Меню

Как называются цвета по древнему



LiveInternetLiveInternet

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Метки

Рубрики

  • Афоризмы (186)
  • История вещей (61)
  • (0)
  • Весна и лето (37)
  • Гороскопы и гадание (89)
  • Достопримечательности (279)
  • Необычные памятники, дома (119)
  • Еда, фрукты (127)
  • Здоровье и красота (215)
  • Диеты (27)
  • Лекарства и витамины (21)
  • Зима (82)
  • Знаменитые люди (373)
  • Игры и головоломки (96)
  • Интересное (516)
  • Интересные сайты (126)
  • Камни (35)
  • Интернет и компьютер (200)
  • Искусство (669)
  • Современное искусство (94)
  • Архитектура (75)
  • Екатерина Рождественская (8)
  • Живопись (184)
  • Прикладное искусство (53)
  • История (373)
  • История России и СССР (80)
  • Календарь (43)
  • Картинки (158)
  • Кино (206)
  • Коллекция ссылок (114)
  • Кошки (119)
  • Красота и мода (113)
  • Креатив (57)
  • Кулинария (299)
  • Выпечка и сладкое (56)
  • Мясо и рыба (44)
  • Салаты, закуски (55)
  • Украшение блюд (20)
  • Легенды о цветах (33)
  • ЛиРу (186)
  • Оформление дневника (55)
  • Литература (332)
  • Библиотеки и списки (45)
  • Литературные герои (40)
  • Слова (92)
  • Мифы и легенды (160)
  • Символы года (61)
  • Музыка, песни (147)
  • Наука, техника, космос (174)
  • Научные опыты и знания (13)
  • Необычное (60)
  • Новый год (227)
  • НГ рецепты (18)
  • Новый год в мире (4)
  • Новогодние традиции (22)
  • Осень (56)
  • Петербург (326)
  • Мой Петербург (113)
  • Полезное (202)
  • Флайледи и дом (27)
  • Праздники (149)
  • Природа (251)
  • Сады и парки (79)
  • Притчи (42)
  • Психология (152)
  • Разное (83)
  • Рамки и фоны (49)
  • Справочники (77)
  • Стихи (376)
  • Классика (42)
  • Советская поэзия (22)
  • Стихи детям (14)
  • Стихи женщинам (37)
  • Страны и города (323)
  • Замки и дворцы (35)
  • Тесты (214)
  • Рейтинги и Топы (168)
  • Чудеса света (24)
  • Удивительное (30)
  • Факты (76)
  • Фотоподборки (163)
  • Фотопрогулки (100)
  • Цвет (42)
  • Цветы (194)
  • Юмор (292)
  • Явления природы (30)

Статистика

Почему так называются? Цвета и оттенки

НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ

О происхождении названий основных цветов и некоторых оттенков
Мы живем в ярком разноцветном мире.Цвета и оттенки окружают нас повсюду, и давновошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, цвета радуги и окружающей нас природы.

Обозначение цвета, краски делят на две группы — древние (такие, как «белые» и «черные») и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, — они пришли из других языков.
Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, чёрный — с тёмным морем, красный — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, оранжевый — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, синий связан с сиянием неба, моря, фиолетовый – с цветом фиалки.

Белый.
Когда — то очень давно ( в общеиндоевропейском языке) существовал корень bhe; он имел значение «сиять», «блистать». Помните, слово береза тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось «белый», а от него и белье, и белка, и многие другие слова.
Чёрный цвет.
Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный
Красный— значит «прекрасный, красивый«. В древнерусском языке у слова «красный» было именно такое значение: «красна девица», «не красна изба углами, а красна пирогами» и т.п. Цветовое значение слова развилось только в русском языке, примерно с конца XIV века; до этого оттенки красного цвета обозначались прилагательными «червонный», «алый», «кумачовый«.
Червонный цвет.
Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» образовано от слова «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.
Алый цвет.
Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет.
Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, как многие слова с буквы «А»). А то, что у нас оно стало значить «ярко — красный», вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».
Багровый и багряный.
Красную краску, иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный, багрец.
Багровым называют густой красный цвет, а багряным — чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево — багряный закат.
Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.
Бордовый. От бордо в значении «темно — красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, «темно — красный», «цвет вина бордо» (изготавливаемого в Бордо).
(Вспомнила оттенки краски для волос: божоле, бургундское…)

Зелёный цвет.
«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».
Жёлтый и Золотой
Как уже было сказано, слово «жёлтый» имеет общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола» (т.к. зола серо-желтая).
Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники». Со временем представления о цвете часто меняются. а древнее чередование г/з восходит еще к индоевропейской эпохе.
В литовском языке, например, «золотой» будет желтас, и вспомним германское Gold — «золото».

