Меню

Как видят цвета художники



Что видит художник? Цвет

Давайте продолжим разговор о составных частях художественного восприятия. И сегодня я хочу подробнее остановиться на видении художником цвета.

Цвет окружает нас повсюду. Он в розовом закате и голубом небе ясным днем, он в зеленой траве и желтых одуванчиках. Благодаря цвету мы узнаем поспели ли ягоды и плоды. Разные времена года имеют свои оттенки. Цвет может оказывать эмоциональное воздействие. Одни цвета радуют, вызывают чувство подъема, действуют возбуждающе, другие успокаивают, третьи могут вызывать раздражение, апатию, грусть. Даже для описания наших чувств мы используем метафоры цвета: краснеть от стыда, зеленеть от злости, видеть жизнь в розовом цвете, серые будни и т.п.

Мы настолько привыкли к повсеместности цвета, что он для нас также естественен, как дыхание. Часто отношение человека к цвету ограничивается констатацией локального окраса предметов: красное яблоко, зеленая дверь, синяя чашка и т.п. Хотя, неожиданно красивый с яркими цветами закат может пробудить в любом чувство трепетного восторга.

Если же вы художник, то цвет перестает быть чем-то статичным и постоянным, вы смотрите на цвет как на живую и изменчивую сущность, в которую вам постоянно неистово хочется проникнуть, изучить малейшие оттенки и переливы, понять как цвета существуют рядом друг с другом, как дополняют, усиливают или спорят, соперничают, находясь в непосредственной близости, как они проистекают друг из друга и живут один в другом. Будучи художником, вы постоянно глубоко погружаетесь в мир цвета и небо для вас уже не просто голубое, оно может быть лазурным или циановым, оттенка ультрамарина или изумруда, оно меняется от одного участка неба к другому и изменяет свой цвет в течение дня.

Живописец постоянно изучает природу цвета, исследует его свойства, пытаться раскрыть бесконечные тайны и секреты цветов. Работа с красками похожа на настоящую алхимию, вы создаете собственные смеси, выводите формулы цветов, чтобы вдохнуть в свои картины жизнь. Вам нужно уметь управлять своими красками, понимать их, знать, уметь смешивать так, чтобы передать все малейшие оттенки окружающего мира, чтобы ваша живопись была убедительной.

Одни художники предпочитают яркие краски, другие пишут более приглушенными и спокойными цветами, но в том и в другом случае, для того чтобы грамотно пользоваться красками, художнику необходимо изучать цвет. Первые ключевые свойства цвета, с которыми нужно познакомиться – это цветовой тон, светлота и насыщенность.

Для начала давайте определимся, что же такое цвет и как он возникает. Причиной всему является свет. Ночью все кошки серы. В темноте мы не различаем никакие цвета. И только когда на предмет падает солнечный (или электрический) свет, мир окрашивается в яркие краски. Отраженные и преломленные лучи света создают красочное многообразие мира. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов. Разложение светового луча на составляющие его волны дает нам спектр, содержащий в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

Цветовой тон


Цветовой тон – это собственно и есть один из цветов спектра. Это цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Мы определяем тон, соотнося любой цвет с одним из спектральных, на которые раскладывается белый свет. Мы говорим, что какой-то цвет относится к красным тонам, синим тонам и т.д. Так, цвет кирпича мы называем красным, цвет ржи — желтым, цвет неба — голубым, цвет сирени — фиолетовым.

Цветовой круг заключает в себе все тона спектра и показывает непрерывность цветовых переходов. Три цвета, расположенных в треугольнике в центре круга, называются первичными: синий, желтый и красный. С помощью смешивания этих трех цветов мы можем получить все остальные возможные цвета, но сами эти три цвета получить смешиванием нельзя, поэтому они и считаются первичными. Два любых первичных цвета смешанные друг с другом дают вторичные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Также смешиванием мы можем получить и все переходные оттенки.

Читайте также:  Парктроник датчик зеленого цвета

Светлота

Изменение светлоты цвета при равной насыщенности

Степенью светлоты мы определяем является ли тот или иной цвет светлым или темным. Светлоту цвета можно изменять добавлением в него белого или черного. Розовый будет светлым оттенком красного, а бордовый темным. Также можно сравнивать по светлоте разные цветовые тона, например желтый цвет светлее чем синий. Каждый цвет может быть и светлым и темным в зависимости от того, с каким мы будем его сравнивать. Иногда это свойство также называют яркостью цвета.

