Меню

Как называется количество одновременно воспроизводимых цветов



Как называется количество одновременно воспроизводимых цветов

Цветопередача, точность цвета в печати и на мониторе и цветовые модели.

Точность цвета на мониторе и в печати

Каждый второй заказчик спрашивает нас, почему на всех его мониторах один цвет на одном и том же макете выглядит по-разному? Это особенно актуально для полиграфических макетов и готовой упаковки. Мы рассказываем клиентам о цветовой модели монитора, напечатанной полиграфии, цветопередаче и они всё равно продолжают беспокоиться из-за результата. Хотим детально разъяснить это, а также почему цвет нельзя оценивать на мониторе. Но для начала – немного теории.

Почему один цвет на разных экранах отличается

Начнем с понятия «цветопередачи» – способности передавать цветовой оттенок без какого-либо искажения, так, как глаз воспринимает его в реальности. Если цветопередача вашего монитора далека от идеала, то распечатанное изображение будет выглядеть иначе, не как задумал дизайнер.

Цветопередачу определяет цветовой охват (ЦО), показывающий, насколько экран демонстрирует яркие и сочные оттенки. ЦО не зависит от матрицы, как многие считают, на передаче цвета сказывается подсветка, электроника, преобразующая сигнал с видеокарты на покадровую развертку. Настройки экранов оказывают решающее влияние на воспринимаемый глазом цвет, как технологии, по которым созданы экраны. Можно было бы выполнить их калибровку, но это непростое мероприятие. Этим обычно занимаются типографии.

Важное о цветовых моделях, особенностях CMYK и RGB

Когда информацией о цветах оперирует техоборудование (мониторы, принтеры), описание цветовых оттенков в полиграфии возлагается на специальные модели. Более популярными считаются аппаратно-зависимые. Они выполняют описание цвета в отношении к цветовоспроизводящим устройствам, коими выступают цветовые модели RGB, CMYK. Приведем сравнительную таблицу с их характеристиками.

1. Применение:

2. Основные цвета

Отраженные цвета («вычитательные», которые остаются после вычитания основных – красного, синего и зеленого).

3. Описание/формирование цвета

Каждое числовое значение, определяющее цвет красящего состава, указывает на процент добавления конкретного цвета.

Так, CMYK 30/45/80/5 обозначает, что тёмно-оранжевый цвет получается, если смешать 30% голуб., 45% пурпурн., 80% жёлт., 5% чёрн.

4. Эффект смешивания

При смешивании 2-х основных цветов получаем более светлый оттенок:

Красный и синий в сочетании с зеленым дают белый. А отсутствие всех 3-х цветов –только черный.

При смешении 2-х цветов готовый цвет становится темнее:

Голубой и пурпурный с желтым создают черный. Если нет всех 3-х цветов, то получается белый

5. Цветовой диапазон

6. Вид на экране

RGB. Один цвет может заметно отличаться, если его наблюдать на разных экранах.

CMYK. Один цвет воспринимается здесь иначе, чем на изображении RGB***.

7. Печать

RGB. Печать изображения с яркими, насыщенным цветами частично приводит к их потере.

Печать приводит к поглощению основных цветов в RGB. Одно изображение печатается по-разному*.

При смешивании 3-х красок при условии их максимальной насыщенности, мы получаем грязноватый темно-коричневый. Краски в полиграфии далеки от совершенства и не отражают весь диапазон**.&

* Точность цвета в печати определяется типом краски, а также бумаги, типографской машины, зависит от самой технологии печати. Все файлы конвертируются в CMYK. Если нужно получитьредкие цвета, но их не воспроизвести посредством модели CMYK (золотистый, серебряный), задействуются готовые краски Pantone. Их отличает многообразие оттенков.

** Для компенсации проблемы к 3-м основным цветам CMYK добавляют краску черного цвета, которая включена в аббревиатуру модели, как К (blacK).

*** Оттенок цвета на мониторе зависит от освещенности помещения, степени нагрева монитора, цветности ближайших к нему предметов.

Читайте также:  Какого цвета прививка акдс

К чему нужно быть готовыми?

Что такое Pantone, почему его нельзя передать в CMYK и RGB

Стремясь получить точный повторяющийся цвет в нескольких тиражах, стоит выбирать цветовую модель Pantone (система идентификации, подбора любых цветов с конкретными номерами). Все цвета напечатаны в каталогах в виде вееров. Каждый оттенок – отдельная краска, полученная путем смешения базовых цветов в определенной пропорции. Это позволяет максимально точно воспроизвести необходимый цвет при печати (в т.ч. нестандартный), главное – знать его номер.

Отличительные характеристики модели Pantone:

Иногда использование Pantone затруднительно, но вы можете получить точное представление о нужном вам цвете, заказав в типографии аналоговую или офсетную цветопробу.

Типы цветопроб и их стоимость

Цветопроба представляет собой распечатку фрагмента будущего тиража, отображающего реалистичные оттенки. Она позволяет сориентироваться, как нужно скорректировать цвета для последующей печати и не испортить весь заказ. Цветопроба выполняется в типографии на плотном листе бумаги, на который наносятся подобранные изображение и цветовая палитра.

