Меню

Краплак что это за цвет



Краски

В школе на уроках изо мы называли красочки в медовой акварели просто «красная», «зеленая», «синяя». И многие начинающие ученики, когда приходят к нам на занятия, несколько пугаются магических заклинаний, которыми вдруг стали называться краски. «Добавь сюда немного охры, а там краплака, а тени лучше решать через кобальт синий» — «Что??» У начинающих художников уходит иногда не один день, чтобы привыкнуть к красивым и необычным именам пигментов. Но еще интереснее — история происхождения красочных пигментов. Это сегодня очень многие из них заменены синтетическими аналогами. Но еще каких-то сто лет назад все было похоже на алхимию и уроки зельеварения.

Краплак
Краплак – экстракт отвара корней марены красильной (rubia tintorium) или мальвы. Этот пигмент использовался еще в античном Египте, Греции и Риме, как дающий наиболее стойкий цвет от густого красно-коричневого до рубиново-малинового. Считается, что этот растение было привезено в Европу крестоносцами и культивировалось там с 13 века. Марена должна быть выкопана из земли и оставлена сушится небольшими стопками. Через 2-3 дня пучки марены собирают и оставляют сушиться в хорошо проветриваемом помещении. Сухие корни чистят от коры, измельчают и размалывают до пудры. Пигмент получается насыщенным, краска очень легкая, поэтому его необходимо разбавлять. Для этой цели берут глину или квасцы. Пигменты, полученные таким путем, называются лаками. Лаки – это соединения растительных пигментов с магнезией и глиноземом. Краплак содержит почти 100 процентов объема таких добавок. Краплак – это очень прозрачный и стойкий (при правильном использовании и отсутствии прямого солнечного освещения) сверкающий рубиново красный цвет. Прозрачность делает его идеальным для лессировки.

Кармин
Кармин — это натуральный краситель, получаемый из засушенных самок насекомых кошениль, которые обитают на кактусах в Мексике, Центральной и Южной Америке. Кармин обязательно смешивают с глиной, так как он слишком легкий, чтобы использовать в чистом виде. Впервые он попал в Европу после открытия Америки в 1549 году. Под прямым солнечным светом он полностью блекнет за 3 месяца. Из-за своей прозрачности этот пигмент идеально подходит для лессировки.

Киноварь
Киноварь — яркий красно-оранжевый пигмент на основе сульфида ртути. В переводе с арабского означает «драконова кровь». Киноварь ядовита. Природная сернистая ртуть называется вермильоном (фр. vermillon). В природе кристаллы сульфида ртути находили в основном в Альмадене и Индре. Лучшая киноварь происходит из Испании, но есть ее залежи в Италии, в Монте Амиата, неподалеку от Сиены. При размалывании проявляется красный цвет, чем мельче крупицы, тем светлее цвет. Осаждается из масла, поэтому, к краске добавляется воск. Традиционная лессировка краплаком, кармином и кошенилью поверх киновари не только усиливает цвет, но и предохраняет его от потемнения. Стертая в масле, киноварь сохнет очень медленно. Известно, что чем дольше свет проникает через связующее вещество, тем быстрее темнеет киноварь. От света изменяется, некоторые сорта под влиянием света темнеют и делаются коричневыми.

Ультрамарин
Природный ультрамарин получается растиранием в порошок полудрагоценного камня ляпис-лазурь. После очищения и промывания порошок смешивают с олифой. Для изготовления качественного ультрамарина необходимы точные пропорции между пигментом и олифой, качественный правильно вручную размолотый пигмент. Все вместе взятое увеличивает стоимость краски. И даже правильно приготовленная, краска остается волокнистой, очень трудной для живописи. Но в смеси с белилами этот дефект менее заметен. Окончательный результат дает очень прозрачный темно синий цвет. Только черный цвет является более темным. В смеси с белым он остается безукоризненно блестящим даже в светлых оттенках. Высокая цена, сложное приготовление и сложность нанесения — все это компенсируется великолепным окончательным результатом. Большинство художником пользовались ультрамарином очень скупо, в основном для тонкой лессировки поверх непрозрачного нижнего слоя, а не для основного тона. Природный ультрамарин в настоящее заменен синтетическим аналогом.

