Меню

Каким цветом обозначить звук п



Звуки [П] [П`]. Буквы П, п
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Звуки [П] и [П`] Буквы П, п

  1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.

Как пыхтит каша? (П – п – п)

Как пищит птенец? (Пи – пи – пи)

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «П» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ПЬ» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «П», заучить их:

Паша, Полина, пакет, пальцы, пальто, палуба, память, панамка, пар, пароход, палатка, панель, панцирь, папа, провоз, пара, парашют, парикмахер, парк, паркет, партизан, пасека, паук, паштет, паяльник, плащ, платок, пластилин, плот, победа, погода, потолок, подвал, пожар, поклон, полено, полоса, половина, попугай, полотенце, подушка, поляна, помидор, поросенок, порошок, портрет, почтальон, пуговица, путь, пушок, пух, праздник, проволока, продукты, продавец, пчела, прачка, прыжок.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ПЬ», заучить их:

Петя, петух, петушок, письмо, певица, пианино, пианист, пекарь, педаль, пеленка, пельмени, пенал, перец, песня, перчатка, песок, печаль, печенье, печь, печник, пещера, пиджак, пила, пилот, пингвин, пеликан, пирамидка, пирог, пирожок, писатель, пистолет, пятно, пять, пионы, пятнышко.

3) Слоговой аукцион. Придумай слова, начинающиеся со слогов:

ПА – (пакет, …); ПЕ – (Петя, …); ПО – (порог, …); ПИ – (пирог, …).

4) Где звук? (в начале, в середине, в конце):

Почта, лапа, прохлада, клоп, поэт, суп, лампа, паучок, повар, посуда, лупа, половник, плот, покупки.

5) Скажи, какой звук в слове: твёрдый или мягкий (п, пь)?

Петя, палатка, дупло, парк, пианист, лапки, пион, тропинка, пальто, репа, пиала, пароход, пилот, водопад, капли, пудинг, пять.

6) Профессии. Назови 10 профессий на «п», «пь»: (плотник, пекарь, почтальон, парикмахер и т.д.)

Образуй слова по образцу (женский род от названий следующих профессий):

Повар (повариха), певец (певица), портной (портниха), продавец (продавщица), пианист (пианистка), поэт (поэтесса), писатель (писательница).

7) Подбор слов – признаков (прилагательных).

Какая? Какой? Какое?

Песня – (прекрасная, чудесная, звонкая, красивая, …) полотенце –

Площадь – (праздничная, …) подруга –

Подарок – (приятный, …) парикмахер –

8) ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ.

Полка стоит на посуде.

Повар чистит нож картошкой.

Петя опустил почтовый ящик в письмо.

9) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

Он с бубенчиком в руке, Муха ахнула сперва:

В сине-красном колпаке. «Ах, какие кружева», —

Он веселая игрушка, И пропала голова!

И зовут его… (Петрушка). Бедняжка, словно в тине,

Увязла в … (паутине).

10). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

Пять братьев вместе родятся, Посадили зернышко,

А росту разного. Вырастили солнышко.

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

11). ЗАУЧИВАНИЕ.

а) Скороговорки:

«Петя пилит пилой пень» «Кота Потап по лапке хлопал,

«У пеньков опять пять опят» И от Потапа кот утопал».

б) Считалка:

Прыг да скок, прыг да скок, Под кусточек присел,

Скачет зайка – серый бок. Схорониться захотел,

По лесочку прыг-прыг-прыг. Если веришь – стой и жди,

По снежочку тык-тык-тык, А не веришь – то води.

в) Скороговорки:

«Пара птиц порхала, порхала – «Про пестрых птиц поет петух,

Да и выпорхнула». Про перья пышные, про пух».

«Повтори без запинки: «- Расскажите про покупки.

На осинке росинки — Про какие про покупки?

Читайте также:  Колье с белыми цветами

Засверкали утром — Про покупки, про покупки,

Перламутром». Про покупочки мои».

г) Пословицы и поговорки:

«Поздно поднялся – «Признание – половина исправления».

День потерял, «Правда в огне не горит

В молодости не учился – И в воде не тонет».

Жизнь потерял». «Правда глаза колет».

д) Считалка: е) Стихотворение:

Пчелы в поле полетели, Букву «П» в спортивном зале

Зажужжали, загудели, Перекладиной назвали.

Сели пчелы на цветы. – Ну-ка, милый не ленись —

Мы играем – водишь ты. Подойди да подтянись!»

Игры для закрепления темы Звуки [П ] [П`]. Буквы П, п

И гра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «П».

Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.

Игра «Распредели предметы по коробкам» Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ п- пь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [П`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [П].

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци.

Цель занятия — познакомить детей с новыми звуками [в-в\’] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса «Фестиваль уроков-2015».

П Л А Н – К О Н С П Е К Тлогопедического занятияТЕМА: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М.(ОНР) ЦЕЛИ: закрепить знания о букве М, звуках м,м, упражнять в звуко-.

Коррекционно-образовательные цели: — Узнавание и выделение звуков [а] [у] [о] [и], соотнесение звука со схемой. — Закрепление умения определять наличия гласных зву.

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират.

