Меню

Как научится совмещать цвета



Комбинации цвета: принцип построения

lookcolor.ru » Теория цвета » Комбинации цвета: принцип построения

Основным инструментом для построения различных комбинаций цвета является цветовой круг. Он не только дает информацию о цвете: первичных, вторичных цветов; холодных, теплых оттенках, но и позволяет геометрически найти удачную пару (или триаду, тепраду и более) каждому цвету. Однако эффективное создание цветовых комбинаций не ограничивается только этим инструментом, хоть от него огромная польза. Чистые сочетания подобранные по принципу круга могут даже пугать своей несуразностью, чтобы довести их до «ума», стоит прибегнуть к понятию контрастов, а так же взять в обиход нейтральные, сложные цвета.

Создание и адаптация комбинаций цвета

Все комбинации цвета, построенные с помощью цветового круга, являются контрастом по тону. В большинстве случаев они уже сбалансированы по теплым и холодным цветам, хотя резонанс по светлому-темному, яркому-бледному – отсутствует.
Основным параметром адаптации будет углубление основного цвета, добавление контраста по свету и яркости.
А так же любое сочетание можно сгладить, добавив в него нейтральный оттенок: серый или бежевый.
Сделать комбинацию более глубокой можно за счет добавления к любому из цветов его более светлый или темный оттенок или стоящий рядом в цветовом круге (подобные цвет(а)).

Монохромная комбинация цвета

Если вы используете в композиции один цвет, то его оттенки должны быть как темными, так и светлыми, это придает объем, глубину, сочность цветовой гамме.

Комбинация дополнительных цветов

Дополнительные цвета – тона, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге. Сочетания дополнительных цветов первого и второго порядка (основные (первый порядок): красный, желтый, синий; второго порядка: оранжевый, пурпурный, зеленый) слишком кричащие, пронзительные, за счет чего кажутся вульгарными, а так же закрадываются сомнения по поводу возможность их использования. Однако такие комбинации цвета оттенков третьего порядка: красно-оранжевого, фиолетового, сине-зеленого, шартреза и. т. д., смотрятся более привлекательными за счет снижения «резкости».

Попробуем снизить интенсивность цветов первого и второго порядка: затемнить, добавить примесь других оттенков, сохраняя основной подтон. Тем самым мы получим более мягкие сочетания, которые за счет понижения навязчивости, откроют свою лучшую сторону. Если же в это сочетание еще добавить контраста по светлоте, насыщенности, то количество вариаций привлекательного сочетания увеличится в несколько раз.

Комбинация предельно удаленных пар

Такие пары так же находят с помощью цветового круга. Они менее пронзительные, чем дополнительные цвета, но, тем не менее, входят в категорию драматичных. Контраст по свету, яркости тонов для них будет более актуальным, чем для дополнительных, а так же добавление похожих и однотонных оттенков.

Добавляя в комбинацию нейтральных или однотонных (более светлых или темных) оттенков позволяет добиться контраста по светлоте, оставляя основные цвета в равной «силе» яркости и светлоте (темноте). Точнее акцент будет на основное сочетание, но баланс по яркости и контраст будет на высоте.

Комбинация подобных цветов

Подобными называют цвета стоящие рядом в цветовом круге.
Такие комбинации похожи на монохромные с одной лишь разницей, что в ней используются оттенки не одного тона, а производных этого цвета. Наличие светотени в таких комбинациях будет очень важным моментом для достижения выразительности, сбалансированности.

Близкие к похожим сочетаниям относятся теплые и холодные комбинации цветов.
О том, какие цвета теплые, а какие холодные так же можно узнать по цветовому кругу разделив его на две части: между зеленым и пурпурным. Желто-красная гамма будет относиться к теплым цветам, а зелено-сине-фиолетовая – к холодным. Подобные сочетания, не выходящие за пределы холодных и теплых цветов, будут считаться соответственно холодными и теплыми.
Контраст светлого-темного в таких комбинациях будет очень важным во избежание пресности.

Триады и более сложные комбинации

Как и сочетания дополнительных цветов, такие комбинации могут показаться с первого взгляда не привлекательными, однако, на практике в «голом» виде они тоже редко используются.
Триады и более – сложные комбинации, они имеют простор для творчества. В одном таком сочетании можно использовать практически все доступные контрасты (учитывая, что баланс теплых-холодных оттенков уже выведен).
В отличие от парных комбинаций в триадах доминантам является 1 цвет, все остальные оттенки – грамотное оформление, усиление центрального тона. Чаще всего это «пятно», значительно обрамленное другими оттенками: яркое и контрастное.

