Цвет стен московского Кремля: исторические факты
Почему Кремль красный?
Московский Кремль, которым мы можем любоваться в наши дни, построили итальянцы из красного кирпича в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича. Его не штукатурили и не красили, поэтому изначально цвет стен и башен был красным.
Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами — так в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.
В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.
Москва белокаменная
Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.
В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.
В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть его белили к различным событиям, но большую часть времени его стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года, он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.
Когда Кремль стал красным?
В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.
К 800-летию Москвы, в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор, цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.
Источник
Каким кровельным материалом покрыты башни и здания Московского Кремля?
Вопрос, конечно, не только интересный, но и довольно трудный, поскольку какую-либо достоверную информацию по кровлям стен, башен и зданий московского Кремля найти довольно трудно. При этом самому проверить на деле отрывочные сведения по существу вопроса нет возможности, да и некоторые службы могут неправильно понять намерения строительного эксперта, лазящего по кремлевским крышам.
Если говорить о стенах Кремля, то в древности они были покрыты обычной для Руси деревянной кровлей, которая предохраняла от дождя и непогоды как сами стены, так и защитников крепостной твердыни. В настоящее время стены покрыты специальным составом, который не допускает попадания влаги в кирпичную кладку, иначе напитка водой строительного материала может привести к постепенному разрушению кладки мощных кремлевских стен.
Для покрытия глав и куполов — в первую очередь особенных по своей значимости церквей и соборов — используется медь, а храмов меньше рангом – нержавеющая или оцинкованная сталь, окрашенная в зеленый, синий или какой-то другой по церковным канонам цвет. Медные листы выбирают обычно толщиной 0,8-1,0 мм, тип покрытия кровель, как правило, выполняется чешуйчатый, причем с пропайкой швов. Если подкровельная конструкция выполнена из стали, то непосредственный контакт стали с медным покрытием не допускается.
Крыши кремлевских башен и соборов покрыты медным кровельным материалом, а сверкают на солнце маковки церквей, медные листы которых покрыты позолотой. Однако часто вместо традиционного золочения медного покрытия соборных куполов сусальным золотом в настоящее время используют заменители «под позолоту». Так, например, это нитрид-титановое покрытие, которое сверкает «золотом» не хуже настоящего благородного металла, а по цене в три раза дешевле натуральной позолоты.
Скатные крыши зданий Московского Кремля были полностью покрыты керамической черепицей, в том числе глазурованной зеленого цвета, по крайней мере, по заявлениям продавцов этого кровельного материала. Конечно, декоративность и долговечность натуральной черепицы создают этому покрытию ореол некой аристократичности. Однако такой посыл справедлив, скорее всего, для стран с мягким климатом. В нашей стране, в которой снега и морозы чередуются с частыми оттепелями, керамическая черепица в принципе большого распространения не получила.
В последнее время имеет популярность гибкая битумная черепица, которая позволяет реализовывать самые различные архитектурные замыслы, в том числе на сложных по конфигурации видах кровель. Этот кровельный материал легко укладывается, имеет привлекательный внешний вид, а также высокую долговечность. Кстати, как опять же утверждают поставщики кровельного материала, гибкая черепица также использована для покрытия башен и зданий Московского Кремля.
Таким образом, чем бы ни были покрыты кровли сооружений первопрестольного Кремля — главное, чтобы они имели, как и положено для такого значительного объекта, презентабельный вид и не протекали.
С уважением, Александр Новиков,
Консультант справочной службы «Стройинформ».
Источник
Когда был построен Московский Кремль? В каком году был построен Московский Кремль?
Московский Кремль — самая знаменитая, самая древняя и самая впечатляющая достопримечательность не только Москвы, но и России в целом. Возведённая в конце XV столетия, крепость прочно связана с историей нашей страны. За её неприступными стенами располагались княжеские резиденции, по указу царей строились величественные храмы. Кремль прошёл через испытания смутами Отечественной войной 1812 года и Октябрьской революцией. Во все времена он являлся центром политической деятельности России, каким и остаётся до сих пор. Московский Кремль ежегодно посещается тысячами туристов со всех концов света. Какие достопримечательности этого исторического места стоит посмотреть в первую очередь?
Знаковые достопримечательности Кремля в Москве
Посетителей Московского Кремля ждёт масса необыкновенных памятников истории и архитектуры, но вначале стоит обратить внимание на здания и музеи, которые стали символами крепости и ассоциируются с ней.
Большой кремлёвский дворец
Дворец был возведён в 1849 году по указу императора Николая I. Строительными работами руководил знаменитый русский архитектор Константин Андреевич Тон. Здание выполнено в русско-византийском стиле и представляет собой каре с парадной площадью.
