Меню

Каким цветом красить самолет



Каким цветом красить самолет

Материалы журнала «Аэроплан» № 1, 1994 г.
сайтов wp.scn.ru и hobby-plus.narod.ru/

Несмотря на авторитет издания, есть у меня подозрение, что таблица грешит неточностями. Уточню по мере накопления материала. Кроме того, есть затея тут же воспроизвести соответствующие цвета, так что есть над чем поработать.

Luftwaffe — схема окраски истребителей 1940 г.
с мая 1940 г.

Части дневных истребителей Люфтваффе более активно, чем их коллеги из других подразделений, экспериментировали с камуфляжем и вводили свои нестандартные схемы окраски, приспособленные под тактические условия конкретного театра боевых действий. И что не менее важно, они слабее контролировались сверху при внедрении этих инициатив. Первоначально и вплоть до конца вторжения в Польшу, большинство дневных германских истребителей несли стандартный камуфляж, представленный в 1938 г. А именно: верх — RLM70/RLM71 (ломаными сегментами), низ — RLM65.

Во время польской компании стало очевидно, что подобная схема весьма эффективная для маскировки самолёта на небольшой высоте, приводит к совершенно противоположному результату, во время боя на больших высотах. Тёмно-зелёные цвета чётко контрастируют с небом, истребителям противника легко заметить немецкий самолёт и следить за его перемещением. Чтобы избавиться от этого недостатка, несколько истребительных частей зимой 1939-1940 гг. провели эксперименты по выработке нового камуфляжа истребителей, лучше приспособленного для высотного боя.

В результате в конце 1939 г. вернулись к использованию на истребителях цвета RLM02, которое было прекращено осень 1938 г. Так называемый RLM Grau цвет, оказался хорош при создании защитных палитр для дневных истребителей в период после польской компании и вторжения на Запад. Были опробованы различные комбинации: RLM70/02/65, RLM71/02/65 и RLM70/71/02/65.

В итоге для дневных истребителей официально выбрали упрощённую палитру RLM71/02/65. Дополнительно к этому подняли разделительную линию на фюзеляже, таким образом, что большая его часть отводилась под RLM65, и самолёт становился гораздо светлее и незаметен на фоне неба. В мае 1940 г. части Jagdwaffe, дислоцированные во Франции, начали заменять стандартный заводской камуфляж на новую схему RLM71/02/65. Эта схема стала доминировать с весны 1940 г. во время боевых действий в Европе вплоть до начальной фазы Битвы за Британию.

Во время Битвы за Францию и Битвы за Британию на истребителях стали понижать тон, светлого фюзеляжа, путем закрашивания его боковых сторон пятнами и крапинками самых различных цветов, индивидуальными для каждой отдельной части. Например, самолёты JG2 получили уникальную крапчатую окраску, в результате использования ручной покраски короткими кистями или тряпками, в то время как в большинстве других частей использовали распылители. Такой метод позволял получать лучшую крапчатость, нежели пятна, оставленные распылителем.

Люфтваффе
Цвет RGB Применение
RLM 02 Grau / зеленовато-серый 161,163,152 Окраска внутренних поверхностей в т.ч. и кабин. Окраска всех поверхностей (учебные самолеты). Окраска боковых поверхностей в сочетании с 65
RLM 65 Неllblau / светло-голубой 152,178,211 Окраска нижних поверхностей. Окраска боковых поверхностей в сочетании с 02, 70, 71, 79
RLM 22 Schwarz / черный 1,1,1 Окраска всех поверхностей (ночная авиация, ранний период)
RLM 66 Schwarzgrau / темно-серый 72,81,90 Окраска интерьера кабин. Иногда окраска всех поверхностей (ночная авиация)
RLM 70 Schwarzgrun/ черно-зеленый 57,78,73 Окраска верхних и боковых поверхностей (до середины 1939 т.). Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 71
RLM 71 Dunkelgrun / темно-зеленый 71,72,74 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 70
RLM 72 Dunkelseegrau / темный желтовато-зеленый 62,68,68 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 73 (морская авиация)
RLM 73 Seegrun / темный серовато-зеленый 60,70,69 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 72 (морская авиация)
RLM 74 Dunkelgrau / темно-серый 77,88,84 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 75 или 76
RLM75 Grauviolett / серо-фиолетовый 117,125,128 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 74
RLM 76 Hellgrau / светлый голубовато-серый 180,190,189 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 74
RLM 78 Azurenblau (Hellbluau) / светло-голубой 152,178,211 Окраска нижних поверхностей («пустынная» схема)
RLM 79/ Sandbraun / Sandgelb / песочный 155,126,94 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 80 («пустынная» схема)
RLM 80 Olivegrun / оливковый 57,69,59 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 79 («пустынная» схема)
RLM 81 Braunviolet фиолетово-коричневый 95,95,85 Окраска верхних и боковых поверхностей истребителей в сочетании с 82 (с 1944 г.)
RLM 82 Dunkelgrun/ темно-зеленый 101,140,96 Окраска верхних и боковых поверхностей истребителей в сочетании с 81 (с 1944 г.)
RLM 83 Lichtgrun / светлый желто-зеленый 82,107,77 Окраска верхних и боковых поверхностей
RLM 84 Grangun / светлый желтовато-серый Окраска нижних поверхностей

ВВС РККА
Цвет Применение
Серый (С) Окраска всех поверхностей (довоенная схема). Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К, Ч или с 3 и Ч
Темно-зеленый (ТЗ) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К
Травянисто-зеленый (3) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К или Ч
Светло-зеленый (СЗ) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с С или Ч
Коричневый (К) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с ТЗ или ТЗ и С
Охра(О) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с СЗ и Ч
Черный (Ч) Окраска всех поверхностей (ночные бомбардировщики). Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с СЗ или СЗ и 0. Окраска нижних поверхностей (ночные бомбардировщики).
Темный голубовато-серый (ТГС) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с СГС (с середины 1943 г.)
Светлый голубовато-серый (СГС) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с ТГС (с середины 1943 г.)
Светлый серовато-голубой (ССГ) Окраска нижних поверхностей

RAF — дневная окраска истребителей
август 1941 г. — конец 1940-х гг.

Летом 1941 г. самолёты Люфтваффе сменили тактику и стали действовать на значительно большей высоте. В связи с этим дневным истребителям RAF срочно потребовался новый камуфляж. Пилоты истребительного командования [Fighter Command] сообщали, что умеренная земляная схема окраски (тёмно-зелёный/тёмно-земляной/небесный [Temperate Land Scheme — Dark Green/Dark Earth/Sky]) их самолётов слишком тёмная для высот, на которых им теперь приходилось проводить бои. Пилоты-истребители RAF в полной мере ощутили этот тактический недостаток, и истребительное командование начало проводить эксперименты над сменой камуфляжа.

Испытания начались 26-го марта 1941 г. в них было задействовано Air Fighting Development Unit (AFDU) в Даксфорде при поддержке RAE. В конечном результате было решено заменить тёмно-земляные [Dark Earth] фрагменты новым цветом, известным, как океанский серый [Ocean Grey]. Этот «новый» цвет в своей оригинальной версии 1941 г. состоял из смеси семи частей среднего морского серого [Medium Sea Grey] и одной части тёмно-чёрного [Night]. Нижние поверхности небесного цвета [Sky] перекрасили в средний морской серый [Medium Sea Grey]. Подобная комбинация получила название дневной окраски истребителей [Day Fighter Scheme] и начала использоваться на истребителях RAF с 15-го августа 1941 г. Она была компромиссным решением, и вполне эффективной во всём диапазоне высот — от уровня земли, до максимального потолка. Верхние поверхности красились по двум альтернативным зеркальным схемам — A и B.

Читайте также:  Как называются свечи от геморроя черного цвета

RAF
Цвет RGB Применение
Dark Green (DG) / темно-зеленный 51,59,25 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DE или OG (сухопутная авиация)
Dark Earth (DE) / зеленовато-коричневый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DG (истребители-1939-1941 гг., другие типы-до 1945 г.)
Ocean Grey (OG) / зеленовато-серо-голубой 105,113,112 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DG (начиная с 1941 г.)
Mid Stone (MS) / песочный Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DE («пустынная» схема)
Extra Dark Sea Grey (EDSG) / темный серо-голубой Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DSG (морская авиация, 1940-1945 гг.)
Dark Slate Grey (DSG) / зеленовато-серый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с EDSG (морская авиация, 1940-1945 гг.)
Medium Sea Grey (MSG) / средний голубовато-серый 135,148,147 Окраска нижних поверхностей (дневная сухопутная авиация 1940-1945 гг.). Окраска верхних и боковых поверхностей (высотная авиация, 1941-1945 гг.) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DG (ночные истребители, 1942-1945 гг.)
Sky (S) / бледный серовато-зеленый Окраска нижних поверхностей (сухопутная авиация, 1940-1941 г.г., морская авиация, 1940-1945 гг.)
Azure Blue (AB) / голубой Окраска нижних поверхностей («пустынная» схема)
White (W) / белый Окраска нижних поверхностей (патрульные самолеты берегового базирования) Окраска правой половины нижней поверхности (истребители, 1939-1940 гг.)
Night Black (NB) / черный Окраска нижних поверхностей (ночные бомбардировщики) Окраска всех поверхностей (ночные истребители 1940-1942 гг.) Окраска левой половины нижних поверхностей (истребители, 1939-1940 гг.)
Airframe Silver (AS) / серебристый Окраска нижних поверхностей (истребители 1937-1939 гг.) Окраска всех поверхностей (некоторые самолеты производства США)
PRU Blue (PRU) / зеленовато-синий Окраска всех поверхностей (самолеты-разведчики 1941-1945 гг.) Окраска нижних поверхностей.(высотные истребители 1941-1945 гг.)
Grey Green (GG)/ серо-зеленый Окраска внутренних поверхностей (кабины и т.п.)

Armee de l’Air/Aeronavale — многоцветный камуфляж
1938 г. — 1942 г.

6-го декабря 1938 г. министерство авиации Франции издало официальный циркуляр [инструкция No.1422], призывающий немедленно окрасить в камуфляж все оперативные самолеты наземного базирования. Изначально приказ определял только два цвета: хаки [Kaki] для верхних поверхностей и [Gris bleu clair ] для нижних поверхностей. Французский хаки [Kaki] имел оттенок близкий к желтовато-оливково-зеленому. Оба цвета были матовыми и наносились по плавной разделительной линии на фюзеляже и краях крыльев.

Однако вскоре такой двухцветный камуфляж посчитали недостаточным и стали добавлять другие цвета: [Vert fonce, Ombre calcinee, Terre de Sienne naturelle, Blanc, Noir], и даже [Rouge] и [Bleu], для того, чтобы получить различные темные пятна крупного размера с мягкими краями, неопределенной геометрической формы, наносившиеся на верхние поверхности самолетов. Как можно легко догадаться различных вариаций получаемых оттенков было множество.

В 1939-1940 гг. была принята мера по стандартизации всего этого многообразия цветов и оттенков, путем выдачи стандарта производителям красок. В результате этого начали использовать цвета [Gris bleu fonce] и [ Terre foncee] в комбинации с вездесущей хаки. В конце 1941 г. было выдано новое постановление предписывающее поднять разделительную линию, чтобы больше понизить заметность самолета в воздухе.

Самолеты уже находящиеся в эксплуатации активно перекрашивались в 1939 г. прямо в частях, в то время как новопостроенные машины получали камуфляж на заводах. Окраска более поздних моделей производилась уже с учетом новых инструкций от [Direction Technique et Industrielle — DTI], таким образом в определенной степени уменьшалось единообразие цветовым вариантов. В основном камуфляж наносился без определенной схемы, хотя некоторые типа самолетов [MB.174, LeO 451] получили более или менее однообразную окраску. В целом же можно утверждать, что французская многоцветная окраска имела множество вариантов и оттенков на протяжении всей Второй мировой войны.

Обратите внимание: из-за нехватки красок официального принятого стандарта, цвета используемых красок различались в зависимости от авиапроизводителя и даже от производственных партий одного и того же самолета. Представленные ниже примеры окраски могут служить только иллюстрацией, т.к. настоящие цвета камуфляжа часто отличались в оттенках от самолета к самолету.

ВВС Франции
Цвет RGB Применение
Vert (V) / зеленый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с K, TF, GBF
Protective Vert (PV) / темно-зеленый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с BF
Gris Vert Fonce (GVF) / темный серо-зеленый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с TS, ОС
Khaki (К) / хаки 105,115,43 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с V, TF, GBF
Теrrе de Sienne (TS) / коричневый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с ОС, GVF
Вrun Fonce (BF) ( Terre Fonce (TF)? — ДД )/ темно-коричневый 91,39,27 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с FV
Ombre Calc Bene (ОС) / охра Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с TS, GVF
Chocolate (С) / шоколадный Окраска всех поверхностей (бомбардировщики, 1939 г.)
Gris Bleu Fonce (GBF) / темный серо-голубой 84,100,124 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К, V, TF
Gris Bleu (GB)/ серо-голубой Окраска всех поверхностей (морская авиация)
Gris Bleu Clair (GBC) / светлый серо-голубой 170,193,200 Окраска нижних поверхностей
Bleu Fonce (BF)/ темно-синий Окраска внутренних поверхностей (кабина и т. д.)

Ilmavoimat — камуфляжная схема 1940 г.
1940 г. — 1947 г.

Новый двухцветный «разрушительный» камуфляж был представлен в ноябре 1940 г. Он применялся для всех боевых самолетов финских ВВС [Ilmavoimat] первой линии. Волнистые пятна цвета [Oliivinvihrea / Musta] с мягкими краями наносились на верхние и боковые поверхности, а нижние поверхности продолжали окрашивать как раньше — в светло-серый или алюминиевый цвет. Для каждого конкретного типа самолетов сложились более-менее стандартные правила и палитры, однако цвета и формы разделительных полос имели множество вариаций.

С 7-го мая 1942 г. для окраски нижних поверхностей всех финским самолетов стали использовать немецкую краску RLM65. Новая краска была официально названа Vaaleansininen, но среди персонала она называлась DN-vari (DN-цвет, DN для Dornier). Перекраска нижних поверхностей проходила обычно во время капитального ремонта самолета в Valtion Lentokonetehdas (государственный авиационный завод — State Aircraft Factory) и в Lentovarikko (авиахранилище) и никогда этим не занимались непосредственно в частях и на аэродромах.

Читайте также:  Что такое цвет vinaccia

Так же с мая 1942 г. верхние и нижние поверхности многих захваченных советских самолетов, используемых в финских ВВС, начали перекрашивать в цвета Oliivinvihrea / Musta по осколочной схеме с четкими жесткими краями. Такой камуфляж, выглядевший очень «по-немецки», использовали для предотвращения ошибок в идентификации национальной принадлежности машин, подобные которым имелись у противника.

Зимой использовался временный смываемый камуфляж. Он представлял собой смесь клея и мела, наносящуюся в качестве дополнительного средства камуфляжа в зимние месяцы. Наиболее часто такой смесью закрашивали пятна цвета Musta в стандартной схеме на верхних и боковых поверхностях. Однако имели место и полностью белые схемы окраски.

ВВС Финляндии
Цвет RGB Применение
Vihrea (V) / зеленый Окраска верхних и боковых поверхностей
Hореа (Н) / серебристый алюминий Окраска нижних поверхностей
Olivin Vihrea (OV) / оливково-зеленый 87,95,0 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с М
Musta (М) / черный 34,35,43 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с OV
Vaaleanharmaa (VH) / светло-серый 175,179,167 Окраска нижних поверхностей
Vaaleansulinen (VS) / голубой 191,208,208 Окраска нижних поверхностей

Regia Aeronautica

Камуфляжная серия Mimetica (1938 – 1941)

С началом боевых действий, ВВС занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе. В 1936 году, Амедео Мегоччи, исследователь тактики применения бомбардировочно-штурмовой авиации, впервые предложил использовать камуфляж для окраски самолетов, «работающих» на малой высоте — с тем, чтобы затруднить их обнаружение и атаку сверху. ВВС приняли предложенные идеи, и в течение нескольких последующих лет разработали серию камуфляжных цветов (Mimetica). Краски наносились на истребители, бомбардировщики и штурмовики, большими, волнистыми полосами. Вначале, камуфляж наносился только на крылья, позднее им стали покрывать и фюзеляж. Первыми цветами этой схемы стали желтый (Giallo Mimetico), зеленый (Verde Mimetico) и коричневый (Marrone Mimetico).

Оттенки этих цветов изменялись в зависимости от производителя краски и авиатехники. Известны четыре типа желтого цвета: Giallo Mimetico 1 (FS 33531), 2 (FS 33481), 3 (FS 33434) и 4 (FS 30266). Также существует три типа зеленого цвета — Verde Mimetico 1 (FS 34258), 2 (FS 34092) и 3 (FS 34102). Что касается коричневого цвета, он представлен тремя разновидностями — Marrone Mimetico 1 (FS 30118), 2 ( FS 30109) и темно-коричневый цвет Bruno Mimetico ( FS 30227). Помимо вышеуказанных цветов, широко применялись оттенки Marrone Mimetico 53193 (FS 30140) и Verde Mimetico 53192 (FS 34227).

Нижние поверхности, как правило, не красили, оставляя естественный цвет алюминия — такая практика имела место вплоть до конца 1930 года, когда началось использование серого цвета Grigio Mimetico (FS 36231). Grigio Mimetico являлся стандартным цветом для нижних поверхностей с начала войны до 1941 года.

Опыт испанской войны подсказал итальянцам, что контрастные полуматовые цвета, наносившиеся угловатыми полями, маскируют самолет не лучшим образом. С 1937 года, ВВС стали окрашивать самолеты по новой схеме: формально, эта схема была утверждена 14 марта 1938 года, директивой Генеральной Дирекции по Авиационной Промышленности (Direzione Generale delle Custuizioni Aeronautica, DGCA). Первыми субъектами директивы стали самолеты итальянской добровольческой группы в Испании («Aviazione Legionaria»), затем под ее действие попали заново выпущенные серийные машины. Так называемая «сотовая» схема окраски использовала уже имеющиеся цвета, но схема нанесения усложнилась: контрастирующие цвета наносились мелкими размытыми пятнами. Такая схема применялась вплоть до конца войны. Важно отметить, что на тоттмомент были стандартизованы только схемы, но не цвета — единый цветовой реестр Tavola X появился намного позже. Естественно, это привело к тому, что три главных цвета, указанных в директиве DGCA — Giallo Mimetico, Verde Mimetico и Marrone Mimetico, различались, в зависимости от производителя краски. Интересно отметить, что производители не указывали «единичку» в наименовании сорта краски: Giallo Mimetico, Verde Mimetico и т.д. Этот индекс (1,2,3) соответствует современным средствам (метод CMPR), позволяющим определить происхождение краски. Например, краска Giallo Mimetico 1 выпускалась компанией Инвес, Giallo Mimetico 2 — компанией Маскиадри, Giallo Mimetico 3 — компанией Арсон-Сиси (Таб. 1). Так как компания Inves поставляла краску Фиату, цвет Giallo Mimetico 1 встречается на первых «мелкотравчатых» схемах CR.32 и G.50, вместе с Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1 (эти краски также выпускала компания Инвес).

В рамках «сотовой» схемы, имели место различия в окраске, между производителями авиатехники, между строевыми частями, и во многих случаях между отдельными самолетами. Так, в качестве фонового цвета мог использоваться желтый или зеленый, поверх которого наносились контрастные пятна. Сами пятна были различной формы, пропорций и размеров – например, пятна Giallo поверх зеленого фонового цвета Verde; либо светло-зеленые пятна Verde Chiaro, на фоне темно-зеленого Verde Scuro, или наоборот. К этим цветам часто добавлялся третий — Marrone Mimetico или Bruno Mimetico. Наконец, вместо третьего, коричневого цвета, использовались два зеленых и желтый оттенок. В рамках «сотовой» схемы существует два основных типа окраски:

  • частое наложение пятен — обычно, темно-зеленого цвета на фоне желтого.
  • редкое наложение пятен — желтые или светло-зеленые поверх темно-зеленого фонового цвета, или наоборот. Иногда к этой схеме добавляли разрозненные пятна Marrone или Bruno.

* Всегда проверяйте схему на достоверность, при помощи различных фотографий или специальной литературы .

В дополнение к различным вариантам стандартных камуфляжных схем, выбор цветов и способов их нанесения различался между производителями, в зависимости от поставщика краски: SIAI («Савойя-Маркетти») SM.79 и SM.81 цвета Verde Mimetico 1, Giallo Mimetico 3 и Marrone Mimetico 3, Бреда Bа 65 — вместо волнистых линий, фирма наносила цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3 и Bruno Mimetico крупными пятнами с четкими краями.

Камуфляжная серия 2: Тавола 10 (1941-1943)

В 1941 году, многообразие схем окраски, применявшихся в итальянских ВВС, стало поводом для издания новой директивы. Ее целью было упрощение цветовой гаммы и применявшихся схем камуфляжной окраски. Конечным результатом стало сокращение цветов до 10 (так называемые цвета Тавола). Все цвета, согласно директиве, должны были быть матовыми, а граница между «верхним» и «нижним» цветом — размытой. Не менее важным, представляется то, что директива устанавливала стандартную схему окраски. Новыми цветами были: Nocciola Chiaro 4 (FS 30219) Verde Oliva Scuro 2 (FS 34052) Grigio Azzurro Chiaro 1 (FS 36307).

Новая стандартная камуфляжная схема выглядела следующим образом: североафриканский ТВД — фоновый цвет Verde Oliva Scuro 2, поверх — мелкие пятна Nocciola Chiaro. По директиве, все «старые» светло-желтые и светло-зеленые тона изымались из употребления, также как и Marrone Mimetico и Bruno Mimetico. Однако, все запасы уже произведенной краски, согласно той же директиве следовало использовать полностью, как в серийном производстве, так и в ремонтных мастерских — так что, «старые» цвета можно было видеть и после 1941 года. Такая ситуация сохранялась вплоть до капитуляции Италии — за исключением еще одной директивы, изданной в 1942 году, и касающейся «африканской» схемы. По ней, верхние поверхности самолетов надлежало красить в цвет Nocciola Chiaro 4, поверх которого наносить мелкие пятна Verde Oliva Scuro 2. Наконец, следует рассмотреть, что обозначает понятие «мелкие пятна» применительно к тому или иному производителю:

  • FIAT: на последних сериях CR.42 и G.50 и прототипе G.55, фоновый цвет был Verde Oliva Scuro, поверх наносились большие округлые пятна Nocciola Chiaro
  • «Макки»: истребители C.200, C.202 и C.205, задействованные на африканском ТВД, окрашивались в цвет Nocciola Chiaro, поверх которого наносились так называемые «кольца дыма» или «амебы», цвета Verde Oliva Scuro

Летающие лодки (например, Кант Z.501) и поплавковые гидросамолеты вступили в войну «с блеском» — планеры покрывались серебрянкой на лаке. Погружаемые части окрашивались в матовый черный цвет. С началом войны, с верхних поверхностей крыльев удалили ярко-красные полосы быстрого обнаружения (цвет Rosso Bandiera 8 FS 31105). Эти полосы были разработаны для нанесения на машины, задействованные в Эфиопии: активность истребителей там была фактически нулевой, а ярко-красный цвет помогал в кратчайший срок обнаружить самолет, потерпевший аварию. С началом войны, итальянский триколор на рулях направления стали заменять на савойский крест, поверх Verde Mimetico. Директива, изданная в 1941 году, потребовала перекрасить верхние поверхности самолетов морской авиации в темный серо-синий цвет Grigio Azzurro Scuro 3 (FS 36118). Этот цвет более подходил для Средиземноморья.

Специальные цвета и схемы

На самолетах SM.79 в 1940 году стали применять новую камуфляжную схему: крупные полосы цвета Marrone Mimetico 53193, параллельно которым шли полосы Giallo Mimetico 3 (или Verde Mimetico 3) или Verde Mimetico 53192 (или Giallo Mimetico 3). Такая камуфляжная схема также состояла из повторяющихся и блеклых полос Giallo Mimetico 3, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192. Существовали и другие схемы окраски, скорее всего не заводские — чаще всего, они обнаруживаются на торпедоносцах, таких, как S.79 «Спарвиеро». Как пример, можно представить схему с фоновым цветом Giallo Mimetico, поверх которого наносились крупные пятна Verde Mimetico 1, 2, 3 или Verde Mimetico 53192 — а в качестве примера позднего камуфляжа, схему с пятнами Grigio Azzurro Chiaro поверх Verde Oliva Scuro 2. Чтобы усилить маскировочный эффект в окраске маловысотных торпедоносцев, особенно на последнем этапе захода на цель, носовая часть фюзеляжа и крыло окрашивалась в цвет Grigio Azzurro Chiaro.

Ночные истребители обычно окрашивались целиком в матовый черный цвет: при этом, закрашивались и белые поля в опознавательных знаках (за исключением, иногда, савойского креста на руле направления). На ночных бомбардировщиках, в черный цвет окрашивались нижние и боковые поверхности фюзеляжа. Верхние поверхности сохраняли заводские камуфляжные цвета (особенно, в случае с цветом Verde Oliva Scuro 2, использовавшимся на S.79 III). Как и в случае с истребителями, белые полосы на фюзеляже закрашивались.

ВВС Италии
Цвет RGB Применение
Giallo Mimetico (GM) / серовато-желтый 212,180,95 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с BM, VM
Brnno Mimetico (BM) / коричневый 102,66,31 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GM, VM
Verde Mimetico (VM) / зеленый 85,95,42 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GM, BM
Verde Oliva Scnro (VOS) / темно-оливковый 11,22,18 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с NC («пустынная» схема)
Nocciola Chiaro (NC) / зелено-коричневый Окраска верхних поверхностей в сочетании с VOS («пустынная» схема)
Griglioo Mimetico (Gr.M) / светло-серый Окраска нижних поверхностей
Grigiloo Azzuro Scnro (GAS) / темный серо-голубой 38,44,51 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GAC (морская авиация)
Griglioo Azzliro Chiaro (GAC) / светлый серо-голубой Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GAS (морская авиация)
Bianco Avorio (BA) / «слоновая кость» 243,207,146 Окраска всех поверхностей (учебно-тренировочные самолеты)

USAAF — оливково-зеленая схема
1940 г. — 1953 г.

В конце 1940 г. ВВС армии США представили окраску, которая впоследствии использовалась очень долгое время. Стандартная схема окраски для всех самолётов наземного базирования представляла собой тёмно-оливково-зеленый [Dark Olive Drab Green 41] на верхних поверхностях и фюзеляже, и нейтрально-серый [Neutral Grey 43] на нижних поверхностях. Краски наносились по волнистой разделительной линии, прижатой к нижней части фюзеляжа. Из-за того, что перекраска потребовалась огромному числу машин, использовалось значительное количество тёмно-оливковой краски плохого качества. Такие самолёты, окрашенные в ранний период Второй Мировой войны, были подвержены сильному влиянию окружающей среды, их окраска очень быстро выцветала, образуя самые разные замысловатые палитры, зависящие от погодных и эксплуатационных условий конкретной местности. К примеру, самолёты, действующие в Северной Африке, приобретали красновато-розовый оттенок.

С середины 1942 г. некоторые машины начали получать заводской камуфляж с применением на верхних поверхностях случайных пятен или линий зелёного цвета [Medium Green 42], наносившихся в большом разнообразии вариаций. В теории такая окраска должна была скрыть более темные верхние поверхности самолёта. Свеженанесенная [Medium Green 42] была светлее тёмно-оливково-зелёной краски [Dark OD Green 41], однако впоследствии быстро выветривалась, и зеленые пятна начинали выглядеть, как темная граница у края, что снижало камуфлирующий эффект. К сожалению, на большинстве чёрно-белых фотографией того времени эта деталь неразличима.

После апреля 1941 г. было разрешено заменять тёмно-оливково-зелену краску [Dark OD Green 41] на более светлые зеленые оттенки, такие как [Medium Green 42], [Sea Green 28] или даже английский и австралийский зелёный. Однако большинство самолётов продолжалось окрашиваться по стандартной схеме.

С середины 1943 г. тёмно-оливково-зеленая [Dark OD Green 41] краска стала заменяться в хранилищах на армейскую оливковую [Army’s Olive Drab], которая впоследствии стала называться ANA613. Тем не менее, количество старой краски было значительным, и она использовалась даже после войны.

Источник