Меню

Какие у евреев глаза цвет



Какие у евреев глаза цвет

1. «У тебя такое еврейское лицо», — сказали однажды Букнику с любовью, и он немедленно забыл все те случаи, когда эту же фразу произносили с отвращением, смущением, сарказмом, враждебностью и даже брезгливостью. По лицу будешь узнан, а потом уже по делам, и никуда от этого не деться.

2. Узнавание еврея по лицу стало наукой. Узнавание еврея по лицу – врожденный навык некоторых народов, в частности, самих же евреев. Узнавание еврея по лицу – это народная забава, ибо известно, что еврей – вечно чужой, хотя может казаться бесконечно своим. И важно уметь его узнавать.

3. Искусство чтения лица – физиогномика – давно стало наукой. Если верить ей, глаза, нос, уши, рот — эти своеобразные антенны, которые двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг, и их форма, а также мимические морщины, многое могут сообщить о человеке. Получается, что крупные, широко открытые глаза того самого усредненного еврейского лица – признак непреходящей способности удивляться и взаимодействовать с окружающим миром. Про крупные уши – те же выводы, а вот крупный нос… Нет, не получается. Ни в одном из изученных нами текстов не говорится о том, что лица еврейской национальности каким-то особенным образом воспринимают запахи. Разве что тот самый общий средиземноморский предок передал нам привет вместе с крупным носом – благо пряностей и благовоний на Ближнем Востоке немало.

4. Другую версию, объясняющую особенности этнофизиогномики евреев, Букник услышал в школе от особо воинственно настроенного одноклассника. Тот всерьез защищал теорию о носах: мол, евреи умные потому, что всякие там носовые пазухи и прочие внутренние части носа homo sapiens у евреев вынесены в область выдающейся части шнобеля, и от этого места в голове (а, следовательно, пространства для мозга) остается больше. Букник никогда не верил в эту галиматью, но почему-то именно она и запоминается из детства, а не какая-нибудь там важная наука.

5. Нос, конечно, – это тема. В нацистской Германии проводились специальные занятия, лекции, семинары, на которых учили узнавать евреев. Вот как в учебнике для детей «Der Giftpilz», выпущенном антисемитом Рейха номер один Юлиусом Штрайхером, мальчиков и девочек учат определять евреев. (Мы тут приведем краткий пересказ этого текста, который объединяет почти все стереотипы.)

Сегодня в седьмом классе царит оживление: любимый учитель, герр Биркманн, говорит о евреях. Даже самый ленивый мальчик, Эмиль-храпун, не спит и внимательно слушает. Герр Биркманн знает о евреях из жизни и умеет излагать эти знания в доступной форме, поэтому любимое время детей – «еврейский час». Подходит момент, когда надо проверить, что выучили дети. Тянутся руки. Как мы узнаем еврея? «Мы можем узнать его по форме носа: он загибается на самом кончике и похож на цифру шесть. Мы так и называем этот признак – «еврейская шестерка». Он отличается от просто горбатого или орлиного носа тем, что похож именно на шестерку, — отвечают ученики. Мы можем его опознать и по губам – они обычно мясистые. И глаза его отличаются от наших – веки у них тяжелые, взгляд подозрительный и пронизывающий, сразу видно лживого человека. Ростом они невелики, от среднего до низкого, страдают плоскостопием, уши у них большие и торчат, как ручка у чашки. Волосы черные и курчавые, как у негра, а при разговоре они машут руками».
В конце урока дети дружно поют звонкими голосами: «С еврейского лица на нас смотрит сам дьявол» и радостно разбегаются.