Создавая свой шедевр, Тон основывался на композиции древнего архитектурного ансамбля — предшественника современного дворца. Ассиметричные формы, арочные переходы, галереи и заниженные боковые корпуса, всё это — отголоски древнерусского зодчества.
Старинный стиль также нашёл отражение в декоре, которым изобилует здание. На фасаде и флигелях можно увидеть белокаменные наличники с двойными сводами и гирями в центре, что характерно для русского зодчества XVII столетия. Верхний ярус разделяют пилястры и украшают декоративные ниши, лепные узоры и каменные барельефы с изображением двуглавых орлов. Завершает композицию золотой купол с острым шпилем, ниже которого располагаются куранты.
Внутренние убранства дворца отличаются роскошью и великолепием. Основное внимание во время экскурсий уделяется парадным залам, интерьеры которых сочетают в себе строгость, величие и помпезность. Залы оформлены в различных стилях и декорированы драгоценными камнями и металлами, резьбой, лепниной и фресками. Наибольшей популярностью пользуются Александровский, Георгиевский и Екатерининский залы.
Большой кремлёвский дворец является парадной резиденцией президента РФ, а также местом проведения важных политических мероприятий, встреч и заседаний. Посещение осуществляется в составе экскурсионной группы и по предварительной записи.
Оружейная палата
Оружейная палата — это музей-сокровищница, в котором хранятся драгоценности, царские и религиозные реликвии, ювелирные изделия, созданные в кремлёвских мастерских, а также ценности, подаренные иностранными посольствами.
Фонд Оружейной палаты начал составляться ещё в XIV веке в качестве частной сокровищницы великих московских князей. По мере того, как росла территория Русского государства, увеличивалась и казна. В 1448 году для неё было построено отдельное здание с шатровой кровлей.
В начале XIX столетия Оружейная палата стала функционировать как музей. В первое время он был открыт исключительно для дворян, и только после Революции 1917 года его смогли посещать все граждане в независимости от социального статуса.
Сегодня коллекция музея насчитывает более четырёх тысяч единиц хранения. Экспонаты принадлежат к различным эпохам, начиная с XII и заканчивая XIX столетием. Коллекция состоит из нескольких разделов:
- «Доспехи и оружие». Здесь представлены элементы боевого и парадного вооружения. Среди экспонатов можно увидеть оружие и форму, созданные российскими и зарубежными мастерами. Наибольшую ценность представляет собрание боевых шлемов. В их числе шлем Ярослава Всеволодовича и головной убор трёхлетнего цесаревича Ивана — будущего князя Ивана IV Грозного. Кроме того, на выставке представлена кольчуга П.И. Шуйского, а также щиты, булавы, кинжалы и кортики XII-XVII вв.
- «Золотой и Серебряный фонд» — коллекция изделий из золота и серебра, датируемых XII-XVII вв. В неё входят ювелирные украшения, посуда, кувшины, бармы, а также иконы в драгоценном обрамлении, различная церковная утварь и чеканные монеты.
- «Изделия кремлёвских мастеров». В этом разделе хранится один из древнейших и ценнейших экспонатов Оружейной палаты — Шапка Мономаха, созданная в период между XIII и XIV вв. Она представляет собой золотой головной убор с соболиной опушкой и является символом самодержавия на Руси. Также в коллекцию входят скипетр, держава и царский венец — предметы, использовавшиеся при коронации Михаила Романова.
- «Петербургские изделия» — собрание посуды, каменных часов и украшений в стиле классицизма и рококо. Большая часть экспонатов принадлежала императрице Екатерине Великой.
- «Ткань и одежда» — более поздняя коллекция, составленная в 1919 году. В неё входят образцы материи, используемой при создании парадных платьев, военной формы и богослужебных одеяний. Большой интерес представляют шелка из восточных стран, украшенные замысловатыми вышивными узорами.
- «Коллекция карет» — впечатляющее собрание царских и императорских карет XVI-XVIII вв., отделанных бархатам, дорогими пародами дерева, драгоценными камнями и литыми узорами. Здесь представлены кареты работы российских и европейских мастеров.
Оружейная палата — огромный музей, каждую деталь которого стоит рассмотреть отдельно. Для посещения этого музея советуется выделить несколько часов.
Успенский собор
Успенский собор был построен во второй половине XV века и является единственным архитектурным сооружением, полностью сохранившимся с тех времён.
Храм возводился по указу Ивана III Великого. Торжественная закладка состоялась в 1472 году, но начатое строительство прервалось из-за сильнейшего землетрясения. Своды незаконченного храма треснули, и здание рухнуло. При исследовании выяснилось, что полное разрушение произошло из-за некачественного строительного раствора и тонкости боковых стен.
