Меню

Как обработать шелк для цветов



Наш БЛОГ

Ц веты можно делать из различных материалов и в различных техниках. Для многих техник материалы (натуральный и искусственный шелк, хлопок, лен, синтетические ткани, кожу) требуется предварительно подготовить — аппретировать. Для этого используются специальные аппретирующие составы.

В этой обзорной статье мы рассмотрим известные и распространенные аппреты, такие как крахмал, желатин, ПВС, а также более современные варианты, такие как «Stiffy». У каждого из составов есть свои плюсы, минусы и области применения.

1. Крахмал , пожалуй, самое «древнее» аппретирующее средство, которым исторически обрабатывают хлопчатобумажные и льняные ткани. Ткани из хлопка используются в цветоделии редко, в небольших количествах: они не такие нарядные, как ткани из шелка, но иногда требуется именно матовая фактура. Обычно крахмалят светлые ткани, так как крахмал может оставлять белесые разводы.

Как готовят состав из крахмала: 1 столовую ложку крахмала разводят в небольшом количестве холодной воды, затем, непрерывно помешивая, добавляют стакан кипятка. Подготовленную ткань окунают в раствор, излишки которого снимают пальцами, так же как при обработке шелка желатином (см. видео ниже в этой статье).

Или вот такой рецепт из старинной книжки по рукоделию:
«…Крахмал приготавливают следующим образом. В небольшую кастрюлю наливают 2 стакана воды и доводят до кипения. Затем столовую ложку (с горкой) картофельной муки (крахмала) разводят в небольшом количестве холодной воды и тонкой струйкой, помешивая, вливают в кипящую воду. Должен получиться густой кисель без комочков. Если есть комочки, то горячий кисель процеживают через марлю.

Лоскут сухой ткани расстилают на клеенке и наносят на него рукой чуть остывший кисель. На первый лоскут кладут второй, всю процедуру повторяют снова и т. д. Прокрахмаленные лоскуты ткани снимают один за одним и, не выжимая, вешают на веревке, прихватив за края прищепками для белья. Можно крахмалить хлопчато­бумажные ткани другим способом: сухую ткань складывают и опускают в горячий крахмал (кисель), хорошо пропитывают, излишки крахмала отжимают пальцами и сушат на деревянных раздвижных рамах-пяльцах.»

2. Желатин чаще всего используют для обработки тканей из натурального шелка. Это самый доступный состав для обработки шелка — его можно купить практически в любом продуктовом магазине. Если есть выбор, то предпочтительней вариант от немецких производителей: такой желатин качественней — он растворяется быстрее и практически без остатка, то есть раствор не надо дополнительно процеживать.

Рецепт для состава из желатина: 2 чайные ложки желатина залить прохладной кипяченой водой и дать набухнуть в течение 2-4 часов, нагреть на водяной бане (не кипятить!) чтобы раствор стал прозрачным (если раствор получился с вкраплениями, то его нужно процедить).

Как правильно обработать ткань желатином можно узнать, посмотрев видеомастер-класс от ведущего преподавателя школы «SilkFlora» Анны Ушаковой:

Желатин полностью натуральный, экологичный продукт. Обработанные желатином ткани очень хорошо формуются. Атласы не теряют своего сияния. Из недостатков: нажелатиненые ткани плохо переносят влажность, тонкие ткани приобретают не всегда уместный блеск.

4. ПВС (Polyvinyl alcohol ) — поливиниловый спирт марки 16/1 — его раствор используется для шлихтования пряжи в ткацком производстве. ПВС именно этой марки (16/1) подходит для обработки ткани для цветов. Незаменим для обработки тканей из синтетических волокон.

Основное условие — соблюдение технологии приготовления раствора.

