Меню

Какого цвета муранское стекло



Муранское стекло

Сокровища прекрасной Венеции

Что такое муранское стекло?
Звучит интригующе. Выглядит – фантастически!

Муранское стекло (венецианское) – это символ высочайшего художественного мастерства. Повседневная роскошь, которая доступна многим! Предмет страсти коллекционеров и гордость счастливых обладательниц. Все, кто однажды приобрёл украшение из муранского стекла, на всю жизнь попадают под его волшебную ауру.

Украшения из муранского стекла – это какой-то фантастически радужный сон, разноцветный фейерверк сверкающего стекла. Мастерами-венецианцами создаётся огромный ассортимент изделий – стильные ювелирные украшения, аксессуары, бижутерия, а также всевозможные предметы интерьера, имеющие высокую художественную ценность.

Вазы, люстры, светильники и даже самые простые вещицы из этого бесценного материала выглядят, как музейные экспонаты – это почти всегда фурор и всеобщее восхищение!

Мурано – остров, хранящий тайну

Уникальные и засекреченные технологии ручной обработки стекла были изобретены венецианскими мастерами много веков назад на венецианском острове Мурано.

Мурано — крупнейший остров венецианской лагуны. В честь него и называют один из видов ювелирного стекла — муранским. Остров ещё с эпохи средневековья был излюбленным центром отдыха и развлечения венецианцев. Здесь на роскошных виллах кружились шумные балы и маскарады. В цветущих садах звучали серенады под звенящую музыку фонтанов. Именно в такой обстановке на венецианском острове Мурано, в атмосфере вечного праздника и безудержного веселья, стекольными мастерами было создано знаменитое на весь мир муранское стекло.

Для венецианских мастеров муранское стекло – это не просто работа, это смысл всей жизни!

Венецианское стекло появилось в Италии благодаря дружбе и торговле венецианцев со странами Востока. Из восточных стран в Европу привезли первые образцы изделий из стекла. Но нужно быть настоящими итальянцами, чтобы настолько впечатлиться прекрасными творениями и превзойти своих восточных учителей в мастерстве!

В те времена ювелирным стеклом «заболела» в буквальном смысле вся Венеция. Быть мастером-стеклодувом считалось крайне почётно. Человек поднимался на высокий социальный уровень и обретал новый высокий статус. Искусство становилось профессией целого клана.
За очень короткий срок венецианцы преуспели в стекловарном искусстве и изобрели свои, неповторимые технологии создания цветного ювелирного стекла. И вот уже вся Европа преклоняется перед венецианскими стекловарами! Заказы на роскошные шедевры посыпались, как из рога изобилия. Одновременно началась настоящая охота за технологией муранского стекла: в Венецию прибывали сотни мастеров, которые буквально осаждали местных специалистов, пытаясь завладеть секретами их божественного искусства.

Охота за секретами муранского стекла

В далёком 1291 году венецианское правительство решило сосредоточить все мастерские по производству украшений на острове Мурано – чтобы надёжно сохранить и спрятать от конкурентов секреты уникального мастерства.
Муранское стекло разрешалось производить только на этом острове и нигде больше. По всей Европе рыскали агенты тайной полиции в поисках беглых мастеров, которые раскрывали секреты муранского стекла. Пойманных ждала смертная казнь, а их родственников — вечный позор. Также жестко карали всех, кто торгует сырьём – стекольной массой, созданной по уникальной венецианской технологии. Ведь муранское стекло имеет потрясающий цвет, необычную фактуру и уникальную прочность.

Стекловары получили невиданные привилегии, но при этом потеряли свободу передвижения – им навсегда запрещалось покидать остров Мурано! При этом дочери мастеров получали право вступать в брак с представителями высших венецианских сословий. Среди знати считалось очень почётным родство со знаменитыми муранскими стекловарами.

Каждая мастерская представляла собой колдовскую «кухню», в которой рождались уникальные техники производства ювелирного стекла. У каждого мастера были свои секреты, хранящиеся в строжайшей тайне и передаваемые только по наследству от отца к сыну. Чтобы получить право быть настоящим мастером, стекловару необходимо было проработать не менее 15 лет!

С тех самых времён муранское стекло стало одной из визитных карточек Венеции. Большинство туристов при посещении этой удивительного курорта непременно посещают остров Мурано, чтобы полюбоваться старинными образцами стеклодувного искусства потрясающей красоты. Муранское стекло – это не просто ювелирное стекло, это настоящая драгоценность. Сегодня, как много веков назад, для венецианских мастеров стекольное производство – это не просто работа, а смысл жизни! На острове функционирует несколько фабрик, которые создают свои стекольные чудеса в сотворчестве с ведущими дизайнерами и художниками мира.

Меняются люди и эпохи, но муранское стекло по сей день создаётся по старинным технологиям – только вручную! При производстве муранского стекла никогда не использовали и по сей день не используют ни литьевых машин, ни конвейерной сборки, ни новых технологий. Только древние традиции, которые передавались и передаются от мастера к мастеру.

В чём уникальность муранского стекла?
Муранские мастера изобрели сложнейшую многоступенчатую технику очистки стекла, благодаря которой изделия получают неповторимый цвет и прозрачность. Печально, но такая технология крайне вредна для здоровья. Поэтому создатели муранского стекла фактически рискуют жизнью, создавая произведения ювелирного искусства. Однако для владельцев украшений материал не представляет никакой опасности.

Читайте также:  Каким цветом должны светить фары

Сложнейшие в плане геометрии изделия покрываются разноцветной эмалью. А использование натуральной золотой крошки в покрытии превращают украшения в головокружительные композиции. Из высококачественной стекольной массы выдувают сложные многокомпонентные скульптуры, всевозможные аксессуары и предметы интерьера.

Разнообразие видов муранского стекла

Интересно, что муранское стекло имеет несколько разновидностей, которые визуально сильно отличаются друг от друга.

Мозаичное стекло – это разновидность муранского стекла, его структура состоит из тонких прутиков многослойного разноцветного стекла. Очень красивые узоры получаются в поперечном сечении – цветы, звёзды, круги и т.д.

Авантюриновое стекло – невероятно красивое муранское стекло, которое получается при добавлении медных крошек. При высокой температуре происходят процессы кристаллизации, в результате образуются причудливые живописные узоры.

Агатовое муранское стекло – разноцветные слои в общей массе располагаются на разных уровнях, в разных плоскостях, что даёт сходство со слоистыми агатами.

Филигранное стекло – в прозрачное стекло добавляется множество тончайших разноцветных нитей, которые хаотично переплетаются между собой, а в некоторых местах получается вполне ровная и симпатичная «сеточка». При выдувании изделий просматривается в основном отчётливая сетчатая фактура.

Кракеллаж – знаменитая разновидность муранского стекла, отличающаяся характерными трещинками. Образуются они следующим образом: горячие изделия погружаются холодную воду, и внешний слой растрескивается из-за разницы температур. Застывший узор из трещинок очень необычный и весьма интересный с художественной точки зрения.

Миллефиори – поверхность изделий украшается разноцветными или молочными нитями, образующими орнаменты восхитительной красоты.

Пулегозо – особая техника создания изделий из муранского стекла, на поверхности которого образуются очаровательные сеточки пузырьков в виде живописных рисунков.


Бижутерия на уровне шедевров

Итальянская бижутерия всегда высоко ценилась в мире высоким художественным уровнем каждого изделия и безупречным качеством.

Бижутерия из венецианского (муранского) разноцветного стекла считается вершиной ювелирного искусства Италии. Каждая вещица изготавливается только вручную и только по уникальной технологии. Все украшения из венецианского стекла неповторимы. Даже в самых, казалось бы, простых бусах вы не найдёте ни одной бусинки, которая была бы похожа на другую!

Серьги, браслеты, колье из венецианского стекла – это, без преувеличения, элитные украшения. Во все времена такие роскошные и яркие изделия ценились наравне с золотом! Причём, чем старше украшения, тем дороже они реализуются на ювелирном рынке. Причудливые браслеты, кулоны, кольца изготавливаются из различного вида стекла – прозрачные, разноцветные, матовые. Искусное сочетание цветов, фигур и фактур рождает творения невиданной красоты. Умелые мастера научились имитировать различные натуральные камни. Из муранского стекла изготавливают бусины яшмы, малахита, агата и др.

Как создаётся муранское стекло?

Как уже говорилось, технологии создания муранского стекла держатся в строжайшем секрете. Что доступно для широкой аудитории и что можно рассказать об этом загадочном процессе?

Сегодня, как и много веков назад, главный инструмент венецианского стеклодува – это простая длинная железная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Конец трубки нагревается на огне и погружается в расплавленную стеклянную массу. Расширенная воронка трубки захватывает маленький комочек жидкого стекла, после чего вынимается из печи – при этом мастер постоянно вращает инструмент, чтобы расплавленная стеклянная масса не стекала. Затем, через специальный мундштук, стеклодув начинает энергично дуть в трубку и надувать стеклянный шарик всё больше и больше, умелыми вращениями и специальными инструментами изменяя его конфигурацию. Так стеклодувы выдувают различные части изделия, а потом соединяют их между собой. Остаётся только поражаться мастерством и тонкой ювелирной работой, ведь большая часть украшений из муранского стекла – это ювелирная бижутерия крошечных размеров!

Таков универсальный алгоритм, по которому уже много столетий изготавливается стеклянная посуда. Но сама техника изготовления муранского стекла куда сложнее! Помимо многоступенчатой очистки, каждый вид венецианского стекла рождается по совершенно уникальным рецептам, узнать которые не представляется возможным. Пожалуй, эта волшебная «кухня» так никогда и не будет раскрыта для широкой аудитории.

При создании цветного стекла краска обычно не добавляется. Но как именно получаются такие безумно сочные оттенки муранского стекла – это тайна за семью печатями. Единственное, что можно сказать наверняка, что это природные компоненты, которые абсолютно безопасны для здоровья.

Муранское стекло – всегда желанный подарок
Любое изделие из венецианского стекла – это культурный шок! Настолько сочные цвета, настолько неожиданные и нестандартные рисунки, удивительная геометрия! От такого подарка не откажется ни одна женщина в мире.

Скульптуры из муранского стекла стоят достаточно дорого, а вот небольшие украшения может себе позволить почти каждая модница. Браслеты, бусы, серьги, кулоны вполне доступны по цене, но при этом фантастически привлекательны!
Побалуйте себя и подарите эту красоту окружающим!

Читайте также:  Шкаф металлический синего цвета

Источник

Murano Glass — термины и описания. Как отличить от подделки

В моем магазинчике выставлены предметы из настоящего муранского стекла в различных техниках.

Чтобы вам было проще понимать термины, характеризующие технологические приемы и элементы, предлагаю маленький Словарик

Как отличить подлинное муранское стекло от подделки?:

Подлинные украшения из муранского стекла отличаются высоким качеством во всех деталях.

  • Настоящее муранское стекло, в отличие от подделок и пластиковой бижутерии, слегка прохладное на ощупь.
  • При падении на каменный пол изделия из муранского стекла разбиваются.
  • Подделки плохо отполированы. Вы руками можете ощутить шероховатости и неровности на поверхности стекла.
  • Благодаря качественным природным красителям, оксидам разных металлов, подлинные украшения не тускнеют и не выгорают на солнце.
  • У фальшивых украшений используется некачественная фурнитура, слабые замки, откалывается краска «под золото».
  • Если у изделия глянцевый дизайн, то на солнце или при ярком освещении подлинное украшение должно хорошо блестеть и давать блики.
  • Мерцающее муранское стекло, выполненное в технике Авентурин, может быть только с золотыми искорками, поскольку оно получается путем кристаллизации порошка меди. Все прочие цвета получаются с применением химических красителей, что недопустимо при изготовлении настоящего муранского стекла, и свидетельствует о фальшивке.
  • Венецианские мастера объединены в специальную гильдию стеклодувов и уполномочены ставить соответствующее клеймо на своих изделиях. Если позволяет дизайн, то на обратной стороне подлинных украшений вы увидите мелко написанный золотой текст «Murano Glass» . Этот текст много раз написан золотой фольгой и впаян в верхний слой стекла, поэтому его невозможно стереть, соскрести или поцарапать. На подделках этот текст отсутствует вовсе или его можно легко повредить ногтем или другим острым предметом. Или же на изделие наносится наклейка Vetro Artistico, если нельзя в слой стекла внести текст. Иногда текст Murano Glass выдавливается на оборотной стороне стекла.
  • Каждое подлинное изделие уникально и неповторимо. Среди украшений одной линии или дизайна вы не найдете даже двух совершенно одинаковых экземпляров. А вот подделки, наоборот, часто представляют собой штамповку, как две капли воды похожую друг на друга.
  • Настоящее муранское стекло – это исключительно ручная работа, поэтому каждое изделие имеет свой уникальный рисунок, так как мастер не может повторить его в точности.
  • Все изготовители оригинальных украшений из муранского стекла сопровождают свои изделия сертификатами подлинности. Магазины же, торгующие поддельными украшениями, не подтверждают продажу соответствующими документами и не сообщают наименование производителя.
  • Подлинные украшения из венецианского стекла не могут быть совсем дешевыми (как подделки по 1-2 доллара) из-за использования натуральных компонентов, золота и серебра, трудоемкого производства, кропотливой ручной работы и индивидуального подхода к каждому изделию.
  • К тому же «Murano Glass» — это всемирно известный бренд, и это увеличивает его ценность. Конечно, в наше время муранское стекло уже не продается на вес золота как раньше, но ценится оно по-прежнему очень и очень высоко, наравне с дорогими ювелирными украшениями.

Вот такие ЗНАКИ стоят на изделиях мастеров, относящихся к Гильдии стеклодувов Мурано.

СЛОВАРИК

«Vetrofusione» — техника плавления стекла, состоящего из нескольких слоев. Слои спаиваются между собой, соединяются, перетекая друг в друга. В качестве фона часто используется 18-каратная золотая фольга или фольга из серебра 925 пробы.

«Муррина» — «Murrina» — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков, овалов и прочих симметричных и ассиметричных фигур.

Подвес в технике «Vetrofusione» с добавлением всевозможных муррин разных форм и оттенков

«Миллефиори» — «Millefiori» — «тысяча цветов» — техника, при которой используются муррины; изделия похожи на пестрое поле, сотканное из цветов.

«Латтиччино» — «Latticino» — буквально «маленькие молочные берега» — это прут матового мозаичного стекла, скрученный по спирали, похожий на леденец. Может быть одноцветным или многоцветным.

«Lattimo» — (От итальянского «latte» — молоко). Непрозрачное белое стекло, полученное в Мурано впервые в XV столетии для имитации китайского фарфора. Первоначально использовалось для украшения многоцветных предметов. Фигурка Белого слона — Lattimo

«Филигрань» — «Filigrana» — полученое путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку.

«Занфирико» — «Zanfirico» — техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу. Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.

«A lume» — люме» — техника ручного вытяжения на открытом огне фигурок из раскаленного мягкого стекла, в которой практически не используется дутье. Как правило, все объемные небольшие предметы выполняются в этой технике.

«Perle» — буквально, «жемчужины» — бусины из муранского стекла, сделанные в технике a lume (люме) при постоянном вращении заготовки. Как правило, содержат внутри себя золотую или серебряную фольгу, муррины или цветное стекло.

Читайте также:  Какого цвета агат подходит для близнецов

» Soffiato» (англ. blown) образовано от глаголов soffiare или to blow — дуть, выдувать. Soffiato — это классическая старинная стеклодувная техника, с помощью которой изготавливаются части колье или же отдельные бусины, полые внутри. Таким образом, даже крупные бусины или элементы не являются и не выглядят тяжелыми, в отличие от бусин, произведенных в технике lume на открытом огне. Особая процедура закалки стекла, когда дутые элементы медленно остывают в специальной печке в течение 12 часов, делает их не хрупкими. Российский рынок в настоящий момент наполнен всевозможными подделками, изготовленными из обычного или лабораторно-пробирочного стекла пирекс, отличительным признаком которого является скудный набор цветов: прозрачное стекло или 2-3 цветовых варианта

Колье с крупными бусинами Soffiato

«Кракелаж» — «Crackle glass» — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла

Блюдо в технике Кракелаж

« Авантюриновое стекло» — получается путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. На отшлифованной поверхности стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания.

«Халцедоновое стекло» — «Calcedonio» — стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону. «Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования «яшмового» и «агатового» стекла.

Вот насколько разными и неповторимыми могут быть тона и узоры муранского стекла «Calcedonio»

«Pulegoso» — «Пулегозо» — техника, основанная на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь. Выполняют обычно из стекла «cristallo».«Пулегозо» — «пузырьковое стекло» — такое стекло изобрел в 1928 году Наполеоне Мартинуцци, художественный директор мастерской Венини. Оно характеризуется присутствием большого количества разной величины пузырьков, называемых на языке муранских стекольщиков «puleghe» — «пулеге». Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике «пулегозо». Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом «закипело». Такие вазы выдуваются и обрабатываются только вручную.

«Sommerso» — «Соммерсо» — «погружение» — эта техника относится к одной из многочисленных «горячих» техник, которая предполагает погружение «бола» в тигли с расплавленной стеклянной массой, окрашенной в другой цвет. В результате получается стекло большой толщины, так как состоит их двух или более слоев стекла, называемых также «покрывалами», имеющих разный цвет или выполненных в различной технике.

Ваза в технике «Соммерсо» ( Обратите внимание на наклейку на стекле Vetro Artistico ! )

«Cristallo» — Венецианский кристалл это первое по-настоящему бесцветное стекло, изобретенное в 1450 году венецианским мастером Анжело Баровьером. Такое стекло получается обесцвечиванием стеклянной смеси добавлением марганца или другого отбеливателя. Это хрупкое натриевое стекло и оно лучше всего подходит для отбеливания. Необычайно чистое, прозрачное стекло, по оптическим характеристикам приближенного к горному хрусталю. Поэтому в современном итальянском языке слово cristallo обозначает и «кристалл» и «хрусталь» и «стекло». Это стекло – абсолютно чистое и прозрачное даже в больших массах, в то время как другие виды стекла имеют в этом случае явный зеленоватый или голубоватый оттенок. Чем толще слой муранского стекла, тем отчетливее проявляется его чистота и таинственная глубина, этот знаменитый «эффект линзы» широко используется в производстве бижутерии и украшений: внутренний узор кажется крупнее и объемнее.

«Bullicante» — Стекло, украшенное периодически повторяющимся рисунком или даже воздушными пузырьками, которые постепенно становятся больше или меньше. Эта широко используемая техника была особенно популярна у мастеров Мурано в 1950-х годах.

«Incalmo» — «инкальмо» — техника изготовления стекла, при которой изделие составляется из отдельных частей, снова разогревается в плавильной печи, так, чтобы эти отдельные части сплавились между собой.
Это одна из типично венецианских техник, которая требует большого умения со стороны мастера. Чтобы выполнить изделие в этой технике из двух или более деталей разного цвета, необходимо, прежде всего, обработать каждую деталь отдельно и потом соединить их в одно изделие. Такая обработка является очень деликатной, потому что мастер должен подогнать эти детали по диаметру и толщине, чтобы они плотно соединились друг с другом, кроме того, они еще должны иметь одинаковое тепловое расширение во избежание растрескивания при охлаждении.

Источник

Adblock
detector