Меню

Кого цвета шуба у снегурочки



Кого цвета шуба у снегурочки

На праздник Нового года Дед Мороз стал приходить только после указа Петра Великого, когда новолетье на Руси стали справлять 1 января, а не 1 сентября или в день зимнего солнцестояния — как раньше.

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка.Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Нос Деда Мороза – теперь красный! От холода!? Раньше был синий. И шуба была синяя.
http://content.foto.my.mail.ru/mail/strannik-piter/_b..

Поэма «Мороз, Красный нос» — одно из самых неразгаданных произведений Н. А. Некрасова.

Как отличить Деда Мороза от Санта Клауса?

Например, по происхождению или телосложению. Дед Мороз – божественный богатырь, а Санта маленький гном!

У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху, подпоясанную кушаком. Изначально, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. На данный момент допускаются оба варианта. Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом.

Оказывается и Санта Клаус только с конца 19 века оделся в красную шубку, отороченную белым мехом, а до этого шуба у него была синяя, расшитая серебряными звездами.

Интересно, почему такая смена красного цвета на синий цвет произошла? Более активное и подвижное время пришло? А синий – цвет познающего духа теперь не в ходу?

Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль .

Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае, он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно). Черная обувь у Санта Клауса.

Посох Деда Мороза — хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Он всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

Мороз-воевода.
(фрагмент из поэмы Некрасова!)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны –
Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли, –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам – хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой. »
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

«Тепло ли тебе, молодица?» –
С высокой сосны ей кричит.
«Тепло!» – отвечает вдовица,
Сама холодеет, дрожит.

Морозко спустился пониже,
Опять помахал булавой
И шепчет ей ласковей, тише:
«Тепло ли. » – «Тепло, золотой!»

Тепло – а сама коченеет.
Морозко коснулся ее:
В лицо ей дыханием веет
И иглы колючие сеет
С седой бороды на нее.

Читайте также:  Какого цвета выбрать шторы с оранжевыми обоями

Русские женщины.
(Фрагмент из поэмы Некрасова)

Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит.

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» –
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей –

Она улыбается редко.
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогой –
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедни
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет.
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Русская народная сказка в обработке Афанасьева.
У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за всё её гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, всё не так, всё худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, всё будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто́ поле на трескун-мороз!» Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто́ поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!» — «Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз хотел её тукнуть и заморозить; но полюбились ему её умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит. Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!» — «Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая! Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов. «Ступай, муж, вези хоронить свою дочь». Старик поехал. А собачка под столом: «Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в се́ребре везут, а старухину женихи не берут!» — «Молчи, дура! На́ блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!» Собачка съела блин да опять: «Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в се́ребре везут, а старухину женихи не берут!» Старуха и блины давала и била её, а собачка всё свое: «Старикову дочь в злате, в се́ребре везут, а старухину женихи не возьмут!»

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь! «Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место». Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождал; рассердился, хватил её и убил. «Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни!» А собачка под столом: «Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!» — «Не ври! На́ пирог, скажи: старухину в злате, в се́ребре везут!» Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вместо её обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Читайте также:  Какого цвета должна быть реклама

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

1.1. История костюма Снегурочки

Чтобы иметь полное представление о костюме Снегурочки и возможных вариантах его исполнения, я решила ознакомиться с историей появления этого сказочного персонажа, а так же о народных традициях такого элемента костюма, как кокошник.

История Снегурочки на фоне многовековой биографии Деда Мороза выглядит скромно. Если новогодний старец появился в русском фольклоре еще в период формирования славянского государства, то его помощница «родилась» лишь в 1873 году, когда Александр Островский написал свою знаменитую пьесу «Снегурочка». Правда, по замыслу писателя Снегурочка изначально была дочкой Деда Мороза, и только позднее другие литераторы почему–то превратили ее во внучку.

Кого в детстве не печалила история сказочной Снегурочки? В детстве мы задумывались о душевной черствости ее близких: ведь лето с его солнечными днями было не лучшей порой для «холодной» Снегурочки, а приемные родители все стремились отправить ее погулять с подружками в лес, на лужайку, на солнце.

Став старше, мы начинали понимать глубинные языческие корни весенней сказки Александра Николаевича Островского. И уже смерть Снегурочки соединялась не столько с гибелью от огня любви, зажженного в ее сердце, сколько с пониманием, что ее принесли в жертву Яриле-Солнцу во имя будущего благоденствия берендеев. Созданная не на заказ, пьеса поразила и порадовала друзей драматурга.

«Видно. что это дивное произведение . было интимной стороной души Островского»;(1), — писал Константин Коровин. Возможно, эта камерность и привлекла известного мецената Савву Ивановича Мамонтова, решившего поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве (премьера состоялась 6 января 1882 года). Эскизы театральных костюмов, выполненные Виктором Михайловичем Васнецовым для этой постановки, хранятся в музее-заповеднике «Абрамцево».

Источник

Предания о «ледяной» девушке, или Каким должен быть костюм у Снегурочки?

Скоро всеми любимый праздник — Новый год, и мы ждем не дождемся встречи с его главными героями — Дедом Морозом и Снегурочкой.

Готовясь к празднику, мы шьем подарки, карнавальные костюмы, украшаем свой дом. И я неоднократно задумывалась, делая костюмы к своим куклам — Снегурочкам, а правильно ли я делаю их костюм, тот ли образ им создаю?

В этой статье я решила объединить весь найденный мной материал по костюму и образу Снегурочки.

