Меню

Как нарисовать этюды цветов



Пособие (акварель)

В пособии использованы фотографии работ учащихся Гомельского государственного художественного колледжа из архива Светланы Курашовой.

Аннотация

Данное пособие представляет собой выдержки из методической разработки автора, созданной на базе собственного двадцатилетнего педагогического опыта работы в художественном колледже и основывается на традиционной методике обучения акварельной живописи.

Методика преподавания акварельной живописи очень близка автору как художнику-акварелисту. Пособие сопровождается иллюстрациями работ учащихся, фотографиями процесса акварельного письма и работами автора разработки.
Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.

В данном пособии автор, избегая подробного описания процесса работы над каждым программным заданием, останавливается именно на тех специфических моментах, которые касаются:

  • очень важных первых шагов в овладении навыкам работы акварелью;
  • специфики работы по курсу акварельной живописи именно в художественном колледже;
  • разработанной на основании собственного опыта системе домашних заданий по всему годичному курсу акварельной живописи.

Основной вид учебного задания по живописи – длительный этюд с натуры. Задачи учебных постановок даны в определенной последовательности и имеют тенденцию постоянного усложнения. Задачи каждой постановки ставятся особо.
В начале обучения важно акцентировать внимание учащихся на развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты и гармонии цвета, непосредственности его восприятия, практическом умении работать над цветовыми и тоновыми отношениями, целостности понимания натуры и этюда.

Очень часто приходится слышать на первом занятии «А я никогда не использовал акварельные краски, а только слышал, что акварель очень сложная техника». Да, действительно, акварель, как водяная краска обладает всеми свойствами водяной стихии. Она может быть своенравной и непредсказуемой. Но если изучить и полюбить ее свойства и особенности, то этот древнейший материал может покориться воле художника и стать его союзником.

Упражнение «заливка».

Упражнение «растяжка».

Далее следует предложить упражнения на «растяжку» цвета от насыщенного до почти белого цвета бумаги и наоборот от воды до насыщенного раствора.

Упражнение «впайка» цвета в цвет.

Следующим является упражнение на «впайку» цвета в цвет. Здесь уместно предложить учащимся одновременно попрактиковаться в какой-нибудь определенной гамме (теплой или холодной).

Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.

Затем берем один из высохших прямоугольников на которых тренировались делать равномерную заливку и поделив его на 4 части добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а лессируя тонким слоем поверх сделанных.

Упражнения «мазки».

Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой кистью слегка захватывая соседние участки.

Затем покрываем сухой лист прозрачными мазками оставляя незакрашенными маленькие участки белой бумаги.

Читайте также:  С чем сочетается яркий мятный цвет

В акварельной технике существует много разных техник и приемов. Но стоит ли браться за них, не закрепив базовые знания практической работой. Впрочем, чтобы Вам было интереснее работать, можно попробовать применение парафина и эффект соли.

Упражнение «соль».

На еще влажный участок акварели мы сыпем соль. (можно использовать соль как мелкого, так и крупного помола)

Упражнения «парафин».

Те участки бумаги, которые мы хотим оставить незакрашенными, мы покрываем парафином. Далее наносим акварель прямо поверх парафинового рисунка.

Выполненных упражнений уже достаточно, что бы перейти к простейшим этюдам.

Выполнение первых этюдов акварелью

В качестве натуры подходят любые обычные овощи и фрукты: яблоки, груши, свекла, огурцы, томаты, капуста и т.д.
Задача: передать цвето-тональные отношения, «пролепить» объем предметов цветом, учитывая фон и падающую тень.
Поскольку мы отталкиваемся от того, что вы имеете понятие о способах передачи объема предметов, обратите внимание на характер освещения, на разницу между светом и тенью, на присутствии рефлексов.

Характерные ошибки при написании этюдов:

  • работа от контура;
  • вялость тоновых отношений;
  • использование «открытых» цветов;
  • отсутствие связи с фоном.

Натюрмортные постановки организуют сначала из небольшого количества предметов несложных по форме, выразительных по цвету, на однотонных драпировках, подчеркивающих выразительность предметов. Другими словами – от простого к сложному.

На начальной стадии обучения без твердых знаний о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка вам будет трудно убедительно передать цветом общую форму и материальность предметов, поэтому необходимо уделять серьезное внимание подготовительному рисунку и тщательно строить формы предметов.

Имеет смысл первые этюды поделать в технике «гризайль». Это поможет решить ряд вопросов проработки тона, светотени и пространства.

В идеале натурные постановки должны ставить педагоги в определенной последовательности. Каждая постановка должна содержать определенные учебные задачи. Усложнение установок должно идти не по линии увеличения количества предметов, а по пути повышения требований в вопросах передачи формы, колорита, световоздушного пространства.

При работе над подготовительным рисунком может несколько нарушаться структура и белизна акварельной бумаги, на которой планируется вести основную работу. Поэтому при работе акварелью практикуется перенесение подготовительного рисунка с отдельного листа на основной формат.

Следует сказать, что акварель считается достаточно сложной техникой и это имеет свои основания.

