Меню

Какая насыщенность цвета рекомендуется для производственных помещений



Охрана труда и цвет стен на производстве

Выбор цвета в производственном помещении существенно влияет на психологическое состояние работника и, как следствие, на производительность его труда. Но просто покрасить стены в «веселенький цвет» — не решение вопроса. Техническая эстетика, в том числе выбор цветовых решений – это целая наука. Разобраться в ней не просто – ведь человеческий глаз воспринимает 150 основных цветов. Попробуем все же предложить вам самые простые рекомендации.

Выбор цвета в интерьере обуславливается особенностями светового климата района, в котором размещается производственное здание, ориентацией световых проемов (окон и фонарей) помещения, характером технологического процесса и освещения. В зависимости от этих условий определяется и основной цветовой тон в интерьере.

Холодные тона рекомендуется применять в помещениях производственных зданий, если они располагаются в южных районах, а также в помещениях с южной ориентацией (для Центральных областей), в производственных помещениях с большими тепловыделениями. В зданиях, расположенных в северных районах страны, или центральных районах при северной ориентации, а также в неотапливаемых помещениях в качестве основного рекомендуется теплый тон.

Применяя цвет, можно иллюзорно исправить недостатки интерьера. «Отступающие», светлые, малоинтенсивные цвета увеличивают внутреннее пространство. Темные насыщенные цвета уменьшают помещения. Применяя цвет, надо учитывать его особенность терять свою интенсивность при окраске больших площадей.

Выбираем цвет для производственных помещений

В основной цвет должны окрашиваться или технологическое оборудование (станки, агрегаты), или внутренние поверхности помещения (стены, колонны, пол).

Второстепенных цветов должно быть всего 2-3, но все они должны подчеркивать основной цвет.

В больших цехах возможна окраска станков группами в 2 или 3 гармоничных цвета.

Окраска ферм, перекрытий, оконных переплетов, фрамуг производится в зависимости от влияния цвета на освещенность производственных помещений. Необходимая освещенность достигается не только интенсивностью источников света, но и окраской.

Фермы, перекрытия, оконные переплеты и фрамуги рекомендуется покрывать белым цветом. Такая поверхность поглощает только 20% падающего на нее света, а отражает 80%. Другие цвета менее рациональны. Серый, например, отражает 35% света, коричневый и синий — 11%.

Устарели представления о том, что станки и стены производственных помещений должны окрашиваться в темные, серые цвета. Стены цеховых помещений выше панелей рекомендуется окрашивать в белый, а панели стен на уровне 2,5-3 м от пола — в светло-зеленый цвет, так как он спокойный и легко воспринимается глазом. Стена светло-зеленого цвета, не дающая блика, не вызывает утомления глаз. В цехах, где условия производства требуют больше света, например, на инструментальных и приборостроительных заводах, панели стен и колонны желательно окрашивать в светло-желтый цвет.

Особо важное значение придается выбору цвета рабочих мест на предприятиях с высокой точностью производства, например, в часовой промышленности, приборостроении. Для создания наилучших условий труда здесь необходимо высококачественное общее и местное освещение, оптимальный подбор яркостей и цветов плоскостей, попадающих в поле зрения рабочего, с учетом яркости и цвета обрабатываемой детали.


Сигнальные цвета: о чем они говорят

Знаки безопасности подразделяются на четыре группы: запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные знаки безопасности на предприятиях используют для предупреждения работающих об опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты и определяют разрешение или запрещение определенных действий работникам.

  • Красный цвет — это знак наивысшей опасности. Он применяется для окраски элементов оборудования, чтобы привлечь внимание к опасности, или к средству, с помощью которого можно ее избежать. Согласно этому, красный цвет имеют лампочки «стоп», рычаги срочного включения или аварийной остановки оборудования, электрошкафы, трубопроводы горячей воды, пара, емкости с горячими веществами, пожарное облачение и др.
Читайте также:  Какого цвета морские котики

  • Оранжевый цвет также означает «опасно». В оранжевый цвет следует окрашивать движущиеся части оборудования, внутренние поверхности и открытые приспособления машин. Оранжевый цвет предупреждает об опасности травмирования электрическим током, отравления и радиоактивного воздействия.

  • Желтый цвет применяют для предупреждения об умеренной опасности и красят им подвижные детали оборудования, ограждения движущихся деталей различных машин. Желтый цвет имеют сигнальные лампочки. В желтый цвет с красного ними полосами красят движущиеся погрузчиков, элементы грузоподъемных машин (кранов, кран-балок, тельферов и др.), борта электрокаров и элементы движущихся машин.

