Советы от профессиональных флористов: как уменьшить списания цветов и упаковки
Проверьте, используют ли их ваши флористы
Собственница цветочного проекта «Букетная»
Катя Кащеева
У каждого цветочного магазина своя норма списания, но практически всегда ее можно снизить. Если в неделю он закупает цветов на 100 000 рублей, то снижение списаний с 15 до 10% высвободит 20 тысяч рублей в месяц. А этих денег хватит на годовую оплату интернета.
Спросили у профессиональных флористов, как они уменьшают списания. Вы можете взять себе эти приемы в работу.
В первую очередь продавайте цветы из более ранних поставок
Некоторые неопытные флористы любят собирать букет из только привезенных цветов. Ранняя поставка простаивает и через какое-то время отправляется в утиль.
Чтобы такого не было, объясните флористам, что в вашем цветочном сначала продают раннюю поставку. Для того чтобы они не путали разные поставки одного цветка между собой, ставьте их в отдельные вазы и приклеивайте стикер с датой поставки.
Устали от списаний и низких продаж?
Оставьте заявку и мы покажем, как с помощью программы учета подобрать ассортимент для магазина. С Посифлорой вы всегда знаете, какие товары и в каком количестве закупить
Что делать, если не успеваете распродать какой-то цветок?
Например, снизились темпы продаж или вы закупили много цветка по акции. В этом случае важна слаженная работа маркетинга и флористов:
- Сделайте скидку на этот цветок и расскажите об этом в соцсетях.
- Объясните флористам, чтобы чаще предлагали этот цветок в букетах.
Можно сделать настолько крупную скидку, что продажа всей поставки будет не выгоднее продажи более мелкой партии по прежней цене. Здесь выигрыш не в деньгах, а в лояльности клиентов: они видят, что в вашем цветочном букеты такого же качества дешевле, чем у других. И охотнее придут в следующий раз к вам.
Сразу подавайте претензии на порченые цветы
Иногда от поставщиков приходят испорченные цветы: перезревшие или с плесенью. На такие цветы поставщик принимает претензии в течение суток. Претензия — жалоба на качество товара.
У каждого поставщика своя форма претензии: у кого-то это сложные документы на подпись, а кому-то достаточно скинуть фото в мессенджер. Если поставщик согласится с претензией, он вернет деньги за испорченные цветы.
В дорогих цветочных в каждой смене есть флорист, ответственный за разбор и сортировку поставки. Он принимает товар от водителя, подписывает акты и просматривает каждую пачку стеблей. Если в какой-то пачке испорченные цветы — он знает, что нужно составить претензию поставщику, и отправляет ее сам или через закупщика.
На КПД сортировки влияет опытность флориста. Некоторые цветы с виду ничего, а через два дня умирают. Бывалый флорист обнаружит такие цветы и заблаговременно отправит претензию, через неопытного они проскочат.
Следите за поставками. Если закупками занимаетесь вы — не забывайте проверять цветы и в случае чего отправлять претензии. Если закупками занимается кто-то другой, проследите, чтобы он делал то же самое.
Подписка на новые статьи
Используйте сломанные цветы
У некоторых цветов непрочные стебли, и они часто обламываются при транспортировке. Такое часто случается с гвоздиками и розами. Отправить претензию на такие цветы не получится — поставщики заранее предупреждают, что эти риски не возмещают.
Иногда цветы ломаются и во время работы, если неосторожно отрезали или надавили на стебель. В букетах использовать его не получится, зато можно в корзинках и других авторских композициях. В них короткий стебель смотрится уместно и красиво.
Отпаивайте цветы после доставки
Цветы на доставку хранятся в особых условиях: их обрабатывают специальным газом, содержат в темноте и в холоде. Перед тем как ставить цветок в холодильник или продавать, его нужно правильно вывести из режима спячки — отпоить.
Отпоить — значит восстановить водный баланс цветка после транспортировки. Время восстановления у всех цветов разное.
Только после того, как цветок напьется, с ним можно работать — зачищать от листвы, обрабатывать, ставить в холодильник или на витрину.
У каждого цветка свои тонкости отпаивания:
- Розам нравится высокий уровень воды — половина стебля в воде. И лучше ставить их в воду в пачке. Некоторые садовые розы имеют большие бутоны и тонкие стебли. Если сразу открыть пачку, они могут поломаться.
- Ранункулюс и анемоны не любят высокий уровень — им хватит пяти сантиметров.
- У тюльпанов искривляется стебель во время отпаивания — перед тем как ставить в воду, его нужно зафиксировать в ровном положении, например, плотно обернуть бумагой.
В интернете много советов относительно отпаивания цветов. Базовую информацию про отпаивание можно узнать на флористических курсах. Но тонкости можно познать только через практику и опыт.
