Меню

Как называется синий цвет раньше



Загадка древности: как появился синий цвет и почему его раньше не видели

Ещё недавно в истории человечества такой цвет, как синий, просто не существовал. Нет слова, определяющего этот цвет, в таких древних языках, как греческий, китайский, японский, иврит. Мало того, что нет слова, есть свидетельства, что древние люди не видели этот цвет вовсе.

Всё началось с древних произведений. В «Одиссее» Гомер сравнивает цвет моря с цветом тёмного вина, но почему не упоминает синий или зелёный?

В 1858 году учёный Уильям Гладстон заметил, что это не единственное странное описание цвета в этом произведении. Гомер описывает также детали одежды, вооружения, брони, черты лица, животных, и цвета, которые он присваивает многим вещам, крайне странные. Например, железо и овцы фиолетовые, а мёд зелёный.

Гладстон решил подсчитать, сколько раз встречается упоминание цветов в «Одиссее». Чёрный приблизительно 200 раз, белый около 100, красный 15 раз, а жёлтый и зелёный менее 10 раз.

Тогда он стал изучать другие древнегреческие произведения и заметил интересную закономерность: нигде не упоминался синий цвет. Нет даже намёка на него. Такое ощущение, что греки жили в тёмном и мутном мире, лишённом ярких цветов. Были только белый, чёрный и цвет металла с редкими вкраплениями красного и жёлтого.

Гладстон предположил, что это была какая-то общая черта, присущая только грекам, но филолог Лазарус Гейгер (Lazarus Geiger) продолжил его работу и пришёл к выводу, что это справедливо и для других древних культур.

Он изучил исландские саги, Коран, древнекитайские истории и древнееврейскую версию Библии. Вот, например, что он написал об индуистских ведических гимнах:

«Эти гимны состоят из более 10 тысяч строк, где множество раз встречается описание небес. Едва ли что-нибудь описывается чаще, чем небеса. Солнце, закаты, день и ночь, тучи и молнии и много чего ещё. Но есть одна вещь, о которой невозможно узнать из этих описаний. Это то, что небо синего цвета».

В древности не было синего цвета, он не отличался от зелёных и тёмных оттенков.

Тогда Гейгер стал копать дальше и выяснять, когда же появился синий цвет. И выявил ещё одну интересную закономерность. В каждом языке сначала были определения для тёмных и светлых оттенков, далее появлялось слово «красный» — цвет крови и вина, а только потом жёлтый и зелёный. И в самом конце, через много лет, наконец-то появился синий.

Единственная древняя культура, которая различала синий цвет, — египетская. У египтян даже была краска синего цвета.

Если так задуматься, то синего цвета не так много в природе. Есть, конечно, небо. Но действительно ли оно синее? Как мы видим из работ Гейгера, даже священные писания, которые часто описывают небеса, необязательно видят его таковым.

Почему люди не видели синий цвет до недавнего времени

Один исследователь, Гай Дойчер, автор книги «Сквозь зеркало языка», провёл любопытный эксперимент. Он знал, что один из первых вопросов, который задают многие дети, это «Почему небо голубое?». Так он растил дочь, стараясь при этом не описывать ей цвет неба, и однажды обратился к ней с вопросом, какой цвет она видит, когда смотрит на небо.

Девочка не могла ответить. Небо было для неё сначала бесцветным. Далее она решила, что оно белое. И только спустя некоторое время пришла к выводу, что оно синее.

Синий цвет был для неё не первым, который она увидела. Он был последним.

Могут ли люди видеть цвета, которым ещё нет определения?

Ответ на этот вопрос дать сложно, потому что мы не знаем, что происходило в голове у Гомера, когда он описывал море цвета тёмного вина и фиолетовых овец. Но мы знаем, что древние греки и представители других древних культур имели такое же биологическое строение и способность воспринимать цвета, как и мы с вами.

Но действительно ли вы можете видеть то, чему ещё нет описания?

