Меню

Каким цветом были зиккураты



Зиккурат

Шумерские зиккураты представляли собой массивные башни из семи платформ, наложенных одна на другую, уменьшающихся к вершине и окрашенных в разные цвета; на верхней располагалось святилище, в которое нисходило божество, связывая таким образом небо и землю.

Самые известные из этих Холмов Неба, или Гор Бога,— зиккураты Вавилона: Этеменанки, то есть Дом Семи Направлений Неба и Земли, расположенный над священной дорогой, и Э-еур-имин-ан-ки, стоявший в юго-западной части* города.

Зиккурат, служивший одновременно сторожевой башней и защитным талисманом, представляет собой искусственную гору, построенную по определенному плану, каждая часть которой имела собственное символическое значение. Башня, сориентированная по четырем сторонам света, олицетворяла космос, а ее ярусы

символизировали небеса семи планет и посвящались богам этих планет.

Первый ярус, окрашенный в черный цвет, посвящался Сатурну; второй — оранжевого цвета — Юпитеру; третий, красный,— Марсу; четвертый, цвета золота,— Солнцу; пятый, желтый,— Венере; шестой, голубой,— Меркурию, и седьмой, серебряный,— Луне.

На этажи и в святилище этой Благословенной башни ведет лестница в виде спирали (символ духовного развития), ступени которой были около 80 см в высоту. На середине подъема есть комната и скамьи, где могут присесть и отдохнуть те, кто решил добраться до самой вершины. В верхней башне расположено большое святилище, а в нем — широкое, богато украшенное ложе, рядом с которым стоит золотой стол. Каждое утро, на восходе Солнца, верующие поют гимн Огня, повернувшись лицом к светилу, поднимающемуся к вершине башни*

О В Холме Неба соединяется символика лестницы и степеней посвящения. Восхождение на него паломника или жреца подобно путешествию к Центру Мира, наполняющему душу восторгом. Достигнув верхней террасы в попав в священное пространство . человек поднимается на совершенно новый уровень, возвышается над пространством скверны и вступает в «сферу чистоты». о Китайским аналогом зиккурата служит Алтарь Неба (Тьен Тан), или Круглая Возвышенность, расположенная к югу от Пекина. Четыре лестницы, сориентированные по странам света, ведут на три круглые террасы разной высоты, помещенные одна над другой и снабженные перилами. На второй террасе расположены таблички, посвященные Солнцу, Луне, Большой Медведице, пяти планетам, 28 Лунным домам (Сиеу) и звездам.

Алтарь, расположенный на верхней террасе, символизирует зодиак и небесную сферу. Во время зимнего солнцестояния Император и его вельможи с превеликой пышностью восходили на Тьен Тан, дабы поклониться Небу.

Шумерский храм, который строился как символ Мировой Горы — места обитания божества. Это космическая ось, связующая вертикаль между небом и землей, землей и подземным миром. Зиккурат строился семиэтажным, что символизировало семь небес или планов существования, семь планет и семь ступеней, чему соответствовали также семь металлов и семь цветов: 1. черный — Сатурн, свинец; 2. красно-коричневый — Юпитер, олово; 3. красно-розовый — Марс, железо; 4. золотистый — Солнце, золото; 5. бело-

золотистый — Венера, медь; 6. темно-синий — Меркурий, ртуть; 7. серебристый — Луна, серебро.

По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идет о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (о которой и в другом памятнике гиперболически отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вполне вероятно, что оно рано разрушилось.

Археологические раскопки (Р. Кольдевей, А. Парро и др.) подтверждают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуально-храмового значения). / Либо прямоугольного, многоэтажного храма башенного типа в городе Вавилоне Этеменанке (краеугольный камень неба и земли), либо подобного сооружению высотой 50 метров в Борзиппе (в настоящее время Бирс Нимруд) к югу от Вавилона, святилищу бога Набу, или Небо, вавилонского бога мудрости и письменности. Борзиппа и Вавилон были соединены каналом. /

Прообраз Вавилонской башни «зиггурат» — обширное священное сооружение из камня — характерная особенность больших шумерских городов Месопотамии. Лестница в нем вела от земли к храму на вершине, где между богом и жрицей заключался священный брак.

Источник

Каким цветом были зиккураты

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ МЕСОПОТАМИИ

Крыжевски О.О., Переходина А.В.

ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ

Email : perehodina 9 a @ mail . ru

Стар. Преп. Каф. ДиМДИ

ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ

Аннотация. Главным сооружением Месопотамии был зиккурат . Он имел ярусы, количество которых составляло от трех у шумеров и до семи у вавилонян. Также в зависимости от числа ярусов менялась и их колористическая палитра, которая в дальнейшем нашла свое применение в геральдике. А его форма отразилась в современной архитектуре.

Ключевые слова: к ультовые сооружения, Месопотамия, зиккурат , геральдика.

1. Историческая справка.

Первые города появились на территории Двуречья . В IV тыс. до н.э. здесь возникают города-государства. В каждом из таких городов был дворец правителя и глинобитные жилые постройки, а центром города являлся храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни – зиккурата .

Религия шумеров строилась на исполнении божественной воли. Их вера почти полностью основывалась на политеизме (многобожие), каждый храмовый комплекс был посвящен отдельному богу. Для шумеров зиккурат олицетворял космическую ось, которая служила связующей вертикалью между небом и землей, землей и подземным миром.

2. Архитектура города Урук .

Значительный вклад в развитие цивилизации Шумеров внес город Урук , который был расположен на р. Евфрате. В IV тыс. до н.э. он представлял собой самый крупный город Месопотамии. В нем находилось несколько храмовых комплексов, которые поражали значительными размерами. В своих постройках шумеры компенсировали дефицит камня и дерева кирпичом, который изготавливался из сырой глины и тростника. Но такие строения нуждались в регулярной реставрации, потому как были чрезвычайно недолговечны. Поэтому шумеры облицовывали здания, чтобы защитить их от воздействия воды — делали длинные конусы из глины, обжигали, затем окрашивали в черный, красный и белый цвета. После вдавливали в глиняные стены, составляя красочную мозаику с плетеными узорами. Так, например, был украшен Красный дом Урука , в котором проводили народные собрания и заседания совета старейшин.

Читайте также:  Какого цвета охлаждающая жидкость у ниссан жук

Рис 1. Мозаика Красного дома [3] .

3. Устройство зиккурата и его цветовое решение.

Самым значительным культовым сооружением в Древней Месопотамии являлся зиккурат . По форме он напоминал искусственный холм, символизирующий святилище, которое шумеры утратили, переселившись с горной местности на равнины Месопотамии [9]. Зиккурат имел вид многоступенчатой башни, ярусы которой уменьшались кверху. Число террас составляло от трех у шумеров и до семи у вавилонян. Сооружение было монолитным, если не принимать во внимание дренажные каналы и небольшой храм на вершине. Примером тому служил построенный царем Ур-Намму из III династии Ура храмовый комплекс, находившийся на территории древнего города Ура. Наклонные поверхности этого зиккурата разделены плоскими нишами, уменьшающими ощущение монументальности здания. Верхние уровни были невысокими по сравнению с нижним уровнем, на который ведут три лестницы – две боковых и одна центральная. Этот зиккурат является наиболее уцелевшим из дошедших до наших дней.

Рис. 2. Зиккурат царя Ур-Намму в городе Ур [5].

Кирпич, который использовали в строительстве храмов проходил различную обработку для каждого яруса – это придавало каждому из них свой уникальный цвет. Основание зиккурата воздвигалось из кирпича с битумной обмазкой черного цвета. Средняя терраса строилась из обожженного кирпича и была красного цвета. А завершение зиккурата окрашивалось в белый цвет.

Цветовое решение храма носит как конструктивный, так и символичный характер, раскрывающийся в истории бога Нанны , который был зачат на земле, спустился под землю и вознесся на небо.

Семиступенчатые зиккураты появились в Вавилоне и представляли собой тяжеловесные сооружения из семи ярусов, которые также как и трехступенчатые символизировали связь неба и земли. Один из наиболее ярких примеров таких храмов является храм бога Бела-Мардука – Этеменанки [2]. Зиккурат был сооружен под управлением архитектора из Ассирии Арадахдешу . Общая высота составляла около 100 метров, а диаметр порядка 90 метров. Святилище, располагавшееся на вершине зиккурата было облицовано глазурованным кирпичом и посвящалось главному богу Вавилона – Мардуку.

Рис. 3. Храм бога Бела-Мардука Этеменанки [8].

