Меню

Какова цвета дед мороз



Какой Дед Мороз настоящий: в красной или в синей шубе?

Начать придется издалека.

Как известно, Деда Мороза придумали в Советском Союзе в середине 30-х гг. ХХ века. К тому времени прошла разрушительная горячка революционных лет. Общество встало на путь относительно мирного развития. Понемногу стали возвращать некоторые дореволюционные традиции. Кроме прочего, возникло желание вернуть уютный семейный праздник – Рождество.

Однако в атеистическом советском государстве праздновать Рождество на государственном уровне было невозможно. Поэтому рождественские обычаи были перенесены на хронологически близкую дату – ночь с 31 декабря на 1 января, начало нового года.

Однако традиции были перенесены не механически. Произошло их творческое осмысление. Осталась наряженная ёлка, которая в контексте христианских рождественских торжеств символизировала «жизнь вечную», а теперь стала символом Нового года (как праздника, поэтому с прописной буквы). Остались подарки, которые дарили, прежде всего, детям. Осталась даже звезда, которая, впрочем, советскими детьми воспринималась совсем не как Вифлеемская, а как некое квазимистическое повторение рубиновых звезд Московского Кремля.

Но некоторые персонажи в новый формат не вписывались никак. Ни младенец Христос, ни Богородица, ни, в конце концов, волхвы с их дарами. Западный Санта Клаус тоже не подходил. Во-первых, потому, что тоже был тесно связан с христианской религией, во-вторых, это была «заграничная штучка», в-третьих, в России восприятие Николая Чудотворца было совершенно иным, не связанным ни с новым годом, ни даже с Рождеством.

Поэтому нужно было изобрести что-то новое. Кто конкретно решил ввести в сценарии новогодних праздников Деда Мороза – неизвестно. Однако понятно, что это был, как говорят в американских фильмах, «чёртов гений». Поскольку получилось у этого безвестного массовика-затейника хорошо. Персонаж прижился и стал восприниматься как неотъемлемая часть русской народной культуры.

У Деда Мороза было несколько прототипов. Разберем их с точки зрения шуб – их цвета и покроя.

  1. Русские фольклорные персонажи, олицетворяющие мороз и стужу. На самом деле, с добрым Дедушкой, дарящим подарки, их роднит, пожалуй, только название. Россия – холодная страна. Поэтому как в жарком Египте бог Амон, олицетворяющий солнце, не мог быть добрым, так не были добрыми убийственные духи холода на Руси. О цвете их шуб, и даже о наличии у них шуб, увы, судить невозможно.Скорее всего, шуб у них вовсе не было, поскольку по народным поверьям, злые духи сами страдают от тех горестей, которые приносят. Фольклористами зафиксировано, что русские крестьяне в XIX веке верили, что духа лихорадки вечно лихорадит, духа ломоты – ломает и т.д. По этой логике, мороз должен вечно мерзнуть. Без шубы.
  2. Гораздо ближе к современному новогоднему Деду персонаж литературной сказки, написанной князем Владимиром Фёдоровичем Одоевским в 1841 г. – Мороз Иванович. Это уже не просто злобный дух, а мудрый старик, скрывающийся от весеннего тепла в глубоком колодце. Впрочем, шибко добрым его тоже не назовешь. Сам он к детям с подарками не ходил. Наоборот, Рукодельница и Ленивица сами приходили к нему в гости. С современным Дедушкой Морозом его роднит еще и то, что подарочки он дарит не «просто так», а за работу. Конечно, Дед Мороз на ёлке в детском саду штопать себе белье не заставляет. Но немного потрудиться детям, тем не менее, приходится: стишок прочитать или песенку спеть. И все бы хорошо, но действие сказки происходит в усадьбе Мороза Ивановича, по которой он ходит, конечно, не в верхней одежде. Наличие у него пуховой постели и белья заставляет думать, что и шуба у него тоже есть. Но князь Владимир Фёдорович ничего о ней не написал. В сказке Мороз Иванович обходится без шубы.
  3. Санта Клаус. Благодаря Гольфстриму в Европе зима теплее, чем в России. Поэтому шубой коротенькое пальтишко святого Николая Мирликийского, в котором он лазит по печным трубам к европейским детям не назвать. Однако пальтишко это красного цвета. Но вообще-то он тоже – без шубы.
Читайте также:  Пианино белое с цветами

Выходит, Дед Мороз – первый «зимний» персонаж, который стараниями советских художников обрел полноценную шубу. Шуба деда Мороза, как и шапка, стилизованы под русский наряд века XVI–XVII. Такое художественное решение понятно. Дед должен был олицетворять русские традиции. При этом выглядеть как могучий добрый волшебник. Поэтому изображать его как морозного демона не было никакого смысла. Дед Мороз выглядит как знатный допетровский боярин в зимнем костюме.

