Меню

Как нарисовать семью виде цветов



Как нарисовать семью — примеры рисунков и этапы его создания

Рисунок куда приятнее, когда на нем изображены любимые и значимые для вас люди. Конечно, тем кругом, который обеспечивает человека постоянной заботой, поддержкой и уютом, спасает в трудных ситуациях, является семья.

Семья для каждого из нас является разной и отличается от любой другой. Например, она может быть отлична по своему составу — мама, папа и дети, или, может быть, бабушка, дедушка и другие родственники.

Это обязательно нужно учитывать, если вы собираетесь нарисовать семейную картину. Есть несколько пунктов, о которых нужно помнить, чтобы рисунок получился качественным:

  • Хорошо подумайте о том, как могут выглядеть персонажи рисунка — их одежда и настроение, их поза и тому подобное.
  • Подумайте, где будут находиться ваши герои? В кафе, в домашней обстановке или на улице с вашим питомцем? Хорошо представьте фон, потому что он тоже играет немаловажную роль в вашем рисунке.
  • Внимательно отнеситесь к соотношению размеров — маленький ребенок никак не может быть выше своих родителей.
  • Подумайте, какие особенности есть у ваших семейных людей. Тогда с помощью красок или карандашей будет легче передать внешность всей своей семьи.

Материалы для картины

Перед тем, как начать рисовать, нужно определиться, на чем будет изображение и чем оно будет нанесено. Из всех поверхностей для рисования самым удобным и универсальным считается обычная бумага. На ней легко рисуют все карандаши и краски по типу акварели или гуаши.

Можно немного усложнить задачу и выбрать холст. Но для такого предмета необходимо запастись специальными масляными красками и кисточками.

Поэтапный рисунок семьи с помощью подручным предметов

Зачастую маленьким детям сложно нарисовать форму человеческого тела. Тогда можно найти своего рода «трафарет». Ребенок без проблем обведет фигуру, а дальше — дело его фантазии и настроения. Конечно, можно основательно подойти к этому вопросу и найти готовый хороший трафарет в интернете, распечатать его, вырезать фигурку по контуру и отдать ребенку. А можно не тратить время на подобные занятия и подобрать пустую баночку, которая сравнительно похожа на человека.

Для художества вам понадобится:

  • Лист бумаги А4 или обычный альбомный лист;
  • Карандаш, ластик;
  • Или краски, вода, кисточки, или цветные карандаши;
  • Баночки разных размеров;

Сначала нарисуйте контуры — для этого понадобятся баночки и простой карандаш. Разместите на листке бумаги большую банку — с помощью неё можно обозначить фигуру папы или мамы, а банки меньших размеров подойдут для фигур детей.

Обведите карандашом, лишние «выскочившие» линии подотрите ластиком. На каждой фигурке нарисуйте голову: прическа, глаза, губы, нос, уши и так далее.

Дальше конечности — руки и ноги. Не забудьте про одежду и обувь, дополнительные детали рисунка (домашние животные, фон). Настало время красок — не вылезая за контуры, придайте цвет всем фигурам на вашей картине. Вот и все — рисунок готов.

Семейный герб — что это и как рисовать?

Часто в начальной школе детям в качестве домашнего задания сделать семейный герб. Он представляет собой некоторого рода щит (форму можно выбирать и редактировать самому), на котором изображены главные ценности вашей семьи в виде предметов, слов или явлений.

Чтобы нарисовать подобную картинку, нужно поговорить в кругу семьи и выделить главные предпочтения, функции или особенности вашей семьи. К примеру, на гербе можно изобразить любовь, заботу, поддержку и счастье. Можно придумать множество различных вариаций изображения герба.

Для картины понадобится:

  • Лист бумаги;
  • Простой карандаш и ластик;
  • Цветные карандаши или краски, фломастеры и так далее;

Начните с формы — она может быть как в виде известных стандартных фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), так и в виде необычных предметов , например облако, солнце или сердце. Разделите всю внутреннюю часть герба на несколько «отделов». В этих ячейках будут помещаться выбранные вами ценности семьи.

