Меню

Какого цвета волос у джокера



«Джокер»: как цвет в фильме помогает рассказать историю

Вышедший осенью 2019 года «Джокер» представил на суд зрителей кардинально новый взгляд на личность самого известного злодея вселенной DC. Режиссер Тодд Филлипс решил отойти от канонов супергеройского кино и снял реалистичную серьезную драму. Большинству такой подход понравился: у ленты высокие оценки на IMDb, хорошие кассовые сборы, «Золотой лев» Венецианского международного кинофестиваля и куча других наград. Естественно, есть у картины и ненавистники. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках творения Тодда Филлипса, но сложно не дать высокую оценку визуальной стороне. Режиссер вместе с командой сумел посредством цвета подчеркнуть внутренние изменения Артура Флека, превосходно сыгранного Хоакином Фениксом.

Цвета в «Джокере» помогают показать, как клоун-неудачник, которого каждый может обидеть, постепенно превращается в уверенного в себе и жестокого злодея.

Источники вдохновения

При работе над «Джокером» Тодд Филлипс вдохновлялся главным образом двумя фильмами Мартина Скорсезе — «Таксист» и «Король комедии». Первый вышел в прокат в 1976 году, второй — в 1982. При этом действие истории об Артуре Флеке разворачивается на заре 1980-х, о чем внимательным зрителям сообщают плакаты картин, идущих в кинотеатре Готэма, — «Братья Зорро» Питера Медока и «Прокол» Брайана Де Пальмы. Кроме того, Филлипс попросил всех посмотреть документальный фильм «Новости из дома», снятый Шанталь Аккерман в 1977 году. Среди прочего в нем рассказывается о грязных улицах Нью-Йорка и разрушенных зданиях. Эта лента повлияла не только на цветовую палитру «Джокера», но и на настроение, текстуры.

Нью-Йорк, 1978 год, фотограф — Манель Арменгол

Создатели «Джокера» хотели, чтобы фильм казался снятым в Нью-Йорке 1970-х годов, а также выглядел малобюджетным и низкотехнологичным, словно «Таксист». Им удалось добиться поставленных целей. Не в последнюю очередь именно за счет картинки, лишенной прилизанности и глянца, но зато способной похвастаться скрупулезно подобранной цветовой палитрой, получилось передать атмосферу мрачного и недружелюбного города, каким и был Нью-Йорк конца 1970-х. Например, в рассматриваемый период там использовали натриевые фонари, которые впоследствии заменили светодиодными. Благодаря им в фильме в ночных уличных сценах появляется неприятный зеленовато-оранжевый свет.

Цветовая палитра окружающего мира

Тодд Филлипс и оператор Лоуренс Шер выбрали для «Джокера» простое, но вместе с тем хорошо работающее решение. Первая часть фильма выдержана в приглушенных тонах. Чем хуже психическое состояние Артура, тем ярче становятся краски. В палитре «Джокера» преобладают три цвета: синий, красный и желтый. Каждый из них отвечает за определенный аспект истории.

Синий — цвет, характерный для всего того, что враждебно по отношению к Артуру Флеку. Это касается в первую очередь Готэма. Город не хочет замечать психически нестабильного клоуна и наотрез отказывается помогать ему.

Неуютный и полных скрытых опасностей Готэм представляет собой идеальное место для рождения суперзлодея

Кроме того, синий — цвет общества, которое боится непохожего на других Артура и из-за этого отталкивает его. В кабинете психиатра, лечащего Флека, доминирует именно синий. Женщина совершенно равнодушна к пациенту. Она не слушает Артура и не особо старается улучшить его состояние. По сути единственное, что делает врач, — выписывает кучу лекарств. В синий цвет окрашены шкафчики в раздевалке на работе Флека. На их фоне он будет сидеть голый по пояс и скрючившийся, похожий то ли на гаргулью, то ли на оборотня в момент превращения. В синем свитере к Артуру приходит бывший коллега, подаривший ему пистолет.

Синий и оранжевый относятся к комплементарным цветам, то есть контрастным. Эта пара едва ли не самая популярная в современном кино

Красный цвет символизирует одновременно любовь, месть и агрессию. Он не так часто фигурирует в фильме, как желтый и синий. В основном речь идет о каких-то отдельных вещах. Например, в квартире Софи, к которой Артур испытывает романтический интерес, герой Хоакина Феникса видит красную свечу. До определенного момента мать — единственное любимое существо в жизни Флека. Неудивительно, что в ее гардеробе нашлось место красному халату. Место, в котором Артуру действительно комфортно, — стендап-клуб. Это подчеркивают красные лампы, стоящие на столах.

