Меню

Изо что такое выразительность цвета



Основы выразительности языка цвета
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Уроки изобразительного искусства ставят своей задачей приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры. Основными видами изобразительного искусства, изучаемых в начальной школе, являются графика и живопись. Средствами выразительности графики служат линия, пятно, точка, штрих. В живописи главным средством выразительности является цвет.

Цвет – это одно из явлений, как пространство, движение, время, которое познает человек и является одним из средств познания мира. Цвет воздействует на органы зрения, на физиологию тела человека, на его психическое состояние. Поэтому с древних времен он стал объектом исследования. Родилась наука о цвете.

Скачать:

Вложение Размер
osnovy_vyrazitelnosti_yazyka_tsveta.docx 576.96 КБ

Предварительный просмотр:

Основы выразительности языка цвета

Наука о цвете возникла давно. Как только древний человек стал пользоваться краской, тогда появились названия цветов и были замечены их свойства. Уже тогда возник определенный цветовой язык. Цвет являлся средством общения между людьми, между человеком и богами. Основная палитра красок, применявшаяся в магических целях – красный, белый, черный.

В эпоху античности цвет рассматривается с философской точки зрения. В античной культуре развивается понимание гармонии цветосочетаний. В соответствии с античной мифологией выделяются цвета, символизирующие цвета стихий, света и тьмы.

В средние века познание цвета происходит сквозь призму христианских учений. В средневековой философии цвет — это свет, поэтому «божественные» цветами считались: белый, золотой, пурпурный, красный, синий, а также – желтый. Напротив, темные цвета, такие как серый и коричневый, и другие смешанные и малонасыщенные цвета, являлись символом земным адским и в живописи вовсе не применялись. [1]

В эпоху Возрождения художники и мыслители открывают законы взаимодействия цвета и света зрительного восприятия по — новому интерпретируют эстетическое воздействие цвета. Развивается и обогащается учение о гармонии цветосочетаний. Серый, черный, коричневый цвета признаются на ровне с хроматическими.

В 1666 г. Исаак Ньютон впервые с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, состоящий из семи простых цветов. С этого времени начинается научный период в истории цветоведения. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль исследует проблему цветовой гармонии. Он различает виды контраста – яркостный и хроматический, изучает психологическое воздействие цвета. [2]

В XIX веке наука о свете и цвете переживает период интенсивного развития. Его открывает «Труд о природе цвета» Гете Иоганн Вольфганг.

В области физики света и цвета в этот период произошла настоящая революция. Была доказана волновая природа света, и все известные световые явления получили объяснение с этой точки зрения. Была создана электромагнитная теория света, которая используется наукой и сегодня. Изучением цвета и света занимались такие ученые как русский физик П. П. Лебедев, шотландец Д. К. Максвелл, англичанин Джон Дальтон, чех Пуркинье, французский химик Мишель Шеврёль, немецкий ученый в области физиологической оптики Герман Гельмгольц. Труд Шевреля «О законе одновременного контраста цветов» вдохновил молодого францезкого художника Эжена Делакруа. Он показал, как сделать свет более ярким в живописи. Для этого нужно писать отдельными мазками чистого цвета и позволить глазу зрителя объединить их оптически. То есть, импрессионисты и постимпрессионисты использовали эффекты оптического смешения цветов и разделяли сложные цвета на составляющие простые.

Во второй половине XX в. оптические методы исследования проникают во все области науки от медицины до искусствознания, от геологии до астрофизики. Большое развитие получила прикладная наука о цвете: физиология, психология, эргономика. И сегодня никого уже не удивляет, что цветовое изображение преобразовано в цифровое обозначение (конец XX века.).

Хроматические и ахроматические цвета.

Все цвета, которые видит человеческий глаз, делятся на- хроматические и ахроматические.

Хрома́тика от греческого χρῶμα — цвет; краска. К хроматическим цветам относятся цвета спектра: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый.

Ахроматические цвета – бесцветные. К ним относятся черный цвет, белый и все и все оттенки серого цвета.

Цветовой круг — замкнутые в круг цвета видимого спектра. Моделей цветовых кругов много. Их существование связано с появлением различных теорий цвета. Существуют множество цветовых кругов. Наиболее известные среди всех это круги Гете, Ньютона, Иттена и Освальда.

