Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (Характеристика и образ) Булгакова 11 класс
Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа. Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо. Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.
Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?
Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «. рот кривой. правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен. Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия. Многие после этого вразумляются.
Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен. Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный. Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.
Сочинение 2
В произведении Воланд является проводником и неким звеном между миром реальным и мистичным. Как правило, он берет на себя роль наблюдателя, избегает агрессивного вмешательства в явления и процессы.
Это вполне логично. Ведь для того, чтобы менять события и творить «чудеса» существуют его подчиненные – Азазелло, кот Бегемот и др. Сам же Воланд предпочитает молча оценивать их деятельность и ее последствия, находясь в сторонке. Но адепты и сами отлично справляются.
Персонаж чем-то схож с Сатаной. Образ прописан весьма иносказательно. Во-первых, Воланд способствовал помешательству некоторых москвичей, разум которых оказывался слишком хрупким для того, чтобы осознать присутствие сверхъестественных событий. Однако назвать его отрицательным героем язык не поворачивается.
Мало того, в Воланде есть даже некая тяга к справедливости. Ведь он наказывает только лишь тех, кто имеет моральные недостатки. Преследует людей нечестивых, подлых и мерзких, некоторых из которых даже можно охарактеризовать, как низких, жалких, ничтожных.
Соответственно, герой предстает перед читателем неким «Робин Гудом из мира магии», «молчаливым мстителем», «гласом темной справедливости», «адским ангелом отмщения».
Способности «темного владыки» безграничны. Он заранее знает обо всем, что может случиться, помнит то, что происходило тысячи лет назад, видит намного больше, чем «простые смертные». Именно поэтому человеческие поступки его смешат.
Однако пара Мастера и Маргариты сумела «умилить» его. Проникнувшись искренней любовью, самозабвенностью и страданиями героев, Воланд дарует им свободу.
Это характеризует его не только как мрачного, мистичного героя, наделенного высшей степенью власти и тягой к справедливости, но и как милосердного. Впрочем, любой правитель обязан иногда быть снисходительным по отношению к своим подданным.
К чертам Воланда также можно причислить таинственность, загадочность, флегматичность, прозорливость, умение видеть людей насквозь и.т.д.
Воланд отличается от Дьявола тем, что не искушает людей, а испытывает их путем сложных жизненных обстоятельств. Как правило, все проверки нестандартные и яркие. Что же касается реакции людей, она тоже отличается.
«Финальной точкой», которую темный владыка ставит при столкновении с любым представителем человеческого рода, является предоставляемый им выбор: герой предлагает личности, наконец, определиться, на чью сторону встать?
Варианта два – Свет или Тьма.
Образ Воланда
Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.
Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.
Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.
Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще. Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними. Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».
Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы. Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.
Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед. Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам. Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.
В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое. Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.
Вариант 4
Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…
В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление, «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.
Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить. У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем. Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.
Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».
Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться. Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.
Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.
Сочинение 5
Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.
На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни. Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.
Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей. Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.
Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования. Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.
Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы. На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Пришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы.
Главным персонажем сказки Андерсена «Огниво» является обычный солдат. Он возвращается со службы домой. Впереди его ждёт новая жизнь.
Здравствуй, моя любимая мамочка! В этом письме я хочу рассказать о своих теплых и искренних чувствах к тебе. У меня не всегда получается передать это на словах, но ты и без слов всегда меня понимаешь
Написанная в 1664 году комедия «Тартюф, или Обманщик» одна из самых скандальных пьес Мольера. Хотя комедией в современном понимании этого слова, ее можно назвать лишь условно
Жанровая направленность произведения представляет собой короткий рассказ, повествующий о жизни детей. Повествование в рассказе ведется от третьего лица, являющегося рассказчиком.
