Меню

Как можно украсить искусственными цветами могилу



Как украсить могилу близкого человека?

Беседу ведет Елена Фоменко. На вопросы отвечает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

— Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

— Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы – это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти – крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

— Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

— Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена – ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

— Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

— Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

— Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Читайте также:  Когда пора учить цвета

— Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения – это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

— Как Православная Церковь относится к кремации?

— Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела – совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Траурная флористика

Каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается с горькой утратой, когда теряет родного и близкого человека.

Эта потеря невосполнима, но чтобы хоть как то скрасить возникшие переживания проводятся проводы усопшего в последний путь.

Траурные традиции на похоронах схожи во многих странах мира, они отображают неотвратимость увядания жизни, и при этом ритуальные мероприятия оформляются с особой деликатностью.

Одной из важных составляющих этого траурного декорирования становится украшение ритуального процесса цветами, начиная от прощания с покойным в зале и заканчивая захоронением в могиле.

Однако научиться правильно создавать цветочные декорации на похоронах совсем не легко. Такие флористические умения доступны не всем мастерам-флористам. А сам ритуальный дизайн в цветочном искусстве представлен целым разделом под названием «траурная флористика».

Ритуальная флористика отличается специфической цветовой гаммой и многообразием видов, в ней можно встретить как живые, так и искусственные композиции.

Поэтому чтобы разобраться в траурном декорировании цветами, нужно не просто умело украшать погребальное мероприятие, но и передавать скорбные чувства людей и уважение к усопшему.

Специфика цветовой гаммы в ритуальной флористике

Начинают обучение оформления похорон со специфики цветовых оттенков, которые не только присущи столь скорбному мероприятию, но и допустимы при составлении букетов.

Умение флориста различать и грамотно использовать сочетания цветов – это важное качество. Ведь неправильно подобранная гамма не только влияет на качество исполнения композиций, но и способна превратить похороны в балаган. Поэтому при подборе цветов растений стоит проявлять максимальную осторожность.

Самые распространенные цвета в траурной флористике – это:

  • Белый – это символ душевной чистоты, невинности и молодости;
  • Красный символизирует жизненный путь и страдания, родную кровь и сердечную привязанность;
  • Желтый означает силу, царственность и внутренний свет человека, а также выражает уважение и благодарность;
  • Розовый отображает мир в раю, цветущую жизнь после смерти;
  • Синий символизирует тоску по ушедшему человеку и верность его памяти;
  • Пурпурный – это символ силы и достоинства;
  • Фиолетовый – это символ спокойствия и принятия происходящего;
  • Черный – цвет скорби и печали, познания жизни после смерти.

Объединяет все эти цвета зеленый – символ памяти и надежды.

При составлении букетов флористам важно опираться на эти основополагающие цвета и их символику, и правильно сочетать их между собой.

Самый оптимальный вариант сочетания при этом – это компоновка из трех цветов. Такое соединение будет выглядеть умеренным и деликатным. Белый, красный, зеленый или желтый, фиолетовый, изумрудный и многие других трехцветные соединения подчеркнут сдержанность и скорбь.

Помимо цветовой специфики перед флористами встает вопрос грамотного оформления ритуальных композиций. А для этого стоит не только принимать к сведению требования заказчиков и прижизненные предпочтения усопшего, но и хорошо понимать какие виды аранжировок можно использовать.

Виды ритуальных композиций

Каждый флорист, работающий с созданием ритуальных композиций, понимает насколько важно правильно оформлять погребальные мероприятия и грамотно подбирать букеты, которые будут выражать скорбь.

Читайте также:  Royal что за цвета

Поэтому не все виды цветочных композиций подойдут для использования в траурной флористике. Но среди большого цветочного разнообразия можно выделить несколько основных видов аранжировок:

Букет для возложения служит средством почтения усопшего. Он может быть возложен на крышку гроба во время захоронения или на могилку после завершения похоронной процедуры. Цветовая гамма выдерживается в строгих тонах.

Букеты могут быть разными по размеру, но все же основной выбор остается за вытянутой формой средней величины. Дополнением к нему служит траурная лента темных оттенков.

Композиции для поминального зала, места прощания с усопшим, составляют достаточно сдержанно с умеренной цветовой гаммой в сочетании с зеленью или вечнозелеными растениями.

Наиболее часто в зале можно встретить объемные композиции на постаментах, расположенных по двум сторонам от гроба. Или это могут быть монотонные букеты в вазах.

Кроме того в некоторых местах можно встретить и настенные цветочные композиции. Такие элементы не принято делать громоздкими, а наилучшей формой считается вытянутый треугольник или ромб.

Венок – это популярный атрибут в траурном украшении. Этот символ круговорота жизни, бесконечности и воскрешения после смерти отображается в виде круга, вытянутой каплевидной формы или сердца.