В отличие от быстрой и недорогой цифровой цветопробы мы рекомендуем выполнять аналоговую. Она гарантирует широкий цветовой охват (ЦО – см. ранее), а также точное попадание в цвет пленочного оттиска. Дает возможность контроля качества изготовленной фотоформы, однако считается не очень доступной по цене услугой. При наличии готовых пленок стоимость оттиска формата А3 обходится где-то в 2000-3000 р.
Качественной цветопробой также считается получение растрового изображения на офсетном станке. Это – одноразовая полноценная печать с изготовлением печатной формы (оптимальна при крупных печатных тиражах). Стоимость оттиска формата А2 оценивается примерно от 5000 р.

Если вы очень беспокоитесь о том, какой получится цвет в итоге, мы рекомендуем делать цветопробы. Учитывая невысокие цены на них и возможные серьезные расходы на перепечатку всего тиража в случае получения не того оттенка, это будет оптимальным решением

6 главных правил теории цвета, которые нужно знать любому

Знание азов теории цвета поможет создавать дизайн, на который не только приятно смотреть, но который помогает достичь цели.

Посмотрите на этот антипример. Сложно назвать сочетание цветов гармоничным, согласны?

Внимание такой дизайн привлечет, скорее всего, запомнится, но едва ли поможет достичь цели — кликнуть на определенную ссылку, например.

В этой статье мы расскажем о шести основных моментах теории цвета, которые помогут сочетать цвета так, чтобы получился тот, дизайн, который создаст нужное настроение и привлечет внимание к главному.

1. Что такое цветовой круг

Цветовой круг — основа теории цвета, которая включает в себя все цвета. Есть две версии цветового круга: RYB и RGB.

В каждой модели есть основа — три цвета, их еще называют первичными. В каждом круге есть еще и вторичные цвета — они получаются при смешении основных. А есть и третичные — они получаются, если смешать один первичный и один вторичный соседний цвет.

2. Зачем нужен цветовой круг

Круг нужен для того, чтобы подбирать подходящие сочетания цветов. Есть пять видов комбинаций:

Аналогичные — цвета-соседи по кругу, максимально близкие друг к другу. Например, красный и оранжевый.

Комплементарные — противоположные, то есть максимально непохожие друг на друга цвета. Например, синий и оранжевый.

Триадные — это три одинаково удаленных друг от друга цвета, которые можно соединить треугольником. Это тоже контрастные сочетания, но разница между цветами меньше, чем в случае комплементарных.

Читайте также:  Черная юбка с цветами колокольчиками

Тетрадные — четыре цвета, которые можно соединить на круге четырехугольником. Два из них противоположные, это комбинация для яркого дизайна, которую лучше использовать опытным дизайнерам.

3. Хроматические и ахроматические цвета

Все цвета делятся на две категории — хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый и все их смеси. К ахроматическим — черный, белый и весь спектр серого между ними.

Черно-белый дизайн без использования других цветов — беспроигрышный вариант для стильного оформления.

Человек может различить около 400 переходных оттенков от белого к черному.

Черный и белый, вместе или по одному, помогают сделать акцент на любом хроматическом, в этом случае их можно использовать как фон. Также можно для этих целей использовать все оттенки серого. Белый цвет помогает создать ощущение пространства, черный, наоборот, сокращает пространство и размеры.

4. Температура цвета

Если хотите создать нужное настроение при помощи дизайна, обратите внимание на температуру цвета — она может быть теплой или холодной.

К теплым цветам относятся: красный, оранжевый и желтый. Они ассоциируются с огнем, осенними листьями, солнцем, поэтому их можно использовать для создания атмосферы уюта, а еще, теплые цвета повышают аппетит.

Чтобы сделать аппетитную и уютную фотографию, необязательно изображать на ней только предметы теплых цветов. Чтобы сделать привлекательнее еду и напитки холодных оттенков, можно добавить фон, посуду или фильтр теплых оттенков.

На фотографии ниже для фона использованы бежевые оттенки: цвет кожи, дерева, сухой травы, все это добавляет атмосфере фото уюта и тепла. Та же чашка чая на белом фоне смотрелась бы не так атмосферно.

Холодные цвета: синий, фиолетовый, голубой помогут сделать дизайн спокойным и освежающим. Подойдут для рекламы летних коктейлей, которыми захочется охладить себя в жаркий день.

Еще холодные оттенки помогут создать атмосферу одиночества и тоски, этот прием часто применяют в фильмах.

5. Тень, оттенок и тональность

Хроматические цвета можно менять — смешивать между собой и добавлять к ним черный, белый и серый. При этом можно поменять хроматический цвет настолько, что изменится настроение всего дизайна.

В зависимости от того, сколько черного добавлено к чистому цвету, он выглядит менее или более затемненным, поэтому этот параметр называется тень. Чем больше черного в цвете, тем он насыщеннее и глубже. Добавляя черный к хроматическим цветам можно добиться драматического эффекта, как это любит делать Лана Дель Рей в своих клипах.

Оттенок

Оттенком мы часто называем разные варианты цвета, на самом деле он зависит именно от того, сколько белого добавлено к основному цвету. Чем больше белого, тем менее интенсивный и более светлый получается цвет. Именно при помощи белого можно получить пастельные оттенки. Они пригодятся для создания нежного, воздушного дизайна и, чтобы гармонично сочетать несколько разных цветов в одном дизайне, чем большего белого в цветах, тем они менее контрастные.

Количество отображаемых цветов

Все мониторы по своей природе являются RGB-устройствами, то есть цвет в них получается за счет смешения в различных пропорциях трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Таким образом, каждый ЖК-пиксель состоит из трех цветных субпикселов. Кроме полностью закрытого или полностью открытого состояния ЖК-ячейки, возможны и промежуточные состояния, когда ЖК-ячейка частично открыта. Это позволяет формировать цветовой оттенок и смешивать цветовые оттенки базовых цветов в нужных пропорциях. При этом количество воспроизводимых монитором цветов теоретически зависит от того, сколько цветовых оттенков можно сформировать в каждом цветовом канале. Частичное открытие ЖК-ячейки достигается за счет подачи требуемого уровня напряжения на управляющие электроды. Поэтому количество воспроизводимых цветовых оттенков в каждом цветовом канале зависит от того, сколько различных уровней напряжений можно подавать на ЖК-ячейку.

Читайте также:  Бронзатор как выбрать цвет

Для формирования произвольного уровня напряжения потребуется использование схем ЦАП с большой разрядностью, что крайне дорого. Поэтому в современных ЖК-мониторах чаще всего применяют 18-битные ЦАП и реже – 24-битные. При использовании 18-битной ЦАП на каждый цветовой канал приходится по 6 бит. Это позволяет сформировать 64 (26=64) различных уровня напряжения и соответственно получить 64 цветовых оттенка в одном цветовом канале. Всего же за счет смешения цветовых оттенков разных каналов возможно создание 262 144 цветовых оттенков.

При использовании 24-битной матрицы (24-битная схема ЦАП) на каждый канал приходится по 8 бит, что позволяет сформировать уже 256 (28=256) цветовых оттенков в каждом канале, а всего такая матрица воспроизводит 16 777 216 цветовых оттенков.

В то же время для многих 18-битных матриц в паспорте указывается, что они воспроизводят 16,2 млн. цветовых оттенков. В чем же тут дело и возможно ли такое? Оказывается, что в 18-битных матрицах за счет всяческих ухищрений можно приблизить количество цветовых оттенков к тому, что воспроизводится настоящими 24-битными матрицами. Для экстраполяции цветовых оттенков в 18-битных матрицах используются две технологии (и их комбинации): dithering (дизеринг) и FRC (Frame Rate Control).

Суть технологии дизеринга заключается в том, что недостающие цветовые оттенки получают за счет смешения ближайших цветовых оттенков соседних пикселей. Рассмотрим простой пример. Предположим, что пиксель может находиться только в двух состояниях: открытом и закрытом, причем закрытое состояние пикселя формирует черный цвет, а открытое – красный. Если вместо одного пикселя рассмотреть группу из двух пикселей, то, кроме черного и красного, можно получить еще и промежуточный цвет, осуществив тем самым экстраполяцию от двухцветного режима к трехцветному. В результате если первоначально такой монитор мог генерировать шесть цветов (по два на каждый канал), то после такого дизеринга он будет воспроизводить уже 27 цветов.

Схема дизеринга имеет один существенный недостаток: увеличение цветовых оттенков достигается за счет уменьшения разрешения. Фактически при этом увеличивается размер пикселя, что может негативно сказаться при прорисовке деталей изображения.

Суть технологии FRC заключается в манипуляции яркостью отдельных субпикселов с помощью их дополнительного включения/выключения. Как и в предыдущем примере, считается, что пиксель может быть либо черным (выключен), либо красным (включен). Каждый субпиксел получает команду на включение с частотой кадровой развертки, то есть при частоте кадровой развертки 60 Гц каждый субпиксел получает команду на включение 60 раз в секунду. Это позволяет генерировать красный цвет. Если же принудительно заставлять включаться пиксель не 60 раз в секунду, а только 50 (на каждом 12-м такте производить не включение, а выключение пикселя), то в результате яркость пикселя составит 83% от максимальной, что позволит сформировать промежуточный цветовой оттенок красного.

Оба рассмотренных метода экстраполяции цвета имеют свои недостатки. В первом случае – это возможное мерцание экрана и некоторое увеличение времени реакции, а во втором – вероятность потери деталей изображения.

Отличить на глаз 18-битную матрицу с экстраполяцией цвета от истинной 24-битной довольно сложно. При этом стоимость 24-битной матрицы значительно выше.

Источник