В желтый цвет также окрашиваются материалы и части, которые могут упасть, о которые можно удариться, споткнуться. В него окрашиваются краны, блоки и кабины кранов, движущееся наземное оборудование, тележки-электрокары, монорельсы, первые и последние ступени затемненных лестниц, ограничители движения. Для увеличения степени заметности применяется окраска желтыми и черными полосами.

  • Зеленый цвет применяют в сигнальных лампах, которые свидетельствуют о нормальной работе машины, а синий — для окрашивания указательных знаков. Он также означает «путь свободен», «первая помощь». В него окрашиваются указатели безопасного и кратчайшего выхода из помещения, выходные двери и двери пунктов первой помощи, аптечные шкафчики, места, где находятся санитарные носилки.

Влияние цвета на эмоциональное состояние

Цветовые тона в зависимости от оттенка делятся на теплые и холодные. Применяя холодные или теплые цветовые тона можно «повышать»или»снижать»восприятие температуры воздуха в помещении. Холодными цветами можно снижать нервное напряжение, а насыщенными теплыми тонами — утомляемость от монотонной работы.
К теплым тонам относится красно-пурпурный, красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый; к холодным: сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый; промежуточными являются лиловый и зеленый.

Все цвета по характеру своего воздействия на нервную систему человека могут быть подразделены на три группы: возбуждающие, тормозящие и нейтральные. Из основных природных цветов красный и желтый относятся к возбуждающим, синий — к тормозящим, белый и зеленый – к нейтральным.

  • Зеленый цвет, который является нейтральным, может быть применен для окраски большей части оборудования на тех производственных участках, где работает значительное число людей, и работник не чувствует одиночества. Работа в обстановке, где преобладает зеленый цвет, позволяет человеку на протяжении длительного времени сохранять работоспособность на высоком уровне, ощущать меньшую усталость и проявлять необходимую активность.

  • Красный и желтые цвета – цвета огня, пожара, возбуждающие, стимулирующие, способствующие развитию значительного физического и нервного напряжения в организме. Однако повышенная активность человека в условиях воздействия красного и желтого цветов удерживается весьма недолго: быстро наступает утомление, работоспособность снижается. Поэтому возбуждающие цвета как основной фон окраски могут быть рекомендованы лишь для таких производственных помещений, где работник находится периодически и куда он заходит для выполнения ремонтно-наладочных работ, которые нужно выполнить быстро, чтобы не простаивало оборудование.
Читайте также:  Каким цветом пожарный гидрант

  • Синий цвет и его оттенки (особенно голубой) действуют на нервную систему тормозяще, заставляют человека делать размеренные движения, создают иллюзию прохлады. То же относится и к серебристому цвету. Поэтому синий цвет основного цветового фона следует принять для цехов с оборудованием, выделяющим большое количество тепла в помещение. Для этих же целей хорошо подходит серебристый цвет. Общий голубой тон производственного интерьера наиболее целесообразен там, где человека окружает беспокойная обстановка (очень шумная или связанная с большими световыми излучениями, в том числе от ярких изделий).

  • Фиолетовый цвет – непростой, это «цвет напряженного спокойствия», этот цвет в зависимости от того, какими вспомогательными цветами он оттенен, может играть роль как тормозящего, так и возбуждающего. В сочетании с синим фиолетовый цвет дает красноватый фон с соответствующим возбуждающим действием, а в сочетании с красным или желтым дополнительными цветами фиолетовый воздействует как тормозящий. Фиолетовый цвет действует как возбуждающий в сочетании с производственным шумом, повышенной температурой и некоторыми другими факторами производственной среды.

Таким образом, для большинства производственных работ следует признать зеленый цвет наиболее рациональным основным тоном окраски интерьера и оборудования. Потолок и стены, в зависимости от выполняемой работы и назначения производственного помещения, преимущественно окрашивают в белый и светлые цвета: нежно-голубой, желтый (кремовый), зеленый (салатовый).

Источник

Какая насыщенность цвета рекомендуется для производственных помещений

при любой ориентации светопроемов при фонарях

и других устройствах верхнего света (за исключением шедов)

Без естественного освещения

IV. По санитарно-гигиеническим условиям

а) значительные (с избытками явного тепла более 20 ккал/м · ч)

б) незначительные (с избытками явного тепла менее 20 ккал/м · ч)

Выделение копоти, дыма, пыли и т.д.:

а) незначительное (менее 5 мг/м )

б) большое (5 мг/м и более)

а) уровни звука до 65 дбА

б) уровни звука более 65 дбА

Примечания: 1. Категории работ и соответствующая им характеристика производственных помещений принимаются согласно «Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий» (СН 245-63).

