Красный цвет: история оттенков красного цвета
Что означают оттенки самого яркого цвета, какой заморский продукт в Средневековой Европе ценили лишь ненамного меньше золота и серебра и в чем проблема картин Ван Гога.
Красный цвет — третий по популярности после черного и белого, его знали и использовали уже в первобытном обществе. На Западе он ассоциируется с привлекательностью и любовными приключениями, в странах Азии — с плодородием и удачей, а в Европе — с духовенством и аристократией. И у каждого его оттенка есть своя интересная история.
Краткая история красного цвета
Красная охра: пещеры Альтамиры
Один из древнейших оттенков красного — охра. Материал, из которого ее получали, лежит буквально под ногами — это глина с вкраплениями гематита (красный оттенок) или лимонита (желтый оттенок). Из-за своей доступности охра вместе с черным и белым стала главным цветом художников палеолита. Образцы наскальной живописи того времени сохранились, например, в пещере Альтамира в Испании, и им примерно 15 000 — 16 500 лет!
В Древнем Египте охру тоже знали и любили — ее следы были найдены на стенах гробницы Тутанхамона. Кроме того, краску применяли в косметических целях, подчеркивая губы и щеки. В Древнем Китае охру применяли в производстве керамики.
Киноварь: Помпеи
Оттенок от алого до кирпичного был назван в честь минерала, из которого его производили, — киновари, или сульфида ртути. В Древнем Риме киноварь добывали как собственно для получения ртути (ее в минерале около 86%), так и для производства пигмента. Последний обладал токсичными свойствами, но тем не менее пользовался популярностью. Более того, высоко ценился римлянами: киноварь была на порядок дороже других красок и использовалась для украшения стен жилища — примеры росписи и фресковой живописи сохранились на стенах Помпеи.
С XII века киноварь начали использовать и в Китае: ее добавляли в лаковые резные изделия. А чуть позже появился другой оттенок — вермилион, который тоже переводится как «киноварь», но подразумевает под собой иной тон.
Кармин: ацтеки
Наибольшее распространение кармин получил в XVI веке, когда испанские конкистадоры обратили внимание на яркие малиновые оттенки, используемые ацтеками. Цвет был настолько популярен, что кошенильные червецы, из которых его изготавливали, заняли третье место среди импортных продуктов в Европе после золота и серебра. Многие европейские аристократы носили одежду, окрашенную кошенилью, поскольку она давала необыкновенно красивый цвет.
Художники XV–XVI веков, включая Вермеера, Веласкеса и Рембрандта, также высоко ценили кармин за его насыщенный, глубокий оттенок и использовали в своих работах. Но и у этой краски нашелся минус: она меняла цвет при воздействии света.
Малиновый
Этот оттенок красного получали из высушенных тел дубовых червецов — кермесов, которых специально собирали для производства красок и красителей. Постепенно, с появлением кармина, который также делали из насекомых (кошенили), тон утратил свою популярность. Дело в том, что для производства одинакового по интенсивности цвета требовалось в 12 раз больше кермесов, чем кошенили. Первый цвет часто называют «натуральным малиновым», чтобы отличать от второго.
Вермилион: Тициан
Считается, что Китай первый начал производить вермилион (синтетическую киноварь) — возможно, еще в IV веке до н. э. Этот цвет, символизирующий жизнь и удачу, имел большое значение для культуры страны, так что его прозвали «китайский красный». Вермилион использовался для росписи храмов, экипажей императора, а также при изготовлении книг. В Средние века цена краски была сравнима со стоимостью сусального золота, поэтому ее использовали только для самых важных рукописей.
Чуть позже арабские алхимики привезли краску в Европу, где она получила большую популярность среди художников эпохи Возрождения. Особенно ее любил Тициан — крупнейший итальянский живописец. Однако, помимо токсичности и высокой стоимости краски, нашелся еще один недостаток: со временем пигмент изменял свой цвет, становясь темнее. Так что художникам в итоге пришлось перейти на кадмий.
Свинцовый сурик: Ван Гог
Еще один высокотоксичный краситель, который впервые был изготовлен в Китае во времена империи Хань (206 год до н. э.— 220 год н. э.). Сурик считается одной из первых синтетических красок, потому что для его изготовления обжигали свинцовые белила: чем дольше их грели, тем оранжевее становился цвет.
Его применяли в средневековых рукописях, персидской и индийской живописи. Кстати, краска имеет и второе название — «миниум», от которого, собственно, произошло слово «миниатюра». Большим поклонником сурика был Винсент Ван Гог. Вполне вероятно, что вопрос был не только в эстетике, но и в цене краски, стоившей дешевле киновари, — художник был всегда крайне беден. К сожалению, сурик выцветает со временем, в результате чего красный на картинах Ван Гога исчезает.
