Меню

Красным цветом подпишите названия островов открытых колумбом



Страница 2 — 3. Путешествия и открытия — Контурные карты по географии. 6 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на страницах 2 и 3.

1. Подпишите названия материков и океанов.

Материки Земли:

Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Океаны Земли:

Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

2. Предложите условные знаки и покажите стрелками разного цвета маршруты путешественников: Марко Поло, Васко да Гамы, Христофора Колумба (1492—1493 гг.), Фернана Магеллана и Джеймса Кука. В легенду карты внесите условные обозначения маршрутов и годы экспедиций.

Путешествие Марко Поло (1271 — 1295 гг) — обозначено коричневыми стрелками

Маршрут Васко да Гамы (1497-1499 гг.) — обозначен на карте зелёными линиями.

Экспедиция Христофора Колумба (1492 -1493 гг.) — обозначена на карте красными стрелками.

Маршрут Фернана Магеллана и Хуана Элькано (1519 — 1522 гг.) — обозначен синими стрелками.

Экспедиция Джеймса Кука (1768 — 1771 гг.) — обозначена розовыми стрелками.

3. Используя атлас и дополнительные источники информации, подпишите на карте крупные географические объекты, через которые проходили их маршруты.

Путешествие Марко Поло (1271 — 1295 гг) — обозначено коричневыми стрелками:

  • Средиземное море
  • долина рек Тигр и Евфрат;
  • Персидский залив;
  • реки Амударья и Сырдарья;
  • горы Тянь-Шань;
  • пустыня Гоби;
  • река Хуанхэ;
  • река Янцзы;
  • полуостров Индокитай;
  • острова Индонезии;
  • остров Цейлон (Шри-Ланка);
  • полуостров Индостан;
  • Чёрное море.

Маршрут Васко да Гамы (1497-1499 гг.) — обозначен на карте зелёными линиями:

  • мыс Рока — самый западный мыс Евразии;
  • Зелёный мыс — самый западный мыс Африки;
  • мыс Доброй Надежды — мыс, одна сторона которого омывается водами Атлантического океана, а другая — водами Индийского океана;
  • остров Мадагаскар;
  • Мозамбикский залив;
  • Аравийское море;
  • Мальдивские острова.

Экспедиция Христофора Колумба (1492 -1493 гг.) — обозначена на карте красными стрелками:

Маршрут Фернана Магеллана и Хуана Элькано (1519 — 1522 гг.) — обозначен синими стрелками:

  • мыс Кабу-Бранку — самая восточная точка Южной Америки;
  • залив Ла-Плата;
  • остров Огненная Земля;
  • Магелланов пролив;
  • Тихий океан;
  • остров Минданао;
  • остров Балнео;
  • Индийский океан.

Экспедиция Джеймса Кука (1768 — 1771 гг.) — обозначена розовыми стрелками:

  • остров Великобритания;
  • Фолклендские (Мальвинские) острова;
  • острова Туамоту;
  • острова Новая Зеландия (остров Южный и остров Северный);
  • Австралия
  • Больной Барьерный риф
  • остров Новая Гвинея
  • остров Суматра.

Источник

Христофор Колумб – великий и невезучий

9 мая 1502 года Христофор Колумб отправился в свою последнюю экспедицию.

Средневековье богато биографиями людей с удивительными судьбами. В то суровое время возможным было все: нищие становились герцогами и королями, подмастерья создавали шедевры искусства, а мечтатели открывали новые миры. Кому-то все давалось легко и играючи, а кто-то на пути к вершине был вынужден преодолевать все мыслимые и немыслимые препятствия…

Мало кто сегодня знает, что величайший из средневековых мореплавателей, легендарный Христофор Колумб может вполне заслуженно и обоснованно называться одним из крупнейших неудачников Эпохи Великих Открытий и средневековья в целом. Почему так? Достаточно хоть немножко вчитаться в его биографию, чтобы все понять.

Итальянец на службе испанской короны

Начать следует с того, что Колумб не испанец и даже не португалец, как многие считают. Он – пылкий сын Италии, из Генуи. Именно там он родился где-то в промежутке между 26 августа и 31 октября 1451 года (а спустя 29 лет родился в Португалии ещё один известный мореплаватель Фернан Магеллан). Принято считать, что Христфор Колумб рос в небогатой семье. Но в целом о его детстве и юности известно не так много. Вообще поразительно, что в биографии настолько известного даже в свою эпоху человека, есть масса «белых пятен».

Поскольку рос будущий первооткрыватель возле самого моря, с детства он бредил именно профессией моряка. Кстати, с детства мечтал о море и адмирал Нельсон — одна из известнейших личностей Англии. Это не помешало Колумбу немного поучиться в Павийском университете, после чего он поступил на службу в генуэзский флот примерно в 1465 году. Известно, что через некоторое время после этого он получил тяжелое ранение и временно оставил море. Кстати, далее Колумб плавал исключительно под испанским и португальским флагом, а на родине оказался невостребованным.

Читайте также:  Мужские пляжные шорты зеленого цвета

В 1470 году Христофор женился на донье Фелипе Монис де Палестрелло, которая была дочерью видного мореплавателя тех времен. Тихо пожить почти без моря ему удалось до 1472 года в Генуе. С 1472 он объявился в Савоне, немного пожил там и перебрался в 1476 в Португалию, и снова начал активно участвовать в морских торговых экспедициях.

До самого 1485 года Колумб плавал на португальских судах, проживая, то в Лиссабоне, то на Мадейре, то на Порту-Санту. В это время он преимущественно занимался торговлей, повышением своего образовательного уровня и составлением карт. В 1483 он уже имел готовый проект нового морского торгового пути в Индию и Японию, с которым мореплаватель и отправился к португальскому королю.

Но время Колумба еще не пришло, или он не смог должным образом аргументировать необходимость снаряжения экспедиции, или по каким-то другим причинам, но монарх после двух лет раздумий отверг это предприятие, да еще и устроил дерзкому моряку опалу. Колумб покинул его, перейдя на испанскую службу, где спустя несколько лет через череду сложных и тонких интриг ему таки удалось уговорить короля на финансирование экспедиции.

Рождение великого проекта

Никто точно не может сказать, когда именно был составлен проект западного морского пути в Индию. Ученые доказали, что в своих расчетах Колумб основывался на античных знаниях о шарообразности Земли, а также изучал выкладки и карты ученых 15 столетия. Предположительно, на саму идею шарообразности и возможности такого плавания в 1474 году его натолкнул географ Паоло Тосканелли, что подтверждено его письмом Колумбу. Мореплаватель начал производить собственные расчеты и решил, что если плыть через Канарские острова, то от них до Японии не должно быть больше пяти тысяч километров.

Совершенствованию проекта Колумба поспособствовало и посещение Англии, Ирландии и Исландии в 1477 году, где он собирал слухи и данные исландцев о том, что на западе есть обширные земли. Свое моряцкое мастерство дальних походов он отточил в 1481 году, когда плавал в Гвинею, будучи капитаном одного из судов в составе экспедиции Диогу де Азамбужа, отправленной для строительства крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Видимо, именно после этого плавания у Колумба имелось уже не только твердое убеждение о возможности успеха своего проекта, но и была собрана неплохая доказательная база в его пользу. Оставалось только научиться уговаривать власть имущих на финансирование…

Следует отметить, что первое предложение об организации экспедиции он сделал властям и купцам родной Генуи примерно после 1476 года, однако тогда он был еще слишком молод и мог предоставить очень мало доказательств, чтобы к его мыслям отнеслись всерьез. А ведь скромная во все времена Генуя, затмеваемая Венецией и Римом, могла бы на несколько веков стать центром мира вместо Испании, ко времени экспедиции Колумба бывшей слабой и довольно бедной страной.

