Оформление учебной зоны кабинета в начальной школе
Анастасия Риттер
Оформление учебной зоны кабинета в начальной школе
Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебногопроцесса в младших классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов.
Основные принципы оформления начальной школы
В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Оформление кабинета начальной школы имеет своей целью не только обучение, но и эстетическое воспитание учащихся, и повышение мотивации к учебе.
Оформление кабинетов начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя,но и соблюдения общих методических рекомендаций:
Основной принцип оформления начальной школы – умеренность. Декоративные элементы и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;
Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле;
Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.
Кабинет «НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ»
В подобных кабинетах обучаются дети с момента поступления в школы и до перехода в среднее звено школы. Учитывая возраст детей, в кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материала, но, в идеале, и отдыхает, играет.
1) Деление классной комнаты на зоны: учебную, игровую, информационную.
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
Эстетическое оформление кабинета:
6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
оранжевый цвет стимулирует мыслительную активность;
желтый цвет – веселое и радостное настроение;
фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах.
В учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и видеомагнитофон, книжный шкаф. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений
Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и обычно представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, воспитывая патриотические чувства у маленьких школьников. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией.
В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван и кресла, журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Для оформления кабинета могут привлекаться учащиеся – это очень важный элемент системы эстетического и трудового воспитания.
Также можно выявить тенденцию оформления современных школьных классов: стремление к максимальному пространству и незагроможденности, четкость линий, цветовое и стилевое соответствие. По-прежнему важной остается предметная направленность кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Требования к кабинету начальных классов.
а) 4.7. Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
• освещенность, состояние мебели;
размеры проходов,расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см. •
Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., рег. № 3997.
многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т. д.).
в)наличие Уголка здорового образа жизни:
— Здоровый образ жизни.
В классе могут быть оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды: «Лента букв», «Сиди правильно», «Как хорошо уметь читать», «Запомни», «Сегодня на уроке».Большое значение в формировании самооценки имеют выставки работ учащихся: «Моя тетрадь», «Мастерица», «Наше творчество».
В классе может быть собрана библиотечка детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов. Большую помощь учителю в организации и проведении уроков оказывают таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру, внеклассному чтению, технологии.
Документация кабинета:
Паспорт кабинета:
1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т. д.
2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.
4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:
Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).
Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы, «А знаете ли вы?.».
Учебно-информационные.
Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:
рекомендации по планированию учебной деятельности;
по организации и выполнению домашней работы;
по тестированию, контролю и оценке;
Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.
Учебно-коммуникативные:
памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т. д.
Кабинетпозволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:
Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.
Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Кабинеты начальных классов №2 и №3 отвечают требованиям к кабинетам начальной школы. В них оборудованы рабочая зона учителя, собрано большое количество материалов для организации учебного процесса:
Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.
Для проверки знаний, умений (карточки-задания).
Для подготовки опережающих заданий.
В кабинете имеется литература:
Учебники.
Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.
Подборки олимпиадных заданий и т. д.
Разработки праздников, конкурсов и т. д.
Кабинетыоснащены специальными средствами обучения:
На стендах и в шкафах размещаются детские творческие работы.
В классах есть «Уголки безопасности».
Также классы оснащены коллекциями полезных ископаемых, гербариями культурных растений, магнитной доской с магнитными карточками чисел, детскими настольными играми.
В каждом кабинете есть компьютер, интерактивная доска, проектор, это раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. С сентября 2010 года в классах осуществляется выход в Интернет, что ещё более существенно расширило возможности кабинетов, дает учителям импульс для саморазвития.
Использование в работе компьютера позволяет учителю постоянно пополнять и обновлять дидактический и раздаточный материал кабинета. Современные информационные технологии помогают учителю сделать уроки интересными и эффективными, а работу учащихся увлекательной и успешной.
В нашей школе проблемой является то, что в кабинетах начальных классов часто проводят уроки учителя средней школы и то, что большинство педагогов не имеют своих кабинетов, а вынуждены «путешествовать» из одного кабинета в другой.
Заведующие кабинетами стараются привести свои кабинеты в соответствие с требованиями, создать условия для комфортного пребывания учеников в классе.
Конечно, можно посчитать, сколько средств вложено в техническое оснащение каждого кабинета, какова «методическая составляющая», насколько современна мебель… Но разве это так уж важно? Гораздо важнее, что, приходя в такие классы, дети учатся видеть красоту вокруг себя, понимать, как важен и ценен не только собственный труд, но и труд другого человека.