После черно-белого карандашного рисунка можно использовать краски или цветные карандаши. Иногда герб украшают дополнительными деталями — лентами, цветами и тому подобное.

Дерево семьи — поэтапно

Историю семьи можно показать на одном листе в виде схемы — это называется древом семьи. Необычным и творческим способом можно показать историю появления и развития вашего семейного круга с помощью обыкновенного дерева. Дело в том,что большая разветвленность может позволить разместить на дереве достаточно много имен и фамилий, в это же время картинка будет выглядеть аккуратно и не громоздко.

Для рисовки семейного древа вам необходимы:

  • Карандаш и ластик;
  • Бумажный лист;
  • Цветные карандаши, краски, фломастеры и тому подобное;
  • История вашей семьи;

Стоит начать с формы дерева — не делайте акцент на стволе растения, ведь основную роль играют его ветви. Чем длиннее и больше по количеству веток — тем больше места для ваших родственников. После обозначения мест для фамилий и имен, обратите внимание на список родственников. Верх дерева передает самых старых ваших близких. Сверху вниз даты приближаются к нашему времени.

Сначала разместите имена, фамилии, даты прапрабабушек и прапрадедов, потом остальных родственников. Свою семью и себя поместите в центральной части ближе к низу дерева. Ваше древо готово.

Источник

Текст книги «Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера»

Автор книги: Елена Тарарина

Жанр: Личностный рост, Книги по психологии

Текущая страница: 4 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Техника «Моя семья в образе цветов» Л. Лебедева (модификация Е. Тарариной)

Цель: выявление восприятия клиентом себя в своей семейной системе.

✓ определение субъективной роли каждого члена семьи с позиции клиента;

✓ определение отношения клиента к членам своей семьи.

Инвентарь: краски (гуашь), кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (АЗ).

Время работы: 40–60 минут.

Возрастные рамки применения: от 5 лет и старше.

Вступление. Каждому клиенту предлагается нарисовать свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги). Важно уточнить, что семья – это только люди, живущие в настоящее время, а род – это все представители семейной системы. В данном случае мы рисуем семью. Больше никаких инструкций клиент не получает.

Рисунок семьи в образе цветов отражает эмоциональное самочувствие, представление о своём месте и роли в семье, взаимодействие между членами семьи.

После создания рисунка клиенту предлагается ответить на вопросы:

• Какие чувства у Вас возникали, когда Вы изображали свою семью на рисунке?

• Есть ли на нём Вы?

• Как себя чувствует Ваш цветок?

• Какие чувства вызывает у Вас рисунок?

• В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?

• Какие члены семьи здесь изображены?

• Какие чувства они испытывают?

• Взаимодействуют ли цветы?

• Есть ли члены семьи, проживающие с Вами, но отсутствующие на рисунке?

• Какую ситуацию из Вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?

• Что Вы способны изменить?

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.

Образы цветов могут отражать:

• поле цветов – состояние жизни в социуме, заменяющем семью;

• идеальная семья – та, которую автор рисунка хотел бы иметь;

• семья, в которой вырос или сейчас живёт человек.

• Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.

Читайте также:  Почему разный цвет глаз у кошек

• «Увядание» цветов – изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.

• Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу.

• Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.

• Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.

• Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.

• В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.

• Цветы могут занимать разное пространство на листе (большее или меньшее), это может быть связано с тем, как клиент воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в реальности.

• Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить у клиента их значение.

• В норме клиент обычно изображает цветы той местности, в которой прошло его детство, или той, в которой он живёт уже долгое время.

Выводы. Техника может быть использована в семейной терапии как диагностическая и терапевтическая форма осознания клиентом своих отношений с членами семьи.

Техника «Прощание с…» Л. Лебедева (модификация Е. Тарариной)

Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

✓ учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

✓ проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять;

✓ дать выход негативным эмоциям и чувствам;

✓ трансформировать негативное состояние в позитивное.