Семиступенчатые зиккураты окрашивались в цвета, которые соответствовали семи небесным светилам (луна, солнце и пять планет). Колористическое решение ступеней зиккурата изучали Шуази О. и Фергюсон А. и выдвинули свои теории. По теории Шуази вавилонский зиккурат был окрашен следующим образом: черная платформа (Сатурн, Нинурта – бог счастливой, справедливой войны, витязь богов), белая платформа (Меркурий, Набу – бог мудрости, покровитель писцов), пурпурная платформа (Венера, Иштар – богиня плодородия и плотской любви), синяя платформа (Юпитер, Мардук – верховное божество, покровитель Вавилона и отец Набу ), ярко-красная платформа (Марс, Ниргал – хтоническое божество (олицетворял силы подземного мира), бог смерти и войны), серебряная платформа (Луна, Син – бог луны), золотая платформа (Солнце, Шамаш – бог солнца). А по теории Фергюсона первый ярус был окрашен в черный цвет и посвящался Сатурну; второй — оранжевого цвета — Юпитеру; третий, красный,— Марсу; четвертый, цвета золота,— Солнцу; пятый, желтый,— Венере; шестой, голубой,— Меркурию, и седьмой, серебряный,— Луне [6].

Рис.4. Цветовое решение семиступенчатого зиккурата .

Хотя жители древних цивилизаций отождествляли цвета ступеней зиккуратов с цветами планет, их теория носит в большей степени культурологический характер. На самом деле цвета «их» планет не соответствуют реальному свечению небесных тел.

Также цвета ярусов зиккурата можно сравнить с цветами металлов: первый – черный – свинец; второй – красно-коричневый – олово; третий – красно-розовый – железо; четвертый – золотистый – золото; пятый – бело-золотистый – медь; шестой – темно-синий – ртуть; седьмой – серебристый – серебро.

В древности цветовая и символическая картина зиккурата была дополнена зеленью садов, выращенных на террасах, и праздничным многоцветием религиозных событий.

4. Цвета зиккурата в геральдике

Используемая в колористическом решении зиккурата палитра, в последствие нашла свое применение в геральдике (см. таблица 1).

Источник

Изучение цветового решения зиккурата

Во-первых, цвет ещс в глубокой древности имел условно-символическое зна. чепие. Это позволяло использовать его как вид языка в создании архитектурного образа. Символические значения цветов восходят к естественным связям цвета и объекта, но постепенно приобретают самостоятельность, когда цвета становятся элементами языковой системы. Условно-символическое знамение цвета было распространено не только в архитектуре, но и в живописи, где применялась условная раскраска изображений: синие лошади, красные всадники, белые и желтые львы и грифы.

Далее отметим «весовые» отношения цветов. Формы, окрашенные в темные интенсивные цвета — черный, коричневый ч др., кажутся тяжелее тех же форм, имеющих светлую — белую, голубую и подобную им окраску. Так, в зиккурате тяжелый черный цвет положен снизу, на мерной платформе (или группе платформ) покоится красная, которая должна выглядеть легче первой, легкие «небесные» цвета лазури и золота даны форме, венчающей башню. Цветовые отношения соответствуют, таким образом, материально-вещественной структуре сооружения, его «тектонике». К символическим и тектоническим свойствам цвета могут быть добавлены пространственные свойства. Интенсивный и теплый цвет приближает окрашенную плоскость, холодный светлый и сдержанный — удаляет. Поэтому лазурный храм на вершине зиккурата должен казаться высоко парящим над землей. Однако, платформы не должны быть сдвинуты одна относительно другой и тем самым разрушена форма («если вы будете стоять в двадцати футах от красного и голубого стульев, красный стул покажется на фут ближе», — утверждал Гропиус).

Читайте также:  Что такое цвет браун

Наконец, гармонического единства между цветами ярусов башни можно достичь, если одни из них не будут слишком теплыми, а другие холодными. Гармоническому отношению цветов будут сопутствовать найденные соотношения цветов по площади, насыщенности и светлоте.

Итак, мы познакомились с особенностями композиционной организации архитектурно-пространственных форм в градостроительстве одной из древних цивилизаций. Мы видели, что архитектурная форма несет чрезвычайно обобщенный и сложный художественный образ, несводимый к одному из конкретных представлений, но вбирающий в себя всю «очеловеченность материального мира или непосредственное течение наших переживаний», включая структуру и форму этого течения. Он предстает как синтез чувственных образов, символов, понятий, эмоций и волевых устремлении, сливающихся «в единый согласованный хор, властно подчиняющий все душевные силы человека единому порыву, единому настроению».

Приведенное здесь описание архитектуры Месопотамии дает общее понятие о характере «видения» эпохи, указывает основные направления поиска более глубоких представлений в различных литературных источниках, направления экспериментальных модельных исследований. Эти сведения позволяют приступить к созданию материально-физичеоких моделей для дальнейшего углубленного исследования композиционных свойств формы и выполнению творческих упражнений, в которых студент должен выразить свое понимание идеологических устремлений и эстетических представлений эпохи, композиционных приемов ее архитектуры, умение передавать это понимание и отношение при помощи простейших моделей архитектурной формы.