Рецепт состава из ПВС: для приготовления раствора взять 30 г. порошка ПВС, залить 500 мл теплой воды, оставить для набухания (минимум 30 мин.). Затем на паровой (водяной) бане, постоянно помешивая, довести раствор до прозрачного однородного вязкого состояния. Если необходимо, отфильтровать, и уже готовым теплым раствором обработать ткань (так же, как обрабатываем раствором желатина).

До полного растворения ПВС раствор нужно нагревать достаточно долго (более часа), непрерывно помешивая, чтобы в процессе испарения жидкости на поверхности не образовывалось пленки. Поэтому удобно готовить раствор ПВС в банке с крышкой: возьмите банку с металлической закручивающейся крышкой чуть большей по объему, чем предполагается приготовить раствора. Замочите в ней ПВС, после чего закройте крышкой и поставьте банку в кастрюлю, залейте водой комнатной температуры (уровень воды в кастрюле должнен быть приблизительно такой же, что и у раствора в банке). Поставьте кастрюлю на очень слабый огонь, нагревайте пока состав в банке не станет однородным и прозрачным. Периодически снимайте крышку и помешивайте состав (чтобы было удобно, не закручивайте крышку плотно, иначе ее будет сложно снять с горячей банки).

Обычная рецептура — 30 г сухого ПВС на 500 мл воды. Если необходима более жесткая обработка ткани, то воды берется вдвое меньше: 30 г ПВС на 250 мл воды. Для толстых тканей, бархата и велюра — наоборот, раствор делается менее концентрированный: 30 г ПВС на 750 мл воды.

ПВС не токсичен, он используется во многих областях, в том числе в медицинской и пищевой промышленности, но если у вас очень чувствительная кожа или вы склонны к аллергии, то при нанесении раствора на ткань используйте тонкие латексные перчатки.

Раствор ПВС при высыхании полностью прозрачен и не оставляет белесых разводов на ткани. Обработанная ткань хорошо формуется, не шуршит и неплохо переносит умеренную влажность воздуха (но под дождем носить цветочки все же не стоит). Основной недостаток ПВС в том, что он сильно снижает блеск у обработанных им атласных тканей.

Читайте также:  Цветок маленький с белыми цветами для клумбы

Легко спутать аббревиатуры ПВС и ПВА. Будьте внимательны: ПВА (ПолиВинилАцетат) — клей белого цвета, получил распространение именно в качестве клея.

Поливиниловый спирт (ПВС) и поливинилацетат (ПВА) — два химически разных вещества, и свойствами они обладают разными.

3. ПВА — белый клей, после высыхания становится практически прозрачным (прозрачность зависит от качества клея). В цветоделии ПВА, как пропитка для материалов, используется в основном при изготовления цветов из натуральной кожи: вырезанные детали пропитывают клеем и руками придают нужную форму.

Но некоторые мастера (например, Надежда Череда) используют ПВА и для обработки ткани из синтетических волокон (цитата):

«…Просто разводите в стакане воды 2 чайных ложки белого строительного ПВА (не канцелярского жидкого!) – и обрабатываете ткань этим раствором. Опять же нужно смотреть на сам ПВА и ту степень жесткости, которую хотите получить от ткани (поэтому концентрацию клея можно варьировать).»

«Цветочный эликсир»

Разработка рецепта от мастеров Полины Кузнецовой и Рины Царевой.
«…2 ст.л. клея ПВА, лучше всего фирмы «UHU», «Henkel», “Kleo”, т.к. от качества клея зависит качество эликсира + 200 мл воды. Залить в какой-нибудь посуде.
В другой посуде развести 1 ст.л. без горки обойного клея для бумажных обоев. Клей должен быть ТОЛЬКО импортного производства и обязательно для бумажных обоев. Лучше всего «Quelyd» или «Kleo» + 200 мл. воды.
Оба эти состава надо тщательно перемешать и оставить на 40 минут. Через 40 минул соединить их вместе. Опять тщательно перемешать и оставить минимум на 5 часов, а лучше на ночь.
Как настоится, поставить на тихий огонь и варить непрерывно помешивая. Варить надо, все время проверяя температуру пальцем. Как только станет слишком горячо, надо выключить, накрыть крышкой и оставить на 20 минут. Через 20 минут крышку открыть, состав процедить через двойной слой марли 2 раза и влить 50 — 70 мл. водки. Все, раствор готов для использования.
Окунайте в него ткань и сушите.
Если после просушки ткань кажется Вам слишком мягкой, то еще раз окуните в раствор и высушите.
После того, как ткань высохнет, обязательно прогладьте её очень горячим утюгом (атлас с изнаночной стороны) и сверните в рулон для хранения…»