Артур идет через враждебный ему Готэм, но поскольку с ним вместе Софи, то синий цвет дополнен красными пятнами

С агрессией и местью все предельно просто. Здесь речь идет о крови, пролитой Флеком. Совершенные Артуром убийства — безусловно, акты агрессии, но у него есть на них причина. Преступления Флека — месть обществу, которое «игнорировало его и обращалось с ним, как с мусором». Он не убивает тех, кто этого не заслужил. В фильме не показано, расправился ли Артур с Софи, но некоторые зрители подумали, что женщину постигла печальная участь. Исходя из логики поведения персонажа становится очевидно, что она осталась жива, так как ничего плохого Флеку не сделала.

Кровь на белом гриме Артура Флека, почти превратившегося в Джокера, смотрится очень эффектно

Главный цвет в «Джокере» — желтый. В фильме у него два значения. С одной стороны он символизирует медленное погружение Артура в пучину безумия. С другой — его силу и сопротивление. Когда Флек танцует с пистолетом, единственный видимый источник освещения — желтая лампа. Та же картина в сцене чтения Артуром письма матери Томасу Уэйну.

Читайте также:  Как смешиваются цвета красок для детей

Лампа в центре композиции — простое и вместе с тем удачное решение, привлекающее внимание зрителя

Узнав об увольнении, расстроенный Флек возвращается домой на метро. Во время поездки он сталкивается с ребятами с Уолл-Стрит, пристающими к девушке. В вагоне периодически мигает свет, за счет чего подчеркивается напряженность сцены. Разум Артура будто включается и выключается. В итоге Флек решается на насилие. После убийства двух парней его впервые полностью охватывает безумие. Когда Артур бежит за третьей жертвой, вся платформа залита желтым светом.

Артур чувствует себя невероятно сильным, ведь ему, наконец, удалось постоять за себя и бросить вызов обществу

В желтый выкрашены стены в психиатрической лечебнице Аркхем, куда Артур приходит, чтобы узнать правду о Пенни Флек. Чтобы получить дело матери, он обращается к работнику заведения. Во время их разговора Артур стоит на желтом фоне, сотрудник лечебницы — на синем.

В «Джокере» отдано предпочтение тусклым и затуманенным тонам желтого

Почти в самом финале фильма синий город, заполненный протестующими, охвачен желтым пламенем. Артур Флек, уже ставший Джокером, обрел немыслимую силу. Его безумие вырвалось наружу и распространилось на улицы Готэма. Из хаоса и бунта миру явилась гармония. Гармония нового суперзлодея и города, его породившего.

В бунтующем Готэме все еще осталось место синему цвету, но желтый явно стремится его вытеснить

Важная роль в фильме отведена теплому солнечному свету. В частности, его можно заметить после первого убийства, совершенного Флеком. Утром он идет на работу, с которой его ранее уволили, чтобы забрать вещи. Прежде чем окончательно попрощаться с коллегами, Артур решает не сдерживаться и разбивает устройство, позволяющее отмечать приход/уход. После этого он идет к двери, открывает ее, и его встречает ослепительный свет, символизирующий надежду на лучшее будущее.

Артур уходит с работы, где его никто особо не ценил, в светлое будущее

Яркий свет солнца льется из окон в те моменты, когда Артур красит волосы и наносит грим перед походом на телевизионное шоу. Он явно пребывает в отличном настроении и предвкушает прекрасный вечер.

Артур буквально купается в свете после обретения гармонии с самим собой

Свет можно увидеть в известной сцене танца героя Хоакина Феникса на лестнице, знаменующего принятие Флеком своей злодейской сущности.

В финале окончательно преобразившийся Джокер сидит в белой комнате психиатрической больницы. Убив врача, он покидает заведение и уходит навстречу все тому же ослепительному свету, навстречу новой жизни. Вскоре мы видим, как Джокер бежит то ли от охраны, то ли от санитаров, и в принципе это и есть его будущее — череда преступлений и попыток скрыться от правосудия.

Чем ближе к финалу фильма, тем больше света становится в жизни Артура Флека

Костюмы, грим и волосы Артура Флека / Джокера

К работе над костюмами Тодд Филлипс привлек Марка Бриджеса, дважды лауреата премии «Оскар» — за «Артиста» Мишеля Хазанавичуса и «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона. Ранее ему уже доводилось сотрудничать с Хоакином Фениксом — в «Мастере» и «Врожденном пороке». Для начала Бриджес внимательно проанализировал характер Артура Флека. Художник задумался над тем, где герой берет одежду, насколько его интересует собственный внешний вид, будет ли он одеваться, как маленький мальчик. Флек трудится на низкооплачиваемой работе. Он живет вместе с матерью. Скорее всего, ему приходится содержать не только себя, но и ее. Марк предположил, что Флек носит старые дешевые вещи, купленные в комиссионном магазине. Он стирает их вместе с одеждой матери. Естественно, это сказывается на том, как выглядят его костюмы.