Читайте также:  Гель лак как сделать другой цвет

Голубой
Этимология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.
Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-синий. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.
Синий— однокоренное слово со словом «сиять». Первоначально оно и обозначало «сияющий, сверкающий». В древнерусских памятниках это слово встречается в значении «темный, черный» (сияние слепит глаза!). Значение синего цвета, возможно, появилось под влиянием цвета неба, на котором сияет солнце, и моря, сияющего под солнечными лучами (например, в сербохорватском языке словом сињи называют только цвет моря).
Фиолетовый цвет.
История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».
Сиреневый, Лиловый
Какфиолетовый — восходит к латинскому viola — «фиалка», так слова «сиреневый» и «лиловый» образованы от русского и французского (lilas) названий сирени.
Пурпурный— изначально слово служило совсем не для обозначения цвета. Так назывались улитки определенного вида, водившиеся в Средиземном море. Именно им и соответствовали греч. πορφύρα и позднее лат. purpura. Улитки обладали красящими свойствами, но не только это определило уникальную роль этих моллюсков в истории развития лексики цветонаименований индоевропейских языков. (можно пурпурный называть (по-русски) — «порфирный»)
Маджента (фуксин) — один из первых анилиновых красителей, был создан после битвы (англ.) под Маджента (англ.) (1859) в северной Италии, отсюда его название

Серый— слово того же корня, что и «седой», только древние суффиксы у них разные: в слове «седой» — суффикс -д- (как в прилагательных «гнедой», «бледный»), а в слове «серый» — суффикс -р- (как в «старый», «добрый»).
Серебряный цвет- цвет серебра
Очевидно, что рус. серебро, польск. и болг. Сребро восходят к праславянскому *sьrebro, которое имеет соответствия в балтийских (лит. Sidabras) и германских ( нем. Silber, англ. silver) языках. Дальнейшая этимология неясна, предполагают либо сближение с анатолийским subau-ro «блестящий», либо раннее заимствование из языков Ближнего Востока: ср. аккад. sarpu «очищенное серебро».

Коричневый — встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова «корица», а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова «кора».
Бежевый — слово заимствовано в XX веке. Французское beige [беж] первоначально означало «цвета неокрашенной, неотбеленной шерсти».
Болотный цвет.
Казалось бы, «цвета болота». Но какого цвета болото? Под словом «болотный» мы чаще всего понимаем коричневато-зеленый. Однако наши предки словами, родственными слову «болото», обозначали совсем другие цвета. Древнее индоевропейское слово baltas (именно так в свое время выглядело слово «болото») было прилагательным со начением «белый». Именно в таком виде и с таким значением оно сохранилось до сих пор в литовском языке; возможно, что самих литовцев, а также латышей и некоторые другие народы называли балтами именно за светлый цвет глаз и волос. Почему «болото» — белое? Это связано с белесым цветом болотистой почвы или с белесоватым цветом болотной травы.

Вот так и появились названия цветов.
А оттенков у цветов – тысячи, и старинных и новых.
Есть оттенки, названия которых образованы от названий плодов, растений, минералов: малиновый, фисташковый, фуксия, коралловый, бирюзовый, аметистовый.
Есть и такие необычные названия, как цвет яиц дрозда, циннвальдитовый, звезды в шоке, цвет бедра испуганной нимфы, лягушки в обмороке и др.
Составлены словари оттенков, вот здесь рассказ о поиске цветов и оттенков на Яндексе и словарь.

Метки: цвет цвета цвета радуги оттенки этимология

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Оранжевое солнце, оранжевое небо: как древние люди воспринимали цвета

Дизайнеры могут подобрать любой цвет для капризного заказчика — от «бедра испуганной нимфы» до «влюбленного жирафа» (французский хит 1827 года). Но каким набором обходились мастера и торговцы далеких времен? «Нож» показывает палитру цветов Древнего Востока и Средиземноморья и выясняет, без каких драгоценных камней не было бы модели RGB и куда подевался синий цвет в древних текстах.

Чтобы понять, как развивалась история цветов, ученые обращаются к древним предметам искусства, текстам и орудиям. Слова, обозначающие цвета, появляются в шумерском, аккадском и египетском языках с конца 4 тысячелетия до н. э., а через полторы-две тысячи лет — в греческом и китайском. Сохранившиеся письменные источники позволяют увидеть, как зарождалась классификация цветов и как люди стали переходить от описания конкретных вещей к абстрактным понятиям.