5. Смеси . Каждый мастер стремится найти свой идеал. Вот, например, рецепт из книжки Екатерины Ракитянской:

«Разведите 1 ч. ложку кукурузного крахмала в 200 мл. воды. Смесь подогрейте и добавьте 1 ч.л. строительного клея ПВА («UHU», «Henkel», “Kleo”). Хорошо размешайте и обработайте ткань»
И еще один состав – микс из книги Екатерины Ракитянской :
«5-7 г желатина развести в 200 мл воды, подождать, пока желатин набухнет, после чего подогреть на плите. Добавить 3 чайные ложки строительного клея ПВА и 1 столовую ложку спирта. Все перемешать. Теплый состав нанести на ткань».

6. «Stiffy» — лидер нашего обзора. Готовый аппретирующий состав промышленного производства для обработки текстиля, производится в США. По сочетанию качеств он превосходит все перечисленные выше составы.

За подробностями о «Stiffy» и рецептуре (концентрации раствора именно для натурального шелка) адресуем вас к статье на сайте школы шелковой флористики «Silkflora» > Купить Stiffy вы можете в нашем магазине в разделе «клей и прочие спец.составы».

Рецепт для обработки ткани от школы SilkFlora выглядит так:

«Возьмите 10 мл (2 чайные ложки) состава Stiffy и добавьте к нему 60 мл воды комнатной температуры, хорошо размешайте – состав готов.

Дальше окунайте в раствор ткань и сушите ее точно таким же способом, как вы делали это и с другими составами (например с желатином).

Конечно вы можете поэкспериментировать с концентрацией.

По моим наблюдениям можно разводить Stiffy водой и в соотношении 1:10 – но тогда ткань получится уж очень мягкой.
Поэтому я рекомендую именно соотношение 1:6. При этой концентрации ткань по своим свойствам очень близка к японским тканям.»

Здесь просто перечислим его основные преимущества:

  • легкость приготовления и использования
  • не портит красивый атласный блеск ткани, как ПВС
  • не оставляет разводов, как ПВА и крахмал
  • не шуршит, как желатин
  • достаточно устойчив к влажности
  • обработанная ткань хорошо окрашивается
  • экономичен в использовании
  • можно приготовить небольшое количество раствора
  • легко подобрать и изменить концентрацию

Ткани из натурального отбеленного шелка и составы для обработки ткани«Stiffy» и ПВС, а также клей ПВА фирмы «UHU» вы можете приобрести в интернет-магазине www.Shop4hobby.ru

Автор статьи: Л.Ю. специально для shop4hobby.ru 5.07.2014 г.

Опубликовано: 11 июля 2014 Опубликовано в рубрике: Мастерская шелковых цветов

Источник

Мастер-класс Материалы и инструменты МК Как желатинить ткани для изготовления искусственных цветов Ткань

Приготовление желатина:
Две чайные ложки желатина высыпают в пустой чистый стакан и наливают
немного кипяченой холодной воды; дают постоять часа два, пока он не
разбухнет, а потом доливают стакан кипятком, все время помешивая.
Приготовленный материал кладут на тарелку или плоское блюдо и тампоном
из кусочка марли или кисточкой смачивают его теплым желатином. Сушить
ткань нужно так, чтобы она висела в один слой, а не вдвое иначе она
склеится и будет в этих местах некрасивой. Когда ткань совершенно
просохнет, ее проглаживают не очень горячим утюгом. Не надо сильно
желатинить и перекрахмаливать материал, иначе он будет жестким,
потеряет свою эластичность, цветы, сделанные из него, примут неживой
вид, будут походить на жестяные. Бархат крахмалят или желатинят в
натянутом виде, приколотым на рамку или в пяльцах. Слой наносят
осторожно на левую сторону материала, чтобы крахмал не проходил на
правую сторону бархата, иначе ворс склеится.