Храните цветы правильно
Чем лучше содержится цветок, тем дольше его срок жизни в вазе.
Правильное хранение цветов — меры для создания идеальных условий для каждого вида цветка с учетом его индивидуальных особенностей: температуры, влажности, уровня воды.
Разберем каждую сторону правильного хранения.
Обновление среза. Чтобы цветок дольше стоял, обновляйте срез каждый день. Отрезать нужно совсем немного. Для большинства цветов оптимальный угол среза — 45 градусов. Следите за чистотой и остротой инструмента.
Персональные условия хранения для каждого цветка — при каком уровне воды его нужно хранить и можно ли ставить в холодильник.
Температура в холодильнике распределена неравномерно. Например, у выхода на нижних полках теплее (8−12 ℃) — туда можно поставить туберозы, эуфорбии, хризантемы.
Кстати, уровень воды при хранении и во время отпаивания может различается.
Тропические цветы, например, антуриум, фаленопсис и орхидея цимбидиум, не терпят холода. В холодильнике они скукожатся и покроются темными пятнами.
Уход за вазами, ведрами и холодильником. Если не следить за местом, где хранятся цветы, там обязательно появятся бактерии, плесень и грибок. Они ускоряют старение цветка, а с плесенью он испортится за день. Кроме того, споры плесени легко могут перенестись на здоровый цветок и очень быстро его погубят.
Чтобы такого не допустить, у опытных флористов есть правила ухода за местами хранения:
- Кварцевание и мытье холодильника. Время кварцевания зависит от площади холодильника, обычно хватает 20 минут в неделю. В этот момент из холодильника достаются все цветы.
- Мытье холодильника. Хотя бы раз в неделю в холодильнике нужно проводить уборку: мыть пол, стены, потолок, протирать оборудование.
- Мытье ваз и ведер. Если не мыть, постепенно образуется склизкий налет — рассадник бактерий. Нужно мыть каждый раз при смене воды и перед каждой новой поставкой. В качестве моющего средства подойдет «Доместос» или клинер от Chrysal.
- Смена воды в вазах. Воду нужно менять каждый день. Но если используете Chrysal — специальное средство, которое уничтожает бактерии и питает цветок, — воду можно не менять, пока она не начнет мутнеть.
Дезинфекция инструментов. Грязные инструменты помогают бактериям и плесени распространяться. Например, споры плесени с цветка могут попасть на секатор, а с него на другой цветок.
Флористы дезинфицируют инструменты в конце смены спиртом или другим обеззараживающим средством.
Зачистка листвы. Опытные флористы удаляют листву ниже уровня воды.
- Когда листва под водой, на ней размножаются бактерии. Листья подгнивают, а за ними гнить начинают стебли.
- Листья забирают часть воды себе. Чем больше листьев, тем хуже вода поступают к бутону — от недостатка воды он быстрее завянет.
Поэтому все листья ниже воды нужно удалять. А если цветок предпочитает низкий уровень воды, то оставлять их немного.
Осторожно пользуйтесь реанимацией или не пользуйтесь совсем
Реанимация — шоковая терапия, которая возвращает старому цветку товарный вид на небольшое время. Внешне он станет лучше, но жизнь это не продлевает. У покупателя он может завянуть на следующий день.
По этому поводу есть куча противоречивых слухов. Например, такой: если поставить гортензию в кипяток на 5 см, а потом отрезать часть стебля, которая была в воде и перенести в холодную воду, то цветок станет красивее.
Или вот еще пример сомнительной информации: добавление кока-колы, аспирина или лимонной кислоты в воду продлевает жизнь цветку. Почитайте, почему это не работает, в статье Moscow Flower School.
Но даже если найти работающий способ, реанимация — вопрос этики. Цветочные, которые дорожат доверием своего покупателя, не будут продавать ему цветы, которые быстро испортятся.
Внедрите стандарты упаковки
Если флористы не обучены обращаться с упаковкой и не знают, сколько ее нужно на разные объемы букета, — это тоже дополнительные расходы, которых легко можно избежать.
Выход: внедрение стандартов упаковки для маленьких, больших и средних букетов. Можно написать инструкцию, как в вашем салоне принято упаковать букеты разных размеров и сколько в зависимости от техники должно уходить бумаги.
Хотите контролировать каждую продажу, даже упаковки?
Посифлора сохраняет все действия с товарами внутри магазина. Вы видите каждый заказ клиента, какие цветы он купил и по какой цене, сколько стеблей осталось на складе и какая упаковка была использована. Оставьте заявку, и мы покажем, как работает система управления заказами
Стандарты работы нужны для всех процессов в цветочном
Как правильно отпаивать каждый цветок, куда его ставить, какую температуру любит, как подрезать, как следить за холодильником и ведрами.
