Меню

Какого цвета линия горизонта



Линия горизонта: как верно найти ее место в картине?

Еще с детства мы знаем, что линия горизонта разделяет небо и землю. Несмотря на то, что из-за округлости земного шара мы видим линию горизонта сферической — в науке принято считать ее абсолютно горизонтальной!

Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз.

Если в пейзаже нет гор, то мы видим её как линию, разделяющую небо и землю.

Линия горизонта всегда проходит на уровне наших глаз!

Если вы сидите, то видите меньше плоскости «земли», если встанете, то больше, а если взберётесь на гору, то сможете обозревать расстилающийся внизу ландшафт, как с высоты птичьего полёта.

Когда мы рисуем картинку с уровня своего роста (например, стоя на земле), то всех остальных людей, которые так же находятся на нашем уровне, мы будем видеть таким образом, что линия горизонта будет где-то на уровне их головы.

Если же мы поднимемся выше (зайдем на гору или посмотрим из окна высокого дома), то линия горизонта поднимется вместе с нами, а все остальные объекты останутся внизу. Мы будем видеть людей, домики и т.д. сверху. Они будут находиться ниже линии горизонта, в ракурсе, с искаженными размерами.

Если же вы опуститесь и будете смотреть на людей с уровня земли, то мы увидите всё происходящее снизу.

Линия горизонта будет проходить в районе туловища или даже ног других людей.

Это очень простой вопрос, но я часто встречаю в рисунках начинающих распространенную ошибку — завышенную линию горизонта.

Буквально, как дети, люди, которые только начинают рисовать, боятся перегораживать объекты и рисуют ракурс сверху. В результате дорожки поднимаются и идут в небо, мы видим вздыбленные поверхности стола и т.д.:

Так что не делайте подобной ошибки, дабы психологи не уличили вас в гордыне — тайном желании быть выше остальных.

Выразительность сюжета с разным уровнем линии горизонта

Выбор высокой или низкой линии горизонта в сюжете картины полностью зависит от художника. Вы можете посадить зрителя низко или поднять его высоко.

В результате у вашей картины будет тот или иной образ.

Давайте посмотрим на примеры картин художников:

Низкая линия горизонта

Глядя на эти картины создаётся впечатление, что зритель находится ниже портретируемого. Изображаемый на картине персонаж выглядит гораздо выше, а значит — значимей, величественней.

Низкая линия горизонта в пейзаже также придаёт сюжету ощущение простора и свободы.

Высокая линия горизонта

Если художник выбирает высокую линию горизонта, создается ощущение, что он летит, как птица, и смотрит на происходящее свысока.

Это дает возможность обозревать большие пространства, создавать глобальные сцены, парить над действительностью.

Также интересно использовать сюжет с высокой линией горизонта в натюрмортах.

Создается, так называемый, «бесфоновый» натюрморт, когда мы видим только поверхность стола, на котором расположены объекты, и не видим стены за ним.

При таком расположении «герои» картины широко открыты зрителю и не перегораживают друг друга.

«Обычная» линия горизонта

И, конечно, в картинах часто встречается обычная линия горизонта с уровня глаз стоящего человека. Когда мы видим сцену так, как видим ее в жизни.

Таким образом линия горизонта — это не есть нечто статичное.

Для создания выразительного образа важно правильно выбирать тот или иной ракурс фигур и положение линии горизонта.

Читайте также:  Психология восприятия белого цвета

Источник

Что такое горизонт и линия горизонта?

Горизонтом называют воображаемую линию, по которой небесный свод смыкается с поверхностью Земли. Из определения становится ясно, что горизонт и линия горизонта – одно и то же.

Понятно также, что горизонт не является физическим объектом, его нельзя достичь и потрогать, поскольку он существует в воображении наблюдателя. Наиболее четко линию горизонта может увидеть человек, находящийся на морском судне – для него это будет граница между небом и водной гладью. Нечто подобное можно наблюдать в степи или в пустыне, где линия горизонта не заслонена какими-либо предметами. А вот сложнее всего увидеть горизонт в большом городе, поскольку обзору мешают здания.

Истинный и видимый горизонт

Понятие «горизонт» используется в различных областях человеческой деятельности: в географии, астрономии, строительстве, архитектуре, дизайне и даже изобразительном искусстве. Напомним, что горизонтом считается воображаемая линия, поэтому расположение ее зависит от положения наблюдателя. Для различных расчетов ввели понятия видимого и истинного горизонта. Что это такое?

Видимый горизонт – это и есть линия, о которой мы говорили в начале статьи, то есть граница между небом и землей. Очевидно, что чем выше мы находимся над поверхностью земли, тем сильнее отдаляется от нас горизонт. Поднимаясь вверх, мы как бы заглядываем за него, а горизонт убегает.

В некоторых областях (например, в судовождении) очень важно знать расстояние от точки расположения наблюдателя до горизонта. Эта величина рассчитывается по теореме Пифагора, а за исходные данные берутся высота точки наблюдения и радиус Земли. Были разработаны таблицы, в которых указано расстояние до горизонта при разных высотах подъема точки наблюдения. Однако данный алгоритм пригоден только для высот, не превышающих 100 км, дальше результаты сильно искажаются.

Истинный (астрономический) горизонт – это воображаемый круг, расположенный на небесной сфере. Напоминаем, что небесная сфера – это сферическая поверхность, по которой движутся все небесные объекты (для наблюдателя, находящегося на Земле). Истинный горизонт пересекает отвесную линию, проходящую через точку наблюдения, под прямым углом.

Чтобы наглядно представить себе, что такое истинный горизонт, поднесите к глазам прозрачную емкость с водой и поверните ее так, чтобы поверхность воды слилась в одну линию. Эта линия и будет для вас истинным горизонтом. Понятие истинного горизонта применяется в астрономии, географии, судовождении, военном деле и других областях, где нужны точные расчеты местонахождения и движения объектов.

Горизонт в архитектуре и изобразительном искусстве

Сами того не замечая, люди постоянно ориентируются на горизонт, обращают на него внимание. Наше зрительное восприятие сильно связано с линией горизонта, поэтому ее расположение учитывается в создании любых изображений. Введение линии горизонта в плоскостную картину (художественное полотно, объемную проекцию, фотографию) делает изображение более естественным и удобным для восприятия.

Так, дизайнеры и архитекторы (и не так строго художники) начинают любую объемную проекцию с определения точки схождения (точки, в которую устремлен наш взгляд и куда сходятся все линии, идущие от наблюдателя к горизонту).

Художники и фотографы, создающие пейзаж, обязательно задумываются, где расположить линию горизонта на картине. Горизонт в нижней части полотна создает у зрителя ощущение, что он смотрит на все происходящее сверху, ему хочется заглянуть за горизонт, поэтому он смотрит на дальний план. Линия горизонта в середине картины «затягивает нас внутрь», формирует иллюзию присутствия.

Читайте также:  Кухни оливкового цвета с черной столешницей

Если же горизонт находится в верхней трети изображения, то наблюдатель оказывается как бы снизу и невольно начинает рассматривать предметы на переднем плане.

Источник

Что такое линия горизонта и зачем она нужна художнику?

Линия горизонта в живописи или рисунке — один из самых важных ориентиров и помощник в правильном положении объекта в пространстве. К сожалению, сейчас, особенно у начинающих художников, рисующих с фотографии даже мысли о положении линии горизонта не возникает — перерисовывай то, что видишь, и дело в шляпе.

При таком подходе ни о какой изобразительной грамоте, разумеется, и мысли нет. Рисование и срисовка — это всё-таки очень разные вещи. Осознанное рисование основывается на логике построения формы в пространстве и законах зрительского восприятия, чего не скажешь о перерисовке с фото. Правильное положение предмета относительно линии горизонта и анализ точки зрения на предмет и отдельные его части говорит об осознанном, серьёзном подходе к рисунку. Это важнейший, неотъемлемый этап начала работы над рисунком, второй по порядку после компоновки (о компоновке в листе я уже писала в статье — https://jotto8.ru/blog/komponovka-v-liste , также можно изучить сам термин — https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/komponovka ).

Линия горизонта — что это?
Это линия уровня глаз художника, ни больше, ни меньше. Да, визуально она выглядит как граница между небом и землёй или небом и водой в пейзаже, но она всегда находится на уровне глаз смотрящего. Линия горизонта строго горизонтальна и распределяется в пространстве бесконечно далеко от смотрящего (у неё нет начала и конца). Художнику определить уровень линии горизонта очень легко — стоит только приложить карандаш к переносице на уровне глаз и сравнить положение в пространстве окружающих объектов и предметов с его уровнем. Какие-то из них будут расположены выше карандаша (выше линии горизонта), какие-то ниже. Определять уровень линии горизонта художнику необходимо для точной передачи окружающей действительности и верного положения объектов друг относительно друга в пространстве рисунка или картины.

Какой бывает линия горизонта?
В изобразительном искусстве по уровню различают классическую, традиционную линию горизонта (чуть выше или чуть ниже середины картинной плоскости), высокую и низкую линию горизонта. Прямо на горизонтальной оси картины (ровно на середине) линию горизонта располагать не рекомендуется — вместе с вертикальной серединной линией и диагоналями, она является мощнейшей энергетической линией и “примагничивает” к себе объекты, блокируя движение взгляда зрителя по картине. Такого положения линии горизонта лучше избегать.
Высокая линия горизонта позволяет увидеть объекты и предметы как-будто с высоты птичьего полёта — в таких рисунках и картинах уделяется земле и воде, а неба изображено совсем чуть-чуть.
Низкая линия горизонта раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного. Это такой взгляд художника на окружающий мир, как будто он припал к земле и наблюдает жизнь с точки зрения муравья.

Основные направляющие линии рисунка изменяются в зависимости от линии горизонта.

В рисунке вертикальные направляющие не изменяются в наклоне, они подчиняются линейной перспективе только изменением размера — чем дальше предмет, тем меньше его размер. Но горизонтальные и диагональные направляющие выглядят диагоналями, находящимися под разными углами к линии горизонта (подробнее о перспективных сокращениях можно почитать в словаре художественных терминов — https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/linejnaja-perspektiva ).

Читайте также:  Как определить какого цвета будут волосы у ребенка

Но положение линии относительно линии горизонта имеет колоссальное значение, поэтому, прежде чем наносить линию на лист, проанализируйте, над или под линией горизонта расположена данная часть объекта, чтобы точно показать направление линий, стремящихся в точку схода на линии горизонта. Чем ближе горизонтальная или диагональная линия к линии горизонта, тем менее явно будет выражен её диагональный уклон. Линия, находящаяся на самой линии горизонта, будет выглядеть горизонтальной.
Точка зрения художника на объект, а конкретно, уровень линии горизонта по отношению к предметам и объектам и расположение точек схода дают зрителю чёткое понимание как выглядит и насколько убедительно показаны изображаемые объекты. Нарушение или неточное воспроизведение видимого художником усложняет восприятие картины зрителем и делает его путанным, а само изображение — не реалистичным.

Горизонтальные плоскости объектов и предметов в рисунке по разному раскрываются по отношению к линии горизонта, если они находятся на разной высоте относительно неё и друг друга.
Чем ближе к линии горизонта горизонтальная плоскость предмета или объекта, тем меньше её визуальная площадь и степень раскрытия. Поэтому при рисовании следует обращать внимание не только на то, в какую сторону направлены направляющие и под каким именно углом, но и как выглядят находящиеся друг под другом горизонтальные плоскости по раскрытию. Чем выше или ниже они расположены от линии горизонта, тем они выглядят крупнее и менее сокращены в перспективе.

Экстремальные ракурсы.
Иногда художники, чтобы наиболее ярко и полно выразить свою идею, изображают предметы и объекты подчёркнуто сильно выявляя ракурсные сокращения в перспективе и по отношению к линии горизонта. Например, сильно разворачивают предметную плоскость, так что кажется, будто художник, а вместе с ним и зритель, стоят у самого края стола и смотрят на предметы не сбоку и чуть сверху (в привычном ракурсе), а сильно сверху, заглядывая внутрь посуды, показывая верхние плоскости объектов, сердцевины цветов и т. д.. Или возводят архитектурно-скульптурные сооружения в рисунках и картинах так, что выглядят они огромными небоскрёбами, резко уходя вверх и сильно сокращаясь в перспективе, зритель вместе с художником, как-будто находится у самого их подножия и рассматривает объекты, задрав голову вверх.
Конечно, такие изображения производят нужный эффект и впечатляют, но и требуют тщательно продуманного логического обоснования в процессе рисования, иначе идея художника будет не явно выражена и зритель просто не поймёт почему предметы и объекты изображены так, а не иначе и точно ли они воспроизведены в рисунке или картине.

Экстремальные ракурсы в картинах художников особенно хорошо ощутимы, если автор находится очень близко к предметам или предметной плоскости (натюрморты Сарьяна, Петрова-Водкина) или изображаемый предмет или объект большого размера (Камиль Жакоб Писсарро. «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», Андреа дель Поццо “Апофеоз Святого Игнасио”).

Такое впечатление монументальности в некоторых случаях специально создаётся или усиливается художниками для наилучшего выражения собственной творческой идеи (линия горизонта в помощь) — Александр Дейнека «Оборо́на Севасто́поля» (1942 год), фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.

Источник