В 1485 году проект плавания в Индию отверг португальский король Жуан II, да так категорично, что Колумб с семьей был вынужден срочно бежать в Испанию. Как ни странно, именно это бегство стало судьбоносным для Колумба, ведь первое пристанище он нашел в монастыре Санта-Мария-да-Рабида, настоятель которого, Хуан Перес де Марчена был близким знакомым Эрнандо де Талаверы, духовника королевы. Именно через него удалось передать царствующей особе письмо с идеями Колумба. Королевская чета в это время проживала в Кордове, готовя страну и армию к войне с Гранадой, но зерно было посеяно.

Уже в 1486 году Колумб сумел зажечь своим проектом фантазию богатого и влиятельного герцога Медина-Сели, который к тому же ввел небогатого в сущности мореплавателя в круг королевских финансовых советников, банкиров и купцов. Но самым полезным стало знакомство с его дядей – испанским кардиналом Мендосой. Этот уже взялся за проект со всей серьезностью, собрав своей властью комиссию из богословов, юристов и придворных. Комиссия работала целых четыре года и ничего не дала, так как здесь Колумба подвел его характер – скрытный и недоверчивый.

В любом случае с 1487 по 1492 Колумб не столько плавает, сколько путешествует по Испании вслед за Королевской четой. В 1488 он получил от португальскогокороля приглашение к возвращению в Португалию, но было уже поздно – Колумб почувствовал, что здесь, в Испании, он точно чего-то добьется. Впрочем, письма со своими предложениями он разослал всем влиятельным дворам Европы, но ответ получил только от английского короля Генриха VII, который в 1488 году выразил мореплавателю свою поддержку, но ничего конкретного не предложил. Кто знает, быть может, будь на троне в то время Генрих VIII, сын Генриха VII, Христофор Колумб ушел бы в экспедицию под флагом Англии. Генрих VIII очень любил флот, чего только стоило ему создание огромных кораблей по тем меркам Великий Гарри и Мэри Роуз!

Читайте также:  Штриховкой синего цвета выделите материковую кору залитую водами океана

Испанцы же хотели организовать экспедицию, но страна пребывала в затяжной войне и средства на плавание выделить не удавалось. В 1491 году Колумб в Севилье снова лично встретился с Фердинандом и Изабеллой, но безрезультатно – денег и помощи не дали.

В январе 1492 Гранада пала, Испания завершила войну, и Колумб имел возможность практически сразу добиться организации экспедиции, но его снова подвел характер! Требования моряка были непомерными: назначение вице-королем всех новых земель, титул «главного адмирала моря-океана» и очень много денег. Король отказал.

Спасла положение королева Изабелла, которая отговорила Колумба от эмиграции во Францию и пригрозила заложить свои фамильные драгоценности для организации экспедиции. В итоге было составлено предприятие, по которому один корабль давало государство, один – сам Колумб, а один – Мартин Алонсо Пинсон, снарядивший «Пинту». Кроме того, этот магнат одолжил денег Колумбу, который по договору должен был взять на себя восьмую часть расходов по экспедиции.

30 апреля 1492 года король официально пожаловал Христофору Колумбу титул «дон», сделав его дворянином, а также подтвердил все требования дерзкого моряка, вплоть до звания вице-короля всех новооткрытых земель и передачи его по наследству.

Экспедиции Христофора Колумба

Первая экспедиция Колумба была небольшой – около 90 человек на трех кораблях – «Санта-Марие», «Пинте» и «Нинье», отправилась в путь из Палоса 3 августа 1492 года. Дойдя до Канарских островов, она повернула на запад, по небольшой диагонали пересекла Атлантику, по пути открыв Саргассово море. Первой увиденной землей стал один из островов Багамского архипелага, названный Сан-Сальвадором. Колумб высадился на нем 12 октября 1492 года и этот день стал официальной датой открытия Америки. Примечательно, что до 1986 года географы и историки точно не знали, какой из островов именно открыл Колумб первым, пока географ Дж. Джадж не доказал, что это был остров Самана. В последующие дни Колумб открыл еще ряд Багамских островов, а 28 октября прибился к побережью Кубы. Уже 6 декабря он увидел Гаити и двинулся вдоль северного берега. Там 25 декабря «Санта-Мария» села на риф, хотя экипаж удалось спасти.
Примечательно, что именно после крушения «Санта-Марии», когда морякам пришлось потесниться на оставшихся судах, Колумб приказал вместо коек установить для матросов гамаки, подсмотрев эту идею у туземцев. Так удалось компактно размещать больше людей, а сам способ настолько прижился, что ушел в небытие только столетие назад.

В марте 1493 года оставшиеся суда вернулись в Кастилию. Они привезли немного золота, несколько туземцев, диковинные растения и перья птиц. Колумб заявил, что открыл западную Индию. Прочитав про первую экспедицию Кука, любознательные могут сравнить успехи Колумба и Джеймса Кука на этапах их ранних карьер. Разница между этими экспедициями 275 лет!

Вторая экспедиция отправилась в путь в том же 1493 году. Колумб ее возглавил уже в чине адмирала и вице-короля всех открытых земель. Это было грандиозное предприятие, в котором участвовали 17 крупных судов и более 2000 человек, среди которых были и священники, и чиновники, а также юристы, ремесленники и солдаты. В ноябре 1493 года была открыта Доминика, Гваделупа и Антильские острова. В 1494 экспедиция обследовала острова Гаити, Кубу, Хувентуд и Ямайку, но золота там нашлось очень мало.

Весной 1496 Колумб отправился домой, завершив путешествие 11 июня. Эта экспедиция открыла путь колонизации, после нее в новые земли начали отправлять поселенцев, священников и преступников, которые оказались самым дешевым способом заселения новых колоний.

Третья экспедиция Колумба началась в 1498 году. Она состояла всего из шести судов и была исключительно исследовательской. 31 июля он открыл Тринидад, нашел залив Пария, обнаружил устье Ориноко и полуостров Пария, наконец добравшись до континента. Забравшись немного дальше Колумба, в богатые земли Южной Америки вторглись завоеватели Эрнана Кортеса и Клаудио Писарро. 15 августа был открыт остров Маргарита, после чего мореплаватель прибыл на Гаити, где уже действовала колония испанцев. В 1500 году Колумба по доносу арестовали и отправили в Кастилию. Впрочем, там он просидел не очень долго, зато свои кандалы сохранил на всю жизнь. Получив свободу, Колумб все же был лишен большинства привилегий и большей части богатства. Так, вице-императором он больше не стал, и это было самым главным разочарованием заключительной части жизни мореплавателя. От третьей экспедиции Колумб испытал разочарование, но остался жив, а вот третья экспедиция Кука стала для путешественника последней.

Читайте также:  Раноцветущий кустарник с желтыми цветами

Четвертая экспедиция началась в 1502 году и проводилась всего на четырех кораблях. 15 июня он вышел на траверз Мартиники, а 30 июля – вошел в Гондурасский залив, где впервые вступил в контакт с представителями государства майя. В 1502-1503 годах Колумб тщательно исследовал берега Центральной Америки в поисках заветного прохода на запад, ведь сказочные богатства Америки еще не были обнаружены и все жаждали добраться до Индии. 25 июня 1503 года Колумб потерпел крушение возле Ямайки, и был спасен только год спустя. В Кастилиюмореплаватель попал 7 ноября 1504 года, тяжело больным и расстроенным неудачами.

На этом его эпопея завершилась. Не найдя заветный проход в Индию, оставшись без прав и денег, Христофор Колумб умер в Вальядолиде 20 мая 1506 года. Его заслуги были оценены гораздо позже, спустя столетия, а для своей эпохи он остался просто одним из мореплавателей, отправляющихся в дальние страны.

Характер Христофора Колумба

У великих людей не бывает простого характера. Это же можно сказать про Колумба, и именно это во многом стало причиной его краха в конце жизненного пути. Христофор Колумб был страстным мечтателем, фанатом своей идеи и цели, которым прослужил всю жизнь. Одновременно с этим историки и современники характеризуют его как алчного, неумеренно властного человека, который всю жизнь мечтал быть выше других. Неумеренные желания не позволили ему остаться на вершине богатства и знатности, но все же он прожил выдающуюся жизнь, совершив выдающиеся деяния!