Чтобы восстановить собор, из Италии был вызван Аристотель Фьораванти. Он создал новый проект здания из крепких белокаменных блоков. Работа возобновилась. В короткие сроки были заложены стопы, выложены своды и барабаны. Стены укрепили стальные сваи, а фасады разделили вертикальные выступы.
Возведение Успенского собора было полностью окончено в 1479 году. 12 августа состоялась церемония освещения, и храм открыл свои двери.
Столетиями храм служил местом проведения коронаций и венчаний, под его сенью также находилась усыпальница всех патриархов Москвы, за исключением Никона и Игнатия.
Несмотря на древность и многочисленные пожары, Успенский собор сохранил свой первозданный вид. Его внутренние стены по-прежнему украшают фрески и росписи мастеров XV столетия. Главными реликвиями собора являются мощи святителей и посох митрополита Петра.
Храм возможно посетить как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы.
Тайницкий сад
Сад находится у южной стены Кремля и получил своё название в честь расположенной здесь Тайницкой башни. Дата его основания точно не известна. По одним данным он был заложен в XIV веке, по другим в XIX.
Тайницкий сад известен богатой флорой и фауной. Здесь высажены можжевельниковые и еловые аллеи. Самым знаменитым деревом является дуб «Космос», который посадил Юрий Гагарин в апреле 1961 года. В саду также произрастают яблоневые и сиреневые рощи. В большом количестве здесь обитают птицы: соколы, ястребы и филины, для которых изготовлены специальные птичники.
Территория сада очень живописна. Древесные аллеи огибают парковую зону с цветочными клумбами, фонтанами и разбегающимися в разные стороны дорожками. Это прекрасное место для отдыха после долгой экскурсии по Московскому Кремлю.
Не пропустите: Достопримечательности Подмосковья
Первые литературные упоминания
Одно из первых описаний зарождения великого города находится в повести «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы». «Ипатьевская летопись» считается первым достоверным источником, где упоминается городок Москов – место большого пира в честь встречи друзей и союзников ростово-суздальского и новгород-северского князей. На вопрос о том, в каком году был построен Московский Кремль, существует несколько ответов. Можно указать конкретную дату, в связи с которой Кремль впервые упоминается — в день «Пятка на Похвалу Богородицы», то есть, в субботу 4 апреля 1147 года. А можно долго рассказывать о том, как строился Кремль на протяжении веков. Разве можно представить себе этот комплекс без Успенского собора или Большого Кремлевского дворца?
Красивая архитектура Московского Кремля
Архитектурный ансамбль Кремля весьма разнообразен. Во время экскурсии можно увидеть здания, принадлежащие к древним эпохам, более современные сооружения, дворцы императоров, а также здания политического значения.
Башни Московского Кремля
В Московском Кремле двадцать башен. Большинство из них было возведено в конце XV века, самым поздним сооружением является Царская башня, датируемая 1680 годом. Башни сложены из красного кирпича и различаются по архитектурному стилю.
Здесь есть сооружения прямоугольной, круглой и овальной конструкции, башни со шпилями, шатрами и сквозными кровлями. Все они расположены на углах крепости, единственное исключение — Кутафья башня, находящаяся в отдалении.
Особое внимание привлекает Спасская башня. Она устремляется в небо высоким шпилем с алой звездой на конце. На барабане Спасской башни установлены знаменитые куранты (одни из старейших в мире). Бой этих часов раздаётся над Красной площадью и отмечает наступление Нового Года.
Государственный кремлёвский дворец
Также известен как Кремлёвский дворец съездов. Здание в стиле советского архитектурного модернизма было построено в 1961 году по инициативе Н. С. Хрущёва. В нём проводились съезды КПСС, а также устраивались театральные представления и выставки.
В начале 1990-х Дворец съездов получил новое название — Государственный Кремлёвский дворец. С этого момента в нём перестали проходить партийные съезды, но общественно-политические мероприятия проводятся и в настоящее время.
Большой известностью пользуется театр «Кремлёвский балет», являющийся второй сценой Большого театра. Здесь проходят эстрадные и оперные концерты, театральные постановки и выступают знаменитые балетные труппы. С 2021 года Государственный Кремлёвский дворец входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Арсенал Московского Кремля
Арсенал Московского Кремля был возведён в 1738 году по указу Петра Великого. Изначально он именовался «Цейхгауз», что в переводе означает «оружейный дом». Двухэтажное каменное здание построено в стиле классицизма. Оно представляет собой каре с парадным двором.
В XVIII веке здание венчала двухъярусная кровля, но до наших дней она не сохранилась. Единственным элементом декора, уцелевшим со времён Петра, является великолепный белокаменный фриз, завершающий архитектурную композицию.