В начале фильма сложно поверить, что маменькин сыночек Артур Флек превратится в опаснейшего преступника. Кстати, в этой сцене вновь используется сочетание оранжевого и синего

В сценарии упоминался терракотовый костюм 1970-х годов. Бриджес посчитал такое решение штампованным. Кроме того, терракотовый цвет показался ему недостаточно сильным. В итоге Марк выбрал для Артура палитру схожую с той, в которой одевался Трэвис Бинкл из «Таксиста». Вот только если герой Роберта Де Ниро выглядел довольно брутально, то Флек смотрится неуклюже и инфантильно. Этого удается добиться не в последнюю очередь за счет того, что одежда Артура буквально висит на нем, лишний раз подчеркивая его болезненную худобу.

Трэвис Бинкл и Артур Флек — герои-одиночки, решившиеся выступить против общества и страдающие от психических расстройств

По словам Марка Бриджеса, костюмы Флека становятся немного темнее по мере того, как темнеет его ум. Достаточно сравнить хотя бы две кофты, которые Артур в разное время надевает на прием к психиатру.

Разговоры с психиатром не помогают Флеку, и его состояние становится лишь хуже

В финальном костюме Джокера нет фиолетового — одного из ключевых цветов этого персонажа. Вероятно, от его использования отказались, так как он ассоциируется с богатством и королевской властью.

Артур Флек — выходец из низов, представитель простого народа. Ни о каком особом благородстве здесь и речи нет, даже если предположить, что он все-таки бастард Томаса Уэйна — в фильме есть на то немало намеков, в том числе и посредством костюмов. В сцене, когда Артур приходит к поместью предполагаемого отца, он знакомится с Брюсом. Одежда мальчика и Флека выдержана в близкой цветовой гамме. Только у маленького Уэйна вещи выглядят куда дороже, чем у Артура.

Читайте также:  С чем сочитается шоколадный цвет

Создатели фильма были довольно внимательны к деталям, поэтому схожая цветовая гамма одежды Флека и Уэйна — вряд ли простое совпадение

Что касается предыдущих киновоплощений Джокера, то больше всего Бриджес ориентировался на образ, созданный Сизаром Ромеро. Он играл знаменитого злодея в культовом сериале «Бэтмен», выходившем во второй половине 1960-х.

Марк Бриджес: «Он (Сизар Ромеро — прим. авт.) был моим любимым Джокером и воплощением моей беспечной юности, проведенной перед экраном телевизора»

Финальный костюм Артура Флека собран из тех вещей, которые у героя Хоакина Феникса были в гардеробе. То есть ему не пришлось покупать ничего нового. Например, оранжевый жилет — часть клоунского костюма Флека, в котором он работал. В красных брюках Артур появлялся на сцене стендап-клуба. Кстати, вариант красного, выбранный для фильма, вдохновлен книгой о маслкарах, принесенной Марком Фридбергом.

Красный, зеленый и оранжевый — сильное, яркое и запоминающееся сочетание. Первые два цвета — комплементарная пара. Что касается оранжевого, то он на цветовом круге располагается неподалеку от красного

Над созданием грима работала Ники Ледерман, обладательница премии «Эмми» за сериал «Подпольная империя». По ее словам, перед ней стояла задача придумать нечто уникальное, чтобы не было проблем с авторскими правами. Существуют сотни вариантов клоунских лиц, и все они защищены законом. Когда Артур Флек трудился в агентстве, то использовал классический грим клоуна. Ники красила лицо Хоакина Феникса в белый. Губы делала коричнево-красными, с черным контуром. Над глазами и под ними Ледерман рисовала бирюзово-синие треугольники. Завершающие штрихи — накладной красный нос и тонкие брови.

Ники Ледерман выбрала матовые цвета, которые соответствуют приглушенной палитре фильма

Когда Артур становится Джокером, его грим преображается. Теперь он нанесен ассиметрично, что в который раз напоминает о проявившем себя в полную силу безумии героя. Улыбка лишается черного контура. Накладной нос исчезает. Впрочем, напоминание о нем как о символе клоунского прошлого Флека остается. Отныне изменившийся Артур предпочитает гримировать кончик носа.