В качестве основы для венка используют еловые ветки, листья папоротника, крупную флористическую зелень, а также различный ненатуральный декор, например, искусственные листья плюща.

На эту канву плотно размещают цветы и дополняют их при желании прозрачными тканями, к примеру органзой и шифоном, или траурными лентами с символичными названиями, такими как «На вечную память», «Скорбим и помним».

Надгробная композиция – это траурное украшение, которое возлагается на крышку гроба. Для удобства размещения имеет вытянутую форму и плоское основание, что позволяет ей хорошо прилегать к основе короба.

При такой горизонтальной ориентации цветы покрупнее оказываются в середине, а стебли расходятся от центра по краям.

До того как похоронить усопшего в могилу, с крышки гроба данную композицию снимают, как правило. После этого она остается в качестве элемента оформления цветами могилы.

Крест стоит выделить в отдельный вид композиции, поскольку он может быть выполнен как в виде букета на крышку гроба, так и в виде рядом стоящего венка. Но при этом форма и символика у него будет одна.

Это цветочное произведение с древних времен символизировало вечность, в которой соединялись и жизнь, и смерть. В православных религиях крест приобрел еще большее значение и был связан с Иисусом Христом и вечной жизнью после смерти.

Поэтому при воплощении этой композиции в жизнь флористы максимально осторожны и выдерживают ее в едином стиле, заполняя весь объем без просветов и размещая крупные цветы в центре.

Корзина служит аксессуаром для прощания с усопшим вначале в поминальном зале, а потом у могилы. Но помимо этого траурный декор возлагают и во время памятных дат к значимому мемориалу.

Поэтому очень важно, чтобы корзина имела ручку, чтобы ее было легко нести к нужному месту. Но при этом достаточно часто ее декорируют с тем, чтобы композиция смотрелась в едином стиле.

Цветы всегда помещаются внутрь лукошка в виде объемного букета с зеленью по краям. А дополнением к композиции служит лента, которая может быть пущена спиралью по ручке или цветам.

Монограмма – это эксклюзивная оригинальная цветочная композиция, состоящая из прощальных слов или имени покойного, которую размещают на специальный постамент возле гроба в поминальном зале. В редких случаях монограмму устанавливают на крышке и хоронят вместе с усопшим.

Подушка выступает символом упокоения с миром и трогательного прощания. Такой аксессуар из цветов будет выглядеть одновременно и оригинально, и элегантно.

Но далеко не во всех случаях ее будет уместно использовать. В большей степени подушка подойдет, как не печально, для молодых усопших людей, в особенности крошек детей и отроков.

Композиция может быть выполнена полностью из цветов одного вида с плотным прилеганием друг другу на оазисе с добавлением небольшого букетика вверху. Также по бокам букета можно пустить оторочку из крупнолистовой зелени, например, салала.

Цветочное изголовье – это траурная гирлянда, которую выкладывают на подушке усопшего. Лицо покойника должно оказаться внутри цветочного обрамления.

Выражая хрупкость человеческой жизни, такое изголовье, послужит элементом торжественных проводов человека в загробную жизнь.

Все перечисленные виды траурных композиций могут быть выполнены как из живых, так и искусственных растений. В чем состоит их отличие попробуем разобраться.

Живые цветы в траурной флористике

Траурная флористика из живых цветов позволяет создавать оригинальные флористические произведения, которые предназначены как для церемонии прощания, так и для оформления могилы.

Живые цветы всегда впечатляют своим видом, в каком бы качестве они не использовались. И даже в столь печальный и трагичный момент погребального процесса люди заказывают у флористов живые композиции, чтобы отдать последнюю дань уважения.

Живые растения служат украшением для погребального зала в виде ваз с цветами, венков и настенных и надгробных композиций. С траурными корзинами и живыми венками покойников провожают до места захоронения, а затем оставляют их у могил. Здесь же возлагают и прощальные букеты.

Читайте также:  Светло розовый цвет какие туфли

Традиционно при оформлении живых траурных композиций флористы используют гвоздики, георгины, лилии, пионы, розы и хризантемы. Но кроме этих цветов в букетах встречаются и гладиолусы, лизиантусы, ирисы, флоксы, фрезии.

Дополняют цветы в композициях различные виды флористической, в том числе и цветущей, зелени. Аспидистру, берграсс, гипсофилум, питоспорум, рускус и эвкалипт часто используют в качестве аранжировки букетов.

Начинающим флористам стоит взглянуть на варианты исполнения таких траурных композиций. Эти цветочные картины оформления траурного мероприятия и могилы живыми цветами отображены в фото-примерах:

Однако живые цветочные произведения не выдерживают погодных условий, требуют частую замену и в целом недолговечны. Поэтому более рационально украшение могил искусственными цветами.