Трагедия Христофора Колумба

Если всмотреться глубже, можно понять, что умирал Колумб несчастным человеком. Он не добрался до сказочно богатой Индии, а ведь именно это, а не открытие нового континента, было его целью и мечтой. Он даже не понимал, что открыл, и впервые увиденные им континенты получили имя совсем другого человека – Америго Веспуччи, который просто немножко продлил проторенные Колумбом тропы. Фактически Америку открыли норманны еще несколько веков до него, так что и здесь мореплаватель не стал первым. Он достиг многого, и одновременно не достиг ничего. И это его трагедия.

Именем Колумба названы…

Колумб навеки остался в истории и географии всех континентов и большинства стран. Помимо улиц, многочисленных памятников, площадей и даже астероида, его именем названо целое государство в Южной Америке, высочайшая гора Колумбии, федеральный округ в США и провинция в Канаде, город и провинция в Панаме в зоне Панамского канала Колон, департамент в Гондурасе и множество других, мене значимых географических объектов.

Что дали миру открытия Колумба?

В первую очередь следует отметить, что именно Колумб показал дорогу тем людям, которые в течение столетия после него уничтожили самобытные культуры Южной и Центральной Америки, повернув историю континентов в другую сторону.

Европе открытия дали приток огромной массы золота и серебра, благодаря чему центр цивилизации переместился туда с Востока. Европа начала развиваться, ее промышленность и наука росли, выросло население и его качество жизни, причем не только благодаря потоку золота, которое существенно подешевело, но и за счет ввоза новых плодородных растительных культур из Америки.

Мир после Колумба вступил в Эпоху Великих Открытий, а до него Европа была нищей, голодной и постоянно воюющей за невеликие ресурсы, не помышлявшей о мировом господстве. Достаточно вспомнить, как тяжело Колумбу далась организация своей первой экспедиции, и с какой легкостью все страны кинулись отправлять корабли в дальние края после него. Это и есть главная историческая заслуга человека, несчастного лично, но давшего толчок изменению всего мира!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Красным цветом подпишите названия островов открытых колумбом



Страница 2 — 3. Путешествия и открытия — Контурные карты по географии. 6 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

Для выполнения заданий будем рассматривать карту атласа на страницах 2 и 3.

1. Подпишите названия материков и океанов.

Материки Земли:

Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Океаны Земли:

Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

2. Предложите условные знаки и покажите стрелками разного цвета маршруты путешественников: Марко Поло, Васко да Гамы, Христофора Колумба (1492—1493 гг.), Фернана Магеллана и Джеймса Кука. В легенду карты внесите условные обозначения маршрутов и годы экспедиций.

Путешествие Марко Поло (1271 — 1295 гг) — обозначено коричневыми стрелками

Маршрут Васко да Гамы (1497-1499 гг.) — обозначен на карте зелёными линиями.

Экспедиция Христофора Колумба (1492 -1493 гг.) — обозначена на карте красными стрелками.

Маршрут Фернана Магеллана и Хуана Элькано (1519 — 1522 гг.) — обозначен синими стрелками.

Экспедиция Джеймса Кука (1768 — 1771 гг.) — обозначена розовыми стрелками.

3. Используя атлас и дополнительные источники информации, подпишите на карте крупные географические объекты, через которые проходили их маршруты.

Путешествие Марко Поло (1271 — 1295 гг) — обозначено коричневыми стрелками:

  • Средиземное море
  • долина рек Тигр и Евфрат;
  • Персидский залив;
  • реки Амударья и Сырдарья;
  • горы Тянь-Шань;
  • пустыня Гоби;
  • река Хуанхэ;
  • река Янцзы;
  • полуостров Индокитай;
  • острова Индонезии;
  • остров Цейлон (Шри-Ланка);
  • полуостров Индостан;
  • Чёрное море.

Маршрут Васко да Гамы (1497-1499 гг.) — обозначен на карте зелёными линиями:

  • мыс Рока — самый западный мыс Евразии;
  • Зелёный мыс — самый западный мыс Африки;
  • мыс Доброй Надежды — мыс, одна сторона которого омывается водами Атлантического океана, а другая — водами Индийского океана;
  • остров Мадагаскар;
  • Мозамбикский залив;
  • Аравийское море;
  • Мальдивские острова.

Экспедиция Христофора Колумба (1492 -1493 гг.) — обозначена на карте красными стрелками:

Маршрут Фернана Магеллана и Хуана Элькано (1519 — 1522 гг.) — обозначен синими стрелками:

  • мыс Кабу-Бранку — самая восточная точка Южной Америки;
  • залив Ла-Плата;
  • остров Огненная Земля;
  • Магелланов пролив;
  • Тихий океан;
  • остров Минданао;
  • остров Балнео;
  • Индийский океан.

Экспедиция Джеймса Кука (1768 — 1771 гг.) — обозначена розовыми стрелками:

  • остров Великобритания;
  • Фолклендские (Мальвинские) острова;
  • острова Туамоту;
  • острова Новая Зеландия (остров Южный и остров Северный);
  • Австралия
  • Больной Барьерный риф
  • остров Новая Гвинея
  • остров Суматра.

Источник

Красным цветом подпишите названия островов открытых колумбом

Готовые Домашние Задания (ГДЗ) или решебники — это самая необходимая книга, которая должна лежать на полке у каждого современного школьника. Многие подумают, что если пользоваться решебником, то это значит, что ты глупый и не можешь решить задачу сам или ленивый. Это не так. ГДЗ необходимы для сверки домашнего задания со своими ответами. А иногда и вовсе учитель в школе плохо объяснит, а по решебнику понимаешь, как решать и почему. Вам очень повезло, что вы попали на сайт ГДЗ-решалка ру! У нас вы можете списать домашку по всем предметам: по математике, русскому языку, окружающему миру, литературе и по многим другим. Ваш учитель уже работает на нас и решает ваше домашнее задание за вас!

Контурные карты по географии за 6 класс

Изучение географии без практических занятий дело неблагодарное! Ведь география сама по себе наука требующая не только знаний, но и каких-то конкретных представлений, которые можно отразить в материальном исполнении, будь то реальные объекты на местности, отображение политических карт на глобусе или даже ваши собственные заметки на контурных картах.
Все это способно в значительной мере расширить не только кругозор, но и выстроить более полную и понятную картинку что же и как. Вот именно таким контурным картам за 6 класс по географии и будет посвящена наша статья. Речь пойдет о том, как правильно заполнить эти карты, то есть в соответствии со школьными заданиями нанести направления, территории, области и т. д.

В большинстве случаев для выполнения этих заданий потребуется уже кое-что знать и прочитать. Конечно же это занимает время в поисках где и что смотреть. Вот чтобы вам сэкономит это самое время как раз и можно обратиться к нашим картам.

Ответы к контурным картам по географии 6 класс:

Просто выбирайте нужные вам страницы во вкладках смотрите нужную вам контурную карту. Чтобы увеличить карту, нужно нажать кнопки Ctrl и + или Ctrl и колесико мыши вверх. На тачпадах увеличиваем, разводя по экрану пальцы. Это все и так знают, но на всякий случай еще раз повторим.

Изучение географии без практических занятий дело неблагодарное! Ведь география сама по себе наука требующая не только знаний, но и каких-то конкретных представлений, которые можно отразить в материальном исполнении, будь то реальные объекты на местности, отображение политических карт на глобусе или даже ваши собственные заметки на контурных картах.
Все это способно в значительной мере расширить не только кругозор, но и выстроить более полную и понятную картинку что же и как. Вот именно таким контурным картам за 6 класс по географии и будет посвящена наша статья. Речь пойдет о том, как правильно заполнить эти карты, то есть в соответствии со школьными заданиями нанести направления, территории, области и т. д.