Читайте также:  Как появился малиновый цвет

Индиго
Индиго использовали еще древние греки и римляне. Марко Поло в XIII веке первым описал изготовление индиго в Индии. Растение индигофера тинктория растет в тропическом климате, активный ингредиент находится в листьях. Анилиновый синий имеет ту же химическую структуру и заменил индиго в 1870 году. Индиго не удерживается в масляной основе. Для приготовления пигмента свежие листья замачивают в чане и оставляют ферментироваться. Затем их прессуют для использования как акварель или высушивают и растирают в порошок для использования как масляную краску. Растворенный в масле он дает очень прозрачный цвет, очень подходящий для лессировки. Индиго имеет очень ясный цвет с выраженным желтым оттенком, но на прямом солнечном свету быстро бледнеет.

Сажа газовая
В течение всей истории художники использовали сажу краску из-за простоты приготовления. Уголь очень хорошо поглощает свет, и на многих картинах он использовался для нанесения первоначального наброска. Название «сажа газовая» — общее для всех пигментов, получаемых сжиганием газа, нефти, дров, косточек абрикоса, сливы, вишни, миндаля и других органических материалов. В зависимости от сожженного материала цвет получается с более или менее выраженным коричневым оттенком. Художники ранее использовали сажу газовую для передачи менее освещенных участков, под густым слоем свинцовых белил. В глубокой тени над сажей газовой доминировала умбра, так как серые тона давали более тусклую тень
.
Жженая кость
Жженая кость получается от сжигания костей, рогов и т.д. в отсутствии воздуха. Она дает очень глубокий черный цвет, но не используется так широко, как сажа газовая. Кусочки кости (часто — слоновой) помещаются в сосуд, который ставится в очаг и накрывается. Под воздействием тепла кости обугливаются.

Свинцовые белила
С античных времен до 19 века использовался этот теплый белый непрозрачный цвет, быстро высыхающий, который прекрасно смешивался с любым другим цветом. Название «свинцовые белила» подразумевает, что пигмент содержит углесвинцовую соль, и как бы ни использовалась краска, чистота цвета зависит от чистоты исходного материала — свинца. Процесс очищения сразу же увеличивал стоимость пигмента. Свинцовые белила всегда оставались самой важной краской для живописцев. Это единственный пигмент, который используется в неизменном виде с античных времен до наших дней. В XIX веке появился оксид цинка, в XX диоксид титана почти полностью заменил свинцовые белила.

Желтая охра
Желтая охра — природный земляной пигмент, состоящий в основном из глины с добавками оксида железа. Цвет в основном зависит от происхождения глины. Светлые оттенки приобретают красный тон при нагревании. Наиболее чистую охру можно найти во Франции и на Кипре. Охру как натуральную краску использовали еще в доисторические времена. Она имеет различные степени прозрачности, некоторые виды ее совсем не прозрачные. Краска непрочная, и не используется как основной цвет, но в сочетании с другими пигментами дает широкий спектр природных тонов. При смешивании с белилами дает цвет, близкий к тону кожи человека. Киноварь или краплак добавляет теплоту оттенку.

Умбра
Умбра — та же охра, содержащая оксид марганца и гидроксид железа. Жженая умбра получается при нагревании обыкновенной. Из-за присутствия марганца она прекрасный адсорбент. Лучшие сорта умбры найдены на Кипре. Особенно ценится умбра с зеленым оттенком. В основном используется для первого слоя живописи. Тени, в которых использована умбра вместо черного пигмента, более теплые и естественные. У нее немного холодный оттенок. Хорошо смешивается с белилами, давая различные оттенки от зеленоватого до серебристого.

