Меню

Кто придумал название цветами



Кто придумывает названия цветов типа «Камелопардовый» или «Бедра испуганной нимфы»

Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся названия цветов? Некоторые из них были придуманы еще сотни лет назад, а какие-то появились совсем недавно. Постараемся подробно разобрать наиболее распространенные источники их происхождения и расскажем о самых необычных оттенках.

Источники происхождения

Большинство слов, используемых для цветообозначения, формируются на основе явлений или предметов, обладающих характерным окрасом, а также заимствований из иностранных языков. Например, «коричневый» получил свое название благодаря корице, а «бордо» происходит от французского «bordeaux» (темно-красный).

Современные обозначения оттенков (вроде «небесно-голубого») появляются из-за развития их рекламной функции, а также стремления производителей привлечь внимание к своему продукту.

Все источники, из которых происходят цветовые термины, группируются следующим образом.

Историческое происхождение

К историческим наименованиям относятся «черный», «красный», «белый» и другие привычные нам обозначения. При этом термин «белый» считается самым старым, он образован от индоевропейского корня bha- в значении «сиять, блестеть».

Еще один пример — «Умбра», название которой произошло от региона центральной Италии, точнее, от окраса местной почвы. В качестве пигмента жженую и натуральную умбру используют еще с древних времен.

Или наименование черной краски «Сажа газовая», которое стало общепринятым для любых пигментов, полученных сжиганием дров, газа или других органических материалов.

Основной пигмент

Также распространены названия, указывающие на главный пигмент состава. Например, в основе цвета «Голубая ФЦ» (Phthalocyanine Blue) лежат фталоцианиновые красители. Причем изначально это наименование носила только массово производимая краска, а потом так стал называться и сам оттенок.

Международные системы

Некоторые наименования обуславливаются международными стандартами. Существующие системы находят применение в сферах, где требуется четкая цветопередача, а также однозначное понимание оттенков. Цветовая стандартизация востребована в области графического дизайна, полиграфической отрасли, текстильной промышленности, производстве лакокрасочных материалов.

Отличающиеся оттенки здесь описываются математически, посредством числовых координат. Специально разработанные палитры насчитывают тысячи тонов. Каждый из них характеризуется рядом параметров, в том числе: насыщенностью, яркостью, соотношением между базовыми цветами (могут изменяться в зависимости от используемой раскладки — CMYK или RGB).

Одна из самых распространенных цветовых моделей — Pantone Plus. Стандартизированные каталоги подбора цвета, разработанные Американской компанией Pantone Inc, содержат более 2 тыс. оттенков.

Диапазон тонов данной системы имеет структурированную нумерацию. Название включает шесть цифр, первые две из которых отделены дефисом. В конце числового значения добавляется суффикс, указывающий на используемый при печати материал (TCX — хлопок, TPG — бумага и т. д.).

Маркетинг

Коммерческие фирмы в своих цветовых веерах помимо кодов идентификации указывают и имена. Например, номер 16-1541 TPG у Pantone подписывается как «Camelia», 15-1050 TPG — «Golden Glow» и т. д. Все это делается для удобства заказчиков, так как на этапе согласования дизайна цифровые комбинации воспринимаются слишком тяжело.

Придумыванием имен занимаются специалисты отдела маркетинга. Их цель — выделить продукт своей фирмы из множества ему подобных. Обозначения не являются нормативными — у разных компаний они отличаются, а где-то могут совсем отсутствовать. Сами термины тоже довольно условны. Например, «Марсала» (18-1438), ставший главным цветом Pantone в 2015 году, позиционируется как «темный винный с коричневым подтоном», но при этом само вино «Марсала» бывает не только красным, но и белым.

Читайте также:  Антисептики для кожи красного цвета

Палитра цветов Марсала

Цветом 2014 года по версии Pantone стала «Сияющая орхидея». Вице-президент организации Лори Прессман говорит, что придумать это название было очень просто: окрас четко ассоциировался с сиянием и естественным блеском.

Каждое описательное наименование имеет свое значение и оказывает существенное влияние на восприятие покупателем всего бренда. Особенно актуально это для тех категорий товаров, где цвет — важный элемент продукта (косметика, автомобили и пр.). К тому же, исследователи выяснили, что людей чаще привлекают замысловатые имена: многие между «коричневой» краской и «мокко» выберут второй вариант, несмотря на то, что визуально они не будут отличаться. Все это заставляет маркетологов постоянно придумывать новые оригинальные наименования для самых простых оттенков.

Можно заметить, что немецкая марка Volkswagen продвигает Beetle как более быстрый автомобиль: компания вкладывает в сознание потенциальных клиентов мысли о силе и скорости, называя краску «Tornado Red» (Красный торнадо) или «Reflex Silver» (Серебряный рефлекс).