Учёный Джули Давидофф специально ездил в Намибию, чтобы выяснить это. Там он провёл эксперимент в местном племени химба, которое говорит на языке, где нет определения синему цвету и нет различий между голубым и зелёным.

Он показал им круг с 11 зелёными квадратами и одним голубым. Члены племени не смогли показать, какой из них отличается.

Но химба имеют в запасе больше слов, описывающих зелёный цвет, чем мы. Когда они смотрели на круг из зелёных квадратиков, где один немного отличался оттенком, они сразу же указывали на него.

Для большинства из нас это сложно.

Вот он, другой квадратик.

Джули Давидофф сделал вывод, что без слова, определяющего цвет, без способа его идентификации, нам очень сложно заметить какое-то различие, хотя наши глаза физически их воспринимают.

Читайте также:  Ладони рук желтого цвета

Итак, прежде чем синий цвет стал общепринятой нормой, люди могли видеть его, но не понимали, что они видят.

Получается, что новые цвета постепенно появляются в нашем мире. Не фактически (они уже существуют в природе), просто с течением времени люди развивают способность видеть и различать их.

Источник

Как называется синий цвет раньше

«Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет». время поговорить о любимом цвете Василия Кандинского, имеющем свою, совершенно уникальную историю в мире искусства.

Невидимый синий.

В прошлый раз мы коснулись того, что синий цвет в искусстве прошлого существовал весьма загадочно. Он то игнорировался, то использовался не там, где нужно. Синий являлся синонимом черному, точно также, как желтый — белому. В греческом и латинском языках практически не возможно найти этому цвету название. в то время как для триады белый-красный-черный имеется по несколько обозначений. Для описания очевидно синих вещей (растений, минералов) греческие авторы используют названия других цветов. Такое ощущение, что либо вместо синего они видели другие цвета, либо намеренно его игнорировали. Разумеется, ни то ни другое не верно. Древние греки видели окружающий мир идентично европейцу XX столетия, никакие этнические различия не меняли их зрительные качества настолько сильно, а проблема синего цвета не имела личного характера. Тут речь о культурных, социальных, и идеологических различиях, мешающих древним людям воспринимать синий цвет самостоятельно.

Первое появление.

Египетский синий был изобретен еще в III тысячелетии до н.э., изготавливался он из песка и меди, перемолотых в порошок. В древнем Риме синий цвет откровенно не любили, он ассоциировался с черным, то есть с трауром, смертью, порой уродством. По этой причине носить синий цвет было чем-то вопиющим. Голубые глаза были предметом неуважения, физическим недостатком. Свидетельством порочности у женщин и женоподобия у мужчин. В театре голубые глаза часто использовались для создания комических персонажей. В эпоху раннего Средневековья синий цвет категорически не мог быть включен в систему богослужебных цветов. Система сложилась гораздо раньше, чем восприятие синего отдельным цветом, а укоренившиеся к тому моменту стереотипы сделали реабилитацию синего невозможной. Церковь не уделяла ни малейшего, даже самого крошечного места для этого цвета. Католическая литургия всегда была построена на пресловутых трех цветах (догадайтесь каких), правда, по будням их позволялось разбавлять зеленым. Выходит, даже у зеленого цвета было больше прав. При том, что в природе превалируют оба цвета и часто сочетаются вместе.

«Золотой век» синего.

В начале второго тысячелетия, и в особенности начиная с XII века, синий в западноевропейской культуре перестает быть второстепенным и редко используемым цветом, каким он был в Древнем Риме и в эпоху раннего Средневековья. Отношение к нему меняется на прямо противоположное: синий становится модным, аристократическим цветом и даже, по мнению некоторых авторов, прекраснейшим из цветов. За несколько десятилетий его экономическая ценность многократно возросла, его все активнее используют в одежде, он занимает все большее место в художественном творчестве. Столь неожиданная и разительная перемена свидетельствует о том, что та иерархия цветов, что занимала место в системах человеческого восприятия столько лет, была полностью реорганизована.