Арсенал потерпел серьёзные разрушения в 1812 году. При отступлении наполеоновские войска подорвали часть сооружения. Здание было восстановлено только в 1828 году, тогда же получило новую отделку.
Во второй раз Арсенал пострадал в 1917 году в ходе октябрьской революции. Реставрацию провели в 1922 году, а в 1960-х на фасаде поместили памятные доски в честь офицеров кремлёвского гарнизона, расстрелянных воинами императорской армии. В настоящее время Арсенал занимают казармы Кремлёвского полка и кабинеты административных служб.
Грановитая палата
Грановитая палата появилась в Кремле в 1491 году. Её построили выдающиеся итальянские зодчие: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание, возведённое по указу Ивана III, предназначалось для проведения праздничных пиров и пышных церемоний.
Грановитая палата представляет собой каменное, двухэтажное сооружение. Оно выполнено в стиле Итальянского Возрождения. Фасад украшают фигурные наличники разных форм, а торцовые стены оформлены рельефной резьбой. Главным элементом архитектурной композиции является Красное крыльцо, использовавшееся для торжественных выходов царя на публику. Крыльцо выполнено в виде двух белокаменных арок, соединяющихся под прямым углом. Трёхмаршевая лестница декорирована каменными скульптурами львов.
На верхнем этаже здания находился тронный зал и церемониальная комната, в которой венчались на царство потомки Ивана III, а также императоры из рода Романовых.
Изменения, вносимые в архитектурный облик палаты, зачастую были связаны с коронацией. Так, при венчании на царство Анны Иоанновны помещения декорировали драгоценными камнями и металлами, а по случаю коронации Екатерины II залы украсили гобеленами и стенописью.
После революции 1917 года в Грановитой палате проводились протокольные мероприятия. В 1930-х было разобрано Красное крыльцо, а на его месте соорудили столовую.
В 1990-х прошла масштабная реставрация исторического здания. Столовую снесли и отстроили Красное крыльцо, максимально приблизив его к оригиналу.
В настоящее время в Грановитой палате организуются государственные встречи. Нижний этаж занимает резиденция патриарха. Во внутренних помещениях сохранились элементы декора, которые относятся к разным векам: здесь можно увидеть как росписи XV столетия, так и барочные украшения времён Екатерины Великой. Одной из главных ценностей палаты являются золочёные часы, принадлежавшие Ивану Грозному. Посещение Грановитой палаты возможно в составе экскурсионной группы по предварительной записи.
Сенатский дворец
Великолепное здание в стиле классицизма было сооружено выдающимся русским архитектором М.Ф. Казаковым в 1787 году. Инициатива создания Сенатского дворца принадлежала императрице Екатерине II. Первоначально в дворце проводились собрания московских дворян, а после 1856 года в нём разместился Окружной суд и прочие учреждения местного самоуправления.
В 1918 году в Сенатском дворце была обустроена квартира для В.И. Ленина. (В 1950-х его бывший кабинет трансформировался в музей, насчитывающий около сорока тысяч экспонатов.) В 1932 году в дворец переехал И.В. Сталин. На первом этаже для него была выделена пятикомнатная квартира. В 1985 году третий этаж заняли апартаменты М.С. Горбачёва.
Интерьеры здания постоянно изменялись, обустраивались новые комнаты и кабинеты, многие из которых сегодня носят музейный характер. Помимо ныне действующих залов заседаний и экспозиций в Сенатском дворце существует обширная библиотека, фонд которой составляют книги и политические документы, относящиеся к разным эпохам.
Потешный дворец
Потешный дворец — единственный образец барских хором в Кремле. Он был построен в 1651 году для И.Д. Мстиславского, который приходился тестем царю Алексею Михайловичу. Дворец имеет квадратную форму, внутренние помещения сообщаются с помощью арочных проходов.
Здание выполнено в броском, нарядном стиле. Его декорируют фальшивые наличники, пилястры и обильные лепные узоры. Стены прокрыты ярко-красной краской, от чего здание сразу бросается в глаза.
Долгое время Потешный дворец являлся единственной жилой постройкой в Кремле. После смерти Мстиславского, он перешёл во владения государства. Здание часто перестраивалось, из-за чего утратило свой первоначальный облик.
В начале XVIII века по велению Петра I в нём обосновался Полицейский приказ. В это же время конструкция здания была значительно изменена: добавились хозяйственные пристройки, расширились окна, а с домовой церкви сняли купола.
Начиная с XIX века, предпринимались попытки восстановить первозданный облик Потешного дворца. Этот замысел был осуществлён архитектором Н.А. Шохиным. Основываясь на старинных чертежах и летописях, он частично вернул сооружению первоначальный вид.