Инвентарь: белый лист бумаги (А4), карандаш, краски, баночка для воды.

Время работы: 40–45 минут.

Возрастные рамки применения: от 13 лет и старше.

Вступление. Каждому предлагается определить чувство, эмоцию, состояние, с которым он хотел бы проститься. Вспомнить это чувство или состояние.

Основная часть Инструкция к действию.

1. Положите перед собой лист А4, закройте глаза и нарисуйте контур (если вы «правша», рисуйте левой рукой, если «левша» – то наоборот).

2. Затем, что есть силы, скомкайте этот лист, окуните его в воду, намочите полностью, «искупайте» хорошенько.

3. Разверните лист бумаги и с помощью красок создайте новые образы.

4. Далее каждому участнику предлагается взять небольшие листы бумаги, карандаши и внимательно рассмотреть все созданные картины. То, как они «отзовутся», записать на отдельном листе и оставить рядом с соответствующим рисунком.

5. Затем каждый может посмотреть, что ему написали. Следует разложить листы с надписями от наиболее приятных к менее приятным и проанализировать три последних. Часто это вытесненные чувства, которые не позволяют клиенту «допрожить» и отпустить проблемную ситуацию.

6. Клиентам предлагается ответить на вопросы:

• Как изначально называлось чувство, с которым Вы работали?

• Как называется теперь?

• Какой отклик у Вас нашёл этот рисунок?

• Как он соотносится с Вашей жизнью? Или: «О чём из Вашей жизни рассказывает этот рисунок»?

Выводы. У каждого человека есть чувства, эмоции, переживания, которые не дают ему спокойно жить, от которых он хотел бы избавиться. Данная техника даёт возможность «допрожить», отреагировать травмирующее состояние, трансформировать его в позитивное, в то, которое подтолкнёт к новым мыслям, а возможно, и действиям. Данная техника поможет освободить энергию боли для созидания и развития.

Техника «Рисование маслом» (авторская Е. Тарариной)

Цель: развитие эмоционального интеллекта, осознание бессознательных образов, внутренних потребностей, выявление скрытых эмоций своего внутреннего «Я».

✓ развить навык свободного рисования;

✓ научиться расслабляться и получать удовольствие от процесса рисования;

✓ ознакомиться с различными возможностями данной техники (нанесение масла на различные поверхности разными инструментами);

✓ развить фантазию и воображение в процессе рисования.

Инвентарь: листы бумаги (белые, цветные) разного формата, подсолнечное масло, ушные палочки, кисточки, губка, зубочистки.

Время работы: 30–40 минут.

Возрастные рамки применения: любой возраст.

Вступление. Каждому клиенту предлагается взять лист бумаги, масло, выбрать инструмент для рисования, например, ушные палочки. Предварительно его необходимо ознакомить с материалами и инструментами, предложенными в данной технике, рассказать о возможностях и вариантах их использования в рисовании.

1. Включите приятную музыку. Это условие выполняется по рекомендации терапевта и желанию клиента и не является обязательным.

2. Предложите клиенту тему (например: «Планета, на которой мне хорошо», «Место силы и безопасности», «Мой мир» и т. и.).

3. Попросите клиента настроиться и сосредоточиться на заданной теме.

4. Предложите медленно и спокойно попробовать изобразить то, что он чувствует.

5. По окончании работы попросите клиента поднести рисунок к свету и посмотреть на него, как на рентгеновский снимок. Спросите клиента, не кажется ли ему выполненный рисунок снимком его души?

6. Далее предложите клиенту ответить на следующие вопросы:

• Как бы Вы озаглавили свою работу?

• Удалось ли Вам реализоваться в этой работе?

• Даёт ли она Вам интересные темы для размышления?

• Какой новый опыт Вы получили, проживая рисование маслом?