Источник
Все болезни от нервов, и только одна от любви: чем же болен Воланд и почему у него разные глаза
Иван Иванович, исполненный алкогольного достоинства, за третьим разом взял приступом эстраду и доложил такое:
– Прежде чем говорить о Международном дне, скажем несколько слов о венерических болезнях! М. Булгаков, «Праздник с сифилисом»
Вы помните, что у Воланда разные глаза? А что он страдает от болей в колене и даже иногда прихрамывает? А вы знаете, что разные глаза и хромота это традиционные признаки дьявола? Наделять своего героя этими качествами, понятными проницательному читателю, понадобилось Булгакову именно для того, чтобы подчеркнуть его, Воланда, инфернальность. Таким образом, понятно, почему хромает Воланд. Теперь давайте попытаемся разобраться, отчего? От того, что был сброшен богом на землю и сломал ногу, как учит библейская легенда? Сам Воланд говорит, что «ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда». Да и вообще, он далеко не канонический христианский дьявол. Так что хромая нога – это не последствие низвержения на землю, а всего лишь аллюзия на его происхождение. Так откуда у него эта хромота – de facto? И отчего же у него все-таки разные глаза? Да, это признак сатаны, но почему у сатаны они разные? Булгаков со свойственным ему юмором предлагает разгадку: Воланд болен… сифилисом.
Да-да, разные глаза — один из симптомов этого неприятного инфекционного заболевания, иначе называемого люэсом, вызываемого микроорганизмом вида Treponema pallidum подвида pallidum, относящимся к роду Treponema, семейству спирохет. Я вижу, что у людей часто вызывает недоверие информация о том, что причиной разных глаз может являться сифилис. В самом деле, ведь иногда встречаются люди, у которых, скажем, левый глаз карий, а правый зеленый. Это связано с особенностью пигментации радужной оболочки, но, разумеется, никак не с сифилисом. Однако же у Воланда глаза отличаются друг от друга не просто цветом. Известно, что застарелый сифилис часто характеризуется явлением, называемым Argyll Robertson Pupil — отсутствием зрачкового рефлекса, причем не обязательно сразу в обоих глазах. Иначе говоря, один из зрачков не сокращается под воздействием света. А теперь вспомним, как изображает Булгаков глаза Воланда: один-то нормальный, зеленый, а вот второй — «пуст, черен и мертв». Именно так можно описать неестественно расширенный зрачок пораженного люэсом глаза.
Вообще, хочется заметить, что разные глаза как признак сифилиса довольно часто можно встретить в произведениях Булгакова. Например, в рассказе «Звездная сыпь» врач вспоминает о неком Семене, страдающем этим недугом: «Цел ли у него носовой скелет? А зрачки у него одинаковые? Бедный Семен!» Или в «Белой гвардии»: доктор Турбин, осматривая сифилитика, первым делом «внимательнейшим образом вгляделся в зрачки пациенту. Но зрачки у владельца козьего меха оказались обыкновенные». Вообще, в те годы сифилис был довольно распространенной болезнью, и тогда, в отличие от сегодняшнего дня, разные глаза были общеизвестным и очевидным его симптомом. Даже упомянутый пациент еще до посещения врача знает о том, что его ждет: «Пройдет пятнадцать лет, может быть, меньше, и вот разные зрачки, гнущиеся ноги, потом безумные идиотские речи, а потом — я гнилой, мокрый труп».
Да и сам Воланд вполне откровенно говорит Маргарите о своей болезни: «Приближенные утверждают, что это ревматизм, но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чертовой кафедре». На Брокенских горах традиционно собираются на шабаш ведьмы для празднования Вальпургиевой ночи. А непременным атрибутом ведьминских шабашей, как известно, являются сексуальные оргии, на которых ведьмы отдаются дьяволу. Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: какую же болячку могла «оставить на память» ведьма, с которой «близко познакомился» на шабаше Князь тьмы? Что? Ответ досрочный?
Да, в самом деле, запущенный сифилис характеризуется повреждением хрящевой и костной ткани, причем нередко именно нижних конечностей (гуммозные повреждения часто возникают как раз в области колена). При этом больной испытывает сильную ноющую боль. Кроме того, повреждение хрящевой ткани отражается и на гортани, что проявляется в характерной сифилитической хрипоте. Вспомним, что голос Воланда «на некоторых словах давал оттяжку в хрип».
