Меню

Как выбрать противоположны цвет



Что такое цветовой круг Иттена и как дизайнеры подбирают цвета с его помощью

Каждый [охотник] желает знать, как гармонично сочетать оттенки. Пробуем магию цветового круга.

Круг Иттена — это схема из 12 цветов. Все оттенки во внешнем круге получены из трёх цветов, расположенных в центре.

Давайте разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.

Как устроен круг Иттена

В центре есть треугольник из основных цветов — синего, жёлтого и красного, — смешивая которые, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу. Эти цвета в схеме также называются первичными. Если смешать по два из трёх первичных цветов, получаются вторичные цвета. Жёлтый с синим при смешении дают зелёный, жёлтый с красным — оранжевый, а синий с красным — фиолетовый.

Ещё в круге есть третичные цвета. Они получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют друг с другом на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают третичный цвет — жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый дают жёлто-оранжевый и так далее. В результате во внешнем круге на схеме мы видим 12 цветов, из которых три первичных, три вторичных и шесть третичных.

Если посмотреть на внешний круг, можно увидеть, что цвета в нём расположеы в спектральном порядке, как на радуге: от красного, который по физическим характеристикам имеет самую большую длину волны, до фиолетового, у которого она самая короткая.

Как и когда появился круг Иттена

В истории было много попыток систематизировать цвета: есть цветовой круг Ньютона, Гёте и Оствальда. Но именно круг Иттена стал самым популярным. В бумажном виде эта схема продается теперь в любом художественном магазине.

Йоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса , известный своим вкладом в изучение колористики в начале прошлого века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и уже знакомый нам круг.

Наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре. Также искусство сочетания цветов.

Высшая школа строительства и художественного конструирования (1919 — 1933 годы) в Германии. Это заведение связывают с зарождением дизайна как самостоятельной дисциплины, отделенной от искусства.

Свою схему Иттен построил, опираясь на труды предшественников — физиков, химиков, психологов и художников. Он сумел собрать все существующие теории в простую и логичную систему.

Зачем нужен круг Иттена

Цветовой круг помогает подбирать гармоничные цветовые сочетания. Пожалуй, сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на схему, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.

Круг устроен так, что максимально контрастные цвета расположены дальше всего друг от друга. А близкие цвета, соответственно, являются смежными на схеме. Всё цветовое пространство круга можно условно поделить пополам: от зелёного до малинового цвета идут холодные оттенки, а от красного до жёлто-зелёного — теплые.

Цвета в круге выстраиваются в стройную систему, и это здорово. Потому что простые фигуры, наложенные на такую схему, будут показывать гармоничные сочетания.

Основные комбинации на круге Иттена

Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Давайте рассмотрим несколько из них, которые используются чаще всего.

Читайте также:  Что если есть выделения алого цвета

1. Если провести через центр круга прямую линию, получится комплементарное сочетание — оно максимально контрастное.

Сочетание дополнительных цветов активное и энергичное. Если использовать их в равных пропорциях, они могут перебивать друг друга. Такое сочетание хорошо подходит для расстановки акцентов: для этого один из цветов берут как базовый, а другого добавляют немного, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.

2. Если нужен менее сильный контраст, можно использовать сочетание из трёх цветов — контрастную триаду . В этой комбинации один из дополнительных цветов заменяется на два соседних.

Это хорошая альтернатива комплементарному сочетанию: здесь сочетание по-прежнему контрастное, но уже не такое резкое. Если вам нужно чуть приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру с двух до трёх цветов, можно выбирать такой вариант.

3. Равносторонний треугольник образует классическую триаду: три цвета в его углах будут давать сбалансированное сочетание. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.

Если вы задумали использовать один конкретный цвет и хотите подобрать к нему ещё два, которые будут кардинально различаться, схема с равносторонним треугольником поможет сделать это быстро и избежать ошибок.

4. Ещё один вариант комбинации из трёх цветов — аналоговая триада. Здесь задействованы цвета, расположенные на круге рядом. Это сочетание без интенсивных контрастов.

Эта палитра — спокойная и сдержанная. Аналоговое сочетание подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.

5. Когда трёх цветов недостаточно, можно выбрать четыре. Например, квадрат, наложенный на круг Иттена, образует сочетание тетрады : все четыре цвета гармонируют между собой.

По сути, здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Сочетание четырёх цветов в тетраде позволяет создавать красочное и разнообразное изображение.

6. Ещё одно сочетание двух пар комплементарных цветов — прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки.

