Меню

Как подобрать локальный цвет



Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

Содержание:

Локальный и предметный цвет

Цвет воспринимается как свойство или качество объекта: трава зеленая, небо голубое, апельсин оранжевый и т. д. Всякий предмет имеет свой собственный цвет. Устойчивая связь цвета с предметом позволила дать обозначение отдельным цветам через названия соответствующих явлений или объектов. Но уже давно было замечено, что цвета предметов не обладают постоянством и значительно изменяются в зависимости от условий освещения, расстояния, с которого они воспринимаются, от окружения другими цветами. В результате возникло представление о предметном цвете, который обычно называют локальным, и цвете видимого излучения, то есть видимом или обусловленном цвете. «Локальный цвет — это тот цвет, которым окрашен предмет при рассеянном свете в пасмурный день, то есть цвет, максимально освобожденный от воздействия окружающих предметов, от рефлексов и освещения»; или «локальным цветом мы называем собственный цвет предмета, каким его видим, когда он по возможности освобожден от окружающих влияний». Локальному цвету Крымов противопоставляет видимый цвет, утверждая: «Живопись — это передача видимого материала».

В «Кратком словаре терминов изобразительного искусства» выражение «локальный цвет» дается в двух значениях. Во-первых: «Термин живописной практики, означающий цвет, характерный для окраски самого предмета. В зависимости от многочисленных (и прежде всего световых) условий видимая глазом окраска изменяется до бесконечности, однако в строгом соответствии с самой предметной окраской. Умение правдиво передать локальный цвет через закономерные его изменения — важное требование в практике реалистической живописи». Во-вторых: «Локальным цветом живописцы называют также передачу предметной окраски почти однородным цветовым пятном, которое варьируется по светосиле, но лишено важнейших цветовых оттенков, соответствующих условиям освещения в натуре». Таким образом, одним термином обозначаются два разных понятия, одно из которых относится к сфере восприятия цвета в натуре, другое — к области живописной практики.

Живопись всегда стремится к передаче предметного цвета — и тогда, когда она понимает цвет как свойство предмета, вне учета действия на него окружающей среды, и тогда, когда она выражает его с точки зрения реально существующих условий цвета, то есть когда учитывает все многообразие моментов, влияющих на восприятие цвета.

Термин «локальный цвет», на наш взгляд, мало удобен, потому что если понимать его, как Крымов — то цвет будет всегда локальный, если более широко — то он никогда не может быть локальным.

В сущности, предметный цвет и цвет видимого излучения — две формы восприятия цвета лишь различной направленности; поэтому, как справедливо замечает Н. Волков, неверно предметный цвет противопоставлять видимому или знаемому. Но различие между ними чрезвычайно важно.

Предметный цвет — это объективно присущее предмету свойство, о котором мы знаем, которое всегда помним и которое зрительно воспринимаем в разнообразных условиях. Предметный цвет не без основания некоторые авторы называют «памятным» цветом, ибо действительно наше сознание многие предметы связывает всегда с определенным цветом. На внезапный вопрос — «какого цвета трава?» мы не ответим «оранжевая» или «желтая», хотя она и может быть такой, а скажем — «зеленая». Представление о предметном цвете как цвете, освобожденном от условий восприятия, требует известного напряжения, известной абстрагированности для развитого глаза; оно более естественно и привычно для неразвитого.

Передача предметного цвета всегда была одной из главных задач в работе живописца и зависела от эстетических норм, развития техники живописи, мастерства художника. Мастера Возрождения представляли себе цвет как постоянное и неизменное свойство вещей, которое они выражали одной какой-либо краской, моделированной лишь по светлоте — то есть, затемняя ее черным в тени и высветляя в свету белилами.