Под волной вдохновения было изобретено необъятное количество трактовок синего. Синий символизирует истину, божественную силу, чистый разум, святость. Иконография распределяет оттенки синего за отдельными персонажами Нового Завета. В первые десятилетия XIII века вдохновленные представители власти начинают облачаться в лазурные цвета. Вспомните о еще недавнем несправедливом обращении с синим цветом, которое было два или три поколения назад. А сейчас великий король Франции, Людовик Святой, становится первым королем, облачившимся в синие одеяния. Начиная с загробного, тлетворного и вытесняемого цвета, синий дорос до главного символа божественности.

Финансовый рост.

В эпоху Возрождения появилось название для наиболее ценного на тот момент пигмента — лазурита. Ультрамариновая краска изготавливалась из самого дорогого на тот момент минерала, ляпис-лазури, что продавался по стоимости пятикратно своему весу. Еще с VI века он доставлялся в Европу только из Афганистана, где происходила его добыча и переработка. Проделывая Великий Шелковый Путь и попадая на европейский рынок, ультрамариновая краска становилось товаром люксового сегмента. Лазурит, из-за его исключительной редкости использовали экономно, и часто его берегли для богатых покровителей, а покупать могли наиболее процветающие художники.

Синий в эпоху современности и наши дни.

Для романтиков, в особенности немецких, синий цвет, как и фиолетовый имеет крайне мощную положительную символику. Это цвет прозаиков и поэтов, влюбленных в неведомое. «Цвет таинственной души мира» — так романтики воспевают синий, восхищаясь всем разнообразием его оттенков. Все достоинства синего раскрываются в максимальной полноте уже в конце XIX — начале XX в. Голубой считается самым красивым оттенком синего. Романтизм наделяет голубой цвет своего рода религиозным смыслом. На момент написания «Юного Вертера», где Гёте одевает своего героя в синий фрак, синий — был самым модным в Германии 1770-х годов. Ошеломительный успех книги еще больше способствует усилению этой моды. Так синий и получил распространение по всей Европе.

Читайте также:  Как заменить словосочетание чугунного цвета

Пабло Пикассо обратился к синему цвету и создал «голубой период» тогда, когда двигателем его творчества были меланхолия, депрессия, переживание горя. Синий цвет может передавать апатию также, как и покой, ощущение глубины так же, как и одновременное ощущение безнадежности.

Невзирая на меланхоличность синего цвета, каким он запечатлился в современной культуре, он также оставляет за собой ассоциации с близостью к истине, космогонии, мистике, создает впечатление духовности и остается любимым цветом для огромного количества авторов.

Источник

О моде

Синий: история цвета

В Античности синий цвет не значил почти ничего, римляне относились к нему равнодушно, а иногда враждебно, а вот в XII синий стал одним из самых популярных цветов, догнав красный и зеленый…

В конце 2015 в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга французского историка медиевиста Мишеля Пастуро «Синий: история цвета». Мы прочитали это очень любопытное исследование и выбрали самые увлекательные моменты из богатой истории синего цвета.

«В Древнем Риме синюю одежду не любили, онa свидетельствовaлa об эксцентричности, либо символизировaлa трaур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого кaзaлся резким и неприятным, a темный — пугaющим, чaсто aссоциировaлся со смертью и с зaгробным цaрством. Голубые глaзa считaлись чуть ли не физическим недостaтком. У женщины они свидетельствовaли о склонности к пороку; голубоглaзый мужчинa слыл женоподобным, похожим нa вaрвaрa и попросту смешным.»

В начале второго тысячелетия писались тексты о религиозной символике цвета. Были выбраны несколько главных цветов. Однако о синем в этом перечне не было ни слова, при том, что были указаны аж три оттенка красного и два черного.