Если нужно четыре цвета, но не требуется такой широкий спектр, как в квадратной схеме, то этот вариант подойдёт. Здесь будет достигнут контраст за счёт сочетания комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре.

Что делать с тысячами других оттенков

В круге всего 12 цветов, а дизайнеру приходится оперировать бесчисленным множеством оттенков. Круг Иттена — это упрощённая схема, а не полноценное решение. Но её можно использовать и более широко.

Представим, что нужен контраст к бирюзовому. На круге его нет, но мы понимаем, что этот цвет — зелёно-голубой. Значит, контрастный цвет на круге будет максимально удалён от границы этих двух цветов. Максимально удалённая точка — граница между красным и красно-оранжевым. Смешение этих цветов будет контрастно к бирюзовому.

А уж какой именно оттенок бирюзового и красно-оранжевого выбрать — это работа дизайнера. Кстати, есть ещё два параметра: насыщенность и яркость. Цвет может быть бледным или сочным, тёмным или светлым. Например, красный бывает совсем ненасыщенным, то есть розовым. Или очень тёмным, бордовым. Это тоже влияет на восприятие картинки.

Автоматические инструменты для выбора палитры

Технологии облегчают жизнь современным дизайнерам и художникам. Например, подобрать сочетание конкретных оттенков можно на расширенном цветовом круге. Он позволяет точно задать тон, насыщенность, яркость и найти подходящие цвета, используя те же самые схемы круга Иттена, которые мы рассмотрели.

Для более сложной работы с множеством цветом есть удобный инструмент у Adobe. Он основан на таких же правилах сочетания, но позволяет быстро редактировать параметры каждого цвета в палитре и смотреть, как от этого меняется гармоничная гамма.

Читайте также:  Хим элемент зеленого цвета

Что делать дальше

Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. Конечно цветовосприятие можно тренировать и научиться подбирать цветовые сочетания самостоятельно. Со временем появится навык, позволяющий не зависеть от наличия схемы под рукой.

Хотите поупражняться в колористике под руководством опытных преподавателей? Записывайтесь на наш курс графического дизайна.

Источник

Страсть к цвету

Цветовой круг

Для чего нужен цветовой круг?

Цветовой круг демонстрирует взаимодействие субтрактивных цветов друг с другом.
Это главный инструмент колориста в работе с цветом.

Цветовой круг – цветовая модель колориста, позволяет понять, как цвета взаимодействуют друг с другом, и использовать это знание в работе. Чем лучше вы понимаете цветовой круг, чем больше его изучаете, тем все более и более интересным становится работа с цветом. Проверено!
Изучение цветового круга является основой всех дальнейших знаний об окрашивании волос. Понимание цветового круга определяет ваше восприятие цвета.
Цветовой круг демонстрирует первичные и вторичные субтрактивные цвета и описывает их взаимодействие друг с другом. Это делает его главным инструментом в работе с цветом. Мы все изучали цветовой круг в начале карьеры, но не все уделяли этому достаточно внимания, посчитав эту информацию второстепенной.

Первичные и Вторичные цвета

1. Первичные цвета

Первичные цвета – это цвета, которые невозможно получить путем смешивания других.

Путем смешивания этих трех цветов можно получить все остальные цвета и их оттенки. В субтрактивной модели цветов, о которой идет речь, первичными цветами являются Циан, Маджента и Желтый.

В описании теории цвета, в отношении окрашивания волос, невозможно использовать чистый циан и чистую мадженту (они не используются при производстве красителей), поэтому используются наиболее близкие им синий и красный цвета.

2. Вторичные цвета

Вторичные цвета получаются путем смешивания первичных в равных пропорциях

Эти шесть цветов формируют основу цветового круга.

3. Третичные цвета

Смешение одного первичного и одного вторичного цвета в равных пропорциях дает цвет, называемый третичным: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Эти цвета также называются промежуточными.

Первичные цвета имеют не одинаковую интенсивность

На цветовом круге можно увидеть, что не все первичные цвета имеют одинаковую интенсивность.

Влияние красного на цветовой результат композиции всегда будет заметнее, чем влияние желтого.
Промежуточных цветов, различимых глазом, в желто-оранжевом спектре будет меньше, чем в сине-зеленом.

Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе — самый светлый, а синий или сине-фиолетовый — самый тёмный.