Итак, первоначально нам придется окунуться в историю, попытаться узнать, когда же «родилась» Снегурочка, эта помощница и спутница Деда Мороза? Видимо, начать придётся c самой глубокой старины, когда в северных областях языческой Руси в зимнее время бытовал обычай делать из снега и льда разных сказочных идолов.

В преданиях древних славян часто встречается образ ледяной девочки, которая ожила. А потом она появилась в русском фольклоре под именем Снегурка.

По одним источникам, Снегурочка — олицетворение Зимы, воплощающая силу предков и прообраз древней Костромы, аграрной богини, чье весеннее сжигание на костре необходимо для будущего урожая. В русском фольклоре она именуется девушкой-Костромой и никакой внучкой Деду Морозу не является. Просто волшебное дитя природы.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с рождественскими и новогодними праздниками.

Снегурочка — чисто русское явление, и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

По другим источникам, Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке ( Снежевиночке ), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году Афанасьевым Александром Николаевичем во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка ( Снежевиночка , у немцев Schneekind ) названа так потому, что родилась из снега».

Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»

Читайте также:  Кухни красного цвета с черным фартуком 1

В этом, как и в ряде других вариантов пересказа, в конце сказки Снегурочка тает.

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В пьесе Островского Снегурочка предстаёт перед нами как дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Снегурочка — юная девушка, в сердце которой нет эмоций, свойственных людям, поэтому она ощущает тоску, ведь «…несчастлив тот, в чьём сердце нет огня, кто без любви безумной век свой прожил…». Ей хотелось бы испытать яркие эмоции, и она вымолила у своей матери- Весны способность любить, хотя знала, что если сердце её станет горячим, она погибнет, а проще говоря, растает. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу, которая имела потрясающий успех. В подмосковном селе Абрамцево на сцене домашнего театра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова, здесь и Васнецов создал декорации к самой первой театральной постановке по пьесе Островского.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда — кокошник.

Васнецов. В. Снегурочка.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1890-е.

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921.

Воспитатели тех давних времён конца XIX — начала XX века придумывали различные сценарии для детских новогодних праздников, на которых появлялись не только Дед Мороз и Снегурочка, но и маленькие лесные жители: зайчики, белочки, медвежата и конечно снежинки. Дети радовались, и каждый выбирал себе костюм того или иного персонажа. Каждая девочка хотела быть Снегурочкой, но если это не удавалось, то снежинок на новогоднем празднике были настолько много, и они были так разнообразны, и все их наряды воздушные, летящие, пушистые были не менее привлекательны. Хотя, кроме снежинок, на праздник могли прийти и принцессы, и «Золушки», и феи, и эльфы и т.д. В это время любили делать инсценировки из сказок и театральных пьес и опер. Тогда театр любили, и посещение театра было событием грандиозным, которое начиналось подготовкой за несколько дней до посещения.
Как видим, Снегурочка в это время ещё не являлась главной помощницей Деда Мороза.

После революции ёлочку запретили, и конечно вместе с ней Дед Мороз и Снегурочка тоже отправились в далёкие снежные края. А праздник Рождество не просто считался обычным будним днём, но и проще говоря, был вне закона. Даже специальные патрули, в основном комсомольцы, ходили по городу и заглядывали в ночные — нет ли ёлочки у кого?

В 1935 году ёлочку и Деда Мороза реабилитировали, в отличие от тех, кому предстояли долгие десятилетия испытаний. Снегурочка с этого года получила статус помощника и внучки Деда Мороза. Именно в 1937 году, который вспоминают наши бабушки и прабабушки даже сейчас шёпотом, Дед Мороз и Снегурочка впервые вместе выступали на ёлке в московском Доме Союзов. В ранних советских иллюстрациях, в детских книжках Снегурочка изображалась маленькой девочкой, а несколько позже, она повзрослела, и стала девушкой. Деду Морозу на новогоднем празднике нужна была помощница, которая умела бы не только подарки детям раздавать, но и игры заводить, и вместе с ними хороводы водить, и загадки загадывать-разгадывать и многое, многое другое.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Порожденная творчеством русского народа, сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Так что же в итоге мы можем отметить: какой костюм будет самым правильным для Снегурочки?

Основываясь на народные предания о Костроме — бело-серебристый искрящийся наряд «ледяной» девушки с красивым головным убором на голове — восьмилучевым венцом, опушенным мехом и украшенным жемчугом и серебряными нитями.

По преданиям других народных сказаний — о снежной девчушке, слепленной дедом и бабой, — это костюм девочки в белом или голубом пушистом наряде, украшенными мехом: шапочке, шубке, валеночках, варежках и с муфточкой.

По наследию советских елок начала 20-х годов — это девушка (ведущая елки), в нарядном костюме, ассоциируемом с зимой, праздником и, главное, с Дедом Морозом. А значит, этот костюм обязательно будет нарядным, богато украшенным.

Основные детали костюма Снегурочки

В основе костюма — белое, серебряное или голубое платье, поверх которого одета длинная шубка, короткая шубка (жакет) или жилет, отороченные мехом. На ногах — валеночки или белые сапожки, на руках — варежки либо меховая муфточка, на голове — шапочка с меховым отворотом, венец, украшенный жемчугом и мехом или красивая корона (коруна, как называли ее в русских костюмах), также украшенная камнями и бисером.

Надеюсь, моя статья помогла вам в выборе нужных элементов новогоднего костюма в преддверии новогодних праздников. Этот образ знаком нам всем с детства, поэтому трудно ошибиться и сделать что-нибудь не правильно!

А я с радостью познакомлю вас со Снегурочками со старых советских открыток, такими разными, но горячо мной любимыми!

Источник