Когда Флек превращается в Джокера, темнее становится не только его одежда, но и грим

В роли главного парикмахера выступила Кей Георгиу. В сценарии значилось, что у Артура Флека черные волосы. Кей решила, что на экране такой вариант будет смотреться слишком мрачно. За несколько месяцев до старта съемок Георгиу покрасила шевелюру Хоакина Феникса в темно-коричневый, зная, что к тому времени, как начнется съемочный процесс, она посветлеет. Идею в финале сделать Джокеру волосы цвета брокколи подсказал Марк Фридберг. Режиссер сразу согласился. Вот только возник вопрос: какой именно оттенок выбрать? В результате Кей представила ряд образцов, чтобы Тодд Филлипс смог окончательно определиться.

Волосы цвета брокколи — парик. На такой шаг пришлось пойти, потому что Хоакин Феникс снимался то в образе Артура Флека, то в образе Джокера

Визуальная часть «Джокера» продумана до мелочей и великолепно реализована благодаря слаженной работе режиссера, костюмеров, операторов, художников, гримеров, парикмахеров, колористов. Цветовая палитра помогает создать нужную атмосферу и рассказать историю становления суперзлодея так, чтобы зрители могли ему сопереживать. Неудивительно, что результат понравился и широкой публике, и профессиональному сообществу, которое удостоило «Джокера» целого ряда так называемых технических номинаций на «Оскар».

Источник

Человек, который смеется: 13 фактов о Джокере

Спустя ровно 30 лет после премьеры «Бэтмена» Тима Бертона с Джеком Николсоном, на экране появился новый клоун-психопат – теперь в исполнении Хоакина Феникса. Тот случай, когда злодей вдруг заслонил собой положительного героя – впрочем, у этого жутковатого персонажа, пришедшего на экран из комиксов, еще немало карт в рукаве. Вот они.

Фото: Warner Bros. Pictures

Один из Джокеров – мать Бэтмена

В серии комиксов Flashpoint есть альтернативная версия истории Летучей мыши. Вместо родителей Брюса в темном переулке убили его самого. Убитая горем мать не смогла справиться с утратой и погрузилась в депрессию. Как-то раз ее муж Томас сказал, что ему не хватает улыбки жены, и тогда она взяла в руки нож и разрезала себе рот. Ну а дальше, как положено Джокеру, наводила ужас на жителей Готэма.

Комикс, где впервые появляется Джокер, входит в пятерку самых дорогих в мире

Ожидаемо, что среди коллекционеров больше всего ценятся комиксы, где в качестве спасителей мира дебютировали Супермен, Человек-паук, Бэтмен и Флэш. Четверку хороших парней разбавил только один злодей – Джокер. Впервые он появляется в выпуске Batman #1 1940 года, который был продан на аукционе за 527,6 тысяч долларов. В комиксе злодея преследует вся полиция Готэма, и после очередной стычки с Бэтменом первого доставляют в лечебницу «Аркхэм», где другой отрицательный герой, Кукольник, отрезает Джокеру лицо, перед этим сообщив, что является его преданным поклонником.

Джек Напьер, Артур Флек

За свою 79-летнюю историю этот зловещий клоун, как и подобает настоящему трикстеру, неоднократно менял биографию. Согласно канонической версии, человек, позже ставший Джокером, был неудачливым комедиантом – новый фильм о нем с Хоакином Фениксом, взявший главный приз кинофестиваля в Венеции, как раз поддерживает эту теорию. Даже настоящее имя Джокера остается загадкой: в фильме Тима Бертона, где оппонента Бэтмена сыграл Джек Николсон, это был неудачливый гангстер Джек Напьер. В новой ленте героя Хоакина Феникса зовут уже Артур Флек, это уличный зазывала, работающий клоуном в детском госпитале.

Читайте также:  Как называется приложение где можно поменять цвет волос

Фото: Джек Николсон в фильме «Бэтмен». 1989 г.

Затворник Леджер

Пожалуй, один из самых зловещих воплощений злодея на экране принадлежит Хиту Леджеру, для которого эта роль стала роковой, приведя его к гибели. Когда Леджер умер от передозировки, Джек Николсон вдруг заявил, что «предупреждал его». Актер никогда не объяснял свои слова, но их сложно трактовать иначе, кроме как в том ключе, что любой, кто сыграл Джокера, расплачивается за это душевным покоем и физическим здоровьем. Готовясь к роли, Леджер не выходил из номера отеля 43 дня, чтобы полностью посвятить себя изучению персонажа. Критики оценили: Леджер стал первым актером в истории, получившим «Оскар» за роль в фильме про супергероев.