Кадмий: Матисс
Кадмий получил большое распространение в XX веке из-за своей доступной цены и стойкости цвета. Анри Матисс стал одним из первых известных художников, которые начали использовать его в своих работах. Также его использовали Поль Гоген и Макс Эрнст.
Кадмий и его соединения ядовиты. В 2014 году Европейский союз хотел запретить использование красителя из-за возможной опасности: считалось, что при промывке кисточек он загрязняет воду токсичными веществами. Однако дальнейшие исследования показали, что опасения были напрасны, и краска продолжает занимать значительное место в палитре современных художников.
Китайский красный: Кристиан Лубутен
Оттенки красного цвета всегда имели большое значение в модной индустрии, но китайский красный (отличный от вермилиона) занял особое место, когда в 1992 году Кристиан Лубутен представил миру обувь с красной подошвой.
Туфли, которые сейчас считаются эталоном стиля, получились совершенно случайно: работая над моделью, дизайнер чувствовал, что в ней не хватает изюминки. Когда его взгляд нечаянно упал на ярко-красные ногти помощницы, решение было найдено. Так подошва модельных туфель стала красной.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Афоризмы (186)
- История вещей (61)
- (0)
- Весна и лето (37)
- Гороскопы и гадание (89)
- Достопримечательности (279)
- Необычные памятники, дома (119)
- Еда, фрукты (127)
- Здоровье и красота (215)
- Диеты (27)
- Лекарства и витамины (21)
- Зима (82)
- Знаменитые люди (373)
- Игры и головоломки (96)
- Интересное (523)
- Интересные сайты (131)
- Камни (35)
- Интернет и компьютер (201)
- Искусство (676)
- Современное искусство (94)
- Архитектура (75)
- Екатерина Рождественская (8)
- Живопись (188)
- Прикладное искусство (53)
- История (374)
- История России и СССР (80)
- Календарь (43)
- Картинки (158)
- Кино (206)
- Коллекция ссылок (114)
- Кошки (120)
- Красота и мода (113)
- Креатив (57)
- Кулинария (299)
- Выпечка и сладкое (56)
- Мясо и рыба (44)
- Салаты, закуски (55)
- Украшение блюд (20)
- Легенды о цветах (33)
- ЛиРу (186)
- Оформление дневника (55)
- Литература (332)
- Библиотеки и списки (45)
- Литературные герои (40)
- Слова (92)
- Мифы и легенды (161)
- Символы года (62)
- Музыка, песни (148)
- Наука, техника, космос (175)
- Научные опыты и знания (13)
- Необычное (60)
- Новый год (227)
- НГ рецепты (18)
- Новый год в мире (4)
- Новогодние традиции (22)
- Осень (56)
- Петербург (326)
- Мой Петербург (113)
- Полезное (202)
- Флайледи и дом (27)
- Праздники (149)
- Природа (252)
- Сады и парки (80)
- Притчи (43)
- Психология (152)
- Разное (83)
- Рамки и фоны (49)
- Справочники (77)
- Стихи (378)
- Классика (42)
- Советская поэзия (22)
- Стихи детям (14)
- Стихи женщинам (39)
- Страны и города (326)
- Замки и дворцы (35)
- Тесты (214)
- Рейтинги и Топы (168)
- Чудеса света (24)
- Удивительное (30)
- Факты (77)
- Фотоподборки (164)
- Фотопрогулки (100)
- Цвет (42)
- Цветы (194)
- Юмор (293)
- Явления природы (30)
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Почему так называются? Цвета и оттенки
НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ
О происхождении названий основных цветов и некоторых оттенков
Мы живем в ярком разноцветном мире.Цвета и оттенки окружают нас повсюду, и давновошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, цвета радуги и окружающей нас природы.
Обозначение цвета, краски делят на две группы — древние (такие, как «белые» и «черные») и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, — они пришли из других языков.
Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, чёрный — с тёмным морем, красный — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, оранжевый — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, синий связан с сиянием неба, моря, фиолетовый – с цветом фиалки.
Белый.
Когда — то очень давно ( в общеиндоевропейском языке) существовал корень bhe; он имел значение «сиять», «блистать». Помните, слово береза тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось «белый», а от него и белье, и белка, и многие другие слова.
Чёрный цвет.
Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».