Выводы. Техника рисования таким мягким и пластичным материалом, как масло, позволяет клиенту расслабиться и не думать о том, что и как он изображает, то есть следовать своему внутреннему порыву. Главное во всём процессе – чувствовать и делать то, что подсказывает сердце. Скорее всего, взглянув на свою работу по окончании, клиент сможет узнать о себе много нового. Эта техника также хороша для работы в группе и семье, так как благотворно влияет на взаимопонимание между людьми. Рисование маслом обладает широкими возможностями для экспериментирования и развития творческого мышления, а также вдохновляет на дальнейшее творчество.

Техника «Рисование на стекле» В. Шевченко (модификация Е. Тарариной)

Цель: формирование базового доверия в отношениях; самовыражение.

✓ опыт свободного выражения чувств в диаде с партнером;

✓ демонстрация тенденций к сотрудничеству или соперничеству;

✓ осознание ценности партнёрских отношений.

Материалы: оргстекло размером 1,5×1 м (толщина – 5 мм), гуашь разных цветов, пластиковые тарелки, вода, музыкальные фрагменты.

Время работы: 4 минуты.

Возраст для работы: от 5–6 лет. Весьма эффективно применение для супружеских пар и пар «дети – родители».

Примеры тематики рисунков: «Мама и дети» (отношения «родители – дети»), «Свобода, вера в себя», «Поиск себя», «Личные границы», «Любовь, отношения», «Мой внутренний диалог (аутентичный диалог)» и т. д.

Краски частично выкладывают в тарелки и разводят водой. Оргстекло укрепляют вертикально, с двух сторон возле него ставят стулья (места для работы клиентов) и разбавленные краски. Выбирается общая тема для творчества, участники работают вместе на одном оргстекле. Сюжет и способы работы на стекле заранее не оговариваются.

Под специально подобранную музыку (по взаимной договоренности) каждый со своей стороны стекла рисует картинки гуашью с помощью пальцев. Участники ограничены в вербальном общении.

Обсуждение (в нём участвуют и наблюдавшие за процессом рисования, и те, кто рисовал).

• В каком эмоциональном состоянии находились участники во время работы?

• В какой позиции (ведущий, ведомый, творец) пребывал каждый из рисовавших?

• Каждый ли из участников находился во взаимодействии с партнёром?

• Смог ли каждый рисующий довериться самому себе?

Вывод. На этапе анализа сопоставляются готовые композиции, участники обмениваются мнениями: насколько их действия были гармоничны; смогли ли они взаимодействовать с партнером; есть ли у них впечатление целостности работы; нашли ли они общую платформу для своих переживаний. В этой технике стекло выступает как символический образ общения.

Читайте также:  Чем выровнять цвет стен под обои
Техника «Грани моего «Я»/Ролевая карта» А. Копытина (модификация Е. Тарариной)

Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с разными периодами жизни, их осознание и интеграция.

Выявление дезадаптивных паттернов поведения и мышления, связанных с заявленной или предполагаемой психологической проблематикой. Укрепление образа «Я». Выявление и осознание потребностей, установок и ценностей. Обретение или переоценка смысла жизни. Исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов. Актуализация и осознание внутренних и внешних ресурсов, а также латентных ролей и свойств личности. Осознание динамики изменений.

Содержание. Участникам предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в различных ролях и личностных проявлениях. Можно предоставить им полную свободу выбора, хотя в некоторых случаях целесообразно порекомендовать принести фотографии, отражающие положительные или отрицательные (с их точки зрения или с точки зрения окружающих) проявления их личности либо любимые и нелюбимые роли. Во время занятия происходит презентация и обсуждение снимков. Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме, книжечке и т. д.

Выводы. Применение данной техники в групповом контексте способствует самораскрытию клиентов, их сближению, обнаружению различий и общности опыта.

Техника работы с обидами (авторская Е. Тарариной)

Цель: осознание собственных механизмов переживания обиды.

✓ учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

✓ развивать эмоциональный интеллект;

✓ научиться выстраивать адекватные ожидания к людям и ситуациям.

Инвентарь: цветные карандаши, белый лист бумаги (А4).