Читайте также:  Гриб ярко зеленого цвета

Тем не менее, в акварели возможны и исправления, и доработки, а трудности компенсируются ее неповторимыми свойствами, которыми не обладает больше не один живописный материал.

Как правило, на первых постановках вполне естественен следующий вопрос: с чего начинать работу?

Нужно сказать, что с одной стороны последовательность работы может быть индивидуальной, а с другой – необходимо сразу вырабатывать профессиональный подход к началу работы. Начинать работу следует с поиска основных цветовых отношений. Обычно колорит картины определяется сочетанием 2-3 основных цветовых пятен, которые обогащаются своими оттенками и сочетаются с другими.

Одно из отличий акварели от гуашевой и масляной живописи в том, что работу ведут от светлого к темному. Кроме того стоит всегда найти возможность оставить в работе белое, незаписанное пятно, передающее максимальную силу света, идущую с белого листа бумаги.

На практике многие на первых порах начинают работу с фоновых пятен дальнего плана, опасаясь испортить более важные участки работы. Этому не стоит препятствовать, так как вырабатывание навыков широкого, обобщенного письма, мягкого соединения пятен тоже необходимо. Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет, и можно попробовать работать «A La Prima», размочив большой кистью необходимый для работы участок. Так как с дальними планами начинающие работают более смело, не так боятся испортить, то данные навыки обычно легко осваиваются.

К ближним планам постановки следует использовать другой подход. Здесь необходима детализация, обострение контрастов, убедительная проработка формы предметов и складок. Способ работы здесь рекомендуется по сухой поверхности листа, небольшими заливками или мазками по форме. Некоторые навыки уже приобретены в процессе выполнения первых этюдов.

Большое значение имеют наглядные пособия, без которых обучение предметам художественного цикла немыслимо. Тут можно порекомендовать следующее:

Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:

Задание №1. Этюд осеннего натюрморта из двух-трех предметов.

Источник

Акварельный этюд с полевыми цветами

Лето – прекрасное время года. Буйство цветов и ароматов вдохновляет взяться за краски и кисти. Этот урок посвящен акварельному этюду с полевыми цветами.

Первое, что видит начинающий художник при взгляде на букет полевых цветов – это множество мелких веточек, листочков и многообразие цветов. И сразу паника! Как это все можно нарисовать?! Не волнуйтесь, рисовать акварелью можно научиться на курсах рисования в студии ArtClass. И так, приступим…

Читайте также:  Все флаги зеленого цвета

Первый шаг. Составьте гармоничный букет: расположите цветы в определенном порядке. Мелкие выше и дальше. Они создают задний план. Цветы по крупнее и ярче должны находиться на переднем плане. Поэтому обрежьте их так, чтобы бутоны не перекрывали дальний план. Поставьте настольную лампу для подсветки букета. Это создаст более контрастные тени

Для работы над акварельным этюдом нам понадобится:

предварительный рисунок карандашом

Отступите от краев листа по 3-4 см. Так вы получите поля, за которые нельзя заступать. Это поможет сохранить «воздух» в картине. Набросайте простым карандашом предварительный рисунок. Не давите на карандаш, чтобы при исправлении не испортить верхний слой бумаги. Вписывайте композицию в геометрическую фигуру овал или треугольник.

Рассматривайте композицию целиком. Охватывайте взглядом весь букет. Прищурьтесь и вы увидите размытое пятно. Прорисовывание всех цветов сразу создает дробность в композиции. Выберите крупные цветы и сконцентрируйте на них внимание, изучая форму и цвет. Они являются композиционным центром.

прорисовка фона

Приступая к работе с красками, подготовьте на палитре подбор цветов холодных и теплых оттенков, которые присутствуют в нашем букете. Те места на краях лепестков, которые хотим оставить белые, резервируем бесцветным мелком. Начинаем с фона. Справа у нас на натюрморт светит лампа, поэтому преобладают теплые охристые тона. В тенях мы используем фиолетовые, изумрудные и ультрамарин. Затем переходим к самим цветам и намечаем теплые розовые, желтые и салатовые оттенки. Тонким лессировочным слоем ультрамаринового цвета добавляем тени на лепестках, создавая, таким образом, форму цветка. Следите за тем, чтобы в букете не появлялось много подробностей и прорисованных мелких деталей на заднем плане. Он должен быть написан обобщенно, желательно по-сырому, когда краска перетекает из одного цвета в другой, создавая неповторимые оттенки. Так рисунок получается не разукрашенным, а живым.

рисуем полевые цветы

Когда закончена работа с основными большими формами, добавьте тонкой кистью нюансы: стебельки и листочки на переднем плане. Этюд готов, теперь его можно использовать в дальнейшем для написания натюрморта масляными красками в студии на уроках рисования. Это может быть так-же и готовая картина акварелью, тогда ее можно оформить в паспарту и поместить под стеклом в раме. Этот акварельный этюд будет напоминать вам о солнечных деньках и летних ароматах полевых цветов. 🙂

полевые цветы, этюд акварелью

Источник