С XII синий цвет становится не просто заметным (особенно по сравнению с предыдущим временем), он становится модным в Европе. Живописцы и иконописцы (плащ Девы Марии становится синим) выдвигают его на первый план, синий чаще используется на гербах и в парадных одеждах.

Король Франции был первым европейским правителем, на гербе которого присутствовал синий (лазурный) цвет: золотые лилии на синем фоне.

Щиты, знамена, парадная одежда с «участием» синего – все это способствовало возникновению синего «тренда». К тому же уже существовали краски, которые позволяли добиваться ярких, насыщенных цветов тканей.

В романах писали: «Синий цвет утешaет сердце, ибо он имперaтор среди всех цветов.»

Синий вторгся в главные цвета, которые несколько столетий царствовали в культуре: красный, белый, черный. У каждого цвета есть «культурный» антагонист. Антагонистом, лучшим другом, вечной парой синему стал красный цвет.

Красный стал цветом праздника, цветом материальным, синий – цветом духовности. Тогда же (XII-XIII века) сложился еще один смысл: синий – мужской, красный – женский.

В XVIII веке был изобретен новый краситель, знаменитая «берлинская лазурь», и популярность синего, в моде, живописи, достигла своего пика.

Влюбленный герой Гете, Вертер, был одет именно в синий фрак, ставший, без преувеличения, символом немецкого романтизма

Синий цвет подарил название одному из музыкальных жанров, блюзу. «Слово «blues» предстaвляет собой сокрaщенное словосочетaние «blue devils» (синие демоны), ознaчaющее мелaнхолию, смутную тоску, хaндру».

Синий стал цветом военных униформ, спортивных костюмов, мужских костюмов.

Самая популярная одежда нашего времени, джинсы, могла бы быть какого угодно цвета: коричневого, серого, черного. Но именно ткань, окрашенная в индиго, стала основой классических джинсов.

У синего цвета богатейшая история. В наше время в качестве «любимого» его выбирают многие, оттенки синего в моде каждый сезон. На фото: Cucci, Versace.

А вы любите синий и его оттенки? Какие у вас ощущения от этого цвета?

Все цитаты из книги Мишеля Пастуро «Синий: история цвета»

Релевантные товары в Online-магазине:

2 736 руб. 4 560 руб.

Количество объемов: 3

Количество объемов: 3

Похожие материалы:

Статьи

  • Миланская неделя моды: Мужские коллекции весна-лето 2012
    26 июня 2011, 00:00
  • Купальники сезона весна-лето 2013: Cамые модные модели
    29 апреля 2013, 00:00
  • Модный тон, или Институт цвета
    18 марта 2016, 18:00

Видео

  • Летний макияж AQUA SUMMER от MAKE UP FOR EVER
    19 июня 2013, 00:00
  • Макияж в стиле Electric Blue от Giorgio Armani
    28 апреля 2014, 20:00
  • Новые оттенки Lip Injection Extreme от Too Faced
    11 марта 2020, 14:00
Читайте также:  Фоторедактор который изменяет цвет волос

Обсуждения

  • Новые оттенки Clinique Chubby Stick Moisturizing Lip Colour Balm
    13 июля 2012, 08:09
  • Новые оттенки румян Шанель — для фанатов))) Появились четыре новых оттенка.
    09 октября 2012, 17:22
  • № EYE030402 Raw Garden Antigo Палетка теней для век Какие цвета представ.
    16 апреля 2016, 10:50

Комментарии (46)

Мне нравится яркий синий, для меня этот цвет ассоциируется с зимой почему-то. У меня есть темно-синий свитер, для зимы очень комфортен и уютен и даже красиво смотрится. Рита, спасибо за статью, с удовольствием почитала историю цвета, для меня это даже познавательно.

Люблю синий в одежде;) А уж меня он просто обожает!))