Сегодня в Потешном дворце размещается Комендатура Кремля. В 2004 году была проведена последняя реставрация, в ходе которой возродилась домовая церковь Похвалы Богородицы. Интересно, что в процессе работ реставраторам удалось обнаружить уникальную резьбу, изображающую фантастических существ, райские сады и рыцарские турниры.
Теремной дворец
Теремной дворец, построенный в 1636 году, служил парадной резиденцией Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых.
Каменный дворец выполнен в стиле русского узорочья. Это один из немногих сохранившихся образцов данного стиля. Здание имеет монументальный вид и сочетает в себе элементы древнерусского и итальянского зодчества: ширинки, орнаментальная плетёнка, изразцы, золотые гребни на коньках крыш.
В Теремном дворце пять этажей, каждый из которых использовался для определённых нужд. Здесь были хозяйственные, складские, продовольственные этажи, жилые помещения слуг и, конечно, царские хоромы. Пятый этаж представлял собой каменный чердак и покрывался крышей с золочёнными листами, от чего получил название «Златоверхий теремок». При Тереме также располагались домовые церкви, составляющие полноценный архитектурный ансамбль.
Внутреннее оформление Терема, включая настенные росписи, домашнюю утварь и меблировку, не сохранилось. Интерьеры были восстановлены в середине XIX века с помощью рисунков времён Алексея Михайловича — сына хозяина дворца. Реконструкция продвигалась медленно и была окончена только в 1870-х. За это время реставраторам удалось воссоздать стенопись, витражи и изготовить копии деревянной резной мебели.
Теремной дворец закрыт для свободных посещений. Экскурсионные группы допускаются в него только по специальному разрешению.
Церковь Ризоположения
Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.
Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.
Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.
Кремлевские музейные экспозиции
Музеи Московского Кремля притягивают сотни туристов, что неудивительно, ведь местные экспозиции не имеют аналогов во всём мире. Экскурсантов ждёт путешествие в глубины веков.
Алмазный фонд
Алмазный фонд — самая знаменитая и впечатляющая выставка Оружейной палаты, экспонатами которой являются шедевры ювелирного мастерства XVIII-XX вв., а также коллекция драгоценных камней и самородков.
Алмазный фонд был основан Петром Великим и впоследствии пополнялся в период царствования династии Романовых.
Сокровищница понесла сильнейший урон в советские годы, когда власти распродавали регалии царской семьи. Тем не менее, Алмазный фонд сохранил большую часть своих богатств, и некоторые из его экспонаты заслуживают особого внимания.
Главной реликвией Алмазного фонда, без сомнения, является Большая императорская корона, изготовленная для венчания на царство Екатерины II. Ювелиры Г.Ф. Экарт и Иеремия Позье создали потрясающий венец, отражающий всю славу и могущество самодержца. В серебряной оправе короны сияют 4936 бриллиантов. Также корону украшают два ряда крупных матовых жемчужин и благородная шпинель — тёмно-красный камень редчайшей чистоты и прозрачности. Помимо короны на выставке представлены скипетр и держава — неотъемлемые элементы церемонии венчания на царство, символизирующие императорскую власть
Не меньший интерес представляют личные украшения императриц. На выставке представлены:
- корсажная брошь Елизаветы Петровны «Большой букет», которую она прикалывала к парадным костюмам;
- Большая пряжка-аграф, также принадлежавшая Елизавете. Она представляет собой бант, усыпанный бриллиантами;
- Диадема Марии Фёдоровны — жены Александра III. Это украшение в стиле ампир, выполненное в виде кокошника и декорированное бриллиантом редкого нежно-розового оттенка.
Алмазный фонд открыт для свободного посещения.
Археологические окна
На Ивановской площади расположен музей под открытым небом. «Археологические окна» находятся на месте раскопок и демонстрируют артефакты, которые не могли быть подняты из недр земли.
Сквозь прозрачное стекло туристы имеют возможность увидеть геологические срезы, в которых сохранились фундаменты древних монастырей и фрагменты давно исчезнувших храмов.
В ходе раскопок были обнаружены многочисленные ювелирные и керамические изделия, а также окаменелости. Все они причислены к коллекции «Подземного музея», открытие которого состоится в ближайшем будущем.
Великий строитель
После возведения стен кремль становится для окружающих его и близлежащих деревень административным центром. Здесь жители этих населенных пунктов находили укрытие во время нашествия врагов. Постепенно значение этой крепости увеличивалось, а территория расширялась. И вот уже при сыне Александра Невского, князе Даниле Александровиче (1261–1303), родоначальнике московских князей, город, выросший вокруг Кремля, становится столицей небольшого Московского княжества.