Если изучить старые советские открытки, то видно, что оба цвета, и красный, и синий, были в ходу с самого начала. И тот, и другой вариант соответствовали древнерусским традициям. Однако чаще все-таки встречается Дед в красной шубе. Думается, причина в том, что отечественные художники вдохновлялись образом зарубежного Санта Клауса.

Затем в формирование образа новогоднего дедушки включился кинематограф и мультипликация. В мультфильме 1950 года Дед Мороз предстает перед нами в светло-серой (или серо-голубой) шубе до пола. В сказке «Морозко» Александра Роу (1964 г.) – он тоже в богато вышитой серебром голубой шубе. А вот в популярной детской сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975 г.) Дед Мороз уже в красной.

При этом нужно принять во внимание, что Дед Мороз из «Новогодних приключений Маши и Вити» – это Дед Мороз, который приходит на ёлку к детям в Дом Пионеров. То есть, он напоминает тех явно «ненастоящих» Дедов Морозов, которых с разной степенью артистичности играли воспитали детских садов, школьные физруки и пр. Меж тем в фильме «Морозко» – Дед Мороз существует в контексте, который не позволяет усомниться в его подлинности. Он «настоящий». Ситуацию усугубил мультфильм «Дед Мороз и серый волк» (1978 г.) в котором настоящий Дед Мороз на протяжении всего мультфильма носит синюю шубу, а переодетый Дедом Морозом серый волк – красную.

Принцип этот соблюдался далеко не всегда. Однако, посмотрев несколько новогодних выпусков передачи «В гостях у сказки», советский сциентистски настроенный дошколёнок начинал усиленно размышлять. Полученных данных было достаточно для того, чтобы в детской среде зародилось стойкое убеждение, что в красных шубах ходят только «ненастоящие» Деды Морозы. Те самые, переодетые. А настоящий непременно должен быть в синей. Это был своеобразный психологический механизм, позволявший сохранить детскую веру в Деда Мороза даже в той ситуации, когда у Деда Мороза, пришедшего на ёлку в детский сад, случайно «отклеивался ус», а взгляд и голос подозрительно напоминал взгляд и голос строгого завхоза Клавдии Афанасьевны.

Поскольку автор этих строк – сам советский дошколёнок в отставке, то, конечно, он не может предать выводов, достигнутых консилиумом выдающихся умов детского сада «Солнышко» в 1979 году без достаточных на то оснований. Поэтому мой ответ на поставленный редколлегией сайта «Исторический документ» вопрос будет однозначен: настоящий Дед Мороз, конечно, «синий». Знакомство с некоторыми Дедами Морозами уже во взрослом состоянии, кстати, этот вывод повредило: если не шуба, то «цвет настроения» у современных Дедушек синим бывает довольно часто.

Читайте также:  Цвет синий текстура бесшовная

Впрочем, у уважаемых читателей, конечно, в детском саду тоже были неглупые друзья. Возможно, они пришли к иным выводам. Было бы интересно узнать о них. Пишите в комментариях: какой он, настоящий Дед Мороз: «красный» или «синий»?

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Источник

Какой цвет шубы должен быть у Деда Мороза: синяя или красная?

Дед Мороз и Снегурочка — персонажи, без которых не наступит Новый год. С детства мы уверены в этом. С их шествия по стране начинаются новогодняя суета и приготовления к празднику. Так происходит не год или два, а столетия. За это время даже его внешний вид изменился. Сегодня мы привыкли видеть его в длинной красной шубе, богато отделанной вышивкой и лебяжьим пухом. Однако не столь давно наряд сказочного персонажа выглядел совсем по-другому.

Почему Дед Мороз раньше носил синюю шубу

Языческие мифы и легенды представляют любимого детского героя величественным стариком, который жил в мире мёртвых. Попасть в него удавалось только через колодец. Там у него была своя ледяная избушка, которую он раз в год покидал, чтобы дарить праздничное настроение людям.

Значение синего цвета

Важно! Синяя шуба была основным нарядом сказочного дедушки. Она олицетворяла мороз, сковывающие реки и озёра льды и приход морозной зимы.

Большинство советских открыток и различных иллюстраций представляет нам шикарного Деда Мороза в шубе из синей парчи, расшитой яркими узорами серебристой нитью. Валенки и шапка в тон к шубе дополняют образ величественного волшебника.

Сегодня синяя шуба также имеется в гардеробе мифического персонажа. Многие театральные постановки и различные детские мероприятия используют сапфировый наряд для волшебного гостя, приносящего нам зиму и праздничное настроение на Новый год.

