Меню

Как нарисовать городецкую роспись цветов



Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Надежда Ковальчук
Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта!

Городецкая роспись — это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров»

Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше — самостоятельно.

Назначение: освоить поэтапное рисование городецких цветов для составления композиции городецкой росписи по украшению посуды или составлению букета.

Цель: учить детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.

Задачи:

— закрепить три основных этапа в рисовании 5-ти видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;

— развивать чувство композиции и цвета;

— воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.

Материалы: кисточки тонкие и толстые, краски гуашь — красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги размером А3.

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Городецкая роспись символична. Цветы в ней — символ здоровья и процветания в делах.

Цветы городецкой росписи:

Бутон

Ромашка

Розан

Купавка

Роза

Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.

Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа.

I этап росписи — Подмалевок — Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.

II этап росписи — Теневка — наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.

III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.

Розан. Поэтапное рисование.

1. Простым карандашом на листе бумаги рисуем круги.

2. С помощью толстой кисти прорисовываем и закрашиваем круг оранжевого цвета.

3. В середине оранжевого круга изображаем маленький красный круг.

4. Сверху и снизу большого круга рисуем по лепестку.

5. Продолжаем рисовать округлые лепестки по краю круга.

6. Делаем оживку. Кончик кисти осторожно обмакиваем в белую гуашь и украшаем розан точками. Первым делом ставим белую точку в центре круга, а потом по кругу.

Городецкая роза. Поэтапное рисование.

1. Рисуем простым карандашом середину (бутон) и лепестки.

2. Закрашиваем середину и лепестки розы красным цветом.

3. Черной краской добавляем сверху круг, дугу,тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.

4-5. Оживка розы:точки, лепестки.

Купавка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. Верху большого розового круга маленький красный кружок, далее прорисовываем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.

4. Рисуем красные округлые лепестки к верху с уменьшением.

5. Оживка купавки:точка в центре маленького кружка, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.

Ромашка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. В центре розового круга — небольшой красный кружок.

4. Рисуем вверху и внизу симметрично по одному лепестку (способ примакивания.

5. Добавляем лепестки.

6. Оживка белой краской:точка в центре ромашки, точки по кругу, белые лепестки между красными.

Бутон. Образец поэтапного рисования

1. Рисуем небольшой круг голубой краской.

2. Вверху добавляем синий маленький кружок.

3. Тонкой кистью рисуем синюю дугу в форме месяца.

4. Рисуем белые дуги — внизу и вверху.

5. Рисуем в середине бутона синюю дугу.

6. Варианты бутона сеточкой.

Спасибо за внимание!

«Символ года своими руками». Мастер-класс для средних и старших дошкольников Новый год не за горами и все мы задумываемся о том, какие презентики для своих родных могут сделать наши дошколята. Вашему вниманию я хочу.

Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» Мастер-класс для родителей старших дошкольников Тема: «Калейдоскоп веселых игр с образами животны[/i]х»[/b] Цель: познакомить родителей.

Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.

Мастер-класс по росписи камней «Клубника» Сейчас все больше появляется разнообразия в творчестве. Вот и решила попробовать с детьми раскрасить камни. Камни – это натуральный природный.

Мастер-класс по витражной росписи Витражная роспись с давних пор привлекает людей. Цветное стекло, ярко играющее на солнце, завораживает и детей и взрослых. Витражной росписи.

Читайте также:  Что символизирует индиго цвет

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления у старших дошкольников» ЦЕЛЬ МАСТЕР КЛАССА: Повышение профессионального умения педагогов в работе с дошкольниками по развитию логического мышления в формировании.

Мастер класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Конспект НОД «Заколдованный сказочный герой» Воспитатель Конева Наталья Владимировна. МБДОУ д/с №52 г. Белгорода Цель: развитие творческих.

Мастер-класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Мастер-класс «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ д/с №52 Конева Наталья Владимировна Цель: познакомить.

Мастер-класс по росписи ткани Салфетка для мамы. Материал: • одно полотно белой ткани (бязь или плотный ситец) размером 30х30; • трафарет «Цветы» (можно выбрать любые,.

Проект «В царстве цветов» для старших дошкольников Характеристика проекта По классу – монопроект. По типу – социальный. По виду – воспитательно-образовательный. По форме – государственный.

Источник

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Городецкая роспись применима для украшения изделий из древесины. Однако начинающему художнику, желающему создавать подобные узоры и элементы росписи, можно использовать в качестве полотна обычную бумагу.

История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.

Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.

Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.

Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену. Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки.