Комплементарные цвета имеют 2 противоречивых эффекта:
— Взаимная нейтрализация
— Усиление яркости друг друга

У каждого цвета есть комплементарный ему другой цвет. Это цвет, занимающий противоположную позицию на цветовом круге.
Оба эффекта можно использовать в цветовом дизайне. Умение использовать эти эффекты расширяет возможности колориста.

Как это работает?
1. Если смешать 2 комплементарных цвета равной интенсивности, то они взаимно нейтрализуют друг друга, цветовой результат должен получиться нейтральным, серо-коричневым.
Этот эффект очень полезен в повседневной практике парикмахера и часто называется эффектом нейтрализации.
2. Тем не менее, если разместить эти два цвета рядом друг с другом в секторном окрашивании так, чтобы они не смешивались, то эффект будет противоположным: цвета визуально будут восприниматься ярче, чем они есть, и вы получите максимальный контраст. Таким способом можно максимально выделить один цвет, разместив его «на фоне» другого, комплементарного ему цвета.

Читайте также:  Все цвета как правильно называются фиолетовый

Хроматические и ахроматические цвета

Хроматические цвета – это чистые цвета, не содержащие белого, черного и серого.

Цветовой круг демонстрирует только хроматические цвета.

При смешивании 2-х первичных цветов получается другой хроматический цвет. Хроматические цвета – это цвета, не содержащие примесей белого, черного и серого.

Белый и черный – первичные ахроматические цвета; все оттенки серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, – вторичные ахроматические цвета.

Белый и Черный являются ахроматическими цветами. Эти цвета не включены в цветовой круг.

По своим характеристикам они имеют статус первичных цветов.
Все градации серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, являются вторичными ахроматическими цветами. Используя ахроматические цвета, мы добавляем глубину хроматическим цветам.

Как создается глубина тона?

Путем смешивания всех трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина. Мы можем получить любой оттенок, смешивая хроматические и ахроматические цвета: красный и желтый с черным или серым.

Путем смешивания трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина тона. В теории конечным результатом смешивания трех первичных цветов в максимальной концентрации будет черный цвет. На практике (что в окрашивании волос, что в типографии) результатом такого смешивания станет очень темный серо-коричневый цвет, поскольку применяемые пигменты не являются чистыми первичными цветами.
При добавлении глубины цвету неизбежно снижается яркость относительно чистого первичного цвета. Поэтому цвета, имеющие глубину, можно назвать тусклыми.
Все искусственные цвета волос, так же как и натуральные, являются цветами тусклыми.
Чем больше мы добавляем глубины, тем темнее получается результат и тем меньше яркости будет иметь оттенок.
Натуральный цвет волос – это также комбинация хроматических и ахроматических цветов (феомеланин и эумеланин).
На цветовом круге нейтральные хроматические цвета располагаются в центре.
При окрашивании волос нужно понимать влияние глубины тона на цвет. Характер любого цвета будет меняться при изменении его глубины.

Подсказка: воспроизведение таблицы Иттена помогает тренировать цветовосприятие.

Эта таблица позволяет оценить изменение оттенка при изменении его глубины и сравнить разные цвета одной глубины тона. Воспроизводить таблицу можно с помощью нарезанных карточек или с помощью прядей волос из палитры.

Например: тот оттенок, который мы привыкли называть Шоколадным, по сути является темным оранжевым цветом.
Насыщенный шоколадный тон – это комбинация цвета и глубины. Если не будет достаточной глубины, цвет станет близким к оранжевому.
Если нанести оттенок «средний коричневый шоколадный» на светлую базу, например 7-0, то отсутствие необходимой глубины приведет к получению более яркого, более оранжевого оттенка.

Цветовой круг колориста

Зеленый, синий и фиолетовый условно относятся к группе холодных (матовых) оттенков. Красный, оранжевый и желтый – к группе теплых (модных) оттенков.


Серый/Сине-фиолетовый = Сандрэ

Цветовой круг изменился, чтобы соответствовать современной терминологии и практике и точнее отражать правила работы с цветом. Названия некоторых цветов отличаются от оригинальных названий, чтобы соответствовать получаемым результатам. Например, окрашивание пепельными оттенками дает приглушенный пепельный результат, а не яркий синий цвет.

Знание точных позиций оттенков в цветовом круге помогает при составлении формулы окрашивания.

Научившись работать с этим инструментом, вы сможете составлять формулы окрашивания, точно прогнозируя конечный цветовой результат. Но не забывайте, что на результате окрашивания скажется не только составленная вами формула, но и фон осветления, для вычисления которого нужно понимать, что произойдет с натуральными пигментами в процессе окрашивания.

Источник