Время работы: 40–45 минут.

Возрастные рамки применения: от 13 лет и старше.

Вступление. Вспомните обиду, которую Вы испытывали в прошлом или испытываете сейчас. Постарайтесь как можно ярче воспроизвести в памяти ситуацию, которая вызвала у Вас обиду, сконцентрируйтесь на возникших чувствах.

1. Расположите лист А4 горизонтально. Нарисуйте в любой части листа какое-либо транспортное средство: самолёт, поезд, машину, танк, лодку – всё равно какое. Транспорт должен быть небольшим по размеру.

2. Теперь нарисуйте флажок (также в любой части листа).

3. Нарисуйте природный ландшафт на этом же листе. Не обязательно, чтобы это был только лес или только болото. Фантазируйте! На Вашей картине рядом могут быть горы, реки, пустыни, ледники и пальмы. Ваш ландшафт должен занять всё свободное место на листе. Используйте цветные карандаши.

4. Проведите пунктирной линией маршрут от транспортного средства до флажка.

5. Посмотрите на получившийся рисунок, обращая внимание на то, по каким ландшафтам проходит Ваш маршрут от транспорта к флажку.

Транспорт символизирует обиду, её символическое изображение.

Флажок – преодоление обиды (проживание, прощение).

От того, как Вам свойственно переживать обиду, зависит, через какие природные ландшафты проходит маршрут от транспорта до флажка.

Вода связана с необходимостью эмоционального «отреагирования» чувств.

Лес – потребность в многократном повторении ситуации (проговаривании).

Горы, пещеры могут отражать ограничивающие убеждения личности.

Пустыни можно понимать, как необходимость побыть в одиночестве, уединении.

Поляны, равнины – потребность поддержать себя, настроить на результат, прощение.

Болота, ледники часто связаны с вытесненными, непрожитыми чувствами, тлеющим гневом, недовольством, депрессией.

Облака могут символизировать уход в «позицию ребенка», нежелание брать на себя ответственность.

Солнце – потребность в заботе.

Части ландшафта, которые не затрагивают маршрут, – состояния, эмоции и чувства, которые не участвуют в проживании Вами обиды.

Вспомните, как Вы переживали обиду, о которой подумали в начале упражнения? Что Вы чувствуете сейчас, глядя на рисунок?

Вывод. Обиды – это абсолютно необходимое каждому человеку состояние, которое помогает лучше понять смысл своих ожиданий и требований, даёт возможность изменить свои убеждения, стратегии поведения.

Техника работы на жатой бумаге (модификация Е. Тарариной)

Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоощущением клиента в данный жизненный момент, их осознание и интеграция.

✓ укрепление образа «Я»;

✓ выявление и осознание потребностей, установок и ценностей;

✓ исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов.

Инвентарь: кисти, краски, банка для воды, бумага (АЗ).

Время работы: 40 минут.

Возрастные рамки применения: от 8 лет и старше.

Вступление. Участникам группы предлагается взять чистый лист формата АЗ, затем обильно смочить его водой, развернуть и положить перед собой.

Инструкция. Участникам предлагается создать некий образ, существующий в реальности или в их фантазии. Рекомендуется фиксировать ощущения и переживания, которые, возможно, возникнут у них в процессе работы. В ходе занятия участники показывают друг другу созданные работы и комментируют их. Далее клиентам предлагается ответить на следующие вопросы:

• Какие чувства вызывает у Вас работа?

• Что Вы ощущали, чувствовали в процессе работы над образом?

• Есть ли для Вас различия в рисовании на обычной бумаге и на жатой?

• На что похоже рисование на жатой бумаге, если сравнить это с жизнью?

• Какой опыт может получить человек, рисуя на жатой бумаге?

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию работ посредством размещения их на стене с последующим обсуждением.

Вывод. Применение данной техники в групповом контексте способствует самораскрытию участников группы, их сближению и обнаружению различий и общности опыта. Техника носит релаксационный характер, рекомендуется для использования в конце терапевтического сеанса.