6. Замечено, что среди ашкеназских евреев процент светловолосых людей ниже, чем у других жителей Северной Европы, а среди сефардов и мизрахов процент таких людей выше по сравнению с арабами и другими азиатскими группами. Светловолосых больше среди ашкеназов, среди сефардов их меньше, еще реже они встречаются среди мизрахов. До Холокоста среди германских евреев 30% были светловолосыми, среди английских – 25%, но среди итальянских – всего 5%. Исследования, проведенные в начале XX века, показали: среди ашкеназов (Галиция, Польша, Германия) светловолосых от 10 до 30% и рыжих – от 2% до 4%. Сефарды (Босния, Англия, Италия) — 10% блондины, 1% рыжие. Среди горских и дагестанских евреев – 2% блондинов и 2% рыжих. В России, Галиции и Польше наблюдалась самая высокая концентрация рыжих.

8. Цвет глаз прабабушек и прадедушек ныне живущих евреев тоже подвергся статистической обработке в конце XIX века. Среди российских евреев светлоглазыми были 23%, среди австрийских – 27%, а среди ашкеназов, проживавших на территории Англии, – 11,1%.

9. Если покопаться в статистике, возможно, найдется объяснение еще одному клише – «у евреев чаще встречается сочетание темных волос и светлых глаз, чем у других народов».

10. В середине XX века в перуанском городе Кахамарка двое братьев Альваро и Сегундо Вильянуева Корреа en/Community.aspx?Name=The+Inca+Jews» target=»_blank»>решили обратиться в иудаизм. С них началась община, которая сформировалась к 1958 году. Члены этой общины, получившие имя Сыны Моисея (Бней Моше), строго соблюдали субботу, праздники и кашрут. Со временем эта группа выросла до 500 человек, и в народе их стали называть «инко-евреями». Сравнительно недавно они были признаны раввинатом, и многие из них переехали в Израиль. Интересно, как они там? Обжились? Если сильно не присматриваться, индейские черты лица отдаленно напоминают стереотип еврейского. В американских вестернах, пока не началась мода на коренные народы, индейцев поначалу www.scope.nottingham.ac.uk/filmreview.php?issue=may2003&id=729&section=film_rev» target=»_blank»>играли как раз евреи или итальянцы. Вот и студенты Букника, обсуждая его национальность, однажды поспорили: один говорил, что он еврей, а другой – что майя.

Читайте также:  С каким цветом сочетается цвет терракот

11. Борода – тоже тема. И не только еврейская. В ХV веке жил кардинал Виссарион, обратившийся в католицизм из греческого православия и все пытавшийся объединить расколотые церкви. Был он популярен, и прочили ему папство, но борода, которую он носил по старой памяти, помешала. На одном из приемов в 1471 году, король Луи XI дернул его за бороду и наговорил грубостей. Виссарион расстроился и умер годом позже. Because of a beard, a papacy was lost. А теперь представим, как все кому не лень издевались над еврейскими бородами во все времена. И ведь были же они совсем не правы, ибо сказано: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев 19:27).

12. Евреи соблюдают именно этот завет. К тому же, борода и лидерство – вещи в культуре очевидно взаимосвязанные. Есть такая талмудическая история про раббана Гамлиэля II, духовного лидера, наси, в период после разрушения Храма. Настал в его жизни момент, когда был он отстранен от руководства за злоупотребление властью, а на смену ему прочили Элеазара бен Азарию, блистательного молодого раввина, потомка первосвященника Эзры. Но был тот молод и безбород, что стало серьезным препятствием для его назначения. Однако свершилось чудо: Элеазар проснулся как-то утром и увидел, что Бог дал ему длинную и, главное, седую бороду.

13. Так что борода стала важным культурным маркером. Но все же растительность на лице не всем евреям по вкусу, некоторые наши современники ищут и находят компромиссное решение между заветом и реальностью. Если нельзя именно брить, то есть срезать, значит, можно, например, депилировать кремом (тут правда, есть риск лишиться кожи лица). Далее, как это обычно бывает, спор переходит в область семантики выражений «срезать концы волос» и «разрушать/портить концы волос». Например, можно убирать растительность машинкой (тримминг можно, бритье нет): волоски на лице уничтожаются, но не до конца. Некоторые галахические власти запрещают электробритвы, другие считают, что прибор не так основательно, как станок, стрижет волос, а следовательно, не разрушает его полностью, и использовать электробритву можно. Не спрашивайте, где здесь логика, читайте литературу. Другое дело, что и Тора и Талмуд явственно дают понять: у еврейского мужчины должна быть борода. Ее потеря напрямую связана с потерей идентичности.