В большинстве случаев для выполнения этих заданий потребуется уже кое-что знать и прочитать. Конечно же это занимает время в поисках где и что смотреть. Вот чтобы вам сэкономит это самое время как раз и можно обратиться к нашим картам.

Ответы к контурным картам по географии 6 класс:

Просто выбирайте нужные вам страницы во вкладках смотрите нужную вам контурную карту. Чтобы увеличить карту, нужно нажать кнопки Ctrl и + или Ctrl и колесико мыши вверх. На тачпадах увеличиваем, разводя по экрану пальцы. Это все и так знают, но на всякий случай еще раз повторим.

Стр. 2-3

Ответы к странице 2 — 3. Путешествия и открытия

Ответы есть в атласе на страницах 2 и 3.

Задания

1. Подпишите названия материков и океанов.

Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

2. Предложите условные знаки и покажите стрелками разного цвета маршруты путешественников: Марко Поло, Васко да Гамы, Христофора Колумба (1492—1493 гг.), Фернана Магеллана и Джеймса Кука. В легенду карты внесите условные обозначения маршрутов и годы экспедиций.

Путешествие Марко Поло (1271 — 1295 гг) — обозначено коричневыми стрелками
Маршрут Васко да Гамы (1497-1499 гг.) — обозначен на карте зелёными линиями.
Экспедиция Христофора Колумба (1492 -1493 гг.) — обозначена на карте красными стрелками.
Маршрут Фернана Магеллана и Хуана Элькано (1519 — 1522 гг.) — обозначен синими стрелками.
Экспедиция Джеймса Кука (1768 — 1771 гг.) — обозначена розовыми стрелками.

3. Используя атлас и дополнительные источники информации, подпишите на карте крупные географические объекты, через которые проходили их маршруты.

Путешествие Марко Поло (1271 — 1295 гг) — обозначено коричневыми стрелками:

Средиземное море
долина рек Тигр и Евфрат;
Персидский залив;
реки Амударья и Сырдарья;
горы Тянь-Шань;
пустыня Гоби;
река Хуанхэ;
река Янцзы;
полуостров Индокитай;
острова Индонезии;
остров Цейлон (Шри-Ланка);
полуостров Индостан;
Чёрное море.

Маршрут Васко да Гамы (1497-1499 гг.) — обозначен на карте зелёными линиями:

мыс Рока — самый западный мыс Евразии;
Зелёный мыс — самый западный мыс Африки;
мыс Доброй Надежды — мыс, одна сторона которого омывается водами Атлантического океана, а другая — водами Индийского океана;
остров Мадагаскар;
Мозамбикский залив;
Аравийское море;
Мальдивские острова.

Экспедиция Христофора Колумба (1492 -1493 гг.) — обозначена на карте красными стрелками:

Канарские острова;
Атлантический океан;
Саргассово море;
полуостров Флорида;
остров Куба;
остров Гаити;
Азорские острова.

Маршрут Фернана Магеллана и Хуана Элькано (1519 — 1522 гг.) — обозначен синими стрелками:

мыс Кабу-Бранку — самая восточная точка Южной Америки;
залив Ла-Плата;
остров Огненная Земля;
Магелланов пролив;
Тихий океан;
остров Минданао;
остров Балнео;
Индийский океан.

Экспедиция Джеймса Кука (1768 — 1771 гг.) — обозначена розовыми стрелками:

остров Великобритания;
Фолклендские (Мальвинские) острова;
острова Туамоту;
острова Новая Зеландия (остров Южный и остров Северный);
Австралия
Больной Барьерный риф
остров Новая Гвинея
остров Суматра.

Ответы к странице 4 — 5. План местности

Ответы есть в атласе на страницах 8 и 9.

Задания

1. Подпишите значения условных знаков.

2. Обозначьте принятыми условными знаками подписанные на плане объекты: редкий лес на болоте, еловый лес, редкий лес на лугу, луг с кустарником, плотину, кустарник.

3. Известно, что расстояние на местности от железнодорожного моста до перекрёстка автомобильных дорог составляет 600 м. Определите масштаб плана и впишите его в легенду плана.

Измерим это расстояние на карте линейкой. Получается, что 600 метров на местности = 6 см на карте. Значит 1 см на карте равен 100 метрам на местности. Переведем метры в сантиметры: 100 м = 10 000 см, то есть масштаб карты 1:10 000.

4. Определите, через сколько метров проведены сплошные и утолщённые горизонтали, и укажите их в легенде плана.

Рассмотрим карту. Для удобства обведём утолщенные горизонтали красной линией, а ближайшую сплошную горизонталь с обозначением высоты — фиолетовой линией.

Мы видим, что красная горизонталь с отметкой расположена на уровне 150 м, а ближайшая к ней фиолетовая — на уровне 155 м. Значит расстояние между сплошными горизонталями на этой карте составляет 5 метров.

По правилам, утолщенные диагонали проводятся по каждой пятой сплошной горизонтали. То есть расстояние между утолщенными горизонталями составляет 5 • 5 = 25 м. Можно вычислить, что вторая обведенная нами красным цветом утолщенная горизонталь находится на высоте 150 + 25 = 175 м.

5. Определите максимальную и минимальную абсолютные высоты, подписанные на плане. Проведите между ними линию и подпишите расстояние между отметками высот. Определите относительную высоту.

Максимальная абсолютная высота, отмеченная на карте — это холм высотой 183 метра.
Минимальная абсолютная высота, отмеченная на карте — это утолщенная горизонталь с отметкой 150 м (отмечена красной линией).
Между максимальной и минимальной высотами проведена толстая розовая линия (перпендикуляр к горизонтали). Относительная высота равна 183 — 150 = 33 метра.
Расстояние между этими точками на карте составляет 4 см. То есть на местности между самой высокой и самой низкой точкой расстояние составляет 400 метров.

6. Определите и подпишите абсолютную высоту домика лесника, расположенного в западной части плана.

Для удобства обведём ближайшие к домику лесника горизонтали синими линиями. Мы видим, что горизонталь, расположенная выше домика лесника имеет отметку 160 метров. Так как расстояние между сплошными горизонталями составляет 5 метров, то горизонталь, расположенная ниже домика лесника находится на отметке 155 м.

Можно предположить, что домик лесника находится на высоте 156 метров над уровнем моря.

Читайте также:  Как подобрать свой цвет румян для лица

7. Составьте план местности по описанию:

«От посёлка Лужки, расположенного на юго-западе, к хвойному лесу, расположенному на северо-востоке, ведёт грунтовая дорога. Примерно на середине пути к лесу протекает небольшая речка, перебраться через которую можно по деревянному мосту. Речка течёт с севера и вскоре после моста поворачивает на юго-восток. От посёлка и до речки, слева от дороги, тянутся фруктовые сады. На самом краю леса, к северу от дороги, стоит избушка лесника».

Ответы к странице 6 — 7. План местности

Ответы есть в атласе на странице 9.

Задания

1. Группа туристов находится на местности, обозначенной на плане точкой А.

а) Выберите по четыре объекта, расположенные к северу и югу от места нахождения туристов. Обведите их синим карандашом, а расположенные к югу — красным.

Объекты, расположенные к северу от точки А (обведены синей окружностью):

отдельно стоящее дерево;
посёлок Харино;
мельница;
дом лесника.

Объекты, расположенные к югу от точки А (обведены красной окружностью):

б) По каким азимутам должны следовать туристы, чтобы дойти до этих объектов?

Комментарий: Азимут маршрута — это угол между направлением движения по маршруту и северным направлением. Азимут маршрута измеряется в градусах и всегда только по часовой стрелке.

Для вычисления азимутов проведём вспомогательную линию — стрелку, указывающую строго на север (обозначена синим ветом и буквой С).

Теперь при помощи транспортира измерим азимуты маршрута к объектам (углы между направлениями к объектам и стрелкой на север):

отдельно стоящее дерево — 308°;
посёлок Харино — 324°;
мельница — 3°;
дом лесника — 40°;
школа — 160°;
мост — 195°;
пристань — 232°;
песчаный карьер — 213°.