Искусственные цветы в траурной флористике

Живой вариант оформления без сомнения смотрится более интересно, но к большому сожалению совершенно недолго. Натуральные цветы быстро увядают, и на замену им приходят искусственные цветочные произведения.

Композиции из искусственных цветов на кладбище – это неприхотливое решение не только для похоронной церемонии, но и для оформления надгробия.

Частое посещение кладбища после захоронения проблематично для всех, в основном люди делают это один-два раза в год, чтобы ухаживать за могилой. Купить такие услуги в бюро достаточно дорого. Поэтому востребованность в синтетических композициях с каждым годом увеличивается.

Искусственные цветочные произведения изготавливают из различных материалов. Подробно о таких композициях можно узнать в статье «Композиции из искусственных цветов».

Кроме того современные ненатуральные букеты, венки, цветочные корзины и прочие цветочные искусственные композиции во многих случаях внешне не слишком отличимы от живых аналогов, поэтому достаточно часто люди останавливают свой выбор на этих произведениях.

Мастера-флористы соединяют в современных декоративных композициях георгины и розы, гвоздики и лилии, каллы и хризантемы, ромашки и ранункулюсы. Можно встретить и множество других интересных сочетаний. Как выглядят такие цветочные комбинации?

Оформление могилы искусственными цветами, фото:

Помимо траурного оформления живыми или искусственными цветами в России и некоторых других странах принято собирать в похоронном букете определенное по математическим характеристикам количество цветов. На традиции каких стран опираются флористы при формировании похоронных букетов?

Четное и нечетное количество цветов в траурных композициях

В некоторых странах еще в древности зародилась традиция, что количество цветов в траурных букетах должно быть четным. Это было связано с тем, что четные числа символизировали смерть, говорили о завершенности событий и бытия.

Данный обычай при составлении букетов перешел и в современный мир. Россия, Франция и Япония – это страны где такая манера учитывается многими флористами при формировании траурных букетов.

В отличие от данных стран европейская флористика, а также Израиль, США и Латинская Америка в похоронных композициях используют нечетное число цветов, которые выражают глубокие скорбные чувства. Четное же количество наоборот не подходит для погребальных мероприятий, поскольку говорят о радости, веселье и любви.

Однако, несмотря на традиции порой достаточно неудобно считать количество цветов для изготовления траурной композиции. Поэтому на многих флористических курсах и в школах при сборке букетов с цветами в количестве больше 30 не рекомендуют ориентироваться на четность или нечетность элементов в цветочном произведении.

В этом случае большую роль для флористов будет играть правильное сочетание цветов и внешняя форма композиции.

Научиться составлять траурные цветочные произведения с учетом нужного количества цветов, правильных цветовых оттенков и выбранных видов композиций можно как с помощью ориентирования в примерах по оформлению могил цветами на фото, так и с воспроизведением мастер-классов от профессионалов.

Мастер-классы по созданию траурных композиций

Флористы создают траурные композиции как натуральные, так и искусственные для почтения памяти усопших разных возрастов. Поэтому и композиции из живых цветов траурные могут быть предназначены не только для женщин, но и для мужчин. При этом последние имеют некоторые особенности.

Основной принцип при создании мужского ритуального букета – это выбор монохромной цветовой гаммы. В классическом варианте флористы чаще подбирают красные, бордовые и коричневые цветы, обрамленные зеленью. Иногда это будут сиреневые или фиолетовые тона.

Что касается формы мужского букета, то она, как и женская будет плоской, но при этом мастера будут отдавать предпочтение многоярусности и треугольным формам.

С учетом этих особенностей и сформирован мастер-класс по созданию траурного букета для возложения на могилу. Такой букет будет несложно сделать и своими руками непрофессионалу, а не только флористу.

Пошагово оформление мужской траурной композиции происходит так:

  1. Для букета подберем несколько альстромерий, гвоздик и роз приглушенного красного цвета. Количество согласно традициям, установившимся в России, должно составлять нечетное число;
  2. Для декорирования цветов возьмем флористическую зелень, например, салал и рускус;
  3. Собираем вертикальный многоярусный букет слегла по спирали, оставляя часть растений наверху, а часть внизу. Затем добавим зелень;
  4. Возьмем коричневую ленту и завяжем ее вокруг стеблей в месте их соприкосновения;
  5. Обрежем стебли снизу до одинаковой длины;
  6. Добавлять упаковку, даже прозрачную не будем, поскольку она будет не уместна на кладбище.

Этот урок в траурной флористике представлен на фото:

Кроме обычных мастер-классов очень информативны видео-уроки. Вот некоторые из них, которые помогут в составлении траурных композиций:


Источник