В то время, когда был построен Московский Кремль, Юрий Долгорукий основал Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский. Этот князь, всю свою жизнь управлявший ростово-суздальским княжеством и умерший там, занимался активным градостроительством. Кроме вышеперечисленных городов он основал Дубну, Кострому, Дмитров, затопленное в ходе строительства Угличского водохранилища село Сенятино, и, по одной из легенд, Городец. Кроме того, им было возведено много крепостей и укрепрайонов. Так что, когда был построен Московский Кремль (год 1147), закладывались и другие пункты стратегического назначения. И ничто не говорило о том, что именно из этой крепости вырастет столица самого большого государства на свете.
Московский Кремль: главные храмы и соборы
Московский Кремль — это сосредоточение объектов культовой архитектуры. Расположенные здесь храмы и соборы являются главными православными святынями страны.
Благовещенский собор
Белокаменный собор в стиле русской архитектуры был построен в 1489 году псковскими мастерами. Изначально храм представлял собой одноглавую деревянную церквушку, первое упоминание о которой датируется XIV веком. Бревенчатая церковь была снесена по указу Ивана III, и на её месте началось строительство нового (на этот раз каменного) собора.
Архитектурный облик собора поражал своей красотой и монументальностью. Белоснежное здание украшали полубашни, кокошники, арочные своды и массивные золотые купола со шпилями. В 1560-х правитель Иван Грозный внёс некоторые изменения в образ храма. К сводам галерей пристроили придельные церкви, а также соорудили дополнительные главы, увеличив их количество до девяти.
В 1917 году в ходе Октябрьской революции собор попал под обстрел. Артиллерийский снаряд полностью разрушил парадноё крыльцо и повредил стену. Через год Благовещенский храм был закрыт для богослужений.
В советское время собор несколько раз реставрировали и поддерживали в достойном состоянии как памятник истории и архитектуры. Наиболее значительная реконструкция была проведена в 1980-е. Тогда здание полностью отремонтировали и воссоздали его первоначальное обличие. Восстановлению подлежало не только разбомбленное крыльцо, но и настенные росписи XV столетия и купола.
Богослужения в соборе возобновились в 1993 году. После торжественной церемонии открытия и повторного освящения состоялась первая за много лет божественная литургия. С тех пор Благовещенский собор действует и принимает прихожан. Туристы могут посетить его самостоятельно или в составе экскурсионной группы.
Архангельский собор
Архангельский собор расположен на Соборной площади Московского Кремля. Он был воздвигнут в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Образцом для создания Архангельского храма послужил Успенский собор. Здание в стиле русской архитектуры дополнили элементы итальянского зодчества. Белокаменное здание украсили пилястры и карнизы, которые визуально поделили его на два этажа.
В простенках нижнего яруса соорудили декоративные ниши и арки. Особенностью архитектурной композиции являются малые и большие круглые окна, гармонирующие между собой. Данный элемент Алевиз Новый почерпнул из венецианского зодчества.
Собор неоднократно страдал от пожаров и разрушений, связанных с ветхостью конструкции, но самое страшное разорение произошло в 1812 году от рук солдат французской армии. Во время оккупации Москвы вражеские войска разграбили храм, испортили иконы, алтарь и раки с мощами. После окончания Отечественной войны все похищенные реликвии были заменены новыми. Тогда же прошла масштабная реконструкция, в ходе которой были заменены купола, установлен новый алтарь и пополнен иконостас.
Архангельский собор известен тем, что под его сенью находится царская усыпальница. Её основал Великий князь Василий III, повелев хоронить здесь мощи Князей. Тела усопших правителей погребались в мраморных саркофагах и опускались под землю. Над могилами помещали каменные плиты с высеченными именами и орнаментами. В 1906 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами, что поспособствовало лучшему сохранению памятников.
В некрополе находится 46 гробниц. На древних камнях сохранились резные надписи на древнерусском языке — это имена, известные нам из истории древней Руси: Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III Великий, Иван IV Грозный, Василий Шуйский, а также имена правителей из рода Романовых, начиная основоположником династии — Михаилом Фёдоровичем и заканчивая Петром II — последним императором, погребённым в Москве.
В Советское время Архангельский собор существовал как музей и памятник истории, богослужения в нём возобновились в 1991 году и регулярно ведутся по сей день. Собор открыт для свободных посещений.
Церковь Ризоположения
Церковь была воздвигнута в середине XV столетия в качестве домового храма московских митрополитов. Инициатором постройки выступил святитель Иона, посвятивший церковь освобождению от нашествия Мазовши — Ордынского царевича, которое произошло 2 июля — в день празднования Положения ризы Божией матери. Деревянная церковь сгорела в 1472 году и была перестроена в камне в 1485-ом.