14. Однако христиане по-другому интерпретируют Писание. Возможно, Папа Григорий VII (1073-1085) ввел для католических священников правило бриться, дабы отличались они от иудейских и мусульманских коллег, но со временем это правило нашло более возвышенное объяснение в работах средневекового богослова Гилельма Дуранда (1237-1296), утверждавшего, что, состригая бороду, избавляемся мы от пороков и грехов, ибо сущность их поверхностная, и безбородость приближает человека к ангелам, которые вечно молоды. Вот и Иосифа побрили, прежде чем провести в покои фараона, ибо египтяне культивировали безбородость как признак молодости. Получается, что евреи вовсе не боятся показаться старше, ибо культивируют мудрость, неизбежно сопутствующую возрасту. Эх, кабы так оно и было…

15. Вот реконструкция израильского еврейского лица первого века нашей эры. Она была сделана для фильма «Би-би-си» «Сын Божий» — это версия Иисусова облика. А исследователь и документалист Джон Роумер в другом фильме — снятом для Discovery Channel «Семь чудес света» — обращает внимание на то, что традиционное изображение Иисуса может происходить от классического эллинистического изображения Зевса. Теперь соберем это все воедино и посмотрим на гипотетического представителя «еврейской национальности». Какие впечатления?

16. Изображений древних евреев не так уж и много. Букник наткнулся на две интерпретации одного из самых известных – процессии с фрески гробницы Хнумхотепа III из Бени-Хасана. «Группа из четырех еврейских женщин несет сурьму для подкрашивания глаз египетского принца. Эта фреска показывает нам, сколь велико отличие в одеждах египтян и евреев. Мы также видим, как сильно отличаются египетские и еврейские женщины в профиль: египтянки – красавицы, с идеальными носами, а еврейки – страхолюдины! – с горбатыми носами. Евреи вообще завидуют красоте других народов, так как у них лица, как у гномов (на это явное сходство никто еще не обращал внимания, потому что евреев боятся), огромные носы и мохнатые, как у йети, брови».

17. Удивительным образом другие видят в тех же росписях гробницы Хнумхотепа III источник знаний об искусстве и ремеслах евреев. «Тридцать семь торговцев и ремесленников с женами и детьми изображены на фреске внутри захоронения. Их одежды, прически и цвет кожи указывают на то, что они были из Ханаана». Художники тщательно вырисовали одеяния семитов, и это позволяет ученым установить, что ткани были изготовлены на станках, еще не известных в Египте, и окрашены в цвета, которые не применялись в Египте в тот период. Собственно, для нашей темы не столь важно, что многие прогрессивные технологии были привнесены в Египет семитами. Нам важен портрет дам, проживавших в Ханаане XIX века до нашей эры и увиденных глазами египетского художника. Они весьма привлекательны, и сходство с нашими современницами налицо.

18. Пчелы различают лица людей. Никто пока не понял, как они это делают. Причем узнают нужного человека, даже если его фотографию перевернуть.

19. Снайперские винтовки скоро будут различать лицо человека в прицеле, чтоб точно знать, стрелять или нет.

Читайте также:  Коляска светло зеленого цвета

20. Привычка определять национальность человека по его внешнему виду не исчезнет никогда, ибо напрямую связана с выживанием и необходимостью классифицировать мир. Как и у животных с их навыками точной атрибуции особей разных видов. И только самые продвинутые из нас умеют вовремя вспомнить, как легко обмануть глаз и как мало эта классификация дает сердцу.

