в окружающем; чувство полной потери инди­
видуальности. Наверное, так переживается смерть. «Теперь понимаю: все
— вода»,- сказала перед смертью бабушка В. Набокова, вторя крылатой
фразе античного мудреца: panta rei (все течет). Для самого Набокова вода
и — шире — синий цвет являлись символом всего запредельного, потусто­
роннего, иррационального, и он не одинок в своем отношении к синему.
Всем «серебряным веком» — от Блока до Есенина — синее переживалось так
же; Андрея Тарковского, можно было бы назвать «водяным» кинемато­
графа. Вода издревле осознавалась как стихия, связанная со смертью и с
загробным миром. Так же понималось и синее. Не случайно одним из цен­
тральных обрядов в христианстве является крещение водой, символизи­
рующее смерть и воскресение в истинную веру.
С синим цветом связано множество обрядов и суеверий. Известно,
например, что Иван Грозный панически боялся людей с синими глазами,
считая, что такой человек обладает большой магической силой и поэтому
может сглазить. Черт в русском языке табуистически обозначался как си­
нец. У южных славян синеглазый человек обладал способностью лечить
некоторые болезни. Не удивительно также и то, что синий цвет встречает­
ся в траурных народных костюмах, наряду с черным.
Интересно, что в начале XIX в. была тенденция называть любые
цвета с оттенком синего обшим названием «Странные цвета». Эти цвета
пользовались популярностью в зажиточных кругах, но встречали негатив­
ную реакцию в народе (Кирсанова 2000). «

Источник