Читайте также:  Дерево с белыми цветами калина

И это лишь малая толика, самые распространенные из существующих пигментов! Как-нибудь обязательно расскажем о других, если вам, дорогие читатели, будет интересно 🙂

Источник

Краплак что это за цвет

КАЧЕСТВЕННО

БЫСТРО

SEO оптимизация

адаптивная верстка

Ремонт в регионах

  1. Главная
  2. Строительные материалы
  3. Назначение лакокрасочных покрытий
  4. Краплак

Краплак — гарансовый лак, солеобразные соединения красящих веществ марены, а также синтетическая ализарина и его гомологов с глиноземом, дающие прозрачные краски глубоких, главным образом розовых, красных и пурпурных, тонов. Краплак содержит некоторое количество красителей в форме легко расщепляемых глюкозидов.

В краплаке содержатся: ализарин, пурпурин, пурпуро-ксантин и псевдопурпурнн (пурпуринкарбоновая кислота), из которых только ализарин, пурпурин и пурпуринкарбоновая кислота применимы для изготовления прочных красных лаков.

Производство краплака

При производстве краплака применяется «гаранс», который получается воздействием крепкой серной кислоты на размолотый мареновый корень. Краповые красители серной которой не разрушаются, но другие, содержащиеся в краповом корне соединения — древесина и т. д. — при этом обугливаются. Для образования краплака гаранс нагревают с 20 частями воды с прибавкой 1/4 части квасцов, отделяют от угля, отстаивают и фильтруют. Через несколько дней из раствора выделяются хлопья, дающие наилучшие краплаки; маточники применяются для получения более дешевых продуктов. Выделенный в виде хлопьев краситель особенно пригоден для темных лаков, осаждаемых из аммиачного раствора небольшим количеством квасцов.

Для изготовления очень светопрочных красных и розовых краплаков из пурпуринкарбоновой кислоты, особенно пригодных для художественных красок, применяют следующий способ; размолотые краповые корни подвергают в течение одного дня обработке трех- или четырехпроцентным раствором сернистой кислоты. Обработка ведется в чанах, расположенных террасообразно. К экстракту добавляют 2% серной кислоты при подогревании до 55°, причем выделяются хлопья пурпуринкарбоновой кислоты.

Ализарин остается в фильтрате и выделяется только при температуре, близкой к 100°. Пурпуринкарбоновая кислота растворяется в растворе квасцов, лак выделяется из раствора добавкой соды (на 30 кг сернистого глинозема 4 1/2— 5 кг соды) при подогревании на 70°. Таким образом получаются только розовые краплаки. Концентрованные лаки получаются растворением пурпуринкарбоновой кислоты в едкой щелочи и осаждением раствора сернокислым глиноземом. По третьему способу концентрованный щелочный раствор карбоновой кислоты вносят в раствор избыточного уксуснокислого глинозема. При выделении гидрата глинозема при нагревании до 70° одновременно осаждается и краплак.

Состав

Г. Вагнер рекомендует следующие соотношения: 100 л сернокислого алюминия 1 : 10; 50 л кальцинированной соды 1:10 (разбавленной 500 ч. воды); 30 л хлористого кальция 1 : 10; 20 л фосфорнокислого натрия 1 : 10; 200 л красителя в виде теста, смешанного с 40 л 50%-ного ализаринового масла 1:5. Смесь разбавляют до 5 000 л, медленно нагревают до кипения, поддерживаемого в течение 6 час., с добавлением воды или нагревают 1 час в автоклаве при давлении 3 at.

Как получить цвет краплак

Для изменения цветовых оттенков в состав краплака вводят различные красители: в розовые и красные лаки — кошенили, лаки переамбукового дерева; эти лаки обладают меньшей светопрочностью. Все виды краплака отличаются выдающейся прозрачностью и прочностью к воде, спирту, маслу.

Краплак относится к числу лучших по силе и чистоте оттенка светопрочных красных лаков; применение его чрезвычайно широко, главным образом в живописи — масляной и акварельной; это — единственный органический пигмент, вошедший в число «нормальных художественных красок». Особенно важно применение краплака при производстве светостойких обоев и цветной бумаги, в производстве пастели и для печати, в особенности трехцветной, вследствие прозрачности образуемых лаков.