Йоханесс Иттен выделил двенадцать цветов и расположил их по окружности таким образом, что максимально контрастирующие друг с другом пары оказались друг напротив друга (Рис. 1.1). В центре он расположил треугольник с тремя основными цветами — красным, синим и жёлтым (именно из них можно получить все остальные путём смешения в разных пропорциях). Этот треугольник Иттен заключил в шестиугольник, внутри которого обозначил те оттенки, которые получатся при смешении основных цветов в равных пропорциях.

Исаак Ньютон разделил цветовой круг на восемь цветов, добавив между красным и фиолетовым пурпурный. (Рис. 1.2)

Цветовой круг Вильгельма Освальда не разделен на отдельные сегменты, а имеет плавное перетекание одного цвета в другой. (Рис. 1.3)

Основные и дополнительные цвета.

Основными или первичными цветами называют те цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Это красный, желтый, синий. Остальные цвета в круге являются дополнительными и получаются путем смешивания основных цветов. При смешивания красного и желтого получается дополнительный цвет — оранжевый. При смешивании желтого цвета и синего получается зеленый. При смешивании синего и красного — фиолетовый.

Холодная и теплая гаммы.

Чтобы распределить цвета на теплые и холодные, предлагается разделить цветовой круг Ньютона пополам, чтобы граница прошла между пурпурный и зеленым цветами. (Рис. 1.4) В теплой половине окажутся желтый красный, оранжевый, а в холодной – синий, голубой, фиолетовый, зеленый. При этом зеленый и пурпурный цвета будут «пограничными». Если зеленый образуется больше желтым цветом, то он будет считаться теплым. Если в зеленом будет присутствовать голубой, то он станет холодным. Тоже самое с пурпурным цветом. Если в нем будет больше синего, то цвет станет более фиолетовым, т.е. холодным. Если в пурпурном будет больше желтого, то цвет будет теплый. Также можно отличать цвета на теплые и холодные можно путем представления. Теплота ассоциируется с желтым цветом, огнем, солнцем, летом, с осенней листвой. Холодный цвет ассоциируется с зимой, водой, льдом.

Контрастное сочетание цветов.

Два цвета являются дополнительными, если при смешивании дают серо-черный цвет. На цветовом круге дополнительные цвета располагаются диаметрально один другому. (Рис.1.5) Расположенные рядом они усиливают друг друга. Они образуют следующие пары: жёлтый – фиолетовый, жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый, оранжевый – синий, красно-оранжевый — сине-зелёный, красный – зелёный, красно-фиолетовый — жёлто-зелёный;

Нюансное сочетание цветов.

Нюанс это едва заметный переход от одного к другому, тонкое различие в чем-либо. Нюансные цвета или родственные цвета это два цвета расположенные рядом на цветовом круге, т.е. родственные цвета располагаются в четверти цветового круга. (Рис.1.6) Родственными цветами являются: сине-красные, сине-зеленые, желто-красные и желто-зеленые цвета являются родственными.

Родственно-контрастные сочетание цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. (Рис.1.7) Существует четыре группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зеленые, сине-зеленые и зелено-желтые, зелено-желтые и желто-красные.

Характеристики цвета: тон, насыщенность, светлота.

Хроматические цвета имеют три характеристики: тон, насыщенность и светлота. Ахроматические цвета имеют только одну характеристику – светлоту.

Светлота для ахроматических цветов это отличие одного серого цвета относительно белого и черного. Максимальной светлотой обладает белый цвет. Минимальной светлотой обладает черный цвет. (Рис.1.8)

Цветовой тон это, то качество цвета, которое дает ему название (желтый, зеленый и т.д.) Это характеристика цвета, определяющая его положение в спектре.

Насыщенностью могу обладать только хроматические цвета, т.к. насыщенность показывает количественное присутствие хроматического цвета относительно ахроматическому цвету. Например: если синий цвет принять за 100%, то при смешении синего 80% и белого 20% его насыщенность будет равна 80%. Поэтому в ахроматических цветах нулевая насыщенность.

Светлота это степень отличия данного цвета от черного. Так желтый в спектре будет самым светлым цветом, а фиолетовый самый темный.

Источник

Консультация для воспитателей «Цвет как средство выразительности детского рисунка»

Ирина Найда
Консультация для воспитателей «Цвет как средство выразительности детского рисунка»

Консультация для воспитателей.