Инструменты для рисования

Истинные мастера говорят, что самым важным в их творчестве является состояние души. Оно должно быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая предстоит в ближайшие несколько мин.

Современный же человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при максимальном желании не может на короткое время отрешиться от обыденных мирских забот и проблем, как это делали умелые иконописцы, жившие несколько столетий тому назад. Однако сосредотачиваться на творчестве нужно учиться.

Начинать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:

Аспект Описание
Стол Городецкие мастера от хохломских и богородских отличаются тем, что во время своей работы они могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность необязательно должна располагаться на уровне колен сидящего. У хохломских и богородских мастеров столы должны быть длинными, а городецкие художники работают на обыкновенных по длине столах.

Начинающих творцам рекомендуется позаботиться о том, чтобы стол был шире, желательно, c подножкой Стул Стул, на котором будет сидеть художник, должен стоять так, чтобы лучи света были с левой стороны Освещение Лучше отдавать предпочтение естественному освещению. Для этого можно расположиться возле окна, за которым сияет солнце. Если же такой возможности нет, можно воспользоваться осветительным прибором. Лампа должна быть яркой и расположена так, чтобы полотно, на котором планируется вести роспись, было равномерно освещено.

Все участки этого полотна должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый прибором, будет приближен к естественному освещению Комната Одно из главных условий – рабочее помещение должно хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к проявлению аллергической реакции в результате длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и прочими, не очень полезными для здоровья химическими веществами

Специалисты рекомендуют, чтобы избежать чрезмерного напряжения в процессе, сразу привыкнуть к рабочей позе.

Для этого художнику необходимо:

  • располагаться прямо;
  • немного наклонить голову;
  • проконтролировать, чтобы расстояние между глазами и полотном составляло чуть более 30 см;
  • во время процесса рисовать и кистью, и всей верхней конечностью, начиная от предплечья.

Иногда художник держит руки на весу: левой поддерживает деревянное изделие, а правой ведет непосредственно саму роспись. Иногда предплечья мастера опираются на поверхность стола. Такое происходит, например, когда ведется роспись плоской тарелки.

Перед началом работы необходимо грамотно расположить на поверхности стола весь инвентарь, который планируется использовать. Если этого не сделать, то во время работы начнется суета. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго заведенный порядок в размещении на столе красок и инструментов росписи.

А именно:

  • место перед мастером свободное. Здесь будут размещаться предметы, которые потребуются в работе;
  • необходимо отвести пространство площадью примерно в 0,5 кв. м для размещения 2-3-х маленьких досок. Они должны лежать так, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может положить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые подлежат росписи;
  • неподалеку от изделий расположить сосуды с красками, а также палитру. В роли последней выступает широкая пластина из стекла или пластика. Главное условие – ее поверхность должна легко очищаться;
  • поставить на стол сосуд с водой и положить небольшую тряпочку.

Для начинающего мастера основными инструментами станут кисточки, бумага и краски.

Бумага

Бумага потребуется белая. Можно взять лист из школьного альбома.

Краски

Городецкие мастера элементы росписи выполняют масляными красками, поэтому можно последовать их примеру. Однако начинающему художнику роспись рекомендуется воспользоваться гуашью. Это может быть комплект для школьников.

Черную, белую, алую, вишневую и ярко-голубую используют чистыми, а желтую, темно-зеленую и красную – для получения новых цветов. Если правильно смешать их, получится гамма, похожая на городецкую.

Для работы также потребуется киноварь. Это материал, который имеет ярко-красный цвет. Он дорогой, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари не удастся сделать хорошую роспись.

Художник, работающий с гуашью, должен помнить: перед тем, как приступать к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться, когда ранее нанесенный слой полностью высохнет. Если этого не сделать, то изображение приобретет белесый оттенок.

Кисти

Мастера применяют различные кисти для нанесения краски на деревянное изделие. Точное их количество и размеры зависят от того, какие приемы будут использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием одного шедевра художники могут трудиться несколько суток.

Все кисти должны располагаться на специальных деревянных подставках.

Городецкая роспись (элементы росписи выполняются без макета) потребует для работы наличия 3-х художественных кистей:

  • беличья под № 2 или № 3;
  • колонковая под № 1 или № 2;
  • флейц из мягкого волоса.

После работы каждую кисть нужно тщательно вымыть и высушить.