В журнале «Soc. of Dyers & Colorists» 1934 г. описывается новый пигмент — монострил-голубой, содержащий в ядре медь и принадлежащий к группе фталоцианинов, обладающий особой прочностью к щелокам, кислотам, нерастворимый в масле, спирте и других органических растворителях при чрезвычайной устойчивости к свету. По Кунце («Lacfc und Farbe», 1936 г.) монострил-голубой по светопрочности превосходит все до сих пор известные органические лаки и пигменты.

Читайте также:  Что значит откалибровать цвета

Сравнительные светопрочности пигментов по классам:

  • I класс — после 1 000 час. солнечного облучения остается без изменения: окись железа; кобальтовый синий; ультрамарин; монострил-голубой.
  • II класс — после 1 000 час. солнечного облучения незначительно изменяется: литол прочнооранжевый; индантрен оранжевый; перманент красный; перманент бордо; гелио прочнокрасный; гелио прочнорозовый; индантрен синии; пигмент зеленый ЗВ.
  • III класс — после 1 000 часов солнечного облучения заметно изменяется: перманент

Источник

Учимся получать яркие цвета

Любой, кто хоть раз брал в руки краски, знает: если смешать красный и синий будет фиолетовый цвет, а синий и желтый — зеленый. Кажется, все просто, нужно лишь следовать привычным правилам.

Но стоит углубиться в колористику чуть больше и становится ясно — не всегда, следуя правилам, можно получить яркий и сочный оттенок.

Почему правила смешения цветов
не всегда работают?

Так происходит, потому что фактически в акварели не существует чистых цветов. Из всех доступных художникам пигментов ни один из них нельзя назвать чисто красным, желтым или синим.

Давайте разберемся с этим на наглядных примерах.

Например, возьмем кадмий красный светлый, кармин, краплак. Во всех этих красках есть красный пигмент, фиолетовый и оранжевый, но за счет того, что они замешаны в разных пропорциях, мы и получаем разные оттенки одного цвета.

Теперь посмотрим на лак синий, ультрамарин, ярко голубую, синюю и бирюзовую. В этих красках есть синий пигмент, фиолетовый и зеленый. В зависимости от того, какого добавочного пигмента больше, получается определенный оттенок синего.

Посмотрим на кадмий желтый и лимонную. Здесь, кроме желтого преобладают либо оранжевый либо зеленый пигменты.

Разберемся на практике!

Давайте присмотримся поближе к краскам, разберемся, как они взаимодействуют и научимся находить яркие оттенки на примерах фиолетового, зеленого и оранжевого.

Мы помним, чтобы найти фиолетовый цвет, нужно смешать красный и синий, но какие именно оттенки красного и синего дадут сочный фиолетовый? Поэкспериментируем.

Возьмем для начала кадмий красный светлый и смешаем его с ярко-голубой краской.

Что получается при таком смешении? Красный и зеленый нейтрализуют друг друга, так же как и оранжевый с синим. Поскольку в обоих цветах количества фиолетовых пигментов было небольшим, то его практически не видно и замес вышел грязным.

Теперь давайте возьмем кармин и ультрамарин. Кроме основного оттенка, в этих цветах довольно большое количество фиолетового пигмента. Здесь также красные и зеленые, синие и оранжевые цвета приглушают друг друга, но за счет большего количества фиолетового пигмента, итоговый замес вышел более ярким.

Итак, когда мы хотим найти тот или иной оттенок, нам важно, чтобы он уже существовал в исходных цветах.

Где еще в синих цветах преобладает фиолетовый пигмент? В лаке синем! Попробуем смешать его с кармином — и мы получим очень выразительный фиолетовый цвет!

Сочетания краплака и лака синего тоже могут дать неплохие оттенки фиолетового за счет большого количества этого пигмента в лаке синем. Но этот оттенок будет уже не таким выразительным.

Получается, что при поиске фиолетовых оттенков, из красных стоит выбирать кармин, краплак (а также розовую, бордо, хинакридон и хинакридон фиолетовый ), из синих — лак синий, ультрамарин (а также индатреновый синий) — эти цвета дадут самые выразительные фиолетовые оттенки.

Источник