Читайте также:  Меховой воротник белого цвета

Можно крахмалить бархат и по-другому:
Слегка смазав левую сторону бархата желатином или клеем, на нее
накладывают слой марли или тонкого батиста (шелка, если в цветах будет
видна левая сторона) и вновь смазывают крахмалом или желатином. Дают
просохнуть в натянутом состоянии.

Обязательно! До обработки ткани желатином постирать кусок новой ткани в мыльном растворе, после просушки не гладить.
Затем, 3 чайные ложки желатина залить в небольшой емкости 200 мл.
холодной воды и дать настояться этому раствору не менее 1 часа. Затем,
посуду с раствором необходимо поставить на водяную баню, и постоянно
помешивая, нагреть до полного растворения комочков, но не доводить до
кипения!
Раствор готов, можно желатинить ткань. Опустить кусочек ткани в горячий
желатин и дать ткани полностью пропитаться. Затем вынуть ткань из
раствора и не отжимать, а лишь пропустить ткань между большим и
указательным пальцами, слегка нажимая на ткань и как бы снимая излишки
желатина в кастрюльку.
Теперь лоскуток ткани нужно аккуратно расправить и повесить над ванной
на тонкую нитку или леску в один ряд, закрепив ткань булавками за края
и дать высохнуть.
После просушки ткань не гладить!
Важно: для разных тканей применяются разные пропорции желатина, выше
приведена пропорция для натурального шелка, важно помнить, что чем
тоньше ткань, тем больше желатина для нее нужно, соответственно, чем
она толще, тем меньше.

Развести по рецепту на упаковке, как для приготовления желе. Это
примерно 20-60 г желатина на 1 л жидкости. Замочить не меньше чем на
час, потом растопить, но не доводить до кипения. Затем нанести на ткань
(при помощи нежесткой зубной щетки) и высушить.

Источник

Способы обработки ткани для шелковых цветов

В данной статье хочу рассказать о составах для обработки шелка, которые используются для подготовки ткани перед изготовлением цветов.

Чтобы детали из ткани держали форму, их нужно накрахмалить. Раствором желатина или крахмала обрабатывают только сухую окрашенную и выглаженную ткань.
Натуральные и искусственные шелка, ситцы, сатины, атласы крахмалят пищевым желатином, некоторые хлопчатобумажные ткани и бархат – желатином или картофельным крахмалом.

1. Желатин.

Существует два способа обработки ткани желатином:
1) Две чайные ложки желатина высыпают в пустой чистый стакан и наливают немного кипяченой холодной воды; дают постоять часа два, пока он не разбухнет, а потом доливают стакан кипятком, все время помешивая.
Приготовленный материал кладут на тарелку или плоское блюдо и тампоном из кусочка марли или кисточкой смачивают его теплым желатином. Сушить ткань нужно так, чтобы она висела в один слой. Ни в коем случае не вешать ткань перегнув пополам, в данном случае ткань склеится и станет не пригодной для работы. Когда ткань совершенно просохнет, ее проглаживают не очень горячим утюгом. Не надо сильно желатинить материал, иначе он будет жестким, потеряет свою эластичность, цветы, сделанные из него, примут неживой вид.