Церковь четырёхстопная, трёхаспидная, стоит на высоком цоколе. Её фасад разделён колоннами, арками и порталами. Над основной постройкой возвышается барабан, покрытый шлемовидным куполом. Внутренние помещения облагорожены фресками, лепниной и резными орнаментами. В интерьере преобладает единство стиля. Все детали от обширного иконостаса до малейших предметов церковной утвари относятся к началу XVII века, либо выполнены под старину.
Большая часть икон, находящихся в церкви, датируется XVII столетием, однако, среди них можно увидеть и более древние образы, например, иконы-пядницы, сохранившиеся с XVI века.
Собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор)
Храм входит в ансамбль домовых церквей при Теремном Дворце. Он был построен в 1636 году над «Златоверхим теремком», то есть сверху от Теремного дворца Михаила Фёдоровича, от чего получил своё второе название «Верхоспасский собор».
Храм выполнен из белого камня по проекту архитектора Бажена Огурцова. Его венчают одиннадцать золочёных глав, которые видны с любой точки Московского кремля. Здание украшено арочными сводами, частыми витражными окнами и фигурной кладкой. В древности на каждом из его этажей размещались малые домовые церкви, освящённые в честь великомученицы Екатерины, Распятия Христова и Воскресения Словущего.
В настоящее время храм не действует. Богослужения в нём не проводятся и свободное посещения туристами также не допускается.
Колокольня Ивана Великого (Церковь Иоанна Лествичника)
Культовое сооружение было возведено в 1509 году итальянским зодчим Боном Фрязиным. С момента основания здание многократно перестраивалось, расширялось. Окончательный архитектурный облик оно обрело лишь в 1815 году.
Ансамбль состоит из двух элементов:
- Основной храм, освящённый в честь Иоанна Лествичника. — это каменное сооружение сложной конструкции, сочетающее в себе арочные проёмы, сквозные проходы, шатровую мансарду и монументальную парадную лестницу.
- Колокольня Ивана III — высокая восьмигранная башня из белого камня, увенчанная массивным куполом и украшенная резными орнаментами в старорусском стиле.
Колокольня является главной и наиболее знаменитой частью храма. В древности на площади перед ней зачитывались народу царские указы, а сегодня она исполняет роль смотровой площадки, откуда виден весь Кремль.
В ходе экскурсии туристы имеют возможность подняться на высоту 25 метров, преодолев 137 ступеней. В звоннице их встретят 34 колокола, у каждого из которых есть своё имя: Успенский, Ревун, Глухой, Лебедь и т.д. Колокола были созданы в разные эпохи, в разных уголках страны и разными мастерами. Самый древний из них оглашает Кремль гулким звоном с момента возведения колокольни, а самый молодой появился здесь в начале XIX века.
Церковь Рождества Богородицы на сенях
Данная церковь является одним из древнейших сооружений Московского Кремля и до настоящего времени сохранилась лишь частично.
Здание было построено в конце XIV столетия по указу княгини Евдокии — вдовы Дмитрия Донского. В дальнейшим церковь постоянно перестраивалась и от первоначального здания 1394 года остался только главный портал и часть окон на стене, уцелевшей наполовину.
В архитектуре церкви сочетаются элементы владимиро-суздальского зодчества, например, округлые столбы, орнаментальное обрамление арок, а также черты, присущие раннемосковской архитектуре: окна-розетки, килевидные ниши.
Внутренние интерьеры храма полностью утеряны и восстановлению не подлежат. Сегодня церковь не действует. Вход в неё перекрыт.
Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов
Масштабный комплекс зданий был построен в 1656 году русским зодчим Антипом Константиновым с благословения патриарха Никона. Палаты и церковь представляют собой безупречно сохранившиеся образцы старорусской архитектуры.
Белокаменные здания с ровными фасадами украшены кокошниками, фигурными наличниками, полуколоннами и геометрическими сандриками. Над церковью возвышаются на восьмигранных барабанах серебристые купола с длинными шпилями.
Патриаршие палаты отличались роскошью и размахом, по богатству они не уступали Теремному дворцу. По указу Патриарха Никона помещения были оформлены самыми дорогими и ценными материалами. Впоследствии, когда над Никоном вершился суд, созданные им палаты были приведены как доказательство его тщеславия, расточительства и жадности, что делало его недостойным титула Патриарха. Когда Никон покинул Кремль, палаты были переделаны и оформлены более скромно.
В 1917 году церковь и палаты пострадали при обстрелах. Реставрация была проведена в 1918 году. Богослужения в церкви прекратились, а в её помещениях обосновался музей, который действует до сих пор.