«Цвет как средство выразительности детского рисунка».

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.

Так, обычно для передачи горя, страдания художники используют неяркие, приглушенные или темные, мрачные цвета (В. Г. Перов, «Тройка»; К. Д. Флавицкий, «Княжна Тараканова»; «М. Врубель», «Демон поверженный» и др.). Желтый цвет излучает тепло, веселье; оранжевый также веселый, радостный, добрый цвет. Богат ассоциациями зеленый цвет, кроме того, он создает спокойное, уравновешенное, миролюбивое настроение, а вот синий цвет нередко вызывает ощущение печали и грусти.

Проведенный анализ детских работ показывает:

— дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, снег белый, елка зеленая)

— видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года).

Но, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение к изображаемому.

Психологические исследования свидетельствуют: детей с точки зрения предпочтения цветовых решений можно условно разделить на три группы. Дети первой группы чаще всего используют радостные цвета (красные, желтые, зеленые, оранжевые) и их оттенки. У детей второй группы любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой — синий, серый — голубой, красный – розовый). Дети третьей группы всегда выбирают темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые, синий).

В качестве приоритетных направлений педагогической деятельности можно наметить: развитие у детей чувства цвета, его эстетического восприятия, умения широко использовать как средство выразительности при создании художественного образа, передачи настроения, характера образа, своего отношения к нему.

Для решения этих задач подобрать систему упражнений. Работу проводить с детьми 5-6 лет в течении года в форме занятий по ознакомлению с искусством и обучению рисованию, а также в свободное от занятий время. Необходимо вместе с детьми анализировать различные цвета, составлять их оттенки, смешивать краски для получения новых, добавлять белую краску в другие цвета (разбеливать, соединять краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.

Все занятия необходимо проводить в игровой форме. В течение года нужно учить детей с помощью цветапередавать свои чувства: любовь, радость, отчаяние, гнев. Вначале использовать простые задания – передать ассоциации, возникающие при восприятии происходящего в природе («Огонь», «Ветер», «Цветут маки», «Октябрьские лужи»). Затем – более сложные задания, которые побуждают детей передать внутреннее состояние («Любовь», «Грусть моя», «Мое настроение», «Мой сон»). Примечательно, что довольно часто ассоциации авторов и зрителей, рассматривающих детские работы, совпадают.

Важно помочь детям почувствовать как цвет предмета меняется в зависимости от фона. Если обратить внимание на то, как выглядит красное яблоко на зеленом фоне (яркое, аппетитное, на оранжевом («Яблоко «погасло». – «Почему?»«Потому что рядом похожие цвета – они сливаются»). Нужно показать детям разные предметы, например синюю чашку, коричневую вазу, зеленый огурец. Рассматривать их на разном фоне, отмечать на каком лучше смотрится, затем предложить нарисовать вазу на сером фоне, на фоне близком к вазе, и на контрастном.

Нужно научить детей рисовать с натуры. «Посмотрите в окно. Видите, какая сегодня прекрасная погода, как ярко светит солнце? Свет падает из окна на предметы, которые вы будете рисовать. Посмотрите, на каждом предмете есть более светлые и более темные места. Почему? Правильно, один и тот же цвет на свету выглядит иначе, чем в тени».

Прежде чем приступить к рисованию натюрмортов, можно рассмотреть репродукции картин К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», И. И. Машкова «Снедь московская. Хлеба», И. Э. Грабаря «Неприбранный стол». Привлекать внимание детей к предметам, предлагать внимательно рассмотреть их, выбрать «натуру», описать ее, потом нарисовать, стараясь цветом передать фактуру вазы, цветка, фруктов…

В течение года провести около десяти занятий по рисованию с натуры. Рисовать яблоки на голубом фоне, подсолнухи в вазе, вазу на фоне разного цвета.

Итак, сначала учить рисовать реальные предметы так, чтобы цветом передать их фактуру, свое отношение к ним, их «настроение»; затем переходить к созданию сказочных, фантастических образов, где цвету, как и прежде, уделяется особое внимание.

Ознакомление с произведениями искусства невозможно без создания особой, эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью живого слова педагога, его диалогов с детьми, музыки, поэтических текстов, игровых ситуаций.

Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий предлагаем рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень»: «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Такой увидел осень художник Левитан». Короткий рассказ педагога помогает каждому ребенку глубже воспринять картину и вложить в свою работу (осенний пейзаж) собственные мысли и чувства.

Параллельно с рассматриванием пейзажей нужно организовать наблюдения за природой, обращая внимание детей на цвет природных объектов. Выяснить, что небо бывает разного цвета, это зависит от погоды, времени суток и освещения.Обратить внимание детей на небо и в произведениях живописи: «Что можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, пасмурное, тревожное; радостное, безоблачное, светлое). Какие цвета помогли художнику создать настроение печали? Радости? А что бы изменилось в картине, если бы художники поменяли краски? (Грустная картина стала бы радостной и наоборот).

Так же, как и небо, рассмотреть с детьми траву, землю, снег (как в природе так и в живописи): «Какого цвета снег Первый снег чистый, белый, пушистый; старый – слоистый, слежавшийся; его обдували ветры и подтачивали оттепели. Снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым и даже разноцветным.

Необходимо наблюдать за тем, как природа меняется в разное время уток, в зависимости от погоды. Предлагать нарисовать поляну в солнечный и в непогожий дни. Решить какие краски надо взять для изображения солнечного дня, пасмурного дня?

И затем перейти к рисованию пейзажей по темам: «Золотая осень», «Волшебница зима», «Голубая весна», «Березовая роща в пасмурный (солнечный, туманный) день».

В результате дети научатся соотносить цветовое решение с временем года, погодой, освещением, использовать цвет в качестве средства выразительности, соотносить цветовое решение и задуманное содержание.Дети приобретут и технические навыки: умение смешивать краски и использовать полученные оттенки для создания соответствующего настроения и колорита рисунка.

Следующий блок занятий – «Портрет». Дети знакомятся с жанром портрета, выразительными возможностями цвета при его создании. Знакомство с жанром портрета осуществляется в два этапа. На первом этапе рассматривать произведения изобразительного искусства, на втором, в процессе рисования портрета друга, мамы, сказочных героев (как добрых, так и злых, учить детей использовать цвет для передачи настроения и характера героя и своего отношения к нему.

Предлагая нарисовать портрет друга,педагог может обратиться к детям со словами: «Постарайтесь увидеть и передать черты, которые свойственны именно ему и отличают его от других».

Дети любят рисовать сказочных героев, русских богатырей, красавиц. Но прежде чем приступить к этому этапу, необходимо рассматривать портреты И. Глазунова, В. Васнецова, И. Сурикова, читать народные сказки, былины,беседовать: «Что можно сказать об этих портретах? Какие на них герои?» (Добрые, приветливые, ласковые, веселые, у них красивые костюмы).

На следующем этапе учить воплощать в рисунке образы отрицательных героев, что для детей непривычно. «А как передать свое отношение к Бабе Яге, Кощею Бессмертному? Если вы захотите нарисовать этих героев, какие краски вы возьмете?». Затем предложить нарисовать сказочного героя в хорошем настроении и плохом, веселого и грустного.

Занятия блока «Портрет» можно завершить созданием собирательных образов. Работу начать с рассматривания картины Рембранта «Флора», на которой лето изображено в образе красивой женщины с венком из цветов и ягод на голове. Детям предложить создать аналогичные портреты «Зима», «Весна», «Осень», «Лето».

Убеждена, что художественно-эстетическое развитие, которое органично вплетается в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам большого искусства,имеет решающее значение в развитии личности в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» 1 слайд «Проектная деятельность в детском саду» «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», — писал А. Эйнштейн; а «… творчество.

Консультация для воспитателей «Организация детского творчества» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Игра, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов).

Консультация для воспитателей как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей: «Книга — источник детского творчества». Книга – источник детского творчества. Книга часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, Айболита, лису.

Консультация для воспитателей «Экскурсия — средство приобщения детей к истории родного края» ЭКСКУРСИЯ — СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ МБДОУ Д/С 13 старший воспитатель С. В. Агасарян Мы, педагоги, готовим такую.

Семинар для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников» Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта.

Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи, интеллектуального и эстетического воспитания Цель: формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной.

Источник

Читайте также:  Кал желтого маслянистого цвета