Это могут быть письменные инструкции или видеоуроки. А для принятия поставки и общения с клиентом можно составить чек-листы. Как вариант: проводить для флористов аттестацию на знание ваших стандартов.
С инструкциями флорист точно будет знать, что делать надо, а что нет. У него будет понимание, где он допустил ошибку. Он не скажет, что забыл или не расслышал. В работе будет меньше хаоса и просчетов.
Источник
Автоматизация цветочного магазина: особенности учета и выбора программы учета цветов
Содержание статьи:
Автоматизация цветочного магазина жизненно необходима при организации достаточно специфичного бизнеса по продаже цветов. Учет товара в цветочном магазине имеет особенности, так как необходимо учитывать короткие сроки хранения и реализации, сезонность, сам товар — срезанные цветы или горшечные растения, упаковку, декоративные элементы для составления букетов. Автоматизация магазина цветов актуальна как для ново-открывающегося бизнеса, так и для магазинов, которые уже работают. Рассмотрим разные аспекты работы цветочного магазина.
Секреты минимизации потерь скоропортящегося товара и правил работы с уценкой в цветочном магазине
- 20% от общего количества цветов в букете составляют уцененные до 50% цветы, которые начали увядать.
- Продавец в первую очередь предлагает «горящие» цветы, предоставляет на них оптовую скидку.
- Работа на увеличение суммы чека: если осталось 5 роз, а хотят купить 3, можно предложить скидку на оставшиеся 2, красиво упаковать. В результате сумма чека увеличится, не будет «неудобного» остатка товара.
- Если осталось 2 цветка, прежде чем делать уценку и списание, нужно попробовать продать по 1 штуке, сделать красивую упаковку.
- Если в ассортименте есть горшечные растения, то желательно, чтобы соотношение растений составляло 70/30 или 60/40 лиственных к цветущим.
Подбор ассортимента: что продавать цветочным магазинам в разные сезоны
При подборе ассортимента цветочного магазина, важно учитывать не только анализ покупательского спроса, но и сезоны года для извлечения прибыли из сезонного спроса.
- Осень: горшечный и пересадочный материал, цветочные стойки, удобрения. Главное не допустить зависших просроченных остатков.
- Зима: горшечные растения, срезанные цветы.
- Весна: товары для дачи, рассада, уличные растения.
- Лето: «мертвый сезон» для цветочных магазинов. Но можно обратить внимание на садово-дачные товары – садовые фигуры, опоры для кустов, семена для газонов.
На что стоит обратить внимание собственнику магазина цветов (особенно при продаже срезанных цветов):
- Продажа своей упаковки — за счет высокой доходности позволяет окупить списания срезки. Учет упаковки ведется по метражу.
- Отслеживайте продажи так называемых «обрезок с цветов» — обрезанные цветы менее пышные. Ведите контроль списаний продавцами.
- Накрутка на букеты. Проводите проверки, пересчитывайте стоимость.
- Продавец может сказать, что «продал товар со скидкой», а по факту продать по полной стоимости. Контролируйте торговый персонал.
- Продажа состоялась без кассового чека и если инвентаризация не выявит недостачу, то о ней никогда не узнают. Фиксируйте все продажи в автоматическом режиме, например, при считывании штрих-кода онлайн ТСД.
Программа учета цветов: возможности контроля и управления
Программа учета цветов должна давать возможность не только вести учет операций с цветами, но также давать базу для анализа работы магазина, как и за счет чего улучшить обслуживание, повысить средний чек и прибыль магазина цветов. Краткий перечень, какие возможности должна иметь программа учета цветов:
- Группировка ассортимента по принципам категорийного менеджмента, ассортиментные матрицы.
- Контроль запасов склада, выявление недостач товаров и расходных материалов.
- Настройка правил ценообразования.
- Оформление и отчеты по движению товаров магазина цветов.
- Калькуляция букетов по заранее заложенной стоимости каждого цветка и расходных материалов.
- Быстрая и легкая инвентаризация с помощью онлайн ТСД.
- Возможность подключения crm для цветочного магазина, присвоение статусов клиентам. Вы можете использовать бонусную программу лояльности ABM Loyalty.
- Поддержка разных видов оплаты.
- Возможность интеграции с торговым оборудованием.
- Аналитический блок для контроля результатов работы цветочного магазина и прозрачного управления.
а также технические вопросы:
- Возможность удаленного управления в онлайн режиме.
- Защита информации.
- Логирование действий пользователей.
- Гибкие настройки функционала программы учета цветов.
Для того чтобы цветочный магазин приносил прибыль, нужно анализировать спрос, качественно управлять ассортиментом, контролировать закупки, обучать продавцов.
Источник