Экспонаты выставки относятся к религиозной тематике. Здесь представлены образцы посуды, применяемой при причастии и других церемониях, предметы патриарших одеяний, художественное шитьё, древние иконы, а также предметы из личных покоев священников XVII столетия: книги, мебель, шахматы, канцелярские принадлежности.
Усовершенствования будущей столицы
А Москва строилась и расширялась. Князь Иван Калита (1283-1341) строит первые белокаменные соборы. И при нем же в 1340 году старые деревянные стены заменяются мощными дубовыми. А его внук Дмитрий Донской (1350-1389), сын московского князя Ивана II Красного, заменяет дубовые стены на белокаменные. Это и послужило поводом называть Москву «белокаменной». Именно такая красавица изображена на картине Василия Верещагина, написанной в 1879 году, под названием «Вид на Московский Кремль с Каменного моста». Столица России, город с потрясающей историей не может не вызывать повышенного интереса. Любой главный город страны любим и уважаем ее жителями. Но Москва для русского человека нечто гораздо большее. И вполне естественно желание узнать подробности возникновения города, с чего он начинался, как и когда был построен Московский Кремль, год его возникновения и при каком князе возводилось это чудо.
Памятные знаки и монументы комплекса
Помимо исторических зданий на территории Кремля расположено множество скульптурных композиций и монументов, которые служат памятниками событиям прошлого и знаменитым политическим деятелям.
Царь-колокол
Царь-колокол был отлит в 1737 году по указу императрицы Анны Иоанновной, которая задумала его в качестве памятника самой себе. Автором проекта выступил литейный мастер И.Ф. Моторин, он умер за год до завершения работ, и проект заканчивал его сын.
Колокол отливали из сплава, который включал в себя олово, медь, золото и серебро. Результатом долгой и тягостной работы более 200 мастеров стало великолепное изделие весом в 202 тонны и высотой в 6 метров. Колокол никогда не был поднят на звонницу и исполнял исключительно монументально-композиционную роль.
Царь-колокол известен тем, что в 1737 году во время великого Троицкого пожара на его раскалённый металл попала ледяная вода. Из-за резкого перепада температуры металл треснул и от колокола отделился осколок внушительных размеров.
В XIX веке Царь-колокол вместе с осколком был поднят на каменный постамент возле Колокольни Ивана III, где он стоит по сей день. В настоящее время Царь-колокол признан самым большим в России.
Царь-пушка
Артиллерийское оружие было создано в 1586 году русским пушечником Андреем Чоховым. Данная пушка является одной из самых больших в мире. Её вес составляет 400 тонн, а длинна достигает 5,5 метра.
Царь-пушка издавна считалась символом военного потенциала России, но никогда не применялась в бою. Только один раз она была заряжена и приведена в боевую готовность — в момент, когда к воротам Кремля подходили войска крымского хана. Но залп не состоялся.
Царь-пушка установлена на невысоком постаменте во дворе Арсенала. Рядом с ней лежат бутафорские пушечные ядра, служащие для дополнения композиции.
Артиллерийские орудия
В годы правления Петра Великого к зданию Арсенала свозились артиллерийские орудия — трофеи с полей сражений. Эту традицию продолжил Александр I, добавивший к экспозиции пушки, захваченные у наполеоновских войск.
Сегодня коллекция старинных пушек представляет собой настоящий музей под открытым небом. Экспозиция демонстрирует орудия, изготовленные в разные времена и в разных государствах.
Памятник Великому князю С.А. Романову
Памятник, представляющий собой бронзовое распятие с лампадой, был установлен в 1908 году на месте, где погиб князь Сергей — сын Александра II. Трагедия произошла 4 февраля 1905 года. Сергей Александрович стал жертвой теракта — в его карету была брошена граната.
Памятник был окружён кованной оградкой, а прилегающая к нему лампада зажигалась каждый вечер. В 1918 году революционеры снесли памятник. Восстановление мемориала пришлось ждать до 2021 года. Новый памятник полностью соответствовал своему предшественнику. По случаю открытия была проведена торжественная церемония, на которой присутствовала политическая и церковная элита.
Как добраться
Лучший способ добраться – метро. В непосредственной близости от музейного комплекса расположены 4 станции, образующие узел:
- Александровский сад;
- Боровицкая;
- Библиотека Ленина;
- Арбатская.
Ориентиром для выхода служат указатели: «Выход в Александровский сад».
Выход вблизи достопримечателности имеет еще группа станций метрополитена:
- Охотный ряд;
- Площадь Революции;
- Театральная.
Воспользовавшись выходом на Манежную площадь, окажешься у Исторического Музея. Отметим, что станций метро с наименованиями «Кремль» или «Красная площадь» не существует.
Входные билеты продают в Александровском саду.
Источник