Меню

Как называется синий цвет гжели



Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?

Что такое роспись гжель?

Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.

История гжельской росписи

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.
Читайте также:  С каким цветом сочетается зеленые брюки

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

  1. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
  2. Животные в основном представлены пернатыми.
  3. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
  4. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

  1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
  2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
  3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
  4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Роспись гжель изделия

Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:

  • лубочная (например, роспись матрешки гжель);
  • цветная надглазурная (самый старинный вид);
  • глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);
  • фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).

Источник

Какая бывает гжель

На самом деле, гжельская майолика очень разнообразна

Главное отличие гжельского фарфора совсем не в том, что он «бело-синий». Роспись в гжели является подглазурной. Это значит, что рисунок наносят непосредственно на изделие, а потом покрывают глазурью и обжигают.

Весь остальной фарфор расписывают — по глазури.

Дело в том, что далеко не все краски выдерживают обжиг 1300 градусов. А вот, типичный для гжели кобальт, выдерживает.

Так же, используется настоящее золото и даже платина для обводки.

История

Рассказывая о разнообразии видов гжельских изделий, не возможно не обратиться к истории, ведь внешний вид их много раз менялся именно под влиянием изменений, происходящих в истории страны и промысла.

Само ремесло возникло на берегах реки Гжелки уже в IV в. Первые упоминания о местности встречаются в духовной грамоте Ивана Калиты. Позднее во всех духовных грамотах великих князей Гжель описывается как центр керамического производства страны, поставщик Царева Двора богатый сырьем отменного качества.

Читайте также:  Кислотный зеленый цвет красками

Сначала это были лишь кирпичи и простая гончарная посуда. С XVIII в. гжельцы прославились выпуском разноцветной майолики, окрашенной в разные яркие цвета, с обводкой золотом по белой эмали.

Разновидности

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

«Если изделие содержит детали темно-синего цвета, после утильного обжига на него наносится подглазурная кобальтовая краска. После глазурования и высокотемпературного обжига изделие расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируется золотом и снова ставится в печь, для окончательного закрепления рисунка».

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Что ещё бывает

Помимо перечисленных в статье видов гжели, бывает ещё «пейзажная» гжель. Когда на изделии художник рисует пейзаж или архитектуру кобальтом.

Ещё конечно много сувенирной продукции, скульптуры, самовары и самоварчики, штофы и ещё много разновидностей сувениров.

Одно время в Гжели выпускали малую скульптуру. Такие фигурки советских времён ценятся в антиквариате.

И сейчас есть свободные художники Гжели, занимающиеся изготовлением скульптуры малых форм в гжельской технике.

Источник

Шесть интересных фактов о синеокой гжели

Приглашаем на виртуальную экскурсию

Хотите узнать больше об истории гжельской росписи? Приглашаем вас на виртуальную экскурсию по уникальному музею-кафе «Гжель». Вы узнаете много интересного о народном промысле, который по праву считается визитной карточкой России. Что такое цветная гжель, почему один из главных элементов техники называют «агашкой», как выглядит анималистическая роспись, как собирали уникальные керамические панно и сколько оттенков синего можно добыть из кобальтовой краски? Об этом и не только нам рассказала куратор музея-кафе «Гжель» Оксана Завьялова.

Факт № 1. Гжель зародилась в Подмосковье

«Земля песчаная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…» — так в конце XVIII века ревизоры описывали район Подмосковья, где зародилась гжель.

Читайте также:  Начались выделения белого цвета обильно

Золотую жилу местные жители нашли… под ногами. Богатые месторождения глины способствовали развитию гончарного ремесла. Из гжельской глины изготавливали «аптекарские и алхимические сосуды», местные мастера изготавливали посуду, строительные материалы и даже примитивные детские игрушки. Поступали ремесленникам заказы и на изготовление посуды для дворцового обихода. И в наши дни керамические изделия продолжают изготавливать на предприятиях, которые располагаются в Подмосковье, там же по-прежнему добывают ту самую особенную глину, которая в руках мастеров превращается в звонкий синеокий фарфор.

Факт № 2. Раньше роспись была цветной

Изначально гжель была разноцветной. С XVII века мастера расписывали свои изделия яркими красками: лиловыми, желтыми, зелеными и коричневыми. Синяя роспись стала визитной карточкой гжели лишь с середины 20-х годов XX века. Переход на роспись кобальтом историки объясняют влиянием голландских мастеров. В то время в моду вошли голландские изразцы и китайский фарфор. Гжельские мастера переняли этот опыт: получилось красиво и недорого. Кстати, до обжига рисунок на изделии имеет черный цвет. И только под воздействием высоких температур краски приобретают привычную нашему глазу синеву. Используя только одну краску, художники получают более 20 (!) оттенков синего.

Цветной росписью сегодня владеют немногие. Специально для музея-кафе «Гжель» мастера изготовили тарелки и плитки, расписанные в редчайшей технике – коралловая гжель. Была разработана технология, благодаря которой цвета сохраняют свою насыщенность во время обжига при температуре в 1300 градусов. Только представьте — это в 13 (!) раз выше температуры кипения воды.

Факт № 3. Керамические полотна, аналогов которым нет в мире

Панно, которые гжельские художники изготавливали для Владимира, могли бы выставляться в лучших музеях мира. В залах музея-кафе «Гжель» на двух эксклюзивных панно разворачиваются события давно минувших лет. На центральном панно изображен сюжет в стиле традиционной русской иконописи «Бояре встречают князя Андрея Боголюбского во Владимире». На втором панно изображен красивый среднерусский пейзаж. Уникальные картины составлены из отдельных изразцов, расписанных вручную. Работа ювелирная – совпадают все линии и штрихи. Так создаются единые керамические полотна, аналогов которым нет во всем мире. А всего в оформлении кафе было использовано более 500 изразцов ручной работы.

Факт № 4. Портретная гжель с великими владимирцами

Сегодня в технике гжель рисуют даже портреты людей. Специально для Владимира художники создали уникальные сюжеты о знаменитых уроженцах Владимирской земли и их изобретениях. На больших панно изображены братья Александр и Николай Столетовы, «отец русской авиации» Николай Жуковский, мореплаватель Михаил Лазарев, реформатор и законотворец Михаил Сперанский.

Факт № 5. Животные Владимирской области в стиле гжель

Лось, кабан, воробей, олень и даже мифические лев и грифон! Самые, пожалуй, забавные образцы гжельской росписи можно встретить в этом зале. Специально для владимирского музея-кафе гжельские мастера разработали анималистические рисунки. На них изображены животные и птицы средней полосы России, а также мифические персонажи, которые повторяют белокаменную резьбу Дмитриевского собора.

Факт № 6. Почему розу зовут «агашкой»

Любимый узор гжельских мастеров — роза. В ремесленной среде ее принято называть «агашкой». А дело вот в чем… Раньше роспись в основном выполняли простые заводские работницы, крестьянки, наделенные художественным вкусом. Чаще всего они использовали в росписи растительные орнаменты и природные элементы — листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда и пошло название «агашка». Этот сюжет часто использован и в оформлении музея-кафе.

Как попасть в музей-кафе «Гжель»

Музей-кафе «Гжель» находится во Владимире, на первом этаже комплекса «Милосердие и порядок» на Добросельской, 2г.

Источник