Читайте также:  Как с черного сделать фиолетовый цвет волос

Как мы видим: основой для создания цветовых комбинаций является цветовой круг (который можно приобрести и всегда иметь с собой), но существуют и приемы сделать их лучше.

Цветовые комбинации за гранью цветового круга

Комбинации, подобранные по цветовому кругу эмоциональные и впечатляющие, однако изначальным «учителем» колористки была природа и некоторые сочетания до боли знакомые и «благополучные» для психики выбраны именно ей. Вы можете подробнее ознакомиться с природными палитрами и даже создать свою.

Так, комбинация оранжевого + зеленого — цветы, цитрусовые, закатные тона, зелень. Синий (голубой) + зеленый – небо, луга, леса. Желтый + синий (голубой) – солнце, небо. Фуксия + зеленый — цветы, зелень. Фуксия (пурпур) + красный – закатные тона. Розовый + зеленый – цветы, зелень. Холодный + теплый розовый – закатная гамма. Пурпур + синий (голубой) – закат, море. Желтый + зеленый – цветы, цитрусовые, зелень.

Это сочетания ярких оттенков, которые оставили яркое впечатление в сознании человека.

Природные комбинации с коричневым цветом

Основой для мягких комбинаций природного характера – это коричневый цвет. Он является нейтральным (как более темный оттенок бежевого цвета). Коричневый цвет – разнообразный и имеет широкий спектр оттенков. Сочетания с этими оттенками очень разнообразны, но имеют общее сходство: все подобранные оттенки должны быть лишены пронзительности: сложные и тягучие. Задача таких сочетаний нести мир, спокойствие и уравновешенность в нашу жизнь.

Комбинация с черным и белым цветом

Черный и белый цвет также, как и коричневый относятся к нейтральным оттенкам и базовым цветам, но в отличие от предыдущего цвета сочетания с ним имеют повышенный контраст, порой весьма далекий от природного.
И черный, и белый цвет являются холодными оттенками. Они оба подчеркивают основные цвета (их можно добавлять к любой гамме из цветового круга), но эффект от их присутствия разный. Черный концентрирует цвет, сужая пространство, белый же наоборот – расширяет, засветляя рядом стоящие оттенки.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

Источник

Лекция 3. Принципы гармонии сочетаний цветов. Их применение в композиции дизайн-проектов

Цветовая гармония — это эстетически значимая взаимосвязь цветов в композиции произведений искусств, предметного художественного творчества и дизайна.

Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных цветов, используемый при создании произведений разных видов искусств, предметного художественного творчества и дизайна.

Колорит — закономерное сочетание цветов в композиции по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Стандартный 24-секторный цветовой круг образуется путем членения на три оттенка основных цветовых тонов: семи спектральных (желтого, оранжевого, красного, фиолетового, синего, голубого, зеленого) и одного пурпурного. Каждый из них делится на три оттенка цветового тона: центральный — основной цветовой тон, а соседние с ним — это смешение данного цветового тона с рядом лежащими основными цветовыми тонами.

В итоге и получается круг из 24 цветовых тонов. Они размещаются (по часовой стрелке) в следующем порядке:

19) сине-зеленый (этот цвет спектра называют голубым);

В верхней части цветового круга расположены зеленовато-желтый, желтый и оранжевато-желтый цвета и их цветовые оттенки, а в нижней — сине-фиолетовый, фиолетовый и фиолетовато-пурпурный цвета и их оттенки. В цветовом круге выделяют четыре чистых основных цвета спектра: желтый, красный, синий и зеленый. Человеческим зрением они воспринимаются как основные психологически независимые от других цвета, т. е. цвета, не содержащие оттенков других цветов. Желтый и синий, красный и зеленый ощущаются как пары цветов, противоположных по своим качествам и взаимно дополняющих друг друга. (Это не означает, однако, что в цветовом круге они располагаются в диаметрально противоположных его секторах).

Цвета желто-красной части круга отличаются от цветов сине-зеленой части круга по психологическому ощущению тепла и холода (ассоциативно). Поэтому такие группы цветов и называют «теплыми» и «холодными». Это тоже контраст, но уже не по цветовому тону, а по «теплохолодности».

Читайте также:  С туфлями какого цвета носить синий костюм

Исходя из психологии зрительного восприятия физических (оптических) свойств цветового круга, все цвета разделяют на определенные группы, объективно (физически) и субъективно (психологически) различные. Цвета верхней части цветового круга воспринимаются как светлые, нижней части круга — как темные; красный и зеленый цвета находятся на границе между светлыми и темными цветами. При этом зеленый цвет светлее красного. К наиболее темным цветам относятся синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурно-фиолетовый.

Помимо ощущения светлоты или темноты цветовых тонов есть ощущение цветов как «легких» и «тяжелых». К первым относятся зеленовато-желтый, желтый, желто-оранжевый, ко вторым — наиболее темные цветовые тона: фиолетовый, фиолетово-синий, пурпурно-фиолетовый.

Кроме того, по психофизиологическому восприятию цвета разделяют на «отступающие» и «выступающие». К «выступающим» (приближающим) цветам относят такие активные цвета, как красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый. К «отступающим» — зеленый, сине-зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый.

Также выделяют цвета «успокаивающие» и «возбуждающие». К первым относят желто-зеленый, зеленый, голубой, синий; ко вторым — оранжевый, оранжево-красный, красный, пурпурный.

В колористической композиции всегда следует учитывать три основные правила гармонизации цветов:

1) цвета в сочетании друг с другом должны становиться выразительнее, чем при их использовании по отдельности;

2) каждый цвет в композиции должен способствовать решению общей цветовой задачи, цвета не должны «спорить» друг с другом, нарушая целостность колористического решения;

3) каждый цвет в цветовой композиции должен быть хорошо различим, должен оправдывать свое присутствие в общей цветовой гамме.

При выборе и использовании в композиции тех или иных типов (подтипов) цветовых гармоний следует обязательно принимать во внимание следующие факторы, определяющие оправданность, уместность сделанного выбора:

1) функцию объекта (изделия, набора, комплекса, ансамбля, сооружения, здания);

2) социально-культурный смысл объекта для конкретных групп потребителей;

3) конкретную потребительскую ситуацию использования объекта;

4) среду использования и восприятия объекта;

5) особенности конструкции и технологии изготовления объекта;

6) эстетически значимые свойства используемых материалов;

7) эстетические предпочтения соответствующих групп потребителей;

8) тенденции развития стиля и моды (в том числе в колористике) аналогичных объекту групп, видов и типов изделий;

9) эстетические предпочтения дизайнера (дизайнеров) — автора (авторов) разработки объекта, художественно осмысливающего всю систему перечисленных факторов;

10) основные принципы и закономерности композиции (в том числе колористической), обеспечивающие достижение целостности формы и художественной выразительности объекта.

Серый цвет давно провозглашен «новым черным» не только в fashion-индустрии, но и в дизайне интерьеров. Он представлен десятками оттенков, отличающихся по теплоте, интенсивности и подтону:

Цвет штор – это и часть интерьерного настроения, и демонстрация вашего вкуса. Смена оттенка портьер или гардин способна полностью изменить атмосферу в комнате. Размышляете над принципами гармонии и подбираете цвет штор для гостиной, спальни, кухни, детской? Предлагаем познакомиться с коллекцией фотографий, демонстрирующими различные дизайнерские решения. Эти решения отражают главные принципы подбора штор по цвету – с учётом стиля, палитры и интерьерных задач.

В современных интерьерах встречается тюль самых разных оттенков, но классикой всё равно остаётся белый. Воздушные тюлевые шторы во многих интерьерах по традиции сочетаются с гардинами и портьерами, но всё чаще играют первую скрипку в оформлении окон. Белый тюль может быть матовым, глянцевым, кружевным, узорчатым… Главное, чтобы он сохранял идеальную белизну. Но как её вернуть пожелтевшим тюлевым занавескам? Неужели обязательно покупать новые?

Тюлевыми тканями всевозможных оттенков уже никого не удивишь. Ещё поколение назад во всех квартирах тюль была только одного цвета — белого, что сужало поле для экспериментов. Но сейчас покупатель, выбирающий тюль в гостиную, избалован разнообразием колористических и дизайнерских предложений. Удивить его непросто! И, тем не менее, дизайнеры пытаются это сделать.

Окна, расположенные на одной стене, часто встречаются в старинных квартирах и новых коттеджах. Это красивое архитектурное решение — настоящий подарок для хозяев с тонким эстетическим вкусом. Сколько напрашивается интересных декоративных решений! Но в то же время оформление двух окон с простенком представляет собой непростую интерьерную задачу. Это настоящий дизайнерский вызов.

Читайте также:  Почему у кроликов альбиносов глаза красного цвета

Обладателям французских балконов определённо повезло — панорамное остекление лоджии создаёт восхитительное ощущение простора и свободы. Но бесконечно любоваться видами невозможно, поэтому необходимо выбрать для такого балкона и шторы, чтобы не чувствовать себя у всех на виду. Ведь французская лоджия станет прекрасным местом для отдыха, а может быть — и для кабинета. Какое же обрамление выбрать для балкона с панорамным остеклением? Давайте поищем вдохновение в фотографиях, демонстрирующих удачные идеи дизайна!

Удобные, лаконичные и элегантно приподнимающиеся римские шторы пользуются широкой популярностью. Ассортимент их в магазинах немалый, но порой фантазия рисует куда более интересные модели, чем представленные на прилавке. Но как сшить римские шторы своими руками, как встроить в них подъёмный механизм? Оказывается, сделать это сравнительно несложно. В этом вас убедит подробный пошаговый мастер-класс по пошиву классической римской шторы — с пояснениями и фотографиями.

Декорируя окно, вы наверняка стремитесь расположить шторы красивыми складками. Одним из аксессуаров, помогающих добиться нужного эффекта, является шторная лента, или тесьма. Она вшивается в верхнюю часть портьер или гардин, чтобы выполнять сразу две функции: практическую и декоративную. Петельки шторной тесьмы служат для подвешивания на крючки карниза, а шнурки позволяют создать эстетичные равномерные складки. А вот какими они будут — зависит от типа шторной ленты.

Дизайнеры иной раз предлагают драпировать шторами не только окна, но и двери. На первый взгляд это кажется чрезмерно оригинальным, но новаторство на самом деле уходит корнями в глубокое средневековье и даже куда более отдалённые исторические эпохи. Об этом свидетельствует само происхождение слова портьеры: французский термин portiere образовался от слова porte — «дверь». В старину шторы служили для драпировки именно дверных проёмов, для утепления комнат и защиты от сквозняков.

Нежные шторы из прозрачной вуали — это изысканное украшение комнаты, придающее интерьеру романтику и утончённость. Комната или кухня, где окно декорировано вуалью, становится светлее, ведь эта тонкая ткань пропускает максимум света. Помещение наполняется воздухом, светом и приобретает визуальную лёгкость. Даже кажется, что в комнате становится зрительно просторней!

Но цвет может стать и самым опасным средством дисгармонии объекта разработки при отсутствии соответствующих знаний в области теории композиции, цветоведения, знаний о многообразной роли цвета в композиции различных объектов и, безусловно, развитого эстетического и художественного вкуса (базирующегося на чувстве меры), таланта, умения, навыков решения разнообразных композиционных задач, в том числе в области колористики.

Глаз человека, как созданный природой в процессе длительной эволюции живых организмов оптический прибор подобно линзе в объективе фотоаппарата, создает на сетчатке глаза действительное, уменьшенное, обратное (т. е. перевернутое) изображение. Но человек воспринимает все изображения прямыми (не перевернутыми) только благодаря коррекции зрительного центра мозга, которую человек не осознает.

Лучи света, проходя через зрачок в радужной оболочке и расположенный за ним хрусталик, попадают на сетчатку. Она состоит из двух слоев: наружного, или пигментного, и внутреннего, или нервного, представляет собой разрастание зрительного нерва, связывающего глаз с мозгом. Именно там и возникают зрительные, в том числе цветовые, ощущения.

Исторически отношение людей к цвету изменялось в зависимости от уровня развития материальной, духовной и художественной сфер культуры общества.

Появление рулонных штор совершило одну из маленьких интерьерных революций: они уверенно вторглись сначала в строгие и простые кабинеты, а затем обосновались и в элегантных гостиных. Сейчас вряд ли кто упрекнёт тканевые роллеты в неинтересности: помимо лаконичных однотонных рольштор выпускаются и разнообразные дизайнерские варианты. Рулонные шторы нашли применение в экостиле и хай-теке, в интерпретациях классики, в интерьерах кухонь и ванных, в ярких детских комнатах и в романтичных альковах.

Источник