Техника «Рисунок акварелью на воде «Быть в процессе» Натальи Мовчан

Цель: обозначить возможность собственного присутствия в состоянии «здесь и сейчас», обратить внимание на возможность находиться в осознании процесса без тревоги за результат и без ожидания внешней оценки, дать разрешение получать ресурс от процесса. Особенно важным является воздействие практики в период беременности.

✓ учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

✓ уйти от ожидания внутренней и внешней оценки результата деятельности;

✓ снять тревогу за результат;

✓ взять право быть в процессе творчества и наслаждаться деятельностью.

Инвентарь: акварель (важно. – подобрать качественную акварель и просить не использовать белый цвет – он больше других цветов делает воду мутной), вода в глубокой посуде (миска пластиковая белого цвета или прозрачная), белый лист бумаги (А4) под посуду.

Время работы: 30–45 мин.

Возрастные рамки применения: от 3 лет до конца психологического здоровья человека.

Вступление. Каждому клиенту предлагается обратить внимание на акварель в коробке, рассмотреть цвета; выбрать толщину кисти, рассмотреть воду (вода налита в посуду почти до края, посуда стоит на листе бумаги – светлый фон вокруг воды).

Инструкция к действию.

1. Прислушайтесь к себе и почувствуйте своё состояние, эмоции.

2. Удобно расположите своё тело на стуле.

3. Обратите внимание на цвет акварели: какой цвет «зовёт», к тому цвету и прикасайтесь кистью.

4. Медленно начинайте оставлять точки на воде и наблюдайте за тем, что происходит с краской. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

5. Когда кисть начнет рисовать по воде – позволь ей это, и наблюдайте за процессом. Отследите, как изменилось Ваше состояние, эмоции.

6. Если захотите – поменяйте цвет краски.

7. Возьмите кисть в не «ведущую» руку и рисуйте дальше. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

8. Можно взять вторую кисть и рисовать обеими руками. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

Читайте также:  Кухня красного цвета хайтек

9. Подумайте, что происходит с результатом – твоими рисунками на воде, где они, что с ними происходит, и как Вы чувствуете себя в этом процессе?

10. Если очень хочется – можно начать рисовать на самой посуде и на листе бумаги (прим. – снижается тревога, появляется жёсткий «результат действия: рисунок не исчезает).

11. Для того чтобы вода стала прозрачной, необходимо ждать, пока осядет краска (прим. – свойства акварели). В редких случаях можно сменить воду. В работе с беременными – воду не меняем! (ибо невозможно заменить одного пренейта на другого! Работа с принятием).

Вопросы для сопровождения:

• «Наблюдайте за собой. Как изменилось Ваше состояние?

• Как часто получается быть сосредоточенными на процессе?

• Что мешает в обычном состоянии находиться в состоянии «здесь и сейчас»?

• О чём Ваше состояние? Как это творчество перекликается с привычными для Вас действиями?

• О чём говорит Ваше состояние?

• Как при этом чувствует себя Ваше тело? Чего хочет? и т. д. и т. п. – зависит от запроса клиента.

Выводы: воспитываясь в системе «оценка+критика», человек забывает о процессе в действии, и все свои переживания сосредотачивает на результате. Данная техника позволяет безопасно уйти от результата и сосредоточиться на процессе. Особенно важно это для периода вынашивания ребенка – детям необходимо присутствие мамы в «здесь и сейчас», необходимо безоценочное и безусловное принятие. Хороша данная метода в работе с тревожностью, неуверенностью, выгоранием. Ресурс, который клиент получает в процессе работы надолго остается в памяти разрешением быть в действии, быть в процессе, не торопить события и дать себе время.

Техники групповой арт-терапии

Техники групповой арт-терапии созданы для работы в парах, группах. Они помогают обнаружить групповую динамику, групповые роли и ожидания, возможную перспективу группового развития. Использование групповой арт-терапии позволяет напитать динамику развития группы и каждого участника в отдельности ресурсами и новыми взглядами.