Производители косметической продукции тоже выпускают товары с крайне оригинальными наименованиями. Губная помада от Urban Decay стала называться «Асфиксия» («Asphyxia»), тени для век этой же фирмы — «Дурной знак» («Omen»), краска для волос от Special Effects — «Аквариум» («Fishbowl»), а лак для ногтей от Nars — «Без границ» («No Limits»).

Урбан Дикей Вайс помады

Эти имена абсолютно произвольные и напрямую никак не относятся к товару. Несмотря на странность, этот прием работает достаточно эффективно: увидев на упаковке неоднозначное название, покупатель начинает размышлять о продукте, закрепляя тем самым информацию о бренде на подсознательном уровне.

Готовый цветовой продукт — это результат вдохновения различными культурами, природой, а также веяниями мировой моды. Первоисточниками имен обычно становятся общие языковые термины, названия растений, животных, минералов. Так, например, в цветовых наименованиях Pantone нередко встречаются упоминания десертов, фруктов, овощей, атрибутов роскоши, географических объектов:

  • еда: «Попкорн 12-0824 TCX», «Зеленый лайм» 14-0452 TCX, «Томаты черри» 17-1563 TCX, «Банан» 13-0947 TCX, «Карамельный крем» 13-1022 TCX, «Спелая тыква» 16-1260 TCX;
  • предметы роскоши: «Изумруд» 17-5641 TCX, «Королевская драгоценность» 19-3640 TCX, «Лимузин» 19-4005 TCX;
  • места земного шара: «Адриатический синий» 17-4320 TCX, «Андорра» 19-1327 TCX, «Синий из Монако» 19-3964 TCX.

Самые необычные названия

Некоторые оттенки получили совсем непривычные имена. Расскажем о самых интересных.

«Адского пламени» — вариация красного с лиловым отливом.

«Бедра испуганной нимфы» (от фр. «cuisse de nymphe effrayée») — светло-розовый, имеющий желтоватый подтон. Является разновидностью основного цвета — «Бедра нимфы». «Испуг» девы объясняется более выраженным розовым тоном (считается, что, когда нимфа пугается, ее кожа розовеет). Появление названия относят к 1802 году, когда известный французский селекционер вывел новый сорт розы с таким именем.

«Жирафьего брюха» — светло-коричневый. Стал актуальным в 1827 году после того, как наместник Египта преподнес в дар королю Франции Карлу Х маленького жирафа.

«Испуганной мыши» — аналог светло-серого.

«Камелопардовый» — коричневый с желтым подтоном.

«Пюсовый» — один из оттенков бурого. Другое название — «Цвет раздавленной блохи» (puce от фр. — блоха).

Это далеко не полный список диковинных названий. Сюда же можно отнести такие цвета, как: «Вайдовый» (синий), «Влюбленной жабы» (зеленый), «Маркизы Помпадур» (розовый), «Парижской грязи» (серо-коричневый), «Аделаида» (лиловый). Большинство из них имели широкую популярность в 18-м веке, но сейчас считаются устаревшими. На смену приходят «Ягодный», «Ультрафиолет», «Пыльный розовый».

Читайте также:  Как улучшить цвет автомобиля

Источник

А ведь у цвета и оттенков тоже есть история

Леонардо да Винчи(1452-1519) Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения — Леонардо да Винчи. Он установил, что мноогобразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов — 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспектов цветов: художественный и физический.

Исаак Ньютон(1643-1727) Полтора века спустя 23-х летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц «Труд о природе цвета». Его автором был Иоганн Вольфганг Гете . Именно так, всем известный немецкий поэт васказывался по этому поводу так: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения. «. Свое учение о цвете он ценил выше, чем «Гец» или «Ифигению». Особенный интерес вызывает «часть о воздействии цветов на зрение и разум».

Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, исли смотреть из темноты на освященный предмет, виден и цвет предмета. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливаю друг друга, а другие приглушают.

В наше время книга Гете во многом устарела, но ее часть посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости.

Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.

Белый цвет.

Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».

Красный цвет.

Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.

Багряный цвет.

Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.

Читайте также:  Какого цвета антенный провод

Червонный цвет.

Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.

Алый цвет.

Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».

Розовый цвет.

Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза»

Зелёный цвет.

«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».

Жёлтый цвет.

Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».

Оранжевый цвет.

Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет — «цвет апельсина».

Голубой цвет.

Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название — «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.

Синий цвет.

«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.

Фиолетовый цвет.

История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».

Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» — с тёмным морем, «красный» — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.

Источник