Меню

Как называется очень яркие цвета



Про яркие цвета. +несобственные свойства цвета.

Когда-то, когда я ещё рисовала на заказ, писала портреты людей и животных и пейзажи, нередкими были заявки изобразить что-то в “пастельных тонах”. По-первости, я не задавала вопроса, почему именно так, оправдывала такие странные заказы предпочтениями в расцветке интерьера, чтобы картинка была единой со средой и цветовым настроем всего помещения, но потом, когда такие пожелания участились, я стала спрашивать.

И, думаете, каков был самый частый ответ? “А просто так”. Серьёзно! Многие люди хотят иметь в своих домах и квартирах блёклую, ничего эмоционально не выражающую серую картинку. И, да, у большинства заказчиков всё было такое, невыразительно-бежевое, серое, коричневое, кремовое. Как будто стёрлись, вылиняли, исчезли все цвета, которые обожает каждый нормальный человек в детстве. Помните, будучи ребёнком, вы считали красный карандаш самым красивым? А учась в школе, неужели вам не хотелось ярких, сочных цветов в одежде и окружающих мелочах? Так почему же всё поглотили унылые серо-коричневые будни?

Есть такой распространённый миф, что хороший вкус — это сдержанные цвета, лучше чёрно-белая гамма, и минимум контрастов. Друзья, яркие цвета не только могут подчеркнуть вашу индивидуальность, но и поднять настроение и даже помочь психологически разгрузиться после тяжёлого дня. Главное, качественный подбор подходящих именно вам цветовых оттенков. И это, кстати, касается не только цветов интерьерной живописи. И уж поверьте, даже если весь интерьер бежевый, 1-2 ярких пятна его не разобьют и не испортят, а наоборот, подчеркнут и улучшат. Смотрим как раз такой вариант на фото. Это могут быть контрастные сочетания цветов в живописи или один лаконичный, чистый оттенок. Выбор за вами.

Российская действительность такова, что переживая ежемесячно девять месяцев (!) промозглой холодной серости, каждый тоскует по синеве моря, зелени свежей травы и тёплым солнечным бликам. Как говорит мой учитель: “Верх и низ (небо и землю) мы не можем исправить, это в руках Господа. А всё то, что находится посередине — в наших руках”. Он активно агитирует своих знакомых красить дома, заборы, городские объекты в радующие глаз насыщенные цвета, пишет яркие звонкие, полные солнца картины, экспериментирует с дизайном интерьеров. А энергия его работ, всегда радостная, искренняя, позитивная, согревает в промозглое межсезонье и почти бесцветную зиму. Это почти все замечают, когда попадают к нему в мастерскую или на выставку картин.

В психологии даже есть специальный раздел, посвящённый исследованию влияния цвета на людей. Цветом лечат и восстанавливают после серьёзных переживаний. Вы, наверное, замечали собственное пристрастие к определённым цветам в разные периоды жизни. Синий, жёлтый, оранжевый, бирюзовый — наверняка случалось, что оттенки именно этих цветов преобладали в предметах гардероба, интерьерных деталях, бытовых мелочах. И неспроста это так происходит. Учёные вывели некоторые связи между цветовыми оттенками и психологическим состоянием человека. Например, оптимисты по жизни часто выбирают оранжевый, как будто подпитываясь его солнечной энергией, а склонные к депрессивным состояниям люди отдают предпочтение мрачновато-искусственным оттенкам фиолетового. Красный и его производные предпочитают сильные духом, энергичные люди, а ищущие покоя и гармонии склоняются в сторону зелёного. Оказывается, яркие цвета поддерживают в балансе наше психическое самочувствие, заряжают энергией, придают сил.

А ещё цвета вызывают физические ассоциации у людей, эта закономерность называется несобственными свойствами цвета. Они бывают разные:

НЕСОБСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА

— весовые (лёгкие, воздушные, невесомые, тяжёлые, давящие);

— температурные (тёплые, горячие, жгучие, пламенные, раскалённые, холодные, ледяные);

— фактурные (мягкие, бархатистые, жёсткие, скользкие, шероховатые);

— акустические (тихие, глухие, громкие, звонкие, тонкие);

— пространственные (выступающие, отступающие, поверхностные, глубокие, далёкие) и другие.

Всё это учитывается дизайнерами интерьера при планировании проекта и художниками, занимающимися интерьерной живописью и станковой.