Базовые цвета

Самые ранние упоминания цвета ученые нашли в языках Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья (протоклинопись, шумерский, аккадский, египетский, протогреческий). Во всех этих языках есть слова со значениями «темный» и «светлый», но вот понятия «белый» и «черный» более размыты. Даже узкие значения, как у греческого mélas («черный»), нередко включали в себя оттенки, которые сейчас мы называем коричневыми и просто темными. В целом практически все названия черного и белого были «центральными», а вокруг них выстраивался целый спектр.

Красный

В древних языках «красный» разделялся на разные оттенки. Привычный нам цвет встречается в ранних рисунках и упоминается в текстах, но категории красного как лингвистической единицы не существовало во 2 и 3 тысячелетии до н. э. В аккадском, греческом и египетском слова, обозначающие общий красный цвет, часто заменяли синонимами «красочный» или просто «цветной».

Может быть интересно

Зеленый

Египетское слово wādj и аккадское warqu обозначали то, что сейчас мы называем зеленым цветом. Даже английское green, скорее всего, происходит от того же корня — но не обязательно от того же цвета.

Аккадское warqu использовалось для описания и золота, и растительности, поэтому обозначало не только зеленый, но и желтый цвет.

В греческом языке было слово khlōrós, описывающее зеленый примерно таким же, как мы сейчас его воспринимаем, однако оно тоже обозначало не один конкретный оттенок, а сразу несколько. В китайском же современное значение «зеленого» появилось только в 1 тысячелетии до н. э.

Желтый

Ранних упоминаний оттенков желтого меньше. В египетском языке этот цвет иногда обозначало слово nbw («золотой»). Чтобы показать достаток и богатство, женщин изображали с желтоватым оттенком кожи, в то время как служанкам и молодым девушкам доставался красноватый тон. В аккадских текстах «золотой» тоже был метафорой желтого цвета. В греческом khrusós («золотой») и xanthós («желтый») встречаются почти одинаково часто.

Читайте также

Синий

Слова, обозначающие синий цвет, в аккадском (uqnu) и египетском (ḫsbḏ) также означали «лазурит»; то же происходило и в греческом языке (слово kuáneos греки позаимствовали из аккадского). Mefkhat в египетском означало не только «бирюза», но и «голубой». На протяжении 2 тысячелетия до н. э. эти слова чаще всего ассоциировались с материалами, а уже потом стали более абстрактными.

Может быть интересно

Материалы

В древности восприятие самой идеи цвета было иным. Наши предки выделяли цвета не согласно видимому спектру, а в связи с драгоценными камнями, красками и металлами. Уже отсюда они распространяли значения слов в другие сферы жизни — так появились абстрактные термины.

Яркий пример такой драгоценности — золото. В некоторых языках слово «золотой» подразумевает ассоциации в основном с желтыми частями спектра, но также с оранжевыми и даже красными. В современных же языках золотой цвет четко ассоциируется с желтым.

Камни, подарившие нам зеленоватые оттенки, стали известны людям примерно 10 тысяч лет назад. Лазурит появляется на юге и западе Азии начиная с 6 тысячелетия до н. э.; сердолик, бирюза и нефрит встречаются чуть позже в Европе и Китае; золото и серебро — в Европе и на Ближнем Востоке в 5 и 4 тысячелетиях до н. э.

Многие виды драгоценных материалов внесли свой вклад в понятия «блестящий» и «сверкающий». В частности, слово «белый» или «светлый» в шумерском (babbar) и египетском (ḥdj) языках означало «серебро». В греческом языке «серебро» передавалось словом «сияющий» (argos).

Слова «яркий», «блестящий» стали основой для многих слов, которые в итоге перешли в категорию абстрактных цветов. Иногда случалось и обратное, когда драгоценные материалы влияли на название цвета.

Например, шумерский термин sˇuba означал «агат», «драгоценный камень» и «блеск», kug — «серебро», а также «яркий» и «белый». В целом в древних языках идеи блеска и цвета возникали из ассоциаций с драгоценными материалами.

Читайте также:  Комната розового цвета какого цвета подобрать шторы

Даже если в языке существовали некоторые абстрактные цветовые значения, они менялись в угоду торговым отношениям. В средневековом коптском языке раннее египетское «белый» (ḥdj) заменили на ūbas (от слова «блестеть»), а hdj стало означать «серебристый». В микенском греческом языке традиционный eruthrós («красный») сменился словом phoînix — заимствованием от финикийцев, экспортировавших красную краску. Древнегреческий kúanos («синий») в микенский период стал означать «синяя эмаль».