в) С помощью масштаба определите расстояние до каждого из объектов.

При помощи линейки измерим расстояние от точки А до объектов, а потом определим реальное расстояние между объектами (масштаб карты 1 : 10 000 или 1 см = 100 метрам):

до отдельно стоящего дерева — 4 см, то есть 400 метров;
до посёлка Харино — 4 см, то есть 400 метров;
до мельницы — 5,8 см, то есть 580 метров;
до дома лесника — 3,1 см, то есть 310 метров;
до школы- 4,7 см, то есть 470 метров;
до моста — 2,3 см, то есть 230 метров;
до пристани- 4,2 см, то есть 420 метров;
до песчаного карьера — 12 см, то есть 1200 метров.

Результаты занесите в таблицу.

Объект Азимут относительно Расстояние на местности
точки А от точки А

отдельно стоящее
дерево 308° 400 метров
посёлок Харино 324° 400 метров
мельница 3° 580 метров
дом лесника 40° 310 метров
школа 160° 470 метров
мост 195° 230 метров
пристань 232° 420 метров
песчаный карьер 213° 1200 метров

2. Внимательно рассмотрите план местности на с. 6. Где бы вы разместили футбольное поле? Почему вы выбрали именно это место? Свой ответ аргументируйте.

Я бы разместил поле уго-восточнее населенного пункта Арсентьево (место отмечено зелёным прямоугольником). Это место выбрал по следующим причинам:

Это достаточно ровная поверхность без большого уклона. Определить ровность земной поверхности можно по карте — в этом месте расстояние между ближайшими горизонталями на карте 3 см или 300 метров на реальной местности (показано на карте фиолетово вспомогательной линией). Согласно легенде, горизонтали на данной карте проведены через 2,5 метра изменения уровня земной поверхности. То есть на протяжении 300 метров уклон составляет не более 2,5 метров. Так как длина стандартного футбольного поля примерно равна 100 метрам, то такой уклон не помешает сооружению этого спортивного объекта.
Арсеньево — довольно крупный населённый пункт. В нем проживает 3 200 человек (цифры под названием населённого пункта обозначают количество жителей в тысячах человек). Кроме того, это место находится на пересечении дорог, ведущих из соседних населённых пунктов. То есть жителям окрестных деревень и поселков будет легко добраться до нового футбольного поля.

3. Напишите рассказ о своём пути в школу, заменив как можно больше слов условными знаками.

Ответы к странице 8 — 9. Градусная сеть

Ответы есть в атласе на страницах 10 и 11.

Задания

1. Обозначьте на контурной карте экватор красным цветом, а начальный (нулевой) меридиан — синим.

Экватор — красная линия.
Нулевой меридиан — синяя линия.

2. Нанесите на карту отрезки:

а) параллели 30° с. ш. между меридианами 90° в. д. и 120° в. д. — зелёная линия;
б) параллели 10° ю. ш. между меридианами 140° з. д. и 170° з. д. — фиолетовая линия;
в) меридиана 20° в. д. между экватором и параллелью 20° с. ш. — розовая линия;
г) меридиана 140° з. д. между параллелями 20° ю. ш. и 40° ю. ш. — оранжевая линия.

3. Используя масштаб карты и длину дуги одного градуса параллели (меридиана), определите их длину. Полученные результаты впишите в таблицу. Обсудите в классе причины расхождений в результатах.

Сначала измерим длины параллелей и меридианов по масштабу. Для этого надо линейкой измерить расстояние между точками и перевести расстояние на карте в реальный масштаб (масштаб карты 1:100 000 000, в 1 см 1 000 км):

дуга параллели 30° с. ш. между меридианами 90° в. д. и 120° в. д. (зелёная линия) = 2,8 см, то есть в реальности это будет 2 800 км;
дуга параллели 10° ю. ш. между меридианами 140° з. д. и 170° з. д. (фиолетовая линия) = 3 см, то есть в реальности это будет 3 000 км;
дуга меридиана 20° в. д. между экватором и параллелью 20° с. ш. (розовая линия) = 2,3 см, то есть в реальности это будет 2 300 км;
дуга меридиана 140° з. д. между параллелями 20° ю. ш. и 40° ю. ш. (оранжевая линия) = 2,8 см, то есть в реальности это будет 2 800 км.

Теперь определим расстояния по градусной сети:

дуга параллели 30° с. ш. между меридианами 90° в. д. и 120° в. д. (зелёная линия) — длина 1° параллели 30° равна 96,5 км, 120° — 90° = 30°, считаем 30 • 96,5 = 2 895 км;
дуга параллели 10° ю. ш. между меридианами 140° з. д. и 170° з. д. (фиолетовая линия) — длина 1° параллели 10° равна 109,6 км, 170° — 140° = 30°, считаем 30 • 109,6 = 3 288 км;
дуга меридиана 20° в. д. между экватором и параллелью 20° с. ш. (розовая линия) — длина 1° меридиана равна 111 км, 20° — 0° = 20°, считаем 20 • 111= 2 220 км;
дуга меридиана 140° з. д. между параллелями 20° ю. ш. и 40° ю. ш. (оранжевая линия) — длина 1° меридиана равна 111 км, 140° — 20° = 20°, считаем 20 • 111= 2 220 км.

Занесём результаты в таблицу.

Вычислим расхождения в результатах:

дуга параллели 30° с. ш. между меридианами 90° в. д. и 120° в. д. (зелёная линия) — расхождение между измерением по масштабу и измерением по градусной сети 2 895 — 2 800 = 95 км;
дуга параллели 10° ю. ш. между меридианами 140° з. д. и 170° з. д. (фиолетовая линия) — расхождение между измерением по масштабу и измерением по градусной сети 3 288 — 3 000 = 288 км;
дуга меридиана 20° в. д. между экватором и параллелью 20° с. ш. (розовая линия) — расхождение между измерением по масштабу и измерением по градусной сети 2 300 — 2 220 = 80 км;
дуга меридиана 140° з. д. между параллелями 20° ю. ш. и 40° ю. ш. (оранжевая линия) — расхождение между измерением по масштабу и измерением по градусной сети 2 800 — 2 220 = 580 км.

Земля — это объемное трёхмерное тело сферической формы. Карта же представляет собой двухмерное изображение на плоскости. Именно поэтому любое изображение объемной Земли на плоской бумаге неизменно приводит к искажению расстояний между точками на земной поверхности и к искажению самой формы географических объектов.

Мы видим, что более точным способом определения расстояния между двумя географическими точками является метод вычисления при помощи длины дуги меридиана и длины дуги параллели. При измерении же по карте при помощи масштаба данные могут отличаться от реальных расстояний на сотни и даже на тысячи километров. Причем, чем дальше измеряемые дуги находятся от экватора, тем более заметно проявляются искажения карты.

Это хорошо видно на примере измерения меридианов, которые мы провели: расхождение длины дуги меридиана между экватором и 20-й параллелью составляет всего 80 км, а между 20-й и 40-й параллелями уже 580 км.

4. Обозначьте крайние точки Африки. Определите расстояние между ними в градусах и километрах и подпишите их на карте.

Крайние точки Африки (обозначены красными крупными точками)

Северная — мыс Бланко 37° северной широты 10° восточной долготы.
Южная — мыс Игольный 36° южной широты 20° восточной долготы.
Западная — мыс Альмади 15° северной широты 16° западной долготы.
Восточная — мыс Рас-Хафун 10° северной широты 52° восточной долготы.

Измерим расстояния между крайними северной и южной точками на карте и в градусах:

расстояние между крайней северной и крайней южной точкой Африки на карте 8,8 см, то есть в масштабе это будет 8 800 км;
крайняя северная точка находится на 37° северной широты, а крайняя южная — на 36° южной широты, значит между ними 37 + 36 = 73°. Это соответствует расстоянию в 73 • 111 = 8 103 км.

Измерим расстояния между крайними западной и восточной точками на карте и в градусах:

расстояние между крайней западной и крайней восточной точкой Африки на карте 6,7 см, то есть в масштабе это будет 6 700 км.
крайняя западная точка находится на 16° западной долготы, а крайняя восточная — на 52° восточной долготы, значит между ними 16 + 52 = 68°. Длина дуги 1° 10-й параллели (на ней находится восточная точка) равна 109,6 км, а длина дуги 1° 15-й параллели (на ней находится западная точка) равна 107,6 км. Для расчётов возьмём среднее значение — 108,6 км = длина 1° дуги. Значит 68° будет соответствовать 68 • 108,6 = 7 385 км.
Как видим, при расчётах расстояния между крайними точками получаются значительные расхождения. В реальности расстояние между крайней северной и крайней южной точкой примерно равно 8000 км, а расстояние между крайней западной и крайней восточной точкой — 7 500 км.

Выше даны приблизительные координаты крайних точек Африки. Точные координаты следующие:

Северная — мыс Бланко 37°20?28? с. ш. 9°44?48? в. д.
Южная — мыс Игольный 34°49?43? ю. ш. 20°00?09? в. д.
Западная — мыс Альмади 14°44?27? с. ш. 17°31?48? з. д.
Восточная — мыс Рас-Хафун 10°27?00? с. ш. 51°24?00? в. д.

5. Подпишите на контурной карте названия трёх островов, которые пересекает меридиан 140° в. д.

Читайте также:  Как пластинка цвет меняет

140-й меридиан восточной долготы (обозначен на карте коричневой линией) пересекает острова:

Котельный (в Северном Ледовитом океане);
Хонсю (один из островов Японии);
Новая Гвинея (рядом с Австралией).

Ответы к странице 10 — 11. Географические координаты

Ответы есть в атласе на страницах 10 и 11.

Задания

1. Определите широту обозначенных на карте точек А, В и городов Вашингтон, Сантьяго, Бразилиа. Впишите широты этих пунктов в таблицу.

точка А — 19° северной широты;
точка В — 19° южной широты;
город Вашингтон — 39° северной широты;
город Сантьяго — 33° южной широты;
город Бразилиа — 15° южной широты.

2. Определите долготу обозначенных на карте точек Г, Д и городов Москва, Каир, Якутск. Впишите значение долготы этих пунктов в таблицу.

точка Г — 9° западной долготы;
точка Д — 15° западной долготы;
город Москва — 37° восточной долготы;
город Каир — 31° восточной долготы;
город Якутск — 129° восточной долготы.

3. Определите географические координаты точки Б, острова Шри-Ланка и городов Пекин, Буэнос-Айрес, Сидней. Впишите их значения в таблицу.

точка Б — 19° северной широты 99° западной долготы;
остров Шри-Ланка — 8° северной широты 82° восточной долготы;
город Пекин — 40° северной широты 116° восточной долготы;
город Буэнос-Айрес — 33° южной широты 151° восточной долготы;
город Сидней — 34° южной широты 58° западной долготы.

4. По указанным географическим координатам обозначьте точкой на карте объекты:

а) широта — 38° с. ш., долгота — 122° з. д. — красная точка — город Сан-Франциско;
б) широта — 36° с. ш., долгота — 140° в. д. — фиолетовая точка — город Токио;
в) широта — 35° ю. ш., долгота — 20° в. д. — оранжевая точка — мыс Игольный;
г) широта — 51° ю. ш., долгота — 67° з. д. — розовая точка — Фолклендский залив;
д) широта — 19° с. ш., долгота — 100° з. д — синяя точка — город Мехико.

Используя атлас, определите, что означают эти объекты, и подпишите их на карте.

5. Проведите линию между Москвой и Пекином. Определите разницу по широте и долготе их местоположения. Подпишите полученные значения на карте.

Линия между Москвой и Пекином — толстая зелёная линия.

Москвы — 55° северной широты 37° восточной долготы
Пекина — 40° северной широты 116° восточной долготы

Разница местоположения Москвы и Пекина (обозначено на карте зелёными пунктирными линиями со стрелками):

по широте: 55° — 40° = 15°;
по долготе: 116° — 37° = 79°.

Ответы к странице 12 — 13. Литосфера

Ответы есть в атласе на странице 17.

Задания

1. Подпишите на карте названия литосферных плит.

Наиболее крупные литосферные питы Земли (подписаны на карте красным цветом):

Тихоокеанская плита — 103 300 000 км?;
Северо-Американская плита — 75 900 000 км?;
Евразийская плита — 67 800 000 км?;
Африканская плита — 61 300 000 км?;
Антарктическая плита — 60 900 000 км?;
Австралийская плита — 47 000 000 км?;
Южно-Американская плита — 43 600 000 км?;
Плита Наска — 15 600 000 км?.

Также на Земле имеются средние и мелкие литосферные плиты. Например: Аравийская плита, Филиппинская плита, Сомалийская плита, Кокос, Индостанская плита и т.д.

2. Покажите цветом сейсмические пояса Земли.

Сейсмические пояса Земли закрашены розовым цветом.

3. Используя материал учебника и атлас, обозначьте на карте условным знаком действующие вулканы.

Действующие вулканы обозначены на карте красными звездочками.

4. Подпишите названия и абсолютную высоту вулканов: Эльбрус, Везувий, Килиманджаро, Ключевская Сопка.

Эльбрус — 5642 м;
Везувий — 1281 м;
Килиманджаро — 5995 м;
Ключевская Сопка — 4835 м.

5. Подпишите на карте название материка, на котором нет действующих вулканов.

Материк, на котором нет действующих вулканов — Австралия (подписан зелёным шрифтом).

6. Предложите свои условные знаки и обозначьте на карте 2—3 места, где за последние годы отмечались извержения вулканов или землетрясения. Поясните предложенные знаки в условных обозначениях.

Извержения вулканов и землетрясения, которые произошли в последние годы, можно обозначить знаком молнии внутри красного треугольника. Такой знак указывает на опасность таких событий и их непредсказуемость.

Например, на карте можно обозначить следующие события:

Землетрясение в Перу магнитудой 8 баллов по шкале магнитуд, произошедшее 26 мая 2019 года. Несмотря на то, что эпицентр землетрясения находился на глубине 110 км, стихийное бедствие ощущалось на территории нескольких стран: в Перу, в Эквадоре, в Колумбии и в Венесуэле. Были разрушены сотни зданий, школы, больницы, повреждены линии электропередач и дороги.

Землетрясение и цунами на Сулавеси, которое произошло 28 сентября 2018 года. Магнитуда этого землетрясения составили 7,5 баллов по шкале магнитуд, но из-за того, что эпицентр располагался на глубине всего 10 — 20 км, последствия этого стихийного бедствия были более разрушительными. Землетрясение вызвало огромное цунами высотой от 1,5 до 2 метров, которое обрушилось на прибрежную полосу острова. В результате стихийного бедствия 1424 человека погибли и ещё 2549 человек получили ранения.

Извержение вулкана Эйяфьядлайокудль (Исландия) произошло в ночь с 20 на 21 марта 2010 года. Это одно из последних извержений вулканов за последние годы которое стало и одним из самых известных, поскольку этот вулкан на несколько дней остановил практически всё авиасообщение в Европе. Облако вулканического пепла, извергаемого вулканом, накрыло большинство европейских стран и, в том числе, европейскую часть России. Такая концентрация пепла в воздухе могла нарушить безопасность полётов. В результате авиакомпании отменили почти 6000 рейсов и потеряли более 200 миллионов долларов.

Ответы к странице 14 — 15. Рельеф суши

Ответы есть в атласе на страницах 12, 13, 14 и 15.

Задания

1. Подпишите на карте равнины, низменности, плоскогорья и горы, указанные в тексте учебника.

Западно-Сибирская равнина;
Восточно-Европейская равнина.

Амазонская низменность;
Прикаспийская низменность (впадина).

Аравийское плоскогорье;
Средне-Сибирское плоскогорье.

2. Подпишите названия и значения высоты наивысших точек каждого материка.