Как видите, цвета: яркие и блёклые, свежие и сложные, насыщенные и тёмные, светлые и светящиеся, могут творить чудеса. А нам в обычной жизни так не хватает чудес, так стоит ли отказываться от такой возможности? Для начала , давайте будем вводить цвет в будничную череду дней по чуть-чуть, дозированно, как витамины. Вам понравится, я уверена. Конечно, разноцветная радуга — не наш вариант — она больше понравится семилетним девочкам, ну, и ещё сами знаете, кому. Но и совсем радикальнный уход в монохром или категоричную чёрно-белую, ахроматическую гармонию, тоже не выход из ситуации. Пробуйте, выбирайте цветовые сочетания и гармонии, раскрашивайте мир и увидите сами, как он прекрасен!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Екатерина Крюкова(Пилипенко) — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее можно прочитать нажав на этот текст>>>

Источник

Альтернативная радуга или названия оттенков цветов

Теория основных цветов иллюстрируется цветовым кругом. Этот круг показывает, как связаны цвета, называемые тонами. Цвета на цветовом круге разделятся на основные и вторичные.

Сочетание этих цветов характеризуется как смежные или как дополнительные, в зависимости от их положения на цветовой шкале.


Основные цвета – красный, желтый и синий, а оранжевый, зеленый и фиолетовый – дополнительные цвета.

Смежные цвета – это цвета, которые находятся рядом на цветовом круге. Например, красный и оранжевый являются смежными.

Дополнительные цвета – это цвета, которые на цветовом круге находятся друг напротив друга. Так, синий цвет является дополнительным для оранжевого цвета.

Читайте также:  Почему принтер epson p50 печатает не теми цветами

Нейтральные цвета — оттенки белого, серого или бежевого цветов. Большинство нейтральных цветов слегка окрашены в другой цвет.

Тон оттенка – определяется количеством белого и черного и выражается величиной светлоты или темноты.

Насыщенность – описывает яркость оттенка. Насыщенные (яркие) оттенки являются интенсивными оттенками, которые не разбавлены черным, белым или дополнительным оттенком.

Ненасыщенные (приглушенные) цвета – образуются при разбавлении оттенка черным, белым или дополнительным оттенком.

Композиция на основе одного цвета. В композиции на основе одного цвета используются различные оттенки одного и того же цвета. Они придают ощущение покоя.

Композиция на основе смежных цветов. Композиции на основе смежных цветов создаются с помощью различных оттенков двух или трех цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Смежные светлые цвета оказывают расслабляющее воздействие.

Композиция на основе дополнительных цветов. Композиция на основе дополнительных цветов изменяется от ярких и живых до задерживающих внимание и впечатляющих. Эти композиции образуются с помощью вариаций цветов, находящихся напротив друг друга на цветовом круге. Простой способ работы с данной композицией – это выбрать одну группу теплых цветов и другую группу холодных цветов.

Названия цветов и оттенков

Довольно часто мы затрудняемся в определении оттенка и цвета. Восприятие цвета весьма субъективное, поскольку обусловлено как физиологическими, так и культурными особенностями человечества.

Также очень часто встречаются такие описания цветов и оттенков тканей, ниток, косметической продукции, красок и др., значение которых иногда бывает непонятно. Некоторые считают это профессиональным цветовым жаргоном, а другим они кажутся просто интересными и забавными.

Авантюрин — [от авантюрин ‘минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды’; открыт случайно (per aventura) в 1750 г. , принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа «под детей Эдуарда»).



Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький — светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске

Драконьей зелени — очень темный зелёный.
«Так я впервые увидел драконье стекло.

Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости.

А в основании — топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками». (АБРАХАМ МЕРРИТ «СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО»)

Драконий крови — это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.

Дроковый — ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

Дымный, дымчатый — с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.

Жандарм — оттенок голубого. Бытовало даже выражение «голубые штаны», которым обозначали служащих жандармского управления.

Жаркий (он же горячий) — оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Жженого кофе — сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба — сложный оттенок коричневого.

Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.

Жирафьего брюха или брюха жирафа — сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х.

Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет«влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».
Жонкилевый — золотисто-желтый, жонкиль — один из видов рода нарцисса.
Зекрый — светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Изабелловый — бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.

Индиго — темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.

Инкарнатный — (от лат. ‘сarneus’ мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Испуганной мыши — нежно-серый цвет.

Иудина дерева — ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.



Какао-шуа — (франц. ‘сacao-сhoix’ отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета.

Камелопардовый — желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную «Калиостро» или «Ожерелье Королевы»(259).

Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой «кардинала на соломе » и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Кармазинный
, кармезинный — (франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.

Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: «кармелитовый», «капуциновый» и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок «жженого хлеба» или «жженого кофе» и «лесных каштанов».

Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.

КашУ
или катеху — красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом — желтый цвет, с солями железа — оливковый, с медн. и хромов.— коричневый и черный.

Читайте также:  Как соединить две шторы одного цвета

Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Кипенный, кипенно-белый — белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.

Колумбиновый — (от франц. ‘colombin’ голубь) голубиный, сизый.