Кстати, Азазелло тоже страдает этим недугом, причем даже в большей степени, чем его господин. Гнусавый голос, бельмо на глазу, опять-таки хромота. В ранних редакциях романа симптомы люэса были даже еще очевидней: у него, бедняги, даже провалился нос и вытек глаз, а Булгаков прямо называл его голос то хриплым сифилитическим, то гнусавым, но опять-таки сифилитическим.
Некоторые возражают, что каждый из этих признаков можно найти и у людей, и не больных венерическими болезнями. Да, каждый признак в отдельности мог бы и не значить ничего. Повторю – в отдельности. Но все вместе они складываются в совершенно явную картину. И даже если бы Булгаков – предположим такое – наделил свиту симптомами сифилиса совершенно случайно, не имея ничего в виду, то все равно он – профессиональный врач-венеролог (а если еще точнее, сифилидолог) – не мог бы не заметить нарисованной им самим картины.
Итак, у Воланда в самом деле венерическая болезнь? Казалось бы, есть неоспоримый аргумент против этой теории. Ведь как не крути, он – сатана, всесильный злой дух, а как дух может страдать от простой болезни смертных? Больше того, давайте вспомним последний полет свиты дьявола, одну из моих любимых сцен, когда ночь «хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы». Лицо Азазелло изменяется, и его уродливое бельмо – один из признаков болезни — пропадает. Так что же, пресловутый сифилис тоже был обманом, мишурой?
Здесь придется сделать небольшое отступление и вспомнить о судьбе самой книги «Мастер и Маргарита». Как известно, Михаил Афанасьевич умер, так и не закончив редактирование своего произведения. По сути, можно сказать, что романа «Мастер и Маргарита» не существует – то, что сейчас издается под этим названием, это лишь наиболее гармоничная подборка фрагментов текста из булгаковских рукописей. Да и то, исследователи так и не определились, какую подборку считать оптимальной, поэтому на сегодняшний день с равным правом издаются две версии романа. Можете проверить, которая из них стоит у вас на полке – первая начинается словами «В час жаркого весеннего заката…», а вторая – «Однажды весною…» (она чуть полнее). Именно поэтому люди, интересующиеся творчеством Булгакова (а к ним отношусь и я) проявляют такой интерес к неизвестным широкой публике ранним редакциям романа – не прочитав их, невозможно в полной мере понять это произведение. Впрочем, в полной мере его понять, пожалуй, не получится, даже проштудировав все до одного черновики писателя, но, во всяком случае, проследив эволюцию романа, можно найти для себя ответы на многие вопросы. Заглянем в одну из таких ранних редакций и найдем описание последнего полета. Вот что говорит Воланд по поводу преображения Коровьева в печального Рыцаря:
– Он неудачно однажды пошутил, — шепнул Воланд, — и вот, осужден был на то, что при посещениях земли шутит, хотя ему и не так уж хочется этого. Впрочем, надеется на прощение. Я буду ходатайствовать.
Будет ходатайствовать?! Получается, над ним стоит еще некая Сила, которой даже Воланд не в силах перечить? Значит, он не всесилен? И не он наложил проклятье на Фагота, как можно было подумать, читая общеизвестную редакцию? Выходит, именно эта Сила определяет, какое именно обличье будет у духа, приходящего в наш мир. В самом деле, ведь и Иешуа находится на земле в теле, подверженном болезням и даже самоё смерти. Таким образом, преображение свиты Воланда объясняется очень просто – духи зла покинули землю, оставив свои земные тела, в которых вынуждены были находиться. Как мы видим, даже Воланд не властен менять в нашем мире свой облик наперекор этой Высшей Силе. И, однажды заразившись сифилисом в своем земном обличье, он вынужден всякий раз посещая землю, пожинать плоды этого.
Источник