Насыщенность

Изменение насыщенности цвета при равной светлоте

Это степень отличия цвета от равного с ним по светлоте серого. Некоторые цвета выглядят яркими, сочными, блестящими, другие смотрятся тусклыми, мрачными, темными. Именно эту разницу определяет насыщенность цвета. Чистый зеленый цвет, например, можно отнести к насыщенным тонам, оливково-зеленый по сравнению с ним будет менее насыщенным. Одним из способов снизить интенсивность цвета будет добавление в него дополнительного к нему цвета, находящегося на цветовом круге ровно напротив: желтый и фиолетовый, оранжевый и синий, красный и зеленый и т.д. Смешивая дополнительные цвета вы можете получить нейтральный цвет: серый или коричневый.

Посмотрите, как изменением светлоты основных цветов спектра можно получить новые цвета

Для того чтобы информация статьи оказалась для вас максимально полезной и не прошла даром выполните предложенные ниже упражнения.

Упражнение №1:

Составьте собственный цветовой круг, попробуйте получить его цвета смешиванием трех первичных, добейтесь переходных оттенков. Попробуйте для каждого цвета добиться изменения светлоты, добавляя черную и белую (в акварели – вода) краски. Посмотрите, какие цвета у вас получатся. Найдите и прочитайте больше информации о цветовом круге и сферах его применения. Повесьте круг возле своего рабочего места и используйте его как удобную схему для поиска цветовых сочетаний, колорита картины, для того чтобы помнить как подобрать цвет в тени и на свету и т.д.

В красках не все пигменты дружат друг с другом, поэтому не всегда из трех первичных можно получить чистые и яркие цвета. Например, алый красный (кадмий) с синим дает грязно-фиолетовый цвет, ближе к коричневому, зато использование холодного красного оттенка (фуксин, кармин, краплак) дает более чистый и приятный фиолетовый цвет. Для экспериментов с тремя первичными цветами рекомендую брать цвета близкие к кадмию желтому светлому, прусской голубой и фуксину, они будут смешиваться лучше.

Пример выполнения цветового круга и палитры изменения светлоты цветов, Вячеслав Щукин

Когда вы пишете картину, вы смешиваете краски наугад, как скажет преподаватель или сами четко знаете, что получится, если смешать те или иные цвета? Полезно будет поэкспериментировать не только с первичными, но и с другими вашими красками, чтобы в будущем вы легко в них ориентировались и на собственном опыте знали, что и как смешивается и каких результатов можно ждать от смешения разных цветов. Учитесь управлять своими материалами. Попробуйте смешать разные краски из вашего набора с белилами и с черной краской в разных пропорциях, добиваясь постепенного изменения светлоты цветов, попробуйте смешать разные краски друг с другом, добиваясь новых цветов и оттенков, тех которых нет в вашем наборе. Составьте для себя палитры разных цветовых смесей и в дальнейшем они будут помогать вам в написании любых картин.

Читайте также:  Как определить цвет машины по номеру кузова ваз

Цветовая палитра Елены Дегтярёвой. Какое бесконечное разнообразие цветов можно получить из ограниченного набора красок

Упражнение №2:

Попробуйте выполнить любой рисунок, используя только три первичных цвета (синий, желтый, красный)+ можно использовать черный и белый. Воспользуйтесь для этого цветными карандашами или же акварелью, гуашью, маслом, чем вы больше всего любите работать. А можете попробовать разные материалы, чтобы посмотреть, что выйдет. Подойдет любой сюжет. Ниже несколько примеров выполнения задания участниками мастер-группы. Работы выполненны с использованием только трех первичных цветов + черный и белый по необходимости.

Александра Редина, цветные карандаши, А4. Использовано три цвета (жёлтый, красный, синий (и чёрный))

Людмила Григорьева, акварель. Использовано 3 первичных цвета

Елена Соловьева, акрил (кадмий желтый, церулеум, маджента + белила титановые и марс черный)

Источник

Видеть цвета и оттенки.

В Японии есть такая национальная традиция-фестиваль — любование цветущей сакурой — о-ханами. Он не официальный, конечно, но всё же. Целую неделю все японцы, от мала до велика, идут в парки и созерцают эту великолепную красоту, рассматривают внимательно каждую веточку, каждый розовый цветочек.

Они наблюдают жизнь цветка: от раскрытия бутона до нежного, похожего на снегопад опадания лепестков. Нам, художникам, тоже частенько случается заниматься совместным разглядыванием, любованием, созерцанием, описанием, анализированием какого-то объекта или предмета. Словно внимательный японец, застывший у небольшого вишнёвого деревца весной, художник тщательно исследует объект, вдохновивший его. И это не пустое рассматривание — это серьёзный интеллектуальный процесс. Давайте рассмотрим одну из его составляющих — динамику изменения цвета.