Как же я люблю синий цвет! У меня одних только синих лаков около 50 штук))

50 оттенков синего)))
а вообще — я поражена)))

Как же я люблю синий цвет! У меня одних только синих лаков около 50 штук)) Сильно! У меня только 4

у меня разных марок лаки

У меня 3 Шанель и 1 Диор

У меня одних только синих лаков около 50 штук)) Вот это да:). Внушает:)

Синий люблю, но не в джинсах. Оказывается мода такая древняя дама )

Люблю синий в разных оттенках. Давно хочу блузку ярко синего цвета, пока не нашла подходящей(((!

Я очень люблю синий цвет. Лично меня он успокаивает и придаёт уверенности

В определённые времена в моём гарберобе много вещей какого цвета. В данный момент преобладает синий. Платья, блузки, юбки и т.д. То, что понравится, как правило в синем цвете. Статья об истории синего цвета понравилась. Спасибо.

Люблю синий цвет. В одежде присутствует в разных оттенках. А вот лаки люблю только во флаконах :), на ноготочках своих он мне не нравится..

Обожаю синий во всех проявлениях! Летом особенно ярко-бирюзовый люблю☺

Один из моих любимых цветов, в ходу все оттенки от чернильного до голубого.

Мне идет синий. С удовольствием ношу.
Статья очень интересная: многих моментов не знала. Спасибо за открытия.

Люблю синий, это мой цвет с самого детства. Раньше в моём гардоробе были только чёрный, белый и синий цвета.
Сейчас разнообразила уже.

люблю и ношу разные оттенки синего

Очень люблю синий цвет

мой любимый цвет. но в одежде его мало — не всегда можно подобрать, ярко-синюю ткань на пальто например не смогла найти, а готовое пальто и подавно. пуховик нужного фасона — тоже нет. и даже платьев негусто. джинсы — да, выбираю синие. и цвет волос (когда финансы позволяют)

«В истории русской бытовой культуры синий цвет занимает особое
место. При этом нельзя не заметить, что слов, выражающих оттенки сине­
го существовало значительно меньше, чем терминов, относящихся к крас­
ным, желтым или зеленым оттенкам цвета.
И вот здесь уместно обратиться к памятникам фольклорной куль­
туры России. Их анализ показывает, что синий цвет обычно наделялся ма­
гическими свойствами. Прежде всего, он был связан с водой, которая, в
свою очередь, считалась в древности местом, где таятся злые, враждебные
человеку силы (Никулина 1988). Вероятно, каждому знакомо ощущение,
которое возникает от долгого созерцания морской глади — это чувство рас­
сеянности, растворенности в окружающем; чувство полной потери инди­
видуальности. Наверное, так переживается смерть. «Теперь понимаю: все
— вода»,- сказала перед смертью бабушка В. Набокова, вторя крылатой
фразе античного мудреца: panta rei (все течет). Для самого Набокова вода
и — шире — синий цвет являлись символом всего запредельного, потусто­
роннего, иррационального, и он не одинок в своем отношении к синему.
Всем «серебряным веком» — от Блока до Есенина — синее переживалось так
же; Андрея Тарковского, можно было бы назвать «водяным» кинемато­
графа. Вода издревле осознавалась как стихия, связанная со смертью и с
загробным миром. Так же понималось и синее. Не случайно одним из цен­
тральных обрядов в христианстве является крещение водой, символизи­
рующее смерть и воскресение в истинную веру.
С синим цветом связано множество обрядов и суеверий. Известно,
например, что Иван Грозный панически боялся людей с синими глазами,
считая, что такой человек обладает большой магической силой и поэтому
может сглазить. Черт в русском языке табуистически обозначался как си­
нец. У южных славян синеглазый человек обладал способностью лечить
некоторые болезни. Не удивительно также и то, что синий цвет встречает­
ся в траурных народных костюмах, наряду с черным.
Интересно, что в начале XIX в. была тенденция называть любые
цвета с оттенком синего обшим названием «Странные цвета». Эти цвета
пользовались популярностью в зажиточных кругах, но встречали негатив­
ную реакцию в народе (Кирсанова 2000). «

Источник