Источник

Какие у евреев глаза цвет

Расовый состав еврейского народа. Г.Гюнтер. Часть 2

Евреи в наше время (продолжение статьи, часть 2)

«Еврейский нос». Свисающий «еврейский» нос встречается у евреев гораздо реже, чем обычно полагают. Похоже, этот нос, характерный для переднеазиатской расы, настолько бросается в глаза западным народам, что определяет их представление о «настоящем еврее». Но все подсчеты «еврейских носов» среди разных еврейских групп показывают, что таких носов — меньшинство. Поскольку у отдельных наблюдателей не совсем одинаковые представления о «еврейском носе» и непонятно, при каком градусе наклона и какой форме выступания или свисания нос можно назвать «еврейским», проценты, вычисленные в результате прежних исследований, не имеют особой ценности. Особенно мало число «еврейских носов» среди некоторых групп евреев России и Галиции. У русских евреев Вейсенберг обнаружил всего 10% «семитских носов» (К антропологии немецких евреев. «Цайтшрифт фюр Антропологи», 1912).

Чем же отличается еврейский нос? Вышеупомянутый еврейский ученый Джекобс подробно объяснил с помощью рисунка (рис. 204), что у «еврейского носа» кончик носа загнут вниз в форме крючка, а крылья носа приподняты. При взгляде сбоку он похож на цифру 6 с удлиненным кверху штрихом.

Не столько форма при взгляде со стороны, сколько особая подвижность ноздрей характерна, по Джекобсу, для «еврейского носа». Цифру 6 можно распознать даже на таких еврейских носах, которые не изогнуты и не выступают, а наоборот, плоские и даже вогнутые. Если принять за характерные черты «еврейского носа» те, что указал Джекобс, во всех еврейских группах найдется сравнительно много носителей таких носов. Даже если нос еврея имеет такой же контур, что и нос человека нордической расы, его всегда можно распознать при взгляде спереди по мясистым крыльям носа, по их мягкости. Создается впечатление, что еврейский нос сделан из мягкого материала, который тянет его вниз. У многих «полтинников» с сильной нордической примесью эти мягкие крылья носа все равно заметны, даже если они не такие мясистые, как на «настоящих еврейских носах».

«Сильно развитая дуга под кончиком носа, почти всегда утолщенная передняя часть носового фильтра», — такие черты приписывает «еврейскому носу» Шлейх (Еврейские расовые головы. 1906, с. 237). Говорка так описывает «еврейский нос»: «Корень носа расположен довольно высоко, кончик носа загнут крючком вниз, крылья носа сильно приподняты» (Наружные носы, 1893, с. 90). Это, собственно, описание носа переднеазиатской расы, тогда как «еврейский нос», как лучше подметили другие наблюдатели, не имеет высокого корня и не сильно выступает. То, что на Западе считается «еврейским носом», это лишь сочетание нескольких бросающихся в глаза признаков переднеазиатского носа, но это не все его признаки. Еврейский нос (благодаря нордической примеси) может иметь очень узкую, не мясистую спинку или (благодаря центрально-азиатской, восточно-балтийской или альпийской примеси) быть довольно плоским и сравнительно коротким, тем не менее, он будет производить впечатление, описанное Джекобсом. Можно сказать поэтому, что нет одной формы еврейского носа, таких форм несколько. Говорка прав: «С чисто морфологической точки зрения нельзя рассматривать еврейский нос как единую форму» (цит. соч. с. 94). Беддоу хотел бы отделить «еврейский нос» от форм носов «арийской расы», как он выражается, по таким признакам: «Корень носа расположен глубже, кончик более вдавлен, а крылья больше приподняты, чем у людей арийской расы с сильно выступающим носом» (О физических чертах евреев, 1861, с. 223).