Мастер-классы

Желающие развиваться в городецкой росписи, должны знать следующие факты об этом искусства:

  • за основу сюжета берутся растительные мотивы, изображение животных и массовые композиции. Ранее мастера любили запечатлевать быков, кошек, львов, коней. Часто использовались сюжетные элементы в росписи, картины народных гуляний;
  • палитра тонов широка и разнообразна. Ранее применяли яркие оттенки зеленых, синих и красных тонов;
  • присутствие символизма в росписи. Например, цветы означают здоровье и расцвет, необычные птицы – счастье, а вороные кони – богатство и благосостояние.

В городецкой росписи существуют 3 основные типы композиции:

Вид росписи Описание
Цветочная Это может быть:

  • букет;
  • гирлянда, окантовкой которой может быть серповидная полоса, круг;
  • ромб. Вариант, когда в центре основной цветок, а бутоны и листочки – вдоль невидимых ребер фигуры. Встречается на скамейках, створках, хлебницах;
  • венок. Замкнутая цветочная полоса на крышки или круглом блюде
Сюжетная Это один из самых сложных типов, в виду изображения множества мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты застолий, гуляний, празднеств, событий современной жизни
С животными или птицами Обычно это цветочные мотивы с изображенной птицей или конем. Для них характерна симметрия или асимметрия

Одна из особенностей городецкой росписи в том, что рисование ведется без макета. Рисующий плавно ведет кисть по дереву или бумаге. Существует множество различных приемов, использующихся в этой росписи.

Это могут быть:

  • широкие мазки, которые создаются толстой кисточкой;
  • тонкие линии;
  • виртуозные штрихи, которые создаются средней по толщине кисточкой.

Схема работы следующая:

  1. Наметить приблизительные размеры задуманной композиции. Для этого удобнее применять не краску, а простой карандаш. Если что-то будет не так, можно удалить линию ластиком. Однако для прорисовки макета карандаш не применяется. Он помогает лишь наметить размер всех узоров, которые будут входить в композицию.
  2. Наметить контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, является правильной.
  3. Для создания узлов рисунка применить тонкую кисть и светлую краску. У мастеров – это светлая масляная краска, когда работает новичок, допускается использование светлой гуаши.
  4. На светлые участки наносить более темные краски. В этом заключается одна из основных особенностей городецкой росписи.
  5. Изображение многочисленных точек, окружностей, спиралевидных линий, штрихов. Все это нужно для «оживления» рисунка. Сами городецкие мастера называют эти элементы «оживками».

Рисование для ребенка

Городецкая роспись (элементы росписи в выполнении доступны для детей) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:

  1. Создать набросок росписи. Для этого с помощью краски наметить размер будущей композиции и ее главные составляющие. Если в качестве полотна будет выбрано деревянная поверхность, то рекомендуется сначала выполнить прорисовку размера на бумаге. Проще будет перенести готовую композицию с бумаги на деревянное изделие, чем сразу намечать размер на дереве.
  2. После того как будет создан орнамент на бумаге или на дереве, выделить основной центр композиции.
  3. Подумать над тем, узоры каких цветов будут входить в создаваемую композицию.
  4. После решения вопроса о цветовой гамме композиции начинать детальную прорисовку. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.

Детям, которые только начинают рисовать вообще и создавать городецкие узоры в частности, рекомендуется выбирать что-нибудь проще. Можно, например, нарисовать солнышко.

Для этого:

  1. В центре красными красками нарисовать круг.
  2. Возле круга нарисовать многочисленные прямые линии, исходящие во все стороны. При этом соблюдать важное для городецкой росписи условие: лучи должны иметь одну одинаковую длину и одинаковую ширину.
  3. Если работа выполняется на дереве, а не на бумаге, на завершающем этапе нанести на всю поверхность лак.

Узоры для детей постарше

Детям, которым предстоит отправиться в 1-й класс, можно выбирать узоры среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет слишком скучно, и работа, поначалу обещающая много интересного, будет заброшена.

Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, на что не потребуется много времени, после – выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря данной росписи ребенок сможет сам сделать, например, закладку для книги.

Рисунки можно выполнять на бумаге или на деревянных дощечках. Также можно украсить городецкой росписью неглубокие тарелки, изготовленные из древесины.

Для этого необходимо:

  1. Простым карандашом наметить размеры всей композиции и обозначить ее центр.
  2. Начать прорисовывать цветок. В намеченном ранее центре нарисовать красный кружок.
  3. Красную гуашь смешать с белой. В результате образуется розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисовать 2-й круг. По площади он должен быть больше 1-го.
  4. Изобразить круг красной краской.
  5. Еще раз нарисовать круг розовой краской. Так цветок благодаря стараниям юного художника приобретет разноцветную сердцевину.
  6. Перейти к рисованию расположенных вокруг круглой сердцевины лепестков. Для этого подойдут зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, после этого – постоянно чередовать зеленый и коричневый лепестки.
  7. Для прорисовки лепестков изнутри использовать светло-зеленую краску. Чтобы ее получить, достаточно зеленую гуашь смешать с белой. Раскрашивание лепестков светло-зеленой краской следует выполнять тонкой кисточкой.
  8. Если работа выполнялась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все покрыть лаком.

Бутоны с листьями

Городецкая роспись (элементы росписи доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листочками. Для этого лучше использовать круглую основу, затонированную под древесину.

Этапы рисования следующие:

  1. Чуть ниже центра круглой основы нарисовать 1 кружочек. Слева и справа от него, чуть выше, расположить еще по 1 кружочку меньшего размера.
  2. Для изображения центрального круга использовать розовую краску. Боковые круги можно сделать голубыми. Если нет нужно цвета, смешать 2 краски для его получения.
  3. На верхнем краю большого розового круга изобразить маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
  4. Такую же теневку нужно выполнить на 2-х крайних, голубых кругах. При этом использовать не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее, чем большие, над которыми они изображены.
  5. Дополнить центральный круг лепестками, а на боковых обозначить синие дужки.
  6. Чтобы изобразить лепестки вокруг розового бутона использовать красную краску, которая применялась для теневки на предыдущем этапе. Лепестки должны быть округлыми. Их количество может быть различным, например, 8.
  7. Для создания дужек на боковых голубых кругах применить синюю краску.
  8. Перейти к изображению листочков и веточек. Создать аккуратные симметричные листики поможет прием промакивания.
  9. По 2 продолговатых зеленых листика изобразить слева и справа от центрального бутона.
  10. По 1-й веточке, на каждой из которых имеется по 5 маленьких листиков, нарисовать над каждым из сине-голубых бутонов. Эти веточки должны располагаться в верхней половине круглой основы.
  11. Для «оживления» рисунка использовать тонкую кисточку. Легкими касаниями проставить на поверхности точки, небольшие капельки, штрихи, дужки. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «оживки» не должно быть чересчур много.

Цветы

Городецкая роспись (элементы росписи в виде цветов самые распространенные) цветов может быть изображена в следующие этапы:

  1. Определиться с материалом, который будет использоваться в качестве полотна.
  2. Выбрать краску для рисования. Главное, о чем нужно помнить при выборе – рисунок должен быть красочным. Чем больше ярких красок будет задействовано в этой работе, тем лучше.
  3. Когда будут выбраны материалы, начинать отмечать размеры будущей композиции и центры цветков. Делается это простым карандашом.
  4. Яркой краской вокруг каждого намеченного центра изобразить окружность.
  5. От центра к краям окружности исходят лепестки. Их может быть по 12 у каждого цветка. Для прорисовки лепестков применить более темную краску, чем сердцевина цветка.
  6. Каждый цветок должен иметь лепесток. Для прорисовки салатовых лепестков изнутри применять тонкую кисть.
  7. Контуры прорисовать темной краской, но она не должна быть черной.
  8. Хорошим дополнением этой городецкой композиции станут ягоды, которые можно изобразить с помощью синей краски. Располагаться они должны около цветков.

В городецкой росписи часто фигурирует конь.

На рисунке показано пошаговое создание коня в городецкой росписи.

Вот как можно выполнить этот элемент:

  1. Подготовить черную или коричневую краску.
  2. Перед тем как приступать к прорисовке коня, создать подходящий фон. Поскольку сам конь будет темным, фон следует сделать светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
  3. Рисование коня начать с прорисовки туловища. Для этого применить кисть среднего размера.
  4. Сначала сделать контур, а затем – раскрасить.
  5. Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, взять кисть тоньше.
  6. Отдельно выполнить прорисовку копыт коня.
  7. Нарисовать гриву. Для этого лучше применить красную краску.
  8. Для украшений и дополнения композиции создать красивый орнамент. Он может исполнить роль рамки, в которую заключен рисунок. Можно также нарисовать коня, который бежит навстречу солнцу.

Городецкая роспись – один из самых древних художественных промыслов России. Благодаря этим цветочным трафаретам можно создавать красивые узоры и орнаменты.

Часто элементы этой росписи используется для создания прекрасных цветов, гордо выставившего напоказ свой великолепный хвост павлина, других птиц. Такая работа подарит художнику множество положительных эмоций. Главное, творить с душой. В таком случае даже у новичка может получиться истинный шедевр.

Источник