Евразия — гора Эверест или Джомолунгма (горы Гималаи) — 8848 м;
Южная Америка — гора Аконкагуа (горы Анды) — высота 6960 м;
Северная Америка — гора Мак-Кинли (горы Кордильеры)— высота 6193 м;
Африка гора — Килиманджаро — высота 5895 м;
Антарктида — пик Винсон — высота 4 892 м;
Австралия — гора Косцюшко — высота 2228 м.

3. Найдите на физической карте мира участки суши, лежащие ниже уровня моря. Нанесите их на карту, обозначив знаком минус высоту относительно уровня Мирового океана.

побережье Мёртвого моря (Евразия) — высота поверхности — 422 ниже уровня моря;
побережье озера Ассаль (Африка) — высота поверхности — 155 м ниже уровня моря;
Лагуна дель Карбон — (Южная Америка) — высота поверхности — 105 м ниже уровня моря;
долина Смерти (Северная Америка) — высота поверхности — 86 м ниже уровня моря;
Прикаспийская низменность — (Евразия) — высота поверхности — 28 м ниже уровня моря;
побережье озера Эйр — (Австралия) — высота поверхности — 15 м ниже уровня моря.

4. Выделите зелёным цветом крупнейшую низменность, а коричневым цветом самую протяжённую горную систему нашей планеты. Внесите обозначения в условные знаки.

Крупнейшая низменность планеты — Амазонская низменность.
Самая протяжённая горная система планеты — Анды.

Ответы к странице 16 — 17. Мировой океан. Течения в океане

Ответы есть в атласе на страницах 18 и 19.

Задания

1. Выделите на карте границы океанов и подпишите их названия.

Границы океанов обозначены фиолетовыми линиями:

Тихий океан;
Атлантический океан;
Индийский океан;
Северный Ледовитый океан;
Южный океан — условный океан, граница которого проходит примерно в районе 60-й параллели южного полушария.

2. Стрелками разного цвета выделите тёплые и холодные течения. Подпишите их названия.

Холодные течения обозначены синими стрелками:

течение Западных Ветров;
Лабрадорское течение;
Восточно-Гренландское течение;
Канарское течение;
Калифорнийское течение;
Сомалийское течение;
Бенгальское течение;
Курильское течение.

Тёплые течения обозначен красными пунктирными стрелками:

Северное пассатное течение;
Южное пассатное течение;
Межпассатное течение;
Муссонное течение;
Бразильское течение;
Мозамбикское течение;
Восточно-Австралийское течение;
Куросио;
Северо-Атлантическое течение;
Гольфстрим.

3. Подпишите на контурной карте:
внутренние моря;
самое большое по площади и самое глубокое море, в названиях которых содержится указание на цвет.

Внутренние моря закрашены зелёным:

Красное море;
Чёрное море;
Азовское море;
Балтийское море;
Белое море;
Средиземное море;
Мраморное море;
Гудзонов залив;
другие моря.

Окраинные моря мирового океана закрашены красным:

Филиппинское море;
Коралловое море;
Аравийское море;
Жёлтое море;
Южно-Китайское море;
Берингово море;
Мексиканский залив;
другие моря.

Самое большое по площади море мира — Саргассово море. Его площадь составляет 6 500 тыс. км?
Самое глубокое море мира — Филиппинское море. Его глубина достигает 9 140 м.

Какое самое большое по площади и самое глубокое море, в названиях которого содержится указание на цвет?

Составим таблицу площадей и наибольших глубин морей, в названиях которых содержится указание на цвет.

Название моря Площадь поверхности Наибольшая глубина

Красное море — внутреннее 450 тыс. км? 3 040 м
Чёрное море — внутреннее 422 тыс. км? 2 210 м
Жёлтое море — окраинное 416 тыс. км? 106 м
Белое море — внутреннее 91 тыс. км? 343 м

Из таблицы видно, что самым большим по площади и самым глубоким морем, в названии которого содержится указание на цвет, является Красное море.

4. Обозначьте на профиле АБ крупные формы рельефа дна Мирового океана.

Профиль проходит по 40° южной широты.

Ответы к странице 18 — 19. Биосфера

Ответы есть в атласе на страницах 28 и 29.

Задания

1. В соответствии с легендой карты, закрасьте разными цветами районы распространения природных зон. Внесите свои обозначения в легенду карты.

Антарктические и арктические пустыни обозначены голубым цветом.
Тундра и лесотундра — фиолетовым .
Тайга — тёмно-зелёным.
Смешанные и широколиственные леса — зелёным.
Лесостепи и степи — жёлтым.
Пустыни и полупустыни — оранжевым.
Саванны, редколесья и кустарники — болотным.
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники — серым.
Переменно-влажные (в том числе муссонные) леса — ярко-розовым.
Влажные экваториальные леса — светло-зелёным.
Области высотной поясности — коричневым.

2. Используя атлас и дополнительные источники информации, определите и отметьте цифрами места обитания указанных на карте представителей животного мира.

Лось — обитает в Северном полушарии: в тайге, в смешанных и широколиственных лесах, в лесотундре и лесостепи.

Бизон (буффало) — сейчас встречается только к северу и к западу от реки Миссури (Северная Америка), а ранее был распространён почти по всей территории Северной Америки.

Читайте также:  Как получают вторичные цвета

Лама — в природе встречается исключительно в Южной Америке в Центральных Андах.

Муравьед — обитают в Северной и в Южной Америке в зоне переменно-влажных лесов: от Мексики до Парагвая.

Енот — распространён в Северной Америке от границ Канады до Панамского перешейка, предпочитает лесистую местность с обилием водоёмов.

Волк — обитает в Евразии и в Северной Америке в зоне тайги, смешанных и широколиственных лесов, в тундре и лесотундре, в лесостепи и в степи.

Крокодил — обитает в Евразии, в Северной и в Южной Америке, в Африке, а также в Австралии в тёплых климатических зонах: зоне переменно-влажных лесов, в зоне саванн и редколесий, в зоне жестколистых вечнозелёных лесов и в зоне экваториальных лесов.

Анаконда — это представитель фауны Южной Америки, который обитает в водоёмах бассейна реки Амазонка и Ориноко.

Зебра — яркий представитель Африканского континента, который встречается в зоне саванн и редколесий, жестколистных вечнозелёных лесов, переменно-влажных лесов, экваториальных лесов и даже в некоторых зонах высотной поясности.

Жираф — представители вида обитают в саваннах и редколесьях Восточной и Южной Африки.

Слон — различают африканских и азиатских слонов, которые обитают в саваннах и тропических лесах соответствующих континентов.

Носорог — животное распространено в Африке и в Азии на территории саванн и редколесий.

Морж — обитает в холодных водах северных морей: в Чукотском море, в море Бофорта, вдоль северного побережья Аляски, в прибрежных водах Берингова моря, а также в Арктической зоне Канады, Гренландии и России.

Пингвин — яркий представитель Антарктики и зоны антарктических пустынь. Кроме того пингвины встречаются в прибрежных районах материков и островов южного полушария.

Тигр — обитает в Азии: на Дальнем Востоке России, в Афганистане, в Иране, в Китае, в Индии, а также на Индонезийских островах. Эти животные предпочитают жить в тропических лесах, в саваннах и редколесьях, но встречаются таже в тайге, в полупустынях и в горах на высоте до 3 000 метров над уровнем моря.

Песец — обитает за Северным полярным кругом на побережье Северного Ледовитого океана, предпочитает тундровую и лесотундровую зону.

Белый медведь — обитает в дрейфующих и припайных льдах Северного Ледовитого океана в зоне арктической пустыни.

Бурый медведь — обитает в Северном полушарии в лесных зонах и зонах высотной поясности: в Сибири, в Альпах и Пиренеях, в Скандинавии, на севере Китая, на Аляске и на западе Канады.

Рысь — самый северный представитель семейства кошачьих. Обитает в хвойных лесах и районах высотной поясности Евразии: в Сибири, на Камчатке, на Сахалине, в Скандинавии, в Западной и в Восточной Европе.