Дополнительный оттенок — белый

Была в гардеробе Деда Мороза и белая шубка. Она также напоминала об арктических льдах, холоде и пронизывающих ветрах. На дореволюционных открытках часто можно встретить Деда Мороза в длинной белой шубе, отороченной белоснежным мехом. Образ смотрится очень эффектно и величественно.

Причины смены цвета

Сегодня наряду с этими оттенками в гардеробе героя имеется белая, красная и даже зелёная шубы. Но самой распространённой на сегодняшний день считается красная одежда. Есть несколько версий такого обновления.

Традиционное отношение народа

Одной из версий смены синего наряда на красный считается значение самого слова «красный». Для наших соотечественников это не просто цвет, а показатель красоты, силы и чистоты помыслов.

В русских народных сказках всегда можно встретить выражение «красна девица», что означает «красавица». А представители знати в сказках всегда одеты в красный кафтан, ставший символом богатства и достатка.

Красный — цвет революции

После Октябрьской революции 1917 года, когда отвергались старые верования и языческие предания, Дед Мороз стал подвергаться гонениям. Он, вместе с ёлкой и Снегурочкой, как символ прежней жизни, был признан идеологически вредным персонажем. Использование атрибутики праздника признавалось вредным для нового государства.

К счастью, опала сказочного персонажа длилась недолго. Уже в 1935 году мифический дедушка снова начал появляться на зимних праздниках. Но за это время произошло небольшое обновление. Роскошную синюю шубу сменил наряд красного цвета — знака революционных перемен.

Читайте также:  У моего ребенка стул со слизью красного цвета

Красная шуба представляет собой символ праздника, красоты, счастья и надежд на светлое будущее.

Влияние зарубежного Санты

Ещё одной причиной считают веяния из Европы и Америки, которые стали особенно заметными после падения железного занавеса.

Санта-Клаус и другие новогодние персонажи, например гномы, носили короткие красные шубы, украшенные белоснежной отделкой. Почему бы и нашему Деду не стать таким ярким? Он богат на сюрпризы и подарки, обладает непомерным величием и является главным зимним волшебником. Красная шуба как нельзя лучше подходит, чтобы подчеркнуть его способности принести людям праздник и хорошее настроение.

А вам Дед Мороз больше в какой шубе нравится?

«Так происходит не год или два, а столетия.» Да неужели?
«После Октябрьской революции 1917 года, когда отвергались старые верования и языческие предания, Дед Мороз стал подвергаться гонениям. Он, вместе с ёлкой и Снегурочкой, как символ прежней жизни, был признан идеологически вредным персонажем.» Вы это серьезно?
Не знаю даже смеяться или плакать над вашим невежеством. Дед Мороз и Снегурочка как Новогодние персонажи были придуманы в СССР (в 30-х годах 20-го века). До этого были просто отдельные сказочные персонажи Снегурочка и Морозко (при чем из разных сказок). Персонажа Дед Мороз не существовало, как и не было традиции дарить детям подарки от его имени. Было божество злой Карачун, он же Мороз. И на западе была традиция, хоть и не очень распространенная: на Рождество приходил Санта Клаус и хорошим детям мог положить в чулок (башмачок) монету, а плохим кусок угля. Широко же традиция дарить подарки от имени Санта Клауса разошлась только в начале 20-го века.

Вам самой не стыдно такой бред нести? НЕВЕЖЕСТВОНЕВЕЖЕСТВОНЕВЕЖЕСТВО. Читая такие непрофессиональные стати хочеться разбить монитор компьютера о голову пишущих. Вас дети читают! Вы это специально делаете? Причем здесь веяния запада и цвет шубы? Причем здесь Революция и цвет шубы? Причем здесь гномы и цвет шубы? Причем здесь Клаус и цвет шубы? Что значит ваша постоянная формулировка «Была..»? А сейчас нету? Тогда к чему вопрос: «А какой цвет шубы вам нравится?» Сейчас только красный. Вы сами это написали и притянули непонятные высказывания типа: «Ещё одной причиной считают…» Кто считает? Вы. «Языческие мифы и легенды представляют любимого детского героя величественным стариком…» Вы серьезно? Да не было этого персонажа в Русской культуре ни в языческие времена ни в христианские. Почитайте предыдущего оратора. Вам БАН! НЕУЧИ.

славянский вариант рождественского дарителя[3]. Известен (как Мороз Иванович) с 1840 года[4], но создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка[5]. Прообразами Деда Мороза являются персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов[6] и Святой Николай[7].

Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года)

Источник