2. Разряды точности работ приняты по главе СНиП II-А. 8-62.

3. В производственных помещениях без естественного света при люминесцентном освещении (кроме помещений, освещаемых лампами с исправленной цветностью — типа ЛДЦ, ксеноновых и т.п.) рекомендуется преимущественно принимать цветовые гаммы, в которых преобладают зеленовато-голубые и голубые цвета.

4. Цветовой контраст между основными и вспомогательными цветами и количество цвета вспомогательных цветов допускается повышать на одну ступень по сравнению с указанным в настоящей таблице, если. это не противоречит требованиям табл. 3.

5. При особо точной зрительной работе и зрительной работе высокой точности, если производственные процессы протекают более 75% сменного фонда рабочего времени в условиях большой и особо большой монотонности, т.е. при повторении однообразных приемов или действий в течение 1 ч более 301 раза, цветовой контраст между основными поверхностями интерьера рекомендуется принимать средним.

Читайте также:  Как назвать собаку мальчика дворняжку черного цвета с белыми лапками

2.10. Цвета строительных конструкций и оборудования при работах, связанных с высокими требованиями к цветопередаче (например, некоторые процессы красильного производства, сортировочных цехов лакокрасочных, полиграфических, текстильных производств, производство цветных материалов и красок, изготовление некоторых пищевых продуктов и т.п.), независимо от указаний табл. 4 должны быть ахроматическими.

Примечание. Если объект различения при выполнении производственных операций рассматривается на фоне поверхностей, окрашенных в ахроматические цвета (экраны, станки, кабины и др.), цветовое решение интерьера может приниматься в соответствии с табл. 4.

2.11. При необходимости создания в производственных помещениях впечатления большого пространства следует отдавать предпочтение холодным цветовым гаммам и отступающим цветам.

2.12. В помещениях небольших размеров рекомендуется избегать больших цветовых контрастов между поверхностями.

2.13. В помещениях, имеющих небольшую высоту (менее 6 м), особенно при наличии под потолком большого числа различных коммуникаций, а также в более высоких помещениях при большом насыщении подвесным транспортом, в верхней зоне интерьера рекомендуется применять отступающие — зеленые, зелено-голубые или голубые цвета малой насыщенности или белый цвет независимо от условий освещения.

2.14. В узких производственных помещениях большой длины (при отношении длины к ширине более двух) для торцовых стен рекомендуется применять преимущественно теплые выступающие цвета.

2.15. Границы между различными цветами, как правило, рекомендуется принимать в соответствии с членениями формы строительных конструкций и оборудования.

2.16. Плакаты, доски почета, стенные газеты, доски для объявлений и другие элементы цеховой графики в производственных помещениях надлежит решать, избегая ярких, больших по площади элементов, особенно с применением цветов, используемых в сигнально-предупреждающей окраске и производственных знаках безопасности.

2.17. При выборе образцов цвета надлежит учитывать их изменения в зависимости от спектрального состава источников света (приложение VII).

Примечание. Выбор образцов цвета рекомендуется производить при том же освещении, которое запроектировано для помещения. При наличии естественного света в помещении образцы следует проверять в условиях естественного и искусственного освещения.

2.18. При выборе цвета стен и потолков следует учитывать, что при содержании цветных пигментов в красочном составе или отделочных материалах более 40% снижается отражательная способность цветных поверхностей в ультрафиолетовой области спектра.

Примечание. Из минеральных белых пигментов следует отдавать предпочтение титановым белилам, имеющим более высокий коэффициент отражения в ультрафиолетовой области спектра.

Из естественных белых пигментов для окраски небольших поверхностей рекомендуется использовать сернокислый барий, а для отделки поверхностей интерьеров — мел в клеевых, казеиновых и силикатных красках.

2.19. Окраске поверхностей строительных конструкций рекомендуется придавать матовую и полуматовую фактуру.

Примечание. Глянцевая фактура допускается только на отдельных элементах строительных конструкций, имеющих малую ширину (переплеты окон и т.п.), а также на тех поверхностях, которые не создают ослепляющего блеска.

2.20. Цвет серийно выпускаемого оборудования, а также оборудования, окрашиваемого на месте, следует принимать в соответствии с общей цветовой гаммой интерьера из состава цветов, указанных в табл. 5.

Цвета для основных поверхностей оборудования

Источник