«Осторожно, дорога». Оформление кабинета безопасности в детском саду Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма является: — Незнание элементарных основ правил дорожного движения; — Нарушение.
Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать» Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе в мае 2018года. По традиции в мае всегда проходит выставка.
Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.
Оформление кабинета учителя-логопеда ДОУ С огромным удовольствием представляю оформление своего рабочего кабинета логопеда в МБДОУ «Детский сад №103» г. Кургана. Логопедом я работаю.
Оформление логопедического кабинета в детском саду своими руками Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только.
Оформление спортивной зоны в детском саду Физическое воспитание малышей в детском саду – это один из способов развития детей, который подразумевает не только улучшение их здоровья,.
«Космос». Оформление тематической зоны в детском саду Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос»,.
Оформление учебной комнаты «Летнее настроение» Из четырех времен года: зимы, весны, осени, лета, последнее мое любимое время года. Три летних месяца дарят нам много хорошего, интересного,.
Оформление воздушной зоны в раздевалке облаками-овечками С наступлением весны по небу поплыли причудливые облака. И нам захотелось украсить раздевалку вот такими облаками — овечками. Сначала из.
Презентация «Современное оформление логопедического кабинета» Существует перечень требований к оснащению логопедического кабинета, в котором сухим языком перечислены шкафы, пособия и прочее оборудование.
Источник
Требования к кабинету начальных классов
1. Санитарно-гигиенические требования к помещениям
1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в
соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 к естественному и искусственному
1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или
юго-восточную стороны горизонта.
1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем
освещении, при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство
правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола
1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны)
оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть
оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми
шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
1.5. Уровень освещенности кабинета должен соответствовать норме от 300 до 500 ЛК.
1.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным
освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок. Светильники
должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед
1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых
или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север в теплые тона (гамма
желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные
цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на
1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8,
1.10. Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с
таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21
градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.
1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.
1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек,
имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен
воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и
1.13. В кабинете должен быть установлен водопроводный кран с водосливной раковиной.
2. Требования к комплекту мебели в учебном классе-кабинете
2.1. В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться
специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для
правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования,
приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.
2.2. Мебель должна соответствовать требованиям ГОСТ .
2.3. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.
2.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные
ученические столы со стульями разных ростовых групп.
2.5. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования
необходим набор секций различного назначения, из которых компанируются варианты
комбинированных шкафов. Рекомендуются следующие типы секций:
Без цоколя, с полками.
Используют в качестве
Секция с ящиками
С цоколем. Используют в
качестве нижней. Дверки
Секция с глухими дверками
Без цоколя. Используют в
Секция с глухими дверками
С цоколем. Используют в
Секция для таблиц
С цоколем. Используют в
Секция с лотками
С цоколем. Используют в
качестве нижней. Дверки
3. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими
устройствами, аппаратурой и приспособлениями
3.1. В кабинете должны быть постоянно размещены компьютер с колонками и
мультимедийный проектор, интерактивная доска.
3.2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в
лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна — у
классной доски, другая — на противоположной от доски стене лаборатории, третья — на
стене противоположной окнам.
3.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран.
4. Требования к помещениям кабинетов
4.1. Каждый учебный класс — кабинет начальной школы базового уровня обучения в
зданиях нового типа должен иметь площадь 66 м² при наполняемости класса 25 человек.
4.2. Количество классов-кабинетов должно определяться в зависимости от условий
4.3. В каждой школе (средней, неполной средней и начальной) должны создаваться
отдельные кабинеты художественного труда. Они предназначены для трудового обучения
учащихся П-1У классов в соответствии с утвержденным базовым учебным планом.
4.4. При расстановке мебели должны быть соблюдены санитарно-гигиенические нормы.
Ученические столы должны быть установлены, как правило, в три ряда. Допускается
двухрядная и однорядная расстановка столов.
Расстояние между столами в ряду — 0,6 м, между рядами столов — не менее 0,6 м, между
рядами столов и продольными стенами О,5-0, 7 м; от первых столов до передней стены
2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски —
4.5. В зависимости от планировки помещения, количества учащихся, организации их
деятельности допускаются иные варианты размещения: в 5-6 рядов, полукругом, группами
по 2-6 рабочих мест.
4.6. По задней стене класса-кабинета рекомендуется устанавливать секционные шкафы для
учебного оборудования, на передней стене — доску и часть постоянной экспозиции. На
боковой стене, противоположной окнам, рекомендуется экспонировать сменные стенды.