Читайте также:  Красноухая черепашка зеленого цвету 1

Это был один из способов передачи предметного цвета. Другой, появившийся позже, учитывал изменения в цвете предмета, происходящие вследствие изменения структуры поверхности и условий освещения. Здесь мы уже видим различные градации цвета не только по светлоте, но и по цветовому тону. В первом случае принято говорить о локальном цвете, во втором — о живописном. Оба приема, однако, направлены на то, чтобы передать предметный цвет. Когда мы смотрим на снег, написанный таким художником-колористом, как Суриков или Серов, то, пристально вглядываясь, найдем меньше всего белил и вместо того желтые, синие, фиолетовые тона, которые в целом тем не менее воспринимаются нами как белый снег. То же можно показать на примере теней на снегу. У неопытного живописца они воспринимаются как разлитые чернила, у художника-колориста за насыщенной синей краской мы также видим белый снег.

Отказ от предметности цвета наметился уже у неоимпрессионистов, которые, развивая традиции импрессионистов, уже полностью прекратили смешивать краски, считая, что это ослабляет чистоту цвета, лишает его выразительности. На первый план у них выходит самодовлеющая роль краски и цвета; все другие функции отодвигаются назад. Однако цветовое решение у них еще соответствует сюжету, передает эмоциональное состояние и тем самым как-то еще связано с предметом.

Абстракционизм, отказываясь от предметности изображения, порывает с предметным цветом вообще и стремится создать красочные гармонии из пятен абстрактного цвета. Реалистическая живопись, сохраняя предметность цвета, создает свои закономерности цветового строя — не копирует механически природные, но подчиняет их законам художественной логики.

В отличие от предметного локальный цвет есть качество красочного пятна, характеризующегося или полной однородностью цветового тона, или модифицированного только в направлении светлоты. Такое понимание отражается в уже цитированных нами словах Альберти: «Для живописца белое и черное выражают свет и тень, и . все прочие цвета для живописца — как бы материя, к которой он прибавляет больше или меньше тени или света».

Локальный цвет — это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную часть, и не принимающая во внимание взаимодействие рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда несколько условны.

Локальным цветом мы называем и такую раскраску, когда в изображении не разделяются освещенная и затененная части, когда оно представляет собой плоское красочное пятно.

Локальный цвет не всегда выражает предметный цвет и может заключать в себе условную символическую значимость, как, например, в древнерусской живописи.

Источник

Презентация по композиции: «Локальный цвет.Нюанс.Среда.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Локальный цвет. Нюанс. Среда. Преподаватель: Алина Юрьевна

Сегодня мы познакомимся с такими понятиями, как «локальный цвет», «среда», «нюанс». Рассмотрите предметы в нашем классе. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: стол – коричневый, доска-зеленая и.т.д. В природе все предметы имеют цветовую окраску. Присущий предмету природный цвет и будет являться предметным или локальным.

Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием солнца. (собственный цвет предмета, без влияния на него реального окружения)

Читайте также:  Кал цвета хаки что это

На примере яркого лимона мы сейчас с вами убедимся в том, что на локальный цвет предмета, в данном случае на желтый цвет влияет световоздушная среда. * *Световоздушная среда – это заполнение пространства живописного полотна изображением различных атмосферных состояний природы (туман, дождь, снег, солнечный свет).

Есть закономерности влияния определенных источников света на локальный цвет предметов. Например, известно, что при освещении солнцем все предметы становятся светлее, как бы белесыми, блеклыми, причем, утреннее солнце придает вполне заметный теплый розоватый оттенок, дневное солнце дает оттенок уже золотистого цвета, а вечернее добавляет оранжевый, даже красноватый оттенок.

Как вы думаете, какое солнце (утреннее, дневное или вечернее) светит на картинке?

А теперь посмотрим как выглядит лимон, когда он освещен светом яркой луны.

Яркая луна придает голубовато-зеленоватый оттенок, свет свечи или другого открытого пламени добавляет предмету оранжевые тона. Но лучше всего локальный цвет предметов проявляется при освещении их рассеянным дневным свете, когда на небе легкая прозрачная облачность, свет мягкий и ровный. При таком освещении собственный (локальный) цвет предмета лучше ощущается на освещенных участках, чем на участках тени или полутени.

И так, мы с вами должны сделать вывод: под воздействием чего изменяется локальный цвет предмета?