Групповые формы арт-терапевтической работы в настоящее время используются очень широко, причём не только в здравоохранении, но и в образовании, социальной сфере и других областях. Арт-терапевтический процесс при этом протекает в контексте психотерапевтических отношений, а создание образов выступает в качестве основного средства общения. Арт-терапевт создаёт условия для невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, помогая участникам группы общаться друг с другом. Применяя метод групповой арт-терапии, можно выделить ряд особенностей по решению различных проблем, а именно:

групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;

группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм;

возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;

в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;

в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то;

взаимодействие в группе создаёт напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;

группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания [3, с. 15–16].

Существует целый ряд причин, которые заставляют арт-терапевтов и специалистов, занимающихся направлением клиентов на арт-терапевтическую работу, отдавать предпочтение её групповым формам. Немаловажную роль в этом играет их «экономичный» характер, позволяющий работать с более широким кругом клиентов. М. Либманн (Liebmann М., 1987), например, указывает, что групповая арт-терапия:

• позволяет развивать ценные социальные навыки;

• связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы;

• даёт возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

• позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

• повышает самооценку и ведёт к укреплению личной идентичности;

• развивает навыки принятия решений.

Существует несколько вариантов групповой арт-терапии, различающихся между собой, главным образом, по степени группового взаимодействия и «структурированности». М. Либманн (Liebmann М., 1987), используя критерий «структурированности», приводит классификацию различных арт-терапевтических групп:

а) студийная открытая группа (преимущественно неструктурированная). На работу открытых студийных групп оказали определенное влияние юнгианский и гуманистический подходы. С различными подходами к проведению открытых студийных групп можно познакомиться в работах Б. Варен (Warsi В., 1975), Е. Лиддатт (Lyddiatt Е., 1971), Э. Адамсон (Adamson Е., 1984), К. Кейз и Т. Делли (Case С, Dailey Т., 1992), К. Киллик (KillickK., 1996), П. Луззатто (LuzattoP., 1997).

б) аналитическая закрытая группа (разная степень структурированности). Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами её участников. На развитие тех форм арт-терапевтической работы, которые связаны с понятием аналитической группы, оказали влияние разные направления психодинамического подхода (Freud S., 1921; Adler А., 1929; Moreno J., 1948; Main T., 1946; Foulkes S., 1964).

В работе «Групповая психология и анализ Эго» 3. Фрейд (1921) попытался проанализировать поведение толпы и отношения между группой и лидером. А. Адлер, в отличие от Фрейда, подчеркивал важность социальных факторов и инициировал первые формы групповой работы. Термин «групповая психотерапия» был введён Я. Морено (Moreno J., 1948), который разработал такую её форму, как психодрама. Т. Мейн (Main Т., 1946) с помощью психодинамических представлений обосновал использование новых форм работы с психически больными и способствовал организации «психотерапевтических сообществ».

в) тематически ориентированная группа (разная степень открытости и структурированности). Тематически ориентированные группы получили распространение сравнительно недавно. Из работ последнего времени, посвященных их использованию, можно отметить работы М. Либманна (Liebmann М., 1984, 1987), X. Ландгартена (Landgarten Н., 1981), Д. Уэллер (Waller D., 1993), Д. Кемпбелл (Campbell J., 1993). На русском языке были опубликованы несколько работ, в которых описываются методы, напоминающие деятельность тематически ориентированных арт-терапевтических групп (Бурно М., 1989; ХайкинР., 1992). [2]

Применение метода групповой арт-терапии позволяет получить следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение клиентов.

3. Даёт возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути к достижению целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции этих состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного клиентом. [1]

Инвентарь: просторное, светлое помещение, стулья, парты, в зависимости от методик, которые будут применяться во время групповой арт-терапии, необходимые материалы.

1. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

2. Практикум по арт-терапии /Под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 384 с.

Источник