Красный
Красный— значит «прекрасный, красивый«. В древнерусском языке у слова «красный» было именно такое значение: «красна девица», «не красна изба углами, а красна пирогами» и т.п. Цветовое значение слова развилось только в русском языке, примерно с конца XIV века; до этого оттенки красного цвета обозначались прилагательными «червонный», «алый», «кумачовый«.
Червонный цвет.
Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» образовано от слова «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.
Алый цвет.
Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет.
Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, как многие слова с буквы «А»). А то, что у нас оно стало значить «ярко — красный», вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».
Багровый и багряный.
Красную краску, иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный, багрец.
Багровым называют густой красный цвет, а багряным — чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево — багряный закат.
Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.
Бордовый. От бордо в значении «темно — красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, «темно — красный», «цвет вина бордо» (изготавливаемого в Бордо).
(Вспомнила оттенки краски для волос: божоле, бургундское…)
Зелёный цвет.
«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».
Жёлтый и Золотой
Как уже было сказано, слово «жёлтый» имеет общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола» (т.к. зола серо-желтая).
Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники». Со временем представления о цвете часто меняются. а древнее чередование г/з восходит еще к индоевропейской эпохе.
В литовском языке, например, «золотой» будет желтас, и вспомним германское Gold — «золото».
Голубой
Этимология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.
Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-синий. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.
Синий— однокоренное слово со словом «сиять». Первоначально оно и обозначало «сияющий, сверкающий». В древнерусских памятниках это слово встречается в значении «темный, черный» (сияние слепит глаза!). Значение синего цвета, возможно, появилось под влиянием цвета неба, на котором сияет солнце, и моря, сияющего под солнечными лучами (например, в сербохорватском языке словом сињи называют только цвет моря).
Фиолетовый цвет.
История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».
Сиреневый, Лиловый
Какфиолетовый — восходит к латинскому viola — «фиалка», так слова «сиреневый» и «лиловый» образованы от русского и французского (lilas) названий сирени.
Пурпурный— изначально слово служило совсем не для обозначения цвета. Так назывались улитки определенного вида, водившиеся в Средиземном море. Именно им и соответствовали греч. πορφύρα и позднее лат. purpura. Улитки обладали красящими свойствами, но не только это определило уникальную роль этих моллюсков в истории развития лексики цветонаименований индоевропейских языков. (можно пурпурный называть (по-русски) — «порфирный»)
Маджента (фуксин) — один из первых анилиновых красителей, был создан после битвы (англ.) под Маджента (англ.) (1859) в северной Италии, отсюда его название
Серый— слово того же корня, что и «седой», только древние суффиксы у них разные: в слове «седой» — суффикс -д- (как в прилагательных «гнедой», «бледный»), а в слове «серый» — суффикс -р- (как в «старый», «добрый»).
Серебряный цвет- цвет серебра
Очевидно, что рус. серебро, польск. и болг. Сребро восходят к праславянскому *sьrebro, которое имеет соответствия в балтийских (лит. Sidabras) и германских ( нем. Silber, англ. silver) языках. Дальнейшая этимология неясна, предполагают либо сближение с анатолийским subau-ro «блестящий», либо раннее заимствование из языков Ближнего Востока: ср. аккад. sarpu «очищенное серебро».
Коричневый — встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова «корица», а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова «кора».
Бежевый — слово заимствовано в XX веке. Французское beige [беж] первоначально означало «цвета неокрашенной, неотбеленной шерсти».
Болотный цвет.
Казалось бы, «цвета болота». Но какого цвета болото? Под словом «болотный» мы чаще всего понимаем коричневато-зеленый. Однако наши предки словами, родственными слову «болото», обозначали совсем другие цвета. Древнее индоевропейское слово baltas (именно так в свое время выглядело слово «болото») было прилагательным со начением «белый». Именно в таком виде и с таким значением оно сохранилось до сих пор в литовском языке; возможно, что самих литовцев, а также латышей и некоторые другие народы называли балтами именно за светлый цвет глаз и волос. Почему «болото» — белое? Это связано с белесым цветом болотистой почвы или с белесоватым цветом болотной травы.
Вот так и появились названия цветов.
А оттенков у цветов – тысячи, и старинных и новых.
Есть оттенки, названия которых образованы от названий плодов, растений, минералов: малиновый, фисташковый, фуксия, коралловый, бирюзовый, аметистовый.
Есть и такие необычные названия, как цвет яиц дрозда, циннвальдитовый, звезды в шоке, цвет бедра испуганной нимфы, лягушки в обмороке и др.
Составлены словари оттенков, вот здесь рассказ о поиске цветов и оттенков на Яндексе и словарь.
Рубрики: | Цвет |
Метки: цвет цвета цвета радуги оттенки этимология
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник