Меню

Какого цвета страх у детей



Какие бывают детские страхи

Дошкольный возраст очень насыщен различными страхами. На сегодняшний день известно более 30 видов страхов. Психологи делят страхи на несколько видов:

1. Возрастные страхи.

Каждому возрасту ребенка присущи определенные страхи. Эти страхи считаются нормальными, т.к. со временем они проходят без следа. Более того, возрастные страхи нужны для развития личности ребенка, они формируют характер и способствуют социализации.

Какие именно страхи присущи тому или иному возрасту ребенка? Давайте рассмотрим подробно.

От рождения до 2 лет: страх громких звуков и резких движений, страх по поводу долгого отсутствия матери, страх одиночества, страх чужих людей, страх высоты, страх незнакомой обстановки.

От 2 до 3 лет: страх перед болью и теми, кто может причинить эту боль, страх наказания, страх отвержения со стороны родителей, страх темноты, страх одиночества, страх незнакомой обстановки, страх больших непонятных объектов, страх перед незнакомыми ровесниками.

От 3 до 5 лет: страх темноты, страх одиночества, страх смерти, страх стихийных бедствий и природных явлений, страх замкнутого пространства, страх наказания, боязнь монстров и чудовищ.

От 5 до 7 лет: страх смерти достигает своего апогея, страх стихийных бедствий, страх перед отрицательными сказочными персонажами, страх одиночества, страх потеряться, страх не оправдать ожидания родителей.

От 7 до 10 лет: страх стихийных бедствий и катастроф, страх смерти родителей, страх неуспеваемости в школе, страх быть отвергнутым ровесниками, страх перед мистическим, страх потери родителей, страх ссоры с родителями, страх неуспеха в школе/кружках.

Подростковый возраст: на первом месте страхи, связанные с признанием в обществе, поиском своего места в этом мире, а также страх критики со стороны взрослых, страхи по поводу своей внешности. В этом возрасте развиваются навязчивые страхи. Например, страх быть смешным, страх опозориться перед людьми.

Помните, что возрастные страхи – это нормальное явление. Они проходят через определенное время. Особое внимание следует уделять эмоционально чувствительным детям, т.к. у них страхи могут закрепляться и превращаться в фобии.

2. Врожденные и приобретенные страхи.

Врожденные – это страхи, которые появляются с инстинктом самосохранения. Например, новорожденный ребенок пугается громких и резких звуков, чужих людей, агрессивных животных. Для него они опасные и угрожающие.

Приобретенные – это страхи, которые появились у ребенка в определенных ситуациях. Например, ребенок один раз тонул, поэтому он теперь боится воды. Или ребенка укусила собака, теперь он боится собак.

Есть внушенные родителями и другими взрослыми страхи. Например, страх незнакомых людей. Конечно, родители хотят как лучше, предостерегая своего ребенка от возможных опасностей. Но забывают о последствиях – от внушенных страхов труднее всего избавиться.

3. Навязчивые страхи.

Или невроз навязчивых состояний. Эти страхи отличаются от естественных тем, что опасность ребенку только кажется, а в данным момент ее не существует. Ребенок испытывает навязчивые страхи в определенных обстоятельствах, и они даже могут вызывать у него панику. Например, страх замкнутого или открытого пространства, боязнь испачкаться, страх высоты, страх толпы, страх смерти, страх заболеть серьезным заболеванием, боязнь крови, боязнь воды и др. Их очень много, поэтому перечислить невозможно.

Как понять, что у ребенка есть навязчивые страхи? Обычно у детей они проявляются различными ритуалами: нервными тиками, нервными покашливаниями, подергиванием головой или плечами, шмыганьем носом, обкусыванием ногтей, обкусыванием или облизыванием губ, накручиванием волос на палец и др.

Ребенок этими действиями как бы пытается защитить себя от возможной опасности, снять напряжение или тревогу от возникших переживаний.

4. Социальные страхи.

Это страхи, связанные с социумом: страх одиночества, страх людей, страх наказания, страх плохой отметки, страх быть смешным, страх быть непонятым другими людьми, страх быть униженным, страх не оправдать ожидания родителей и др.

Формированию некоторых социальных страхов способствуют педагоги.

5. Бредовые страхи.

Это очень тяжелая форма страхов. Причину появления этих страхов невозможно определить. Например, ребенок боится одевать одежду с молнией, боится продуктов красного цвета, боится надевать определенную обувь и др.

Наличие бредовых страхов говорит о том, что у ребенка проблемы с психикой. Но диагноз может поставить только психолог или психотерапевт, поэтому самостоятельно не стоит делать выводы. Очень важно понять, в чем именно причина страха. Например, ребенок боится надевать одежду с молнией, потому что когда-то он больно прищемил подбородок; ребенок боится есть продукты красного цвета, потому что когда-то подавился помидором и т.д.

6. Ночные страхи.

Эти страхи появляются у детей во время ночного сна. Ребенок спит неспокойно, дергает ногами, кричит, плачет, что-то говорит, мечется по подушке, завет во сне маму. Ему снится, что его кто-то преследует; снятся страшные чудища и монстры; снятся страшные ситуации, угрожающие его жизни (как кусает собака, как кусает паук, как душит змея, как баба Яга уносит в ступе и т.п.).

Ночные страхи могут сниться ребенку каждую ночь или могут возникать иногда. Как правило, утром ребенок ничего не помнит, что ему снилось, почему он кричал и звал маму.

7. Ситуативные и личностные страхи.

Ситуативный страх – это реакция на стрессовую для ребенка ситуацию. Он может возникать в непривычной обстановке, которая ребенка пугает. Например, при нападении собаки, при драке, при громкой ссоре и т.д.

Читайте также:  Каким цветом шторы лучше для детской

Личностный страх связан с особенностями психики и характера ребенка. Например, этот страх может появляться в новой незнакомой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми. Под влиянием взрослого ребенок может стать мнительным. Личностные страхи свойственны робким, эмоционально чувствительным детям.

8. Сверхценные страхи.

Это самые распространенные страхи. Они вызваны фантазией ребенка, его навязчивыми идеями или желаниями, от которых он не может избавиться. Сначала эти страхи появляются в определенной жизненной ситуации, но со временем ребенок начинает на них зацикливаться. И подобные мысли начинают занимать у ребенка все свободное время, и он уже ни о чем другом больше думать не может.

Например: страх одиночества, страх темноты, боязнь школы, боязнь «страшных» людей, страх потеряться, страх сказочных персонажей, страх за жизнь своих родных и близких, страх животных, страх высоты и др.

Каждый ребенок испытывает страхи. Но это не значит, что мы, родители, не должны обращать на это внимание. Ведь обычный страх может легко перерасти в невротический страх или фобию. Поэтому нужно серьезно относиться к детским страхам и помочь ребенку с ними справиться. Как это сделать? Об этом мы поговорим в следующей статье.

Ирина Базан

___________________________________________
Читайте также статью:
Откуда появляются детские страхи?

Источник

Какого цвета страх у детей

Детские страхи — явление обычное. Умение испытывать страх является залогом успешного выживания. И это неудивительно, ведь когда ты ещё слишком мал, трудно понять, что опасно, а что нет. Лучше уж убегать ото всего, что тебе таковым хотя бы покажется. Но у этой монеты есть и другая сторона. Вовремя неразрешённые, детские страхи могут перерасти в патологию, и оказать плачевное влияние на всю дальнейшую судьбу человека.

Не говоря уже о том, что ещё в детском возрасте страхи, на которые родители не отреагировали или отреагировали неадекватно, могут привести к повышенной негативистической активности у ребёнка, тревожности и даже ухода от реальности. В первом случае ребёнок начнёт вести себя демонстративно, намеренно привлекая внимание окружающих, при этом за отсутствием положительной реакции он переключится на вызов отрицательной, лишь бы была какая-нибудь. Во втором у ребёнка может резко понизиться самооценка, он начнёт бояться неудачи, перестанет проявлять инициативу. В случае ухода от реальности, ребёнок одновременно будет и тревожен, и демонстративен. Всё больше он будет стараться пребывать в мире собственных фантазий, чувствуя себя защищённым только там.

Конечно, любящие родители не допустят подобного. Но как определить, что ребёнку действительно нужна помощь, а он не просто в очередной раз испугался какого-нибудь сущего пустяка? Для этого нужно, для начала, узнать больше о детских страхах, как таковых.

Какими бывают детские страхи? В возрасте 2-3 лет малыш может бояться резких звуков. Это один из самых распространённых животных страхов, поскольку в природе всякий резкий звук почти всегда означает опасность. Живя в городах, мы привыкли к постоянным гудкам автомобилей, заводов и прочих пароходов, но малыш боится их инстинктивно, он ещё не понимает, что звуки сами по себе не несут никакой опасности. Второй распространённый страх, проявляющийся уже в этом возрасте — страх темноты. Ещё дети боятся домашних животных, опять-таки, потому что ещё к ним не привыкли, а всякое незнакомое животное на инстинктивном уровне для ребёнка означает опасность.

В 3-4 годика у ребёнка начинает развиваться воображение и это выливается в страх перед собственными фантазиями. Это один из самых сложных периодов, поскольку такой страх уже не убрать физически, как кошку из комнаты, например, или включив ночник, но и устранить его при помощи рационализации трудно, ввиду того, что малыш ещё всё познаёт мир в основном через эмоции. Чаще всего ребёнка пугают игра теней, персонажи мультфильмов, собственные сны.
Начиная с пяти лет, у ребёнка появляются взрослые страхи, вроде страха перед потерей любимого человека, страха смерти, страха перед тяжёлой болезнью.

Как нельзя вести себя родителям? Ругать малыша. «Такой большой, а боишься такой глупости! Как не стыдно?». Ни в коем случае, так вы только добавите к чувству страха чувство вины и ребёнок, возможно, замкнётся в себе, вынужденный переживать свои страхи в одиночестве.

Ставить себя в пример. «Посмотри на меня — я же не боюсь!». Какой вы молодец! Вам-то хорошо, вы большой и сильный, а каково ребёнку? Он ищет в вас поддержки, в том, что вы всесильны и можете справиться с чем угодно, у него пока нет никаких сомнений.

Избегать того, чего ребёнок боится. «Тебе не нравится игрушка — мы её спрячем!». Можно спрятать игрушку, но нельзя спрятать страх. Он ещё долго будет преследовать ребёнка, если его не победить.

Как нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх? Показать, что вы рядом. Не разубеждать ребёнка, что бояться ему нечего, а показать, что вы защитите его от чего угодно. Это древний механизм, малыш ждёт и желает именно этого — убеждённости в том, что его мама и папа рядом.

Показать, что вы понимаете его. Нужно дать понять, что вы понимаете, чего именно боится ребёнок, но обязательно защитите его от этого.

Читайте также:  Цвет волос медово желтый цвет

Пообещать ему, что всё будет хорошо. Просто возьмите ребёнка на руки, покачайте его и говорите, что всё будет хорошо, тогда он быстро успокоится. Очень хорошо в этом случае справляются именно папы — их низкие голоса успокаивают ребёнка даже лучше, чем мамины, вселяя в него чувство защищённости и безопасности.

Поощряйте ребёнка быть смелым. Но делать это нужно деликатно. Не воспитывать в нём какое-нибудь очередное глупое «Ты будущий мужчина! Ты должен…», а вместо этого просто радоваться вместе с ним, когда ребёнку удалось победить очередной страх и выражать уверенность, что и с будущими страхами он тоже расправиться так же легко. Напоминайте ему о его победах, а не зацикливайтесь на неудачах.

Как преодолеть страх? Это только «первая помощь», для полноценного преодоления страха, нужно будет дать ему настоящий бой. Существует несколько методик, позволяющих преодолеть страх. Главное, помните, что нужно воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка в большей степени, нежели на рациональную. Почти не возымеют эффекта многочисленные убеждения ребёнка в том, что комната остаётся точно такой же, когда она тёмная, как и когда в ней светло. Лучше оставить её в темноте, а остальные комнаты осветить. Затем заходить с ребёнком в тёмную комнату, держа за руку. Выходите, как только ребёнку станет страшно. Со временем, он привыкнет, ваши совместные «походы» в страшную комнату будут продолжаться всё дольше, пока он не научится справляться и вовсе без вас.

Также очень полезным бывает обыгрывание ситуации. Пусть вымышленный герой попадает в ситуации, когда его атакуют страхи вашего ребёнка. Пусть он находит выход из этой сложной ситуации, выходит из неё победителем. Это и в ребёнке воспитает способность противостоять собственному страху. Существуют настоящие, так называемые, терапевтические сказки. Это психологическая практика, которая позволяет воздействовать на ребёнка через понятный ему мир сказок.

В случае если долгое время вам никак не удаётся победить детский страх, разумным решением, возможно, будет обратиться к специалисту за помощью. Но ни в коем случае нельзя махать рукой на детские страхи и думать, что он их просто перерастёт. Слишком велика опасность для него обзавестись малоприятной фобией на всю жизнь.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Детская психология»

Источник

Детские страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Читайте также:  Желтый цвет любимый значение

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Источник