2) Готовим раствор:
3 чайные ложки желатина залить в небольшой емкости 200 мл холодной воды и дать настояться этому раствору не менее 1 часа. Затем посуду с раствором необходимо поставить на водяную баню и, постоянно помешивая, нагреть до полного растворения комочков, но не доводить до кипения!
Раствор готов, можно желатинить ткань. Опустить кусочек ткани в горячий желатин и дать ткани полностью пропитаться. Затем вынуть ткань из раствора и не отжимать, а лишь пропустить ткань между большим и указательным пальцами, слегка нажимая на ткань и как бы снимая излишки желатина в кастрюльку. Теперь лоскуток ткани нужно аккуратно расправить и повесить над ванной на тонкую нитку или леску в один ряд, закрепив ткань булавками за края и дать высохнуть.

Важно: для разных тканей применяются разные пропорции желатина, выше приведена пропорция для натурального шелка (атлас, ситец, вискоза), важно помнить, что чем тоньше ткань (туаль, фуляр, шифон, батист), тем больше желатина для нее нужно, соответственно, чем она толще (бархат), тем меньше.

Качественно сделанная ткань должна шуршать.
Если желатина было недостаточно или он оказался плохого качества, то ткань плохо держит нужную форму, а ее края лохматятся.
Если концентрация желатина оказалась слишком сильной, то на ткани образуются заломы, как на бумаге, и она тоже непригодна к работе.
Если вы неудачно обработали ткань желатином (слишком слабо или слишком сильно), не расстраивайтесь, а просто замочите ткань в холодной воде, отстирайте и повторите процесс обработки ткани желатином заново.

Данный раствор обладает своими плюсами и минусами:
«+» — главный его плюс — в доступности. Желатин продается практически во всех продуктовых магазинах. Стоимость — 10-20 руб. Я бы советовала, если вы выбираете для себя этот способ, использовать желатин фирмы Dr.Oetker. Пакет разводится на 200 мл воды. Раствор получается чистый, без осадка.

«+» — раствор достаточно просто приготавливается. Цветы хорошо обрабатываются и держат форму (очень хорошо изготавливать хризантемы и астры из ткани, обработанной желатином).

«-» — изделие плохо устойчиво к влаге, по крайней мере, по сравнению с другими способами обработки, кроме крахмала.

Читайте также:  Что за цвет дымчатый топаз

«-» — обработанная желатином синтетика приобретает «дешевый» блеск.

Кое-где отмечается, что желатин придает желтизну белой ткани, судить об этом точно не могу, т.к. мой опыт работы именно с желатином достаточно мал и у меня пожелтение ткани не наблюдалось.

2. Крахмал.

Раствор из крахмала готовят следующим способом: 1 столовую ложку картофельной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды и выливают в стакан кипятка, тщательно размешивая получившуюся смесь. Если образовались комочки, то кисель процеживают сквозь марлю.
Сухую ткань опускают в крахмал, смачивают в нем и расправляют, очищая от комочков. Можно сухую ткань разложить на столе (закрытом клеенкой) и толстой кистью (можно малярной) или губкой нанести на нее тонкий слой крахмала. На первый лоскут кладут второй и тоже смазывают крахмалом, затем третий и так далее. Потом лоскуты по одному, не отжимая, развешивают на веревке.

«+» — доступность и легкость приготовления.

«+» — не придает желтизну белым тканям.

«-» — изделие плохо устойчиво к влаге.

3. «Цветочный эликсир» Полины Кузнецовой.

С недавнего времени появился еще один способ обработки ткани, разработанный мастером Полиной Кузнецовой.