Социопат

Когда создатели Джокера – Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон – придумали этого героя, им было чуть за 20. Вряд ли они задумывали его как сложного персонажа с глубокой психологией, но он таким стал. Причем от фильма к фильму проступает все рельефнее, постепенно обретая новые грани и удаляясь от плоского амплуа злодея из комиксов. Рассуждения дуэта Хита Леджера и Кристофера Нолана над незакрытыми гештальтами и триггерами, приводящими к безумию, продолжают Хоакин Феникс и Тодд Филлипс. У нового Джокера, Артура Флека, есть и сексуальная фрустрация, и психические заболевания, и сложные отношения с матерью (которая его и вдохновляет, и подавляет) и отцом (хоть и заочные – кто он, Артур не знает), и куча других комплексов.

Гений

Одна из причин, по которым Джокер сошел с ума – его гениальность. Он способен видеть всё в истинном свете, потому и слетел с катушек. Например, Джокер осознает, что является персонажем комикса, потому что иногда обращается к читателям напрямую – то есть свободно владеет приемом «слом четвертой стены», которым, кстати, никогда не пользуются второстепенные или проходные персонажи. А еще он всегда в курсе, что, когда и где будет происходить, и свои безумные планы воплощает благодаря тому, что обладает сверхспособностью – безупречным чувством времени.

Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь». 2008 г.

Шрамы

«Улыбка Глазго» – так называется разрезанный рот, который еще до появления Джокера практиковался в качестве кары среди шотландских авторитетов. Любопытно, что каждый раз история их появления у Джокера разная. Так, в комиксе лицо Джокеру разрезает другой злодей, Кукольник, который заявляется к нему в тюремную камеру. В фильме с Николсоном Джокер говорит, что попал к плохому пластическому хирургу. Герой Леджера признается, что над ним в детстве издевался изверг-отец, а в фильме с Фениксом на лице Джокера нет привычных шрамов: постоянная улыбка просто нарисована помадой.

Джокер – друг Бэтмена

Да, именно так: Джокер считает Темного рыцаря своим самым лучшим другом и любимым врагом. Ему часто представлялась возможность убить супергероя, но он ей не воспользовался. В одном из выпусков комикса он произносит: «Но если я пристрелю Бэтмена, с кем же мне играть?» По задумке создателей, Джокер был злодеем просто потому, что это было необходимо для развития Бэтмена. Раз герой серьезный, ответственный и молчаливый, то пусть антигерой будет веселым, свободным от морали и очень артистичным. Джокер понимает, что Бэтмен – его лучшая версия, поэтому искренне любит его. По-своему.

Специалист по ядам

Хотя Джокера многие считают клоуном-неудачником, он еще и квалифицированный химик и специалист по взрывчатым веществам. Слава Борджиа тоже не давала злодею покоя, так что он изобрел яд, у которого множество названий: токсин Джокера, Веселящий газ, Смехотрикс. Вещество разрушает нервную систему тела, вызывая судороги и не поддающийся контролю смех, который может продолжаться до момента смерти. Причем на самого злодея он не действует: в результате падения в чан с химикатами Джокер приобрел иммунитет практически ко всем отравляющим веществам.

Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц». 2016 г.

Джокер-кубинец

До Джека Николсона, Хита Леджера, Джареда Лето и Хоакина Феникса Джокера в 1966 году исполнил американский актер кубинского происхождения Сесар Ромеро (он, кстати, засветился в сериале «Зорро»), но весьма невразумительно. Имя злодея и история его происхождения в ленте не раскрываются, а на экране – скорее неудачный комедиант, чем опасный преступник-психопат.

Гроза злодеев DC

Джокер – самый страшный антагонист вселенной DC. Лекс Лютор или Бэйн пытаются избегать с ним любых контактов и говорят, что «когда суперзлодеи хотят напугать друг друга, они рассказывают истории про Джокера».

Человек, который смеется

У Джокера был реальный прототип – немецкий актер Конрад Фейдт, звезда немого кино. В фильме «Человек, который смеется» по мотивам романа Виктора Гюго, он играет Гуинплена – вечно ухмыляющегося персонажа, в детстве похищенного бандитами-компрачикосами, которые до неузнаваемости изуродовали ему лицо.

Тысячелетний демон

В комиксе «Бэтмен» Скотта Снайдера Эндшпиль выдвигается версия, что Джокер не помнит своей биографии и меняет ее, потому что он намного старше, что подтверждается вырезкой из старой газеты. На самом деле он – бессмертный демон. И «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», как говорил фаустовский Мефистофель.

Источник

Adblock
detector