Ученые считают, что история появления названий цветов не индивидуальна для каждого отдельного языка — они формировались по мере открытия новых материалов. Вначале стали использовать красный цвет (охру): первые найденные рисунки были сделаны 100 тысяч лет назад, задолго до появления самых ранних текстов. Красная и желтая охра, наряду с черной сажей, легко узнаваемы в пещерных росписях эпохи верхнего палеолита (примерно 35 тысяч лет назад). А вот зеленый и синий начинают появляться лишь десятки тысяч лет спустя. Нефрит стали использовать 10 тысяч лет назад в период неолита; золото, серебро, лазурит и сердолик появляются в раннем бронзовом веке, а бирюза — 4500 лет назад.

Восприятие цветов

На протяжении многих веков цветами интересовались совершенно разные социальные группы: ремесленники и торговцы тканями, красками и пигментами, геральдисты, художники, философы, физики, модельеры, поэты и т. д. Многие из них ввели свои названия цветов для решения конкретных задач. Однако лингвистическое кодирование цвета мало кого интересовало, пока в XIX веке британский премьер-министр Уильям Гладстон не заметил некоторые странности в том, как описаны цвета в «Илиаде» и «Одиссее».

Изучив тексты Гомера, политик пришел к выводу, что зрение у греков было недоразвитым.

По мнению Гладстона, цветовая гамма греческого эпоса оказалась крайне скудна и малопонятна: море и овцы были «цвета вина», мед был зеленым, как и испуганные лица людей; небо часто описывалось как бронзовое. Палитра Гомера ограничивалась только 5 цветами: металлический, черный, белый, желто-зеленый и красный. Но даже столетия спустя философ Эмпедокл полагал, что цветов всего 4: белый/светлый, темный/черный, красный и желтый. А философ Ксенофан упоминал радугу с 3 полосами: темно-фиолетовая, желто-зеленая и красная.

Для таких нестандартных описаний есть несколько объяснений. Существует много параметров оценки цвета, физические характеристики подразумевают разные оттенки, насыщенность и освещение. Цвета могут быть пастельными, яркими, темными и светлыми. Мария Микела Сасси, специалистка по древней философии, определяет три важных параметра для понимания греческих цветов:

  • значимость — связана с тем, как мы запрограммированы воспринимать цвета. Например, если красный для нас означает опасность, то его значимость для нас будет гораздо выше остальных;
  • событийность — субъективное переживание цвета, включая контекст, в котором он воспринимается (относительная яркость, освещение и т. д.), и его культурное значение;
  • эффект блеска и материал — рассеивающие и текстурные эффекты, возникающие в результате наблюдаемого типа поверхности.

Есть и другие причины. Да, практически все видят цвета одинаково, но цветовые термины в разных языках охватывают разные части спектра. Более того, границы между частями спектра могут сдвигаться достаточно сильно, поэтому то, что в одном языке будет одним цветом, в другом будет тремя. Вспомните: во многих европейских языках синий и голубой обозначаются одним словом, поэтому иностранцы в московском метро не понимают, зачем делать рядом две синие ветки. Да, они видят разницу между светлым и темным оттенком, но для них она не критична.

Для наших предков цвета были не только зрительным образом. Они включали в себя текстуру, оттенки и метафорические значения вроде темперамента.

Так, термин khloros передавал не только желто-зеленый цвет, но и влажность, текучесть, свежесть и жизнь — именно поэтому «зеленая» кровь означала всего лишь новизну и свежесть. То же самое относится к бронзовому небу. «Бронзовое небо» и «железная земля» появляются во многих текстах того периода, вводя образ неприветливости природы и тяжелой участи главных героев. Получается, что по сравнению с нами греки воспринимали цвета сильнее, ведь для них существовало целое измерение контекста и скрытого смысла каждого цвета.

Может быть интересно

Хотя Гладстон и ошибался насчет зрения греков, в чем-то он был прав. Ученые выяснили, что «цветовые» различия в языках не связаны с тем, как люди распознают и классифицируют цвета, но влияют на скорость их распознавания. Иначе говоря, язык участвует в когнитивных процессах.

Но даже если древние видели цвета по-другому, их безусловная заслуга — любовь к новым материалам. Не зря мы до сих пор очарованы драгоценными камнями и металлами: они значительно расширили границы того, как мы описываем мир вокруг себя. Кто знает, какой бы была история искусства, если бы древние египтяне не оценили красоту бирюзы, а оружие из нефрита со временем не превратилось бы в изящные украшения.

Источник