2 ст. л. клея ПВА, лучше всего фирмы «Henkel», «Kleo», «UHU», т.к. от качества клея зависит качество эликсира, + 200 мл воды. Залить в какой-нибудь посуде.
В другой посуде развести 1 ст.л. без горки обойного клея для бумажных обоев. Клей должен быть ТОЛЬКО импортного производства и обязательно для бумажных обоев. Лучше всего «Quelyd» или «Kleo», + 200 мл воды.
Оба эти состава надо тщательно перемешать и оставить на 40 минут. Через 40 минул соединить их вместе. Опять тщательно перемешать и оставить минимум на 5 часов, а лучше на ночь.
Как настоится, поставить на тихий огонь и варить непрерывно помешивая. Варить надо все время проверяя температуру пальцем. Как только станет слишком горячо, надо выключить, накрыть крышкой и оставить на 20 минут. Через 20 минут крышку открыть, состав процедить через двойной слой марли 2 раза и влить 50-70 мл водки. Все, раствор готов для использования.

Окунайте в него ткань и сушите.
Если после просушки ткань кажется вам слишком мягкой, то еще раз окуните в раствор и высушите.

После того, как ткань высохнет, обязательно прогладьте её очень горячим утюгом (атлас с изнаночной стороны) и сверните в рулон для хранения.

«+» — изделие более влагостойкое.

«+» — не дает желтизны белым тканям, как следствие может использоваться в свадебной флористике.

«+» — цветы хорошо обрабатываются и держат форму.

«+» — ткань после обработки приятная на ощупь, в связи с этим цветы не «хрустят» и не «шуршат», остаются мягкими.

Иногда остается легкий белый налет, но после крашения он исчезает.

4. ПВС.

Тем, кто обрабатывает ткань самостоятельно, я рекомендую именно его.

ПВС — поливиниловый спирт марки 16/1 или 20/1 — именно этой марки спирт подходит для изготовления цветов, на английском языке Polyvinyl alcohol (PVOH, PVA, or PVAl).
Не знающий человек может спутать аббревиатуру, как например ПВА — поливинилацетат — клей белого цвета, который тоже некоторые используютя для обработки ткани и кожи, но это уже совсем другой вопрос 🙂
Поливиниловый спирт (ПВС) и поливинилацетат (ПВА) два разных вещества. ПВА является полупродуктом для получения ПВС. и свойствами они обладают разными.
И вот прошло уже полгода, как я использую ПВС… Работая и экспериментируя с ПВС, определила конкретную пропорцию для каждой ткани, будь то шелк, крепдешин, атлас и т.д. и т.п., которой пользуюсь — для одной ткани больше, для другой — меньше. А главное правило — необходимо точно соблюсти процесс приготовления раствора.
Раствор ПВС — 30 г вещества (белый порошок ПВС) залить 500 мл воды, дать чуть постоять набухнуть (15-20 мин). затем на паровой бане, постоянно помешивая, довести раствор до прозрачного вязкого состояния. отфильтровать (мало ли какие примеси могут содержаться в данной расфасовке) и уже готовым раствором обработать ткань.

1 сл. ложка (30 г) на 500 мл — это основная моя концентрация, которой пользуюсь, если необходимо более жесткую ткань, то готовлю раствор 30 г на 250 мл воды, для толстых тканей и бархата, велюра менее концентрированный, т.е. 30 г на 750 мл воды.

«+» — этот способ обработки делает цветы наиболее влагоустойчивыми.

«+» — можно обрабатывать как натуральные, так и искусственные ткани, например, натуральные шелк и атлас, бархат и велюр на х/б основе, шерсть, трикотаж.

«+» — ткань после обработки цвет не меняет, без разводов, блеск не теряет и остается пластичной, не шуршит и очень приятная на ощупь.

«+» — цветы легко обрабатываются, принимая нужную форму.

«+» — цветок отлично держит форму.

«-» — малодоступность. В магазинах он не продается, можно заказывать только через интернет.

5. Клей Sfp-469 — состав для обработки ткани (производство Япония).

Попробую напишу, что это за зверь такой. Если кто-то пользовался, напишите, пожалуйста, в комментарии о вашем опыте.

«-» — малодоступность. Только через интернет.

И, конечно, есть готовые японские ткани, которые уже обработаны заводским составом. На сегодняшний день в работе я использую их.

Источник