Правильно: (под воздействием освещения)

И так мы узнали, что такое локальный цвет и как он изменяется под воздействием среды. А теперь скажите мне: чем работают художники-живописцы? (красками) Краски – это цвет, а цвет – это душа живописи. Для того, чтобы передать богатство и красоту окружающего мира художник и пишет теми цветами, который он воспринимает в определенной среде. Локальный цвет, и цвет воспринимаемый живописцем-не одинаковы. Если, например, в картине снег написать только белым цветом, впечатления снега не будет-будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет множество оттенков — розовых, голубых, фиолетовых. Посмотрите, как написан снег в картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»!

В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

Нюанс — это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме. Нюанс в живописи – это сближение цвето — тональных отношений. Художнику совсем не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный.

Задание 1. Рисуем ткань (драпировку) без складок. (гуашь/акварель, формат А4)

Перед вами освещенная ткань. Локальный цвет ткани: синий или коричневый. Но, обратите внимание, как изменяется цвет в зависимости от того, как рассеивается цвет по плоскости тканей. Чем ближе к освещению, тем цвет ткани ярче, теплее, и чем дальше, тем цвет становится спокойнее и темнее. Обратите внимание, как плавно переходит цвет и тон ткани от светлого к темному, от яркого, сочного коричневого, до более спокойного, и так же в синей ткани.

Задание 2. Рисуем нюансный зимний пейзаж. (гуашь/акварель, формат А4)

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Принять участие

Инклюзия в современном обществе и ее роль в социализации

  • Свидетельство каждому участнику

идёт регистрация Успейте записаться до 2 февраля!

Наглядное пособие для детей дополнительного образования в детских школах искусств. В данной презентации ребята смогут познакомиться с такими понятиями, как «локальный цвет», «среда», «нюанс».

Читайте также:  Цвет цоколя у белого дома

А так же попрактиковать некоторые упражнения прямо на уроке и на готовых примерах посмотреть будущее домашнее задание.

Номер материала: ДБ-1095787

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ

Локальный цвет — условный цвет, соответствующий окраске изображаемых объектов в живописи. Локальный цвет — это доминирующий оттенок, без учёта влияния на предмет света, рефлексов от окружения, расположения предмета в пространстве и т.д.. То есть, это неизменный от условий цвет, присущий самому предмету.

В живописи локальный цвет проявляется в полутенях (не в условиях прямого света и не в теневой части). Для художника-живописца локальный цвет является базовым при написании определённого объекта действительности. К замесу локального цвета художник добавляет оттенки, необходимые для придания картине иллюзии глубины пространства, цветового качества среды, а также для формы и объёма самого предмета.
Само понятие “локальный цвет” приписывают Леонардо да Винчи, который упоминает его в своей книге “Трактат о живописи”.
Изменённый, в зависимости от среды и освещения локальный цвет, называют в живописи обусловленным цветом.
Использование локального цвета в живописи в чистом и изменённом виде было распространено в эпоху европейского Средневековья, в ранний период эпохи Возрождения, в классицизме. Утраченный в живописи импрессионистов, локальный цвет был вновь открыт в живописи XX века. Сейчас это понятие применяется и используется художниками, работающими в реалистической и академической манере живописи.

Лишённый оттенков базовый цвет изображаемых объектов отличается от категоричного понимания цвета и проявления его в детском творчестве. Локальный цвет в живописи профессиональных художников — это не чистый цвет из банки с краской, а точно подобранный оттенок цвета, характерный для общей окраски конкретного предмета или объекта (цвет лица, цвет драпировки, цвет воды). Точное соответствие замеса краски локальному цвету предмета художники называют “попадание в цвет” (“попасть в цвет”). Определение на глаз локального цвета предмета и умение выполнить необходимый цветовой замес краски, а также тактично применить его в живописи и обогатить необходимыми оттенками цвета — задача художника-живописца и показатель его опыта и мастерства.

Использовалась литература:

1. “Популярная художественная энциклопедия”. Под ред. Полевого В.М.. — Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.
2. Российский гуманитарный энциклопедический словарь.

3. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
4. Дж. Аристид “Уроки классической живописи”. — М.: МИФ, 2017.
5. Волков Н.Н. “Цвет в живописи”. — М.: Искусство, 1984.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Источник