Нос динарской расы имеет много сходных черт с переднеазиатским и в Центральной Европе встречается довольно часто. Но нос динарской расы больше выступает из лица, а нос переднеазиатской расы больше свисает и эта черта еще больше присуща тем носам, которые воспринимаются как «еврейские». Но впечатление свисающего носа при сравнительно узкой, а часто очень узкой спинке носа часто возникает и при скрещивании хамитской и переднеазиатской рас, как у южных арабов и в Северо-Восточной Африке, а иногда и у евреев.

Помимо многих групп восточных евреев с сильными примесями коротко- и плосконосых рас, «еврейский нос» довольно редко встречается и у евреев Йемена и Северной Африки, т. е. в таких еврейских группах, которые сохранили сильную примесь ориентальной расы. И среди южно-иранских евреев сравнительно мало людей с «еврейскими носами».

Из сказанного явствует, что нельзя говорить о «еврейском носе» ни в том смысле, что все евреи или их подавляющее большинство имеет такой нос, ни в том, что такие носы встречаются только у евреев. У них бывают и носы других форм; так, особенно среди женщин, нередки формы ориентальной, восточно-балтийской и альпийской рас, а «еврейские носы» встречаются и у других народов, имеющих примесь переднеазиатской расы. Только на взгляд людей Запада, не привыкших к виду восточных народов и народов Юго-Восточной Европы, «еврейский нос» мог показаться чертой, присущей только одному этому народу. Как о «еврейском» носе, так и о других расовых признаках еврейского народа всегда надо говорить, подчеркивая, что нет физических признаков, присущих только одним евреям, что евреи это особая расовая смесь преимущественно неевропейских рас, физические и психические признаки которых представлены и в расовых смесях других восточных народов.

Читайте также:  Какая подойдет мебель под полы цвета дуб беленый

Кожа. Цвет кожи евреев в среднем более темный, чем у народов Западной и Северо-Восточной Европы. «Только Гринцевич насчитал среди евреев Юго-Западной России 25% людей с темной кожей, 60% — со светлыми волосами, 10% с голубыми и 25% с серыми глазами» (Ранке. «Человек», т. II, 1912, с. 167). В этой сравнительно светлой (благодаря восточно-балтийской примеси) еврейской группе соответственно должно быть меньше людей с темной кожей, чем в других, еще не исследованных группах. У чистых и смешанных евреев часто наблюдается желтовато-матовая кожа, особенно у южных евреев. О дряблой коже лица многих евреев уже говорилось.

Волосяной покров. Волосяной покров тела у евреев (благодаря примеси переднеазиатской расы) развит очень сильно, борода тоже хорошо растет. Часто бросаются в глаза синеватые бритые щеки еврейских мужчин — это признак густой бороды. У евреев мы видели бы много негроидных, курчавых бород, если бы не прошла мода на бороды. Брови у евреев часто густые, сросшиеся на переносице (признак переднеазиатской расы), часто изогнутые высокими дугами, а ресницы длинные (признак ориентальной расы). Дуги бровей часто низко опускаются к внешним углам глаз, что придает лицу страдальческое выражение.

Передняя граница волос на голове у многих евреев заходит клином на середину лба, как и людей динарской расы; такую маску обычно используют исполнители роли Мефистофеля… Сабуро, руководствуясь своими наблюдениями «семитских» обитателей Франции (явно имея в виду евреев), пришел к выводу, что «семиты» начинают лысеть со лба; у неевреев он встречал эту черту реже и объяснял ее «семитской примесью» (Болезни кожи, покрытой волосами. 1900, с. 234).

Согласно американским исследованиям, у евреев волосы на голове в 67% случаев гладкие, в 26% — волнистые, в 6% — завивающиеся, в 1% — шерстистые. Под «гладкими», вероятно, часто имелись в виду жесткие волосы. По всей видимости, у западных евреев курчавые волосы, указывающие на негритянскую примесь, встречаются в 1% случаев, не чаще, чем у самаритян. На иллюстрациях к данной книге мы довольно часто видим людей с негритянскими волосами. Своеобразно во многих случаях сочетание негритянских и нордических признаков — курчавых и светлых волос.