Панда — обитает в горных регионах Центрального Китая.

Варан — живут в Африке, в Азии и в Австралии от зоны пустынь до влажных экваториальных лесов и зон высокой поясности.

Орангутан — в наши дни обитает только на острове Борнео и на острове Суматра в Индонезии.

Шимпанзе — обитает во влажных экваториальных лесах Западной и Центральной Африки.

Кенгуру — водятся в Австралии, на острове Тасмания и на острове Новая Гвинея.

Страус — обитает в зоне саванн и редколесий на Африканском континенте.

3. Дополните список представителей животного мира видами, которые встречаются в вашей местности.

Лисица обыкновенная — широко распространена на всей территории Европы, Северной Америки и на большей части Азии. Обитает самых разнообразных природных зонах: от тундры до пустыни, включая и зоны высотной поясности.
Заяц — эти животные обитают на всех континентах, кроме Антарктиды и во всех климатических зонах.
Кабан — обитает в зоне смешанных и широколиственных лесов Евразии, а также в лесных зонах тропического и субтропического пояса Европы и Азии.

Ответы к странице 20 — 21. Население и страны мира

Ответы есть в атласе на страницах 26 и 27.

Задания

1. Подпишите на карте названия стран, упоминаемых в учебнике.

В параграфе учебника упоминаются следующие страны (для удобства территории стран выделены цветом):

Китай — жёлтая заливка;
Индия — синяя заливка;
США (Соединённые Штаты Америки) — оранжевая заливка;
Индонезия — розовая заливка;
Бразилия — зелёная заливка;
Россия (Российская Федерация) — красная заливка.

2. Красным цветом выделите границу Российской Федерации. Подпишите её столицу.

Граница Российской Федерации выделена на карте красным цветом.
Столица России — город Москва.

3. На карте-врезке отмечены четыре столицы европейских государств. Выделите границы этих государств и подпишите их названия.

На карте-врезке отмечены столицы государств (границы обведены чёрными линиями):

Лондон — столица Великобритании — территория страны закрашена болотным цветом;
Париж — столица Франции — территория страны закрашена голубым цветом;
Берлин — столица Германии — территория страны закрашена ярко-зелёным цветом;
Рим — столица Италии — территория страны закрашена сиреневым цветом.

Ответы к странице 22 — 23. Географическое положение России

Ответы есть в атласе на страницах 14 и 15.

Задания

1. Выделите красным цветом границу Российской Федерации.

Граница Российской Федерации обведена красным цветом.
Граница полярных владений, а также морские границы России обведены синим цветом.

2. Подпишите моря, омывающие территорию России.

Балтийское море;
Черное море;
Азовское море;
Баренцево море;
Белое море;
Карское море;
море Лаптевых;
Восточно-Сибирское море;
Чукотское море;
Берингово море;
Японское море;
Охотское море;
Каспийское море (которое часто классифицируется как самое большое в мире озеро).

3. Подпишите названия крупных островов и полуостровов, заливов и проливов.

Крупные острова России:

остров Сахалин;
архипелаг Новая Земля;
архипелаг Новосибирские острова;
архипелаг Северная Земля;
остров Врангеля;
Колгуев остров;
остров Вайгач;
архипелаг Курильские острова;
архипелаг Земля Франца-Иосифа;
остров Карагинский.

Крупные полуострова России:

полуостров Таймыр;
полуостров Камчатка;
Гыданский полуостров;
полуостров Ямал;
Кольский полуостров;
Чукотский полуостров;
Крымский полуостров;
Югорский полуостров;
полуостров Канин;
Таманский полуостров.

Самые большие заливы России:

Финский залив;
Хатангский залив;
Енисейский залив;
Анадырский залив;
залив Шелихова;
Чёшская губа;
Байдарацкая Губа;
Обская губа;
Янский залив;
Сахалинский залив.

Самые крупные проливы России:

Берингов пролив;
Татарский пролив;
Пролив Лаперуза;
Керченский пролив;
пролив Карские ворота;
пролив Лонга;
пролив Лаптева;
пролив Вилькицкого

4. Определите и подпишите на карте географические координаты крайних материковых точек Российской Федерации (А, Б, В, Г). Заполните таблицу.

Точками обозначены следующие географические объекты:

А — Балтийская коса — самая восточная точка России имеет координаты 54? северной широты 19? восточной долготы;
Б — гора Базардюзю — самая южная точка России имеет координаты 41? северной широты 48? восточной долготы;
В — мыс Челюскин — самая северная точка России имеет координаты 77? северной широты 104? восточной долготы;
Г — мыс Дежнёва — самая южная точка России имеет координаты 66? северной широты 169? восточной долготы.

Ответы к странице 24. Охрана природы России

Ответы есть в атласе на страницах 30 и 31.

Задания

1. Выделите цветом границу Российской Федерации.

Граница Российской Федерации обведена красным цветом.
Граница полярных владений, а также морские границы России обведены синим цветом.

2. Используя атлас и дополнительные источники информации, предложите условный знак и покажите крупнейшие природные объекты России, входящие в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крупнейшие природные объекты России, входящие в список всемирного наследия ЮНЕСКО (обозначены крупными зелёными точками):

Девственные леса Коми — этот объект расположен на территории Республики Коми. Он включает в себя огромные территории горной тундры Уральских гор, древнейшие бореальные леса, болота, реки, озера и другие компоненты уникальной таёжной природы.

Озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире, которое признано самым древним на Земле. В озере хранится примерно 20% всех запасов пресной вод планеты.

Вулканы Камчатки — место концентрации большого числа вулканов, уникальное для нашей планеты. Вулканы здесь соседствуют с ледниками, что делает ландшафт удивительно живописным. Кроме того, на территории объекта проживает большое количество бурых медведей, белоплечих орланов, каланов и лососевых рыб.

Золотые Алтайские горы — на территории объекта расположено несколько крупных заповедников и природных парков с уникальной флорой и фауной.

Западный Кавказ — природный заповедник, расположенный высоко в горах. В заповеднике сохранилась не подвергшаяся человеческому воздействию природа: альпийские луга, горные леса и т.д.

Куршская коса — узкий песчаный полуостров, расположенный в Калининградской области. Этот уникальный природный объект, сформировавшийся ещё в доисторические времена, сохраняется только благодаря усилиям людей, которые борются с процессами эрозии и проводят мероприятия по закреплению дюн.

Центральный Сихоте-Алинь — горы в Приморском крае, в которых произрастают одни из самых богатых и уникальных со своему видовому составу хвойно-широколиственных лесов. В этих лесах обитают гималайские медведи, тигры, рыси и бурые медведи.

Убсунурская котловина — уникальный природный комплекс сформировавшийся вокруг очень солёного озера Убсунур (на границе с Монголией). На территории этого объекта обитает масса перелётных и водоплавающих птиц, также сибирский козерог, снежный барс и горный баран аргали.

Остров Врангеля — остров, расположенный за полярным кругом, но отличающийся большим биоразнообразием. Здесь находятся одни из самых больших лежбищ моржей, родовые берлоги белых медведей, место нагула серых китов, гнездовья более 50-ти видов птиц и огромное количество полярных растений.

Плато Путорана — государственный природный заповедник, расположенный на 100 км севернее от Полярного круга. Здесь сохранились нетронутые человеком арктические и субарктические экосистемы: тундра, лесотундра, арктические пустыни, озера и речные системы.

Ленские столбы — скальные образования редкой красоты, расположенные вдоль берега реки Лена. Высота этих скал достигает 100 метров, а вид столбов им придают глубокие овраги, которые образовались вследствие особенностей местного климата.

Ландшафты Даурии — заповедник, расположенный на границе России и Монголии. Здесь сохранились уникальные экосистемы даурской степи, которые служат местом обитания редких животных и растений: даурского журавля, дрофы и прочих представителей животного и растительного мира.

Источник