Источник

Открытое занятие «Понятия звук [п]-[п’], буква п, звонкий и глухой звук»

Махметова Наталья Сергеевна
Открытое занятие «Понятия звук [п]-[п’], буква п, звонкий и глухой звук»

Тема: «Понятия звук П, звук Пь, буква П, звонкий и глухой звук»

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

• уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];

• совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

• учить определять позицию звука в словах;

• познакомить детей с графическим образом буквы П;

• учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

• развивать слуховую память, внимание и восприятие;

• развивать умение концентрировать внимание;

• развивать умение контролировать импульсивные действия;

• учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

• воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;

• воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); сигнальные карточки); конверты с заданиями;

Методы и приемы работы с детьми:

— воображаемая ситуация в развернутом виде;

— игра «Хлопни в ладоши»

План занятия:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы занятия

Читайте также:  Восстановление белого цвета после стирки

3. Характеристика звуков «П», «Пь»

4. Работа с учебником

6. Закрепление изученного материала

7. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).

II. Сообщение темы занятия.

(Педагог предлагает детям отгадать загадки)

1. По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята? (Почтальон)

2. Розовая спинка,

А на ней щетинка,

Звать его… (Поросенок)

3. Гребешок аленький,

Раньше всех встает,

Голосисто поет. (Петух)

4. Из – за тридяветь земель

Мчит бумажный Журавель

Мог бы он лететь и дальше

Но нырнул в почтовы ящик (Письмо)

— Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)

— Какой первый звук вы услышали в слове «петух»? (Звук [Пь])

— Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? звуках [П], [Пь])

III. Характеристика звуков [П |. [Пь|.

• Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются и создают преграду воздуху)

• Попробуйте пропеть звук [П].

• Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).

• В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

• Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит)

• Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)

• Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)

• Каким цветом мы обозначает твердый звук? (Синим)

• А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)

• Каким цветом мы обозначаем мягкий звук? (Зеленым)

• Какой первый звук в слове почтальон? Твердый звук [П]

• Какой первый звук в слове «петух»? [Пь]

• Назовите первый звук в слове «поросенок» [П]?

• Назовите первый звук в слове «письмо» [Пь]

А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глухой).

IV. Работа с учебником.

• Послушайте, какие звуки произносят звукоежки: «П», «Пь». Произнесите и вы их. Они гласные или согласные? (Согласные). Слева какой звук? (Твердый, каким цветом мы его обозначим? (Синим). Справа какой звук? (Мягкий, каким цветом мы его обозначим? (Зеленым). Ребята, Грамотейка моет посуду. Назови, что он уже вымыл? (Половник, пиалу). Давайте обведем эти предметы по контору и дорисуем схемы. Какой первый звук в слове «половник»? [ П], каким цветом мы обозначим его на схеме? (Синим). Какой первый звук в слове «пиала»? [Пь], каким цветом обозначается на схеме? Познакомьтесь с буквой П. Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа,

По мосту идет прохожий.

А внизу через проход

Ребята, из скольки палочек состоит буква «П»? (Из трех). Возьмите три карандаша и выложите эту буку у себя на парте. Звуки П и Пь обозначаются этой буквой. Давайте напишем эту букву. Рассмотрите рисунок. Прочитайте, что пропищала мышь, увидев кота? [ПИ]. Что сделал кот? Прочитайте. [АП]. Напишите эти слова. Сколько звуков в каждом слове? (два). Какой первый звук в слове «Пи»? [Пь] (Мягкий). Каким цветом обозначим? (Зеленым). Какой второй звук? [И]. Каким цветом обозначим? (Красным). Раскрасьте схему под словом «Ап» самостоятельно.

— А сейчас отдохнем.

Раз — поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Читайте также:  Ваз 2109 2001 года цвет зеленый

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

— Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке»,то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [П]

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

VI. Закрепление изученного материала

Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

-А сейчас, ребята,я предлагаю вам повторить слоги : ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПЫ, ПИ, ПУ, ПЮ, ПЭ, ПЕ, МА. Скажите мне, какой слог лишний? (МА).

— Ребята перед вами лежат листки с буквами. Я попрошу вас подчеркнуть только буквы «П». А П У О П И Э Ы П М Ю П Ё Я П

VII. Подведение итогов занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П].

Индивидуальное логопедическое занятие «День рождения буквы. Звук [Р] и буква «Р» Индивидуальное логопедическое занятие. Учитель-логопед: Левкина М. С. Тема: День рождения буквы Р. (Звук и буква Р) Этап: Закрепление правильного.

Конспект ОД «Звук и буква А» Тема: Звук и буква «А» Цель: 1. Четкое произнесение звука. 2. Анализ звукового ряда из двух гласных. 3. Развитие внимания и памяти. 4. Договаривание.

Логопедическое занятие в 1 классе «Посуда. Звук [Ш] и буква Ш» Конспект занятия в 1 классе. Тема: Звук и букв Ш. Посуда. (Занятие 1)[/h3]Цель: актуализация словаря по теме «Посуда». Уточнение произношения.

Логопедическое занятие в 1 классе «Посуда. Звук [Ш] и буква Ш» Конспект занятия в 1 классе. Тема: Звук и букв Ш. Посуда. (Занятие 2)Цель занятия: актуализация словаря по теме «Посуда». Уточнение произношения.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква Х» Логопедическое занятие по формированию фонетико – фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР. [/b]Тема занятия: Звук и.

Лэпбук «Звук и Буква» Лэпбук «Звук и Буква»— уникальный вид дидактического пособия. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы. Лэпбук.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием методики В. Воскобовича «Звук и буква [Ш]» Цель : закрепить знания детей о гласных звуках и согласном звуке «Ш», познакомить с буквой «Ш» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить.

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук» Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук; 2. Уметь отличать «букву» от «звука»; 3. Развивать мелкую моторику и.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Тема: «Звук и буква Ч». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 136 Конспект занятия по формированию.

Источник