На наших курсах живописи в Екатеринбурге, я обращаю внимание учеников на изменение оттенков цвета на одном и том же предмете в разных его частях. На первых порах, начинающим художникам очень сложно их заметить, но постепенно, если достаточно много тренироваться: писать этюды красками, без пропусков посещать все уроки живописи, выполнять домашние задания, то количество визуально воспринимаемых оттенков будет становиться всё больше и больше. И это касается не только умения их увидеть: частая практика, усердие в занятиях, помогают быстро намешивать эти нюансы и точно попадать в цвет изображаемого предмета или объекта. Другого варианта научиться это делать, к сожалению, нет. Видеть и передавать цветовые оттенки помогают только уроки живописи под руководством педагога. Любые книги и попытки самостоятельно научиться рисовать будут бессильны, хотя бы потому, что начинающим художникам сложно самостоятельно оценить результат, отследить прогресс в творчестве и наметить чёткий, методически верный путь к цели. В незнакомом лесу нужно идти по тропинке только с проводником, если вы, конечно, хотите прийти к конкретной цели, а не пережить необыкновенное приключение со специфическим финалом.

Видеть много оттенков цвета в окружающей действительности необходимо — это помогает создавать уникальные, лично ваши, цветовые гармонии в листе и холсте, моделировать объём, форму, освещение предметов в живописи и влияние этих предметов друг на друга, то есть вместо детской раскраски у вас начнут проявляться реальные, видимые человеческим глазом, цветовые ситуации. Начинается цветная жизнь, живое письмо (ЖИВО-ПИСЬ).

Помните, в фильме “Девчата”, главная героиня — Тося — перечисляла блюда из картошки: картофель варёный жареный, картошка фри, оладьи из картофеля и так далее? Профессиональный художник точно так же может перечислить, да что там перечислить — изобразить, превеликое множество оттенков одного цвета. Этому можно и нужно научиться тем, кто желает заниматься творчеством, кто не безразличен к современному и классическому искусству. Для начала, давайте попробуем сравнить пару тройку оттенков одного и того же предмета, например, в свету, в тени и в той части, где в нём отражается соседний предмет. Покажу это наглядно на одной из работ нашего ученика. Только взгляните, какое разнообразие! Сразу предупрежу, что такое упражнение стоит проводить на реальном, живом предмете, рассматриваемом с натуры во время рисования, потому, что фотография, всё же, искажает реальность (как нибудь подробно поговорим об этом).

Читайте также:  Как расположены цвета кубик рубика 3х3

Чтобы лучше почувствовать разницу в оттенках, можно применить сравнения с другими цветами: например, зелёный, как майская зелень, или зелёный, как хвоя ели, или фисташково-зелёный или болотный. Я заметила, что “на ура” всегда идут кулинарные, гастрономические ассоциации: морковный цвет, чайный, баклажановый, вишнёвый, горчичный, молочный, персиковый, ежевичный, и так далее. Такие подсказки облегчают цветовое видение, помогают, различать и запоминать оттенки. Вот попробуйте сами.

Допустим, мы научились видеть разницу в оттенках цвета, например, тёмно-томатный от свекольного отличим, что дальше? Все оттенки пока только в нашей голове, как их перенести на лист бумаги перед собой? Может быть, нужны какие-то волшебные краски? Конечно, хорошие краски гарантируют примерно, 30% успеха, тут не стоит экономить, но и суперновомодные дорогие наборы покупать тоже не стоит, достаточно стандартного набора из 12 цветов гуаши, на первое время. На первых порах, стоит научиться смешивать их между собой, обходиться малым для достижения результата, чтобы глаза не “разбежались” и ваше творческое занятие не превратилось в раскраску. Начинающему художнику лучше использовать гуашь для обучения живописи: она достаточно дешёвая, простая в применении и технологии, не аллергичная и без запаха. В то же время, по вязкости и укрывистости она очень похожа на всеми любимое масло, и с неё будет очень удобно перейти на более серьёзный материал.

Итак, смешивая между собой цвета из набора гуашевых красок, можно писать вполне реалистичные натюрморты, пейзажи, портреты, изучая и закрепляя своё видение цвета и его оттенков. Тут действует только одно правило: не стоит смешивать цвета, лежащие друг напротив друга в цветовом круге, чтобы не получилась жуткая грязь. Всё остальное — поле для вашего эксперимента. Ну, и не стоит жадничать и вбухивать в один этюд всю цветовую радугу — обозначьте для себя цветовой минимум, которым можно оперировать, ведь некоторые цветовые оттенки можно получить смешиванием, например, оранжевый, фиолетовый и самый коварный для новичков — зелёный цвета.

До сих пор художники пользуются для написания портрета “репинской палитрой”: белила, краплак, чёрный, охра, английская красная, киноварь или кадмий красный светлый. Всего шесть цветов для идеального портрета! А сколько цветовых замесов из них можно получить! Давайте рассмотрим несколько портретов мастера, для вдохновения.

Очень многому учат нас классические мастера, природа во всех её проявлениях. Главное: научиться видеть и принимать эти подсказки. И учиться, и практиковаться, по возможности, ежедневно, всю жизнь.

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

Источник