Цвет волос. У евреев он чаще всего колеблется между каштановым и черным, но и более светлые волосы нередки. Согласно таблице, которую приводит Ливи (Евреи в свете статистики, т. I, 1918, с. 77), в еврейских группах Северо-Восточной Европы 12-25% блондинов и рыжих, в Галиции 23,2-25,4%, в Бадене 15,1%, в Италии 7,5-11,8%, в Южной Европе — 6-12%, в Турции 6,9%, на Кавказе — 4%. Фишберг среди евреев США, изучая, главным образом, детей, обнаружил 5,94% блондинов; среди взрослых их становится меньше вследствие потемнения волос с возрастом. По данным Ливи, среди евреев США 11,3% блондинов. Евреи Южной Европы и Северной Африки не темней, а в ряде областей даже гораздо светлей окружающего населения. Среди южных итальянцев 8% блондинов, среди современных греков менее 5%, среди португальцев 2%, а среди евреев Италии, по данным Л. Ливи, 7,5% блондинов и рыжих, в Турции в одной группе 6,9% блондинов, в других — 3%. Число блондинов среди евреев, живущих в Палестине, такое же или лишь немного меньше, чем среди самаритян.

Число блондинов среди евреев возрастает по направлению к более густо заселенным евреями областям Восточной Европы, особенно ее центральной и северной части. Среди западных народов число блондинов среди евреев составляет в среднем около 10% (Вейсенберг. «Цайтшрифт фюр Этнологи», т. 41, 1909, с. 309). Согласно исследованиям, проведенным Вирховом в 1874-77 гг., из всех школьников Германии, включая еврейских детей, 31,8% имели светлую кожу, светлые волосы и голубые глаза, 14,35% более темную кожу и волосы и карие глаза; среди еврейских школьников соответствующие цифры были 11,17% и 42%. Среди евреек блондинок меньше, чем среди евреев.

Сравнительно часто встречаются среди евреев рыжие. В VI разделе я уже отмечал, что рыжеволосость (рутилизм, эритризм) наблюдается у всех рас и не может считаться расовым признаком. Вирхов при своих исследованиях выявил 0,5% рыжих еврейских школьников. «Среди галицийских евреев, по Майеру и Коперницкому, 4,45% рыжих» (Ранке. «Человек», т. II, 1912, с. 167). Среди евреев Восточной России больше веснушчатых людей с жесткими рыжими волосами. Бартелетти специально исследовал рыжеволосость: он обнаружил, что она часто сочетается с веснушками и очень светлой кожей. От рыжих часто воняет, как от козлов, волосы у них грубые, а мускулы дряблые. Он подчеркивает, что рыжеволосость встречается и при темной, и при светлой пигментации, чаще при светлой и в областях контакта групп людей разной пигментации (О рыжеволосых. «Аркивио пер л’Антрополоджиа э л’Этнолоджиа», т. 33, 1903, с. 277). Но только будущие исследования еврейских и нееврейских групп, которые, в отличие от прежних, будут четко различать рыжевато-светлые (обычно мягкие) волосы и ярко-рыжие (обычно грубые), позволят сделать выводы о своеобразии рыжеволосости среди евреев.

Цвет глаз. Среди евреев большинство кареглазых, но часто у них бывают и светлые глаза, обычно в тех группах, где выше процент блондинов. Таблица Ливи (цит. соч. с. 79) показывает, что среди восточных евреев от 30 до 51% светлоглазых (с голубыми, серыми и зелеными глазами), среди южных евреев вместе с евреями Кавказа — от 20 до 41%. Голубоглазых среди восточных евреев от 5 до 26%, среди южных евреев вместе с евреями Кавказа — от 1,5 до 18%.

Источник