Характер заданий для бригад и каждого студента конкретизирован в следующих примерах. Необходимая для выполнения работы литература указывается преподавателями, ведущими практический курс архитектурного проектирования. Примеры работ, выполненных студентами, приведены в приложении.

Принципы цветовой гармонии изложены в работе П. П.-Ревякина «Техника акварельной живописи».

Источник

История и архитектура зиккуратов – наследия шумеров и пристанище вавилонских богов

Зиккурат

Зиккурат (от вавилонского слова «вершина», «строить высоко») – многоступенчатое культовое сооружение в древней Месопотамии.

Историческая справка

Месопотамия (в переводе с греческого «Междуречье») – территория между реками Тигр и Евфрат – современный Ирак. С конца IV тысячелетия до н.э. там жили шумеры, земледельцы, соорудившие на полях ирригационную систему, люди, которые изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Шумеры трудились, постепенно у них возникли города: Ур, Лагаш, Киш и Урук, в которых возводили царские дворцы и храмы древним богам. Боги шумеров – воплощение суровых сил природы. В каждом городе – свой главный бог, которому строили храм и обращались за помощью. Шумеры строили храмы на платформе: в них жили цари, наблюдая с высоты за городом.

Восточная архитектура

В столицах возводили грандиозные здания из кирпича-сырца, укрепляя слоями тростника, снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Из глины возводили храмы, дома, даже стены города. Разрушенные дождем и ветром сооружения периодически обновляли, поэтому со временем они становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Храмы украшали пестрой мозаикой, вставленной в сырцовую стену. Шумеровские зиккураты схожи с египетскими пирамидами тем, что они тоже – лестница в небо, но с постепенным, плавным подъемом.

Позднее строили башни с многоярусными выступающими террасами. Уровни башни различались размером и цветом раскраски. Купол здания храма, расположенного наверху, делали позолоченным.

Вершину зиккурата украшало святилище, куда рядовому посетителю вход был недоступен. Иногда сюда поднимались жрецы для астрономических наблюдений за звездами. Архитектура зиккуратов утверждала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени народа.

Огромные зиккураты – «молитва из кирпичей», приглашение богам спуститься на землю для встречи с людьми. В честь верховной троицы – бога воздуха Энлиля, бога воды Энки и бога неба Ану шумеры строили зиккураты трехъярусными.

Зиккурат в Уре

В 2112 году до н.э. царь Урнамму создает облик великого города Ура. По его повелению здесь возводится зиккурат в честь покровителя города бога луны Нанна. Строительство, начавшееся при Урнамме, не завершилось. Сооружение достроил в 550-х годах до н.э. царь Вавилона Небонид, сделав семиярусным.

Башня, построенная в виде трехъярусной пирамиды из кирпича-сырца, облицована обожженным кирпичом на толщину 2.5 метра. В основании пирамиды – прямоугольник со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса 15 метров, верхние ярусы – чуть пониже. На верхней террасе находился храм Нанна. Наверху – площадка, с которой жрецы наблюдали за звездами, а цари осматривали город.

Нижняя терраса раскрашена в черный цвет, средняя – в красный, верхняя – в белый. Высота гиганта достигала 53 метров. Для создания иллюзии высоты и могущества здания мастера Месопотамии сделали стены кривыми. Такой ход заставляет взгляд подниматься кверху и рассматривать находящийся там храм.

В стенах – глубоко уходящие внутрь прорези, предназначенные для осушения постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги. На террасах, покрытых землей, росли деревья. Для орошения храмовых плантаций и уменьшения влияния влаги на здание использовалась система водоотвода.

Зиккурат в Уре – не только храм, но и общественное учреждение, и царский дворец. К центральному входу ведут три длинные и широкие лестницы в 100 ступеней. Город окружен мощными крепостными стенами. Зиккурат в Уре заставляет удивляться стремлениям людей древности.

Зиккурат в Вавилоне

В нижнем течении рек Тигр и Евфрат сохранились ветхие кирпичные строения – все, что осталось от древнего и загадочного города Вавилона. Жители Месопотамии создали Вавилон пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь строили в виде ступенчатых пирамид-зиккуратов. Каждая башня возводилась в честь определенного божества.

Особенности и характеристики

Вавилонский зиккурат (Этеменанка) прославлял Мардука – главного бога Вавилона, к которому относились с таким почтением, что башню неоднократно перестраивали, и она превратилась в самое высокое здание в долине Двуречья. Архитекторы обнаружили фундамент таинственной вавилонской башни – земляную насыпь квадратной формы, каждая сторона которой равнялась 90 метрам.

Читайте также:  Что за цвет теал

Пика величия 90-метровая башня достигла во время правления царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.). Для перестройки башни созвали весь народ Вавилонской державы. Храм строили из обожженного кирпича, выкрашенного в синий цвет, в основание положили золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море.

Башня, которая спорит с небом

Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Башня состояла из семи ступеней-этажей. Первый этаж высотой 33 метра, покрашенный в черный цвет, назывался нижним храмом Мардука.

В центре высилась статуя верховного бога Вавилона, отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов. Убранство храма составляли 16-метровый стол из золота, золотая скамейка и трон. Второй этаж красного цвета – 18 метров в высоту, этажи с третьего по шестой, расписанные в яркие цвета, – шестиметровой высоты.

Последний, седьмой, 15-метровый этаж – верхний храм Мардука – облицован бирюзовыми глазурованными плитками и украшен по бокам золотыми рогами. Золотое ложе, кресло и стол, находящиеся в храме, предназначались для Самого Бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.

Путь от подножия к вершине непрямой. Подъемы, длинные переходы и многочисленные повороты делали восхождение долгим. За это время жрецы должны были избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном.

На строительство башни потратили 85 миллионов кирпичей. Навуходоносор гордился тем, что башня сияла, подобно солнцу, и позволяла общаться с верховным богом на равных. Стены башни отделаны золотом, серебром, медью и разноцветными камнями, эмалированным кирпичом, пихтой и сосной.

Окруженная домами жрецов, рукотворная гора, равная по высоте 30-этажному небоскребу, удивляла жителей Месопотамии и вызывала трепет. Вавилонский зиккурат окружали сады. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности – свидетельства благосклонности божеств, обитающих на вершине.

Символичное значение башни

Башню разрушили в 478 году до н.э., когда Вавилон захватил персидский царь Ксеркс. Царь оставил храм без присмотра: пусть он превратится в грязь, из которой сооружен.

Через 20 лет, когда за храмом никто не ухаживал, древнегреческий историк Геродот, побывавший в Вавилоне, восхищенно писал о строении так: «Над первой башней в центре стоит вторая, на верху второй – третья и так далее. Всего таких башен восемь. На них можно взойти по спиральной лестнице, которая идет снаружи. А на середине пути – скамьи, чтобы путник мог отдохнуть».

Храма Мардука ныне нет, но почему же для истории так важен этот давно разрушенный храм? Потому что это знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом завете так.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один город и один у всех язык. И вот что начали они делать и не отстанут от того, что начали делать. Сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Страшное наказание постигло человечество, решившее идти своим путем, не зависимым от бога и вопреки его воле – потоп – было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради тщеславия и гордыни. Бог не одобрил гордого замысла: смешав языки, прервал исполнение человеческих планов. Не желая смириться перед творцом, люди вновь начали строить зиккурат там же, где строительство приостановил Сам Господь.

Иисус Христос не насилует человеческую свободную волю, желая, чтобы люди увидели, к чему приводит упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню – центр поклонения лжебогам, который приведет к гибели.

Роскошная башня и таинственные служения в ней призваны заворожить и подчинить себе чувства и разум человека. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время земной жизни, проводимого на природе и в скромных домах.

Идеи древних зиккуратов сегодня

Идеи древних зиккуратов живут и сегодня. Недаром в Библии богоотступнические силы названы Вавилоном. Читая страницы истории, мы видим, что разные правители в разные времена пытаются прославить и возвеличить свое имя.

Жизнь убеждает в том, что ни цари, ни императоры, ни премьер-министры, ни президенты, ни генсеки и ни философы не построили рай на земле без Бога. Безуспешные попытки заканчиваются миллионными жертвами людей.

Изобретение древности– зиккураты – вдохновляют и современных проектировщиков зданий. Известный зиккурат XX века – Мавзолей Ленина. В США тоже есть здание подобной конструкции, находящееся в Западном Сакраменто, штат Калифорния и называется «Зиккурат-Билдинг». 11-этажный офис высотой 47.5 метров занимает площадь 28000 квадратных метров с подземной парковкой, рассчитанной на 1500 автомобилей.

Видео: зиккурат в лесах Подмосковья

Источник