4.7. Раковину-мойку следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета.
5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием
5.1. Организация учебного помещения начальных классов должна предусматривать его
оснащение комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими
«Перечнями учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России»,
утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации по каждой
образовательной области, входящей в программу начальных классов (русский язык,
чтение, математика, окружающий мир, природоведение, история, художественный труд).
6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся
6.1. В состав рабочего места учителя входят стол для учителя, классная доска, экран,
6.2. Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на
нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических
материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для
демонстрации объемных моделей. Не рекомендуется в столе учителя устанавливать
проигрыватель и магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение
6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими
поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита:
1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную
6.4. На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных
средств. Экран может быть не стационарным, а переносным.
6.5. Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения
— достаточная рабочая поверхность для письма, чтения;
— соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной и
рабочей позы обучающегося (правильное положение позвоночника, рук, плеч, локтей,
грудной клетки относительно крышки стола), что поддерживает нужную
работоспособность; — необходимый уровень освещенности (ЗООлк).
6.6. Рабочее место ученика в кабинете начальных классов включает в себя столы
ученические одноместные или двухместные в комплекте со стульями. Мебель должна
соответствовать росту учащихся. В классе должны быть размещены столы и стулья
следующих ростовых групп: 1,2,3,4. Каждая группа имеет свою цветовую маркировку: 1 —
оранжевая маркировка — рост ученика до 1150 мм, 2 -фиолетовая маркировка — рост
ученика до 1300 мм; 3 — желтая маркировка — рост ученика до 1450 мм; 4 — красная
маркировка — рост ученика до 1600 мм.
Промаркированы должны быть и столы, и стулья. В комплект должны входить стол и стул
одной цветовой маркировки.
6.7. Количество соответствующей маркировки изменяется от класса к классу.
Ориентировочное распределение двухместных комплектов ученических в начальных
классах (из расчета наполняемое класса 25 чел.).
Ориентировочное распределение одноместных комплектов ученических в начальных
классах (из расчета наполняемости класса 25 чел.).
6.8. У столов ученических может быть подъемная крышка. Угол наклона 7-12 градусов.
Подъем фиксируется специальным зажимом. Поднятая крышка нужна во время письма.
7. Требования к размещению и хранению учебного оборудования
7.1. Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть
использованы секционные шкафы.
7.2. Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкаф.
7.3. В верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд (словари,
справочники), альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал,
дидактические игры, игрушки.
7.4. В нижних закрытых секциях следует хранить экранно-звуковые средства обучения
(ЭЗС) (диафильмы, диапозитивы, магнитные записи, компакт-диски).
Диафильмы следует хранить в специальных укладках с ячейками. Коробки с
кинофрагментами и звукозаписями располагают в шкафу.
На нижней полке шкафа, где хранят ЭЗС, полезно 2-3 раза в год ставить банку с водой,
закрытую слоем марли — для предохранения пленки от пересыхания.
7.5. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты для
уроков трудового обучения и изобразительного искусства, объемные пособия; в нижней
части лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: линейки,
краски, карандаши, альбомы для рисования, наборы счетных палочек и т. д.
7.6. Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в
специальных ящиках у стены. Для хранения карт используют хранилище, в котором карты
подвешивают вертикально в свернутом виде.
7.7. Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в
специальных карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств
обучения и по классам, темам. Наличие карточек должно способствовать ускорению
подготовки к уроку, отслеживанию и пополнению фонда учебного оборудования.
8. Требования к оформлению интерьера кабинета
8.1. На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по
русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.
8.2. На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной
информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т.
8.3. В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене, рекомендуется
размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам — русскому языку,
чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.
9. Правила пожарной безопасности
9.1 . Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, столовых и
других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам
пожаротушения, наличие инструкции по пожарной безопасности.
9.2. Не допускается устанавливать на окнах несъемные металлические решетки,
загромождать и закладывать кирпичом оконные проемы.
9.3. Применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные
9.4. Использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т. п.
для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально
9.5.Оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки,
персональные компьютеры, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.
10. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха
10.1 .Закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
11. При эксплуатации электроустановок запрещается:
11.1. Пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
11.2. Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими
материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками
предусмотренными конструкцией светильника;
11.3. Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими
электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также
при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
11.4. Применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
11.5. Оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть
электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе
находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и
(или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией
11.6. Использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания
электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных
Источник