Коричный
— от «корица» то же, что коричневый.

Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый — от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный, краповый — алый, , мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Краска — красный цвет, краснота, краснина.

Кумачовый — иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.

Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый — ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).

Куропаткины глаза — обозначен в периодике как светло-красный.

Лабрадоровый — цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков.

Лавальер — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.

Лесных каштанов — темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный — нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.

Лондонского дыма — тёмно-серый.

Лорд Байрон или байронов — [от имени англ. поэта Дж. Байрона] — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого, близкий к темно-каштановому.

Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.

Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.

Маджента — с итал. — ярко-красный, фуксин, с англ. — пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.

Майский жук — цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.

Маков цвет [чаще всего о лице] — цвет красного мака: румяный, пунцовый.

Маренго — серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.

Массака — темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».

Медвежий, медвежьего ушка — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Милори — темно-голубой, синий, Берлинской лазури.

Мов — розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauvéine — анилиновый пурпур) — первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.

Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.

Мурамный, муаровый — травянисто-зеленый.

Накаратовый — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».

Нанковый (нанка, нанкинной) — цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.

Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный — цвета облака.

Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.

Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.

Палевый — бледно-желтый, тускложелтый, розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille «солома». У Даля — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь — ярко-синий.

Парижский голубой — cветло-голубой.

Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление — тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам — черный с краснотой.

Пелесый — темный, бурый.

Перванш — серовато-голубой, бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перловый — (от франц. perle, перл, жемчуг) жемчужный, белый, с сизым отливом.

Померанцевый — ранжевый, рудо-желтый, жаркой. У Даля померанец — дерево и плод горький апельсин.

Порфирный — пурпурный, багряный; (от греч. porphýreos — пурпурный) название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный П.), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме.

Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты — в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже — кармин… Поэтому, в частности, пурпур и порфир — древние символы власти, признаки царственности их обладателя.

Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

Читайте также:  Как увидеть цвета чакры

Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый — светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.

Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.

Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».

Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пьяная вишня — коричневый с красноватым оттенком.

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки «блошной», «блошиный»; «блошиного брюшка», цвет «блохи в родильной горячке», «блохи, упавшей в обморок», «блошиной спинки», «влюблённой блохи», «мечтательной блохи». ).

В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. «Это цвет блохи!», — воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в «цвет блохи». Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

Ранжевый — то же, что оранжевый.

Резвая пастушка — оттенок розового.

Рвота императрицы — оттенок коричневого.

Рдяный — красный, алый.

Редрый — бурый, рыжий, красноватый.

Ржавчинный — ржавый, рыжий.

Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Рудожелтый — оранжевый, рыжий.

Рудый — желтый с красноватым оттенком.

Сажной — цвета сажи: черный.

Савоярский — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги — оттенок розового.

Сепия (он же китайская тушь) — коричневый, краска, добываемая из чернил каракатицы.

Сизый — цвет голубя, после просто синий.

Силковый — голубой, васильковый.

Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

Синявый — с синим отливом.

Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.

Смарагдовый — цвет смарагда (устаревшее название изумруда).

Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый, темного, мешанного цвета, избура-черно-серый, темносерый, темнобурый. Так крестьяне называли темно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти — иногда с коричневатым оттенком.

Солдатский — цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.

Соловый — серо-желтый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино — ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.

Сомо, сому (сомон) — от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».

Спаржевый — цвет спаржи: оливковый.

Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Сургучный — коричневый, цвет почтового сургуча.

Сюрприз дофина. Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

Танго — оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле «Креольское правосудие».

Таусинный — синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука — красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.

Фрез, фрезовый — [от франц. ‘fraise’ земляника] цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком.

Фуксии
— насыщенный розовый.

Хаки — сложный серовато-коричневато-зеленоватый цвет. Обычно форменная. Название от англ. — khaki, восходящего к инд. от перс. hak — земля, пыль.

Хризолитовый — цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зеленый.

Хризопразовый — цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зеленый.

Циан — также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.

Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

Червонный — красный, алый, ярко-красный.

Червленый, червчатый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый, багряный и багровый, цвета червца, ярко-малиновый. Червец — насекомое Coccus, дающее червцовую краску.

Чермной — рыжий, искрасна-рыжий или червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета.

Чернильный — цвет фиолетовых чернил.

Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб — [от франц. ‘chamoi’ верблюд] светлый рыже-коричневый.

Шанжан — цвет с переливающимися оттенками. Шанжан — пестротканая ткань с контраст­ной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

Шарлах
или шерлак — ярко-красный, от названия краски, цвет и краска яркий багрец, червлень.

Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.

Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон — ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый, юфтяной, юхотный — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка, медянка— яркая зеленая краска, получаемая путем окисления меди.

Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.

Источник