Гуашь. Цветочная поляна.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Урок ИЗО во 2 классе по программе «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetochnaya_polyana.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
Гуашь. Цветочная поляна
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами работы с гуашью, обучения смешиванию трех основных красок на листе бумаги; способствовать развитию умений видеть красоту вокруг себя, анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию интереса к предмету, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
• для учителя: учебник, картины с изображением цветов;
• для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти.
Условные сокращения: Б – белый, Ж – желтый, К – красный, З – зеленый, С – синий, Ч – черный.
I. Организация начала урока.
– Посмотрите на доску. Что видите? Что может получиться из этого? (Цветок.)
– Соберите лепестки в цветок и опишите свое настроение, чувства, которые возникают у вас, когда смотрите на выбранный вами цвет. Каким цветом вы изобразили бы свое настроение?
– Какой красивый цветок получился! Как его назовем?
II. Постановка учебной задачи.
– Вот и закончилось лето. Самое теплое, красивое, восхитительное… (учащиеся помогают учителю закончить фразу: чудесное, незабываемое, душевное) время года. У каждого из вас осталось много впечатлений. Вы выезжали с родителями на дачу, в деревню, в лес и наблюдали за природой. Что вас восхитило, поразило, удивило больше всего, когда вы любовались природой?
– Как вы думаете, что делает художник летом? Чем рисует художник?
– На уроках мы будем узнавать, чем и как работают художники, и пробовать работать с этими материалами как настоящие художники.
– Сегодня на уроке будем работать с гуашью. Что бы могла о себе рассказать гуашь? (Я непрозрачная краска, с матовой бархатной поверхностью. Бумага сквозь меня не просвечивает. Если нужно исправить то, что не получилось, пишут поверх красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет.)
III. Изучение нового материала.
– Вспомните, какие из цветов, которые составляют лепестки цветка, основные. (Красный, желтый, синий.)
– Представьте, что мы волшебники. Посмотрим через волшебные стекла. (В качестве волшебных стекол можно использовать вырезанные лепестки, из папок-уголков красного, желтого и синего цветов.)
– Соединим красное и желтое стеклышко. Что получилось? (Оранжевый цвет.)
– Соединим красное и синее стеклышко Что получилось? (Фиолетовый цвет.)
– Соединим желтое и синее стеклышко Что получилось? (Зеленый цвет.)
Каждый должен помнить это: Цвет оранжевый, зеленый,
В мире есть три главных цвета. Фиолетовый, бордовый,
Время даром не теряй, Голубой и изумрудный,
Ты их правильно смешай! Цвет лиловый и пурпурный…
И увидишь, что за это Все оттенки и окраски
Ты получишь море цвета: Самой лучшей в мире сказки!
– Рассмотрим картины и узнаем, как художникам удается смешивать краски и получать интересные сочетания и яркие образы (учитель демонстрирует картины с изображением цветов) .
– Какой инструмент помогает художникам смешивать краски и создавать чудеса на своих полотнах? Загадка поможет вам дать правильный ответ на этот вопрос.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
IV. Практическая работа «Проба мазков».
Работа по учебнику.
Правила «Как работать кистью» (с. 22–23):
1. Смочите кисть в воде.
2. Приложите кисть к тряпочке, чтобы убрать лишнюю воду.
3. Опустите кисть в краску и нарисуйте на листе цветовое пятно.
4. Промойте кисть в воде и уберите лишнюю воду тряпочкой и т. д.
– Из чего делают кисти? (Кисточки делают их волоса животных. Если нужна мягкая гибкая кисть, то для нее берут волос белки или колонка. Если требуется жесткая кисть, то берут жесткий волос коров или щетину. Чтобы получилась кисточка, волос собирают в пучок. А еще кисточки изготавливают из синтетических материалов.)
– Художник, работая над картиной, использует разные кисточки: мягкие и жесткие, толстые и тонкие, круглые и плоские. Каждая кисточка оставляет свой след. Художники называют его «мазок».
– Представим, что кисточки оказались на балу. Танцуя, они оставили следы-мазки. Понаблюдаем за ними.
– Какой мазок оставила толстая кисточка? Что можно изобразить такими мазками? (Широкий мазок; можно рисовать пятна, фон, крупные элементы рисунка.)
– Какой мазок оставила тонкая кисточка? Что можно изобразить такими мазками? (Легкие, плавные, воздушные мазки, кисточка может украшать ими рисунки, прорисовывать мелкие детали.)
– Какой мазок оставила жесткая кисточка? Что можно изобразить такими мазками?
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Окружающий мир полон цветового богатства. Закройте глаза и представьте, что мы оказались на лугу, где на сочной зелени растут яркие, небывалой красоты волшебные цветы. Яркость и аромат цветов привлекает пестрых бабочек. Понаблюдайте за природой.
– Откройте глаза. Удалось представить? Это упражнение поможет вам выполнить практическую работу.
– Нарисуйте в рабочей тетради бабочку или цветы (по выбору) , смешивая на листе три основные краски – желтую, красную, синюю. Чтобы работа получилась интересной, используйте различные кисти и мазки.
1. Выставка и анализ работ.
– Выйдите к доске те, кто рисовал цветы. Почему выбрали именно цветы?
– Получились очень яркие, красивые цветы. Как хороша эта цветущая поляна! У меня складывается ощущение, что я попала в сказку.
– Найдите рисунки с красивыми цветосочетаниями.
– Несмотря на то, что все использовали три одинаковых цвета, настроение каждая работа выражает разное. Попробуйте определить настроения эти рисунков.
Аналогичная работа ведется с теми рисунками, на которых изображены бабочки.
2. Обобщение темы.
– Что нового узнали на уроке?
– Каким бы цветом вы раскрасили свое настроение в конце урока?
Источник
Урок + презентация по ИЗО для 2 класса «Цветочная поляна. Три основных цвета»
Выбранный для просмотра документ ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА.docx
Чем и как работают художники
Урок 1
«цветочная поляна».
Три основных цвЕта
Тема коллективной композиции «Цветы».
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.
Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.
Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету.
Оборудование урок а: для учителя – гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся – гуашь (3 цвéта – желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши).
Зрительный ря д: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвéта и их смешение (составные цвéта); методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Литературный ря д: загадки по теме.
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку.
Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).
II. Беседа по теме урока.
Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале проводит короткую беседу с детьми. Он спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им особенно нравится рисовать и т. д.
В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в этой области.
Учител ь. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера-брата» (куклы) – м астер п остройки, м астер и зображения и м астер у крашения.
1) Многоцветие мира – радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям.
2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей – основное открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями этих трех красок. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками.
3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением, создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг сверху».
Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому изученное ранее надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку. Готовность к уроку – это обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик.
Учител ь. Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадк у, а ваш ответ подскажет, что это:
Где носом поведет,
Там заметку кладет. ( Карандаш .)
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. ( Кисточка и краски .)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. ( Резинка .)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. ( Мел .)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. ( Кисточка .)
Жмутся в узеньком домишке
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, – красота. ( Краски, цветные карандаши .)
А также есть другие инструменты художника:
● Бумага – она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.
● Линейка – преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала – криволинейные линейки.
● Циркуль – лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.
● Палитра – небольшой кусок доски у художников, а у нас – из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.
● Фломастеры, маркёры – используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.
Необходимы художнику и тряпочки – для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки .
Что еще надо знать?
Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений – крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные.
– Какие из этих «инструментов» есть у вас?
– Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка – наши основные материалы.
Некоторые правила работы:
● аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
● смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
● никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;
● нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);
● карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.
Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.
Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цветá», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень – сиреневый, василек – васильковый и т. п.
– Можете ли вы привести еще примеры, ребята?
Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки сплошного цвета (сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-коричневый).
Литературные образы. Загадк а:
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать? ( Радуга .)
– А вот маленькие стихотворны е сказк и:
Не во сне, а наяву –
Что же здесь такого? –
Я на радуге живу
В домике лиловом.
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
С листьев падает роса
В тёмно-синей чаще,
Филин жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
К розовым озёрам,
Машет белка за кустом
Под вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете!
Жарко в поле, солнце ярко светит.
Девочки зовут купаться Таню, –
Ей на речку хочется самой,
Но ромашка с васильками вянет.
Надо их скорей нести домой.
Надо ей бежать без остановки –
Солнышко пригрело горячо,
И ромашки светлые головки
Положили Тане на плечо.
Добежала до дому Танюшка,
Бабочка за ней влетела вслед.
И теперь стоит в зелёной кружке
Первый Таней собранный букет.
По лесной опушке
У фиалки нежный аромат.
И над лесом, может быть, от этого
Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовый.
IV. Составление коллективной композиции.
В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнит ь задани е: за 10–20 минут до конца урока изображения цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цветная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), обращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.
Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления коллективных композиций. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы.
При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.
Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание детей